Программа дополнительного образования познавательной направленности "Учимся,играя"
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Цель: Развитие наглядно – действенного мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_uchimsya_igraya_cheshkova_1.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание Программы:
№ п/п | Разделы Программы | Страница |
1. | Паспорт Программы | 3 - 4 |
2. | Пояснительная записка | 5- 7 |
3. | Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы познавательной направленности «Учимся, играя» | 8 – 12 |
4. | Мониторинг реализации программы | 13 – 14 |
5. | Список используемой литературы | 15 |
6. | Приложение | 16 - 23 |
I. Паспорт программы
Наименование Программы | Программа дополнительного образования познавательной направленности "Учимся, играя". | |
Основание для разработки Программы | Закон РФ «Об образовании» Программа «Развитие образования г. Нижневартовска на 2012-2014годы»; Программа развития МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка» на 2012-2014гг. | |
Заказчик Программы | Родители, педагоги ДОУ | |
Исполнители Программы | Чешкова Вера Фёдоровна. | |
Разработчики Программы | Чешкова Вера Фёдоровна, воспитатель первой квалификационной категории | |
Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы | Город Нижневартовск, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, ул. Чапаева 11 А., тел. 46 – 16 – 30, факс 46 - 60 - 32 | |
Целевые группы | Программа рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). | |
Срок реализации Программы | 1 год | |
Цель Программы | Развитие наглядно – действенного мышления и сенсорных способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников. | |
Задачи Программы | 1.Развивать у детей основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, обобщение. 2.Учить различать свойства предметов по цвету, форме, величине; 3. Формировать у детей начальные пространственные и количественные представления. 3.Развивать коммуникативность, конструктивные умения, мелкую моторику рук. 4.Формировать умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи. 5. Формировать интерес у детей к развивающим играм. | |
Ожидаемые результаты | 1. Различает и называет цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый, белый, чёрный). 2.Различает и называет форму предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). 3. Различает величину предметов. 4. Различает с помощью воспитателя пространственное расположение предметов. 5. Имеет количественные представления, называет (много, мало, один, два). 6. Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам. 7. Использовать в речи слова – обобщения. | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Исполнение представленной программы анализируется два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом. Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ. |
2. Пояснительная записка
Актуальность изучения наглядно-действенных форм мышления, по мнению Н.Н. Поддьякова, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. практическое мышление – это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями наглядно- действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, это психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления является слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.
Одна из особенностей мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта -ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания.
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.
Виды мышления определяются в основном характером и способом решения задач и меньше — его содержанием, поэтом при зрительном дефекте все они сохраняются. В наглядно-действенном мышлении контроль за действием может происходить при помощи зрительного или двигательного анализатора.
В психологических исследованиях А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.П.Зинченко, А.Г.Рузской , А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и других авторов убедительно доказывается тесная взаимосвязь между процессами восприятия и мышления, а также огромное значение предметной деятельности в развитии этих процессов у детей. Изучение наглядно-действенных форм мышления у дошкольников с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии. Однако на сегодняшний день в тифлопсихологии не проводилось исследований, посвященных проблемам формирования и развития наглядно-действенного мышления у детей со зрительной патологией. Неизученность, а также огромное значение компенсации дефекта указывают на актуальность проблемы, которая заслуживает самостоятельного изучения.
Наглядно-действенное (практическое) мышление и исторически, и онтогенетически является наиболее ранним видом мышления человека. Согласно психологическим исследованиям, наглядно-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Формирование наглядно-действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделяется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Зачатки наглядно-действенного мышления наблюдаются уже у 7-месячных детей, и до 3 лет оно активно развивается. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметами, игрушками.
Подлинное наглядно-действенное мышление проявляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Иногда это называют фазой «ручного мышления». Уже в 3 летнем возрасте зрячий ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолеты; разбирает на части игрушку, пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы: из чего состоит, как сделана и т.п.
В психологии убедительно показано, что умственное развитие ребенка- результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия. Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и создает условия для его развития в том или ином направлении.
Цель: Развитие наглядно – действенного мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
1. Различает и называет цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый, белый, чёрный).
2. Различает и называет форму предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
3. Различает величину предметов.
4. Различает с помощью воспитателя пространственное расположение предметов.
5. Имеет количественные представления, называет (много, мало, один, два).
6. Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам.
7. Использовать в речи слова – обобщения.
Ожидаемые результаты:
1. Различает и называет цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый, белый, чёрный).
2.Различает и называет форму предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
3. Различает величину предметов.
4. Различает с помощью воспитателя пространственное расположение предметов.
5. Имеет количественные представления, называет (много, мало, один, два).
6. Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам.
7. Использовать в речи слова – обобщения.
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы познавательной направленности "Учимся, играя"
Тема | Программные задачи | Материал | Литература |
Октябрь | |||
1 неделя: «Укрась бабочку» | 1. Учить детей группировать предметы по цвету. 2. Закреплять знания о геометрических фигурах, о понятия много - один, большой - маленький. 3. Развивать мелкую моторику. | 1. Бабочки разных цветов, вырезанные из картона 2. Геометрические фигуры разных размеров и цветов. | 1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. |
2 неделя: «Башмачки Фифы» | 1. Формировать представлений о цвете. | 1. Красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки(квадраты). 2.Башмачки точно такого же цвета. 3. Коврограф «Ларчик» | 1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича. |
3 неделя: «Угощение для Медвежат» | 1. Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам 2. Понимание слов: «разные», «одинаковые» 3.Подведение к пониманию отрицания свойств. | 1. Изображение медвежат. 2. Карточки со знаками символами свойств. 3. Блоги Дьенеша | 1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б. Б «Давайте вместе поиграем» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
4 неделя: “Собери пирамидку” | 1. Учить ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше) 2.Различать понятия “один – много”. | 1. Пирамидки из 4 колечек разной величины. | 1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. |
5 неделя: «Лопушок» | 1.Формировать представление о форме предметов. | 1. Геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг. 2.«Разноцветные верёвочки» 3.Персонаж «Лопушок» | 1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича. |
Ноябрь | |||
6 неделя: «Весёлые каркуши» | 1. Формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум признакам( цвет и форма) | 1. Набор блогов Дьенеша. 2. Игровое поле | 1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
7 неделя: «Весёлые гномики» | 1.Развивать восприятия соотношения и обозначение цвета. | 1. Лист с изображение гномов и шаров. | 1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка математика для детей 3-4 лет |
8 неделя: «На своё место» | 1.Формировать представлений о размере предметов. | 1.Два прямоугольника (длинный и короткий) . 2.Верёвочки двух размеров (карандаши). 3. Коврограф «Ларчик». | 1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича. |
9 неделя: «Волшебные круги» | 1. Учить различать предметы по цвету, размеру и форме. 2. Знать название геометрических фигур. 3. Развивать мышление, внимание | 1. Геометрические фигуры. 2. Персонаж «Лопушок». 3. Коврограф «Ларчик» | 1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича. |
Декабрь | |||
10 неделя: «Дупло белочки» | 1. Учить детей различать, чередовать, группировать предметы по величине. | 1. Набор блогов Дьенеша. 2. Игровое поле | 1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
11 неделя: «Дорисуй картинку с помощью пуговицы»
| 1.Развивать воображение и творчество детей. 2.Формировать умения чередовать предметы по цвету, размеру. | 1.Иллюстрации с изображением цветов, самолета, мухомора, и т.д., 2.Пуговицы. | 1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. |
12 неделя: «Лев, луна, павлин и пень» | 1. Формировать умения ориентироваться в пространстве. | 1. Картинки с изображением льва, луны, павлина, пня. 2. Коврограф «Ларчик» | 1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича. |
13 неделя: «Коврик для кошечки» | 1. Закреплять знаний о цвете и длине. 2.Развивать мелкую моторику. | 1.Цветные палочки Кюизнера. | 1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и палочки Кюизнера. |
14 неделя: «Мостик через речку» | 1. Учить находить предмет по цвету. 2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие). | 1. Набор блогов Дьенеша. 2. Игровое поле | 1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
Январь | |||
15 неделя: «Бусы». | 1. Формировать умений соотносить предметы по их количеству. | 1. Коврограф «Ларчик». 2. Разноцветные липучки. 3. Разноцветные верёвочки. | 1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича. |
16 неделя: «Раз, два, три – розовая палочка беги!» | 1. Закрепление знаний о цвету. 2. Формировать умения ориентироваться в пространстве. | 1.Цветные палочки Кюизнера. 2. Обручи. | 1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и палочки Кюизнера. |
17 неделя: «Полянка» | 1.Учить группировать предметы по цвету. 2.Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. 3.Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». | 1. Картонные игрушки бабочки. 2. Цветы из картона. | http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 2012 /04/19/ didakticheskie-igry-po-sensorike |
Февраль | |||
18 неделя: «Ёжик» | 1. Учить находить предмет по цвету. 2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие). | 1. Набор блогов Дьенеша. 2. Игровое поле | 1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
19 неделя: " Построим забор". | 1. Учить закреплять, выделять цвета и сравнивать по длине. | 1.Цветные палочки Кюизнера. 2. Игрушка собачка. | 1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и палочки Кюизнера. |
20 неделя: «Подбери чашки к блюдцам». | 1.Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. 2.Развивать мелкую моторику, внимание. | Чашки и блюдца из цветного картона. | http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 2012 /04/19/ didakticheskie-igry-po-sensorike |
21 неделя: «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету» | 1. Закреплять цвета. 2. Развивать мелкую моторику рук | 1. Пуговицы разного цвета. 2.Контейнер с ячейками. | chernikova/ didakticheskie-igry-s-pugovicami-dlja-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html |
Март | |||
22 неделя: «Конфеты». | 1. Учить детей соотносить предметы по величине. | 1.Большие и маленькие фигуры. 2. Коврограф «Ларчик». | 1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича. |
23 неделя: «Машинки» | 1. Учить находить предмет по цвету. 2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие). | 1. Набор блогов Дьенеша. 2. Игровое поле | 1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
24 неделя: «Найди и назови» | 1.Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого цвета и размера. | 1. Геометрические фигуры. | |
25 неделя: «Зайкин огород» | 1. Учить находить предмет по цвету. 2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие). | 1. Набор блогов Дьенеша. 2. Игровое поле | 1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
Апрель | |||
26 неделя: «Подарок» | 1. Учить детей ориентироваться в количестве предметов. | 1. Коврограф «Ларчик». 2. Геометрические фигуры | 1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича. |
27 неделя: «Белка и Стрелка в космосе» | 1. Учить находить предмет по цвету. 2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие). | 1. Набор блогов Дьенеша. 2. Игровое поле | 1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
28 неделя: «Толстые и тонкие» | 1. Учить находить предмет по цвету. 2. Закреплять представление о величине(толстые, тонкие). | 1. Набор блогов Дьенеша. 2. Игровое поле | 1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша») |
29 неделя: «Сказочный городок» | 1. Развитие мелкой моторики, сенсорного воспитания, 3.Закреплять пространственные представления. | 1. Фигуры гномиков большие красные и маленькие зеленые, 2.Домик высокий, красный, состоящий из прямоугольника, треугольника, домик низкий, состоящий из квадрата, треугольника. 3.Крупа (манка). | http://50ds.ru/metodist/7843-razvitie-matematicheskikh-sposobnostey-cherez-didakticheskie-igry.html |
30 неделя: «Разноцветные фонарики» | 1.Закрепить представление о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один» и «много». | 1. Фонарики двух цветов. | 1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка (практический курс математики для дошкольников). |
Май | |||
31 неделя: «Волшебный мешочек». | 1. Закрепить форму, цвет, размер. | 1. Кубики красного и жёлтого цветов. 2. Мешочек или коробочка для кубиков. | 1. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. |
32 неделя: «Найди пару». | 1. Сенсорное развитие. 2.Группировать по форме, цвету и размеру. 3.Учить орентироваться по рисунку. | 1.Рукавички из картона с изображением геометрических фигур. |
4. Мониторинг реализации программы.
Педагогическое обследование оценки основных показателей усвоения программы "Учимся, играя" проводится по выявлению развития наглядно – действенного мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Цель: Выявить уровень развития наглядно – действенного мышления и сенсорных способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Показатели:
Различают и называют цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый, белый, чёрный).
Различают и называют форму предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Различают величину предметов (большой – маленький, толстый - тонкий)
Умеет ориентироваться в пространстве.
Умеет различать понятия «много», «мало», «один», «два».
Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам.
Критерии:
3балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.
2балла - ребенок допустил одну ошибку.
1балл - ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.
Результаты:
Высокий уровень – 14-18
Средний уровень – 10-13
Низкий уровень - 6-9
Протокол обследования по образовательной области «Математическое развитие» в группе общеразвивающей
направленности для детей 4-го года жизни по дополнительному образованию
познавательной направленности «Учимся, играя».
Воспитатель: Дата проведения
№ п/п | Фамилия Имя ребенка. | Различает и называет цвета | Различает и называет форму предмета | Различает величину предметов. | Умеет ориентироваться в пространстве. | Умеет различать понятия «много», «мало», «один», «два» | Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам.
| итого | |||||||
Ст.м | Ит.м | Ст.м | Ит.м | Ст.м | Ит.м | Ст.м | Ит.м | Ст.м | Ит.м | Ст.м | Ит.м | Ст.м | Ит.м | ||
|
5. Список использованной литературы.
1. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. 2. «Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
3. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича, 2007 г.
4. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)
5. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и палочки Кюизнера. Мозаика – Синтез, 2013г
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка математика для детей 3-4 лет .2013г
7. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.
Интернет – ресурсы:
http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 2012 /04/19/ didakticheskie-igry-po-sensorike
http://ped-kopilka.ru/blogs/chernikova/didakticheskie-igry-s-pugovicami-dlja-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://50ds.ru/metodist/7843-razvitie-matematicheskikh-sposobnostey-cherez-didakticheskie-igry.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"
В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...
"Развивайка" (программа развития познавательных процессов)
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Разнообразные задания способствуют развитию внимания, памяти, мышления, расширяют кругозор....
Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)
Рабочая программаНаправление «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область«Чтение художественной литературы»(3 – 4 года)...
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
Программа дополнительногообразования художественно-эстетической направленности
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.Актуальность...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?&rdquo...