Программа дополнительного образования познавательной направленности "Учимся,играя"
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Чешкова Вера Фёдоровна

Цель: Развитие наглядно – действенного  мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_uchimsya_igraya_cheshkova_1.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание Программы:

№ п/п

Разделы  Программы

Страница

1.

Паспорт Программы

3 - 4

2.

Пояснительная записка

5- 7

3.

 Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы познавательной направленности «Учимся, играя»

8 – 12

4.

Мониторинг реализации  программы

13 – 14

5.

Список используемой литературы

15

6.

Приложение

16 - 23

I. Паспорт программы

Наименование Программы

Программа дополнительного образования познавательной направленности "Учимся, играя".

Основание для разработки Программы

Закон РФ «Об образовании»

Программа «Развитие образования г. Нижневартовска на 2012-2014годы»;

Программа развития МБДОУ ДСКВ № 68 «Ромашка» на 2012-2014гг.

Заказчик Программы

 Родители,  педагоги ДОУ

Исполнители Программы

Чешкова Вера Фёдоровна.

Разработчики Программы

Чешкова Вера Фёдоровна, воспитатель первой квалификационной категории

Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы

Город Нижневартовск, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, ул. Чапаева 11 А., тел. 46 – 16 – 30, факс 46 - 60 - 32

Целевые группы

Программа рассчитана на работу с  детьми младшего дошкольного возраста  (от 3 до 4 лет).

Срок реализации Программы

1 год

Цель Программы

 Развитие наглядно – действенного  мышления и сенсорных  способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Задачи Программы

1.Развивать у детей основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, обобщение.

2.Учить различать  свойства предметов по цвету, форме, величине;

3. Формировать у детей начальные  пространственные и количественные представления.

3.Развивать коммуникативность, конструктивные умения, мелкую моторику рук.

4.Формировать умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи.

5. Формировать интерес у детей к развивающим играм.

Ожидаемые результаты

1. Различает и называет цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый, белый, чёрный).

2.Различает и называет форму предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

3. Различает величину предметов.

4. Различает с помощью воспитателя пространственное расположение предметов.

5. Имеет количественные представления, называет (много, мало, один, два).

6. Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам.

7. Использовать в речи слова – обобщения.

Система организации контроля за исполнением Программы

Исполнение представленной программы анализируется два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом.

Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ.

2. Пояснительная записка

   

Актуальность изучения наглядно-действенных форм мышления, по мнению Н.Н. Поддьякова, состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. То есть  значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления.  

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. практическое мышление – это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями наглядно- действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, это психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними. Орудием мышления является слово, речевая деятельность, на основе которых формируются понятия, обобщения, логические построения.

   Одна из особенностей мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта -ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания.

   Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.

     Виды мышления определяются в основном характером и способом решения задач и меньше — его содержанием, поэтом при зрительном дефекте все они сохраняются. В наглядно-действенном мышлении контроль за действием может происходить при помощи зрительного или двигательного анализатора.

   

  В психологических исследованиях А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.П.Зинченко, А.Г.Рузской , А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой и других авторов убедительно доказывается тесная взаимосвязь между процессами восприятия и мышления, а также огромное значение предметной деятельности в развитии этих процессов у детей. Изучение наглядно-действенных форм мышления у дошкольников с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии. Однако на сегодняшний день в тифлопсихологии не проводилось исследований, посвященных проблемам формирования и развития наглядно-действенного мышления у детей со зрительной патологией. Неизученность, а также огромное значение компенсации дефекта указывают на актуальность проблемы, которая заслуживает самостоятельного изучения.

    Наглядно-действенное (практическое) мышление и исторически, и онтогенетически является наиболее ранним видом мышления человека. Согласно психологическим исследованиям, наглядно-действенная форма мышления особенно интенсивно развивается в раннем и младшем дошкольном возрасте.

  Формирование наглядно-действенного мышления у ребенка начинается с практической деятельности, когда еще нет планомерных действий, не выделяется предварительная ориентировочная деятельность и действие подчиняется непосредственному впечатлению. Зачатки наглядно-действенного мышления наблюдаются уже у 7-месячных детей, и до 3 лет оно активно развивается. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметами, игрушками.

      Подлинное наглядно-действенное мышление проявляется тогда, когда ребенок, решающий задачу на построение любой конструкции, оказывается в состоянии строить гипотезы и проверять их в процессе непосредственной практической деятельности. Иногда это называют фазой «ручного мышления». Уже в 3 летнем возрасте зрячий ребенок планирует и строит домики из кубиков, собирает из деталей конструктора машины, самолеты; разбирает на части игрушку, пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы: из чего состоит, как сделана и т.п.

   В психологии  убедительно показано, что умственное развитие ребенка- результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия. Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и создает условия для его развития в том или ином направлении.


Цель: Развитие наглядно – действенного  мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
1.  Различает и называет цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый, белый, чёрный).

2. Различает и называет форму предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

3.  Различает величину предметов.

4. Различает с помощью воспитателя пространственное расположение предметов.

5.  Имеет количественные представления, называет (много, мало, один, два).

6.  Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам.

7.  Использовать в речи слова – обобщения.

Ожидаемые результаты:

1. Различает и называет цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый, белый,  чёрный).

2.Различает и называет форму предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

3. Различает величину предметов.

4. Различает с помощью воспитателя пространственное расположение предметов.

5. Имеет количественные представления, называет (много, мало, один, два).

6. Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам.

7. Использовать в речи слова – обобщения.

                         

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы познавательной направленности "Учимся, играя"

Тема

Программные задачи

Материал

Литература

Октябрь

1 неделя:

«Укрась бабочку»

1. Учить детей группировать предметы по цвету.                                     2. Закреплять знания о геометрических фигурах,   о понятия много - один, большой - маленький.                                 3. Развивать мелкую моторику.

1. Бабочки разных цветов, вырезанные из картона

2. Геометрические фигуры  разных размеров и цветов.

1. Венгер Л.А.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.

2 неделя: «Башмачки Фифы»

1. Формировать представлений о цвете.

1. Красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки(квадраты). 2.Башмачки точно такого же цвета.

3. Коврограф «Ларчик»

1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича.

3 неделя: «Угощение для Медвежат»

1. Развивать  умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам                           2. Понимание слов: «разные», «одинаковые» 3.Подведение к пониманию отрицания свойств.

1. Изображение медвежат.

2. Карточки со знаками символами свойств.

3. Блоги Дьенеша

1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б. Б «Давайте вместе поиграем» (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

4 неделя:                “Собери пирамидку”

1. Учить ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше)                                                              2.Различать понятия “один – много”.

1. Пирамидки из 4 колечек разной величины.

1. Венгер Л.А.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.

5 неделя:

«Лопушок»

1.Формировать представление о форме предметов.

1. Геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг. 2.«Разноцветные верёвочки» 3.Персонаж «Лопушок»

1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича.

Ноябрь

6 неделя:                 «Весёлые каркуши»

1. Формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум признакам( цвет и форма)

1. Набор блогов Дьенеша.

2. Игровое поле

1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

7 неделя: «Весёлые гномики»

1.Развивать восприятия соотношения и обозначение цвета.

1. Лист с изображение гномов и шаров.

1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка математика для детей 3-4 лет

8 неделя:                     «На своё место»

1.Формировать представлений о размере предметов.

1.Два прямоугольника (длинный и короткий) . 2.Верёвочки двух размеров (карандаши).

3. Коврограф «Ларчик».

1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича.

9 неделя: «Волшебные круги»

1. Учить различать предметы по цвету, размеру и форме.

2. Знать название  геометрических фигур.

3. Развивать мышление, внимание

1. Геометрические фигуры.

2. Персонаж  «Лопушок».

3. Коврограф «Ларчик»

1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича.

Декабрь

10 неделя:                 «Дупло белочки»

1. Учить детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.  

1. Набор блогов Дьенеша.

2. Игровое поле

1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

11 неделя:  «Дорисуй картинку с помощью пуговицы»

               

1.Развивать воображение и творчество детей.     2.Формировать  умения чередовать предметы по цвету, размеру.

1.Иллюстрации с изображением цветов, самолета, мухомора, и т.д., 2.Пуговицы.

1. Венгер Л.А.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.

12 неделя:                   «Лев, луна, павлин и пень»

1. Формировать  умения ориентироваться в пространстве.

1. Картинки с изображением льва, луны, павлина, пня.

2. Коврограф «Ларчик»

1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича.

13 неделя:               «Коврик для кошечки»

1. Закреплять  знаний о цвете и длине.

2.Развивать мелкую моторику.

1.Цветные палочки Кюизнера.

1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и палочки Кюизнера.

14 неделя:                «Мостик через речку»

1. Учить находить предмет по цвету.

2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие).

1. Набор блогов Дьенеша.

2. Игровое поле

1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

Январь

15 неделя:

«Бусы».

1. Формировать  умений соотносить предметы по их количеству.

1. Коврограф «Ларчик».                             2. Разноцветные липучки.                                  3. Разноцветные верёвочки.

1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича.

16 неделя:

 «Раз, два, три – розовая  палочка беги!»

1. Закрепление   знаний о цвету.

2. Формировать  умения ориентироваться в пространстве.

1.Цветные палочки Кюизнера.

2. Обручи.

1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и палочки Кюизнера.

17 неделя:

«Полянка»

1.Учить группировать предметы по цвету.

2.Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

3.Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

1. Картонные игрушки бабочки.

2. Цветы из картона.

http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 2012 /04/19/ didakticheskie-igry-po-sensorike 

Февраль

18 неделя:

«Ёжик»

1. Учить находить предмет по цвету.

2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие).

1. Набор блогов Дьенеша.

2. Игровое поле

1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

19 неделя:

" Построим забор". 

1. Учить закреплять, выделять цвета и сравнивать по длине.

1.Цветные палочки Кюизнера.

2. Игрушка собачка.

1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и палочки Кюизнера.

20 неделя:

«Подбери чашки к блюдцам».

1.Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.

2.Развивать мелкую моторику, внимание.

Чашки и блюдца из цветного картона.

http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 2012 /04/19/ didakticheskie-igry-po-sensorike

21 неделя: «Пуговицы рассыпались.  Разложи их по цвету»

1. Закреплять цвета.

2. Развивать мелкую моторику рук

1. Пуговицы разного цвета.

2.Контейнер с ячейками.

http://ped-kopilka.ru/blogs/

chernikova/

didakticheskie-igry-s-pugovicami-dlja-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Март

22 неделя:

«Конфеты».

1. Учить детей соотносить предметы по величине.

1.Большие и маленькие фигуры.              2. Коврограф «Ларчик».                            

1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича.

23 неделя: «Машинки»

1. Учить находить предмет по цвету.

2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие).

1. Набор блогов Дьенеша.

2. Игровое поле

1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

24 неделя:

«Найди и назови»

1.Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого цвета и размера.

1. Геометрические фигуры.

25 неделя:             «Зайкин огород»

1. Учить находить предмет по цвету.

2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие).

1. Набор блогов Дьенеша.

2. Игровое поле

1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

Апрель

26 неделя:       «Подарок»

1. Учить детей ориентироваться в количестве предметов.

1. Коврограф «Ларчик».  

2. Геометрические фигуры                          

1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича.

27 неделя:

«Белка и Стрелка в космосе»

1. Учить находить предмет по цвету.

2. Закреплять представление о величине(большие, маленькие).

1. Набор блогов Дьенеша.

2. Игровое поле

1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

28 неделя:

«Толстые и тонкие»

1. Учить находить предмет по цвету.

2. Закреплять представление о величине(толстые, тонкие).

1. Набор блогов Дьенеша.

2. Игровое поле

1. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

29 неделя: «Сказочный городок»

1. Развитие мелкой моторики, сенсорного воспитания, 3.Закреплять пространственные представления.

1. Фигуры гномиков большие красные и маленькие зеленые, 2.Домик высокий, красный, состоящий из прямоугольника, треугольника, домик низкий, состоящий из квадрата, треугольника.

3.Крупа (манка).

http://50ds.ru/metodist/7843-razvitie-matematicheskikh-sposobnostey-cherez-didakticheskie-igry.html

30 неделя:

«Разноцветные фонарики»

1.Закрепить представление о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один» и «много».

1. Фонарики двух цветов.

1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка  (практический курс математики для дошкольников).

Май

31 неделя: «Волшебный мешочек».

1. Закрепить форму, цвет, размер.

1. Кубики красного и жёлтого цветов.

2. Мешочек или коробочка для кубиков.

1. Петерсон Л.Г.,               Холина Н.П.                                        Раз – ступенька, два – ступенька.

32 неделя: «Найди пару».

1. Сенсорное развитие.

2.Группировать  по форме, цвету и размеру.

3.Учить орентироваться по рисунку.

1.Рукавички из картона с изображением геометрических фигур.

4. Мониторинг реализации программы.

       Педагогическое обследование оценки основных показателей усвоения программы "Учимся, играя" проводится по выявлению развития наглядно – действенного  мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Цель: Выявить уровень развития наглядно – действенного  мышления и сенсорных  способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Показатели:

Различают  и называют цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, голубой, фиолетовый, белый,  чёрный).

Различают и называют форму предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Различают величину предметов (большой – маленький,  толстый - тонкий)

Умеет ориентироваться в пространстве.

Умеет различать понятия «много», «мало», «один», «два».

Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум  свойствам.

Критерии:

3балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

2балла - ребенок допустил одну ошибку.

1балл - ребенок не справился с заданием, даже после наводящих вопросов.

Результаты:

 

 Высокий уровень – 14-18

 Средний уровень – 10-13

 Низкий уровень    - 6-9

Протокол обследования по образовательной области «Математическое развитие» в группе общеразвивающей

направленности для детей 4-го года жизни по дополнительному образованию

познавательной направленности «Учимся, играя».

                                                                                                                                             

Воспитатель:                                                                                                    Дата проведения

№ п/п

Фамилия

Имя

ребенка.

Различает и называет

цвета

Различает и называет

форму

предмета

Различает величину предметов.

Умеет ориентироваться в пространстве.

Умеет различать понятия «много», «мало», «один», «два»

Умеет сравнивать и классифицировать предметы по двум свойствам.

   

итого

Ст.м

Ит.м

Ст.м

Ит.м

Ст.м

Ит.м

Ст.м

Ит.м

Ст.м

Ит.м

 Ст.м

Ит.м

Ст.м

Ит.м

 

5. Список использованной литературы.


1. Петерсон Л.Г.,  Холина Н.П.  Раз – ступенька, два – ступенька.                                                       2. «Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе   Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
3. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича,  2007 г.

4. Борисенко Е.Ю. «Маленькие логики 2»  (комплект игр с №Логическими блоками Дьенеша»)

5. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и палочки  Кюизнера. Мозаика – Синтез, 2013г

6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка математика для детей 3-4 лет .2013г

7. Венгер Л.А.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.

                   

Интернет – ресурсы:

http:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/ 2012 /04/19/ didakticheskie-igry-po-sensorike

http://ped-kopilka.ru/blogs/chernikova/didakticheskie-igry-s-pugovicami-dlja-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

http://50ds.ru/metodist/7843-razvitie-matematicheskikh-sposobnostey-cherez-didakticheskie-igry.html

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром, экологического воспитания"

В течении многих лет мною ведется работа по экологическому воспитанию. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стор...

"Развивайка" (программа развития познавательных процессов)

Программа имеет социально-педагогическую направленность.  Разнообразные  задания способствуют  развитию внимания, памяти, мышления, расширяют  кругозор....

Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)

Рабочая программаНаправление «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область«Чтение художественной литературы»(3 – 4 года)...

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

Программа дополнительногообразования художественно-эстетической направленности

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности  «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.Актуальность...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)

Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности   «Почему, зачем и как?&rdquo...