Проект "Развитие памяти, логики и математических способностей у детей 3-4 лет с помощью интеллектуальых игр Никитина"
проект по математике (младшая группа) на тему
Проект по методике Никитиных во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_metodike_nikitinyh_2_ml_gr.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
во второй младшей группе
Тема: «Развитие памяти, логики и математических способностей у детей 3-4 лет с помощью интеллектуальных игр Никитина»
Выполнила:
воспитатель Белова Ю.Н.
2014г.
1. Вид проекта: информационно-творческий
2. Продолжительность проекта: долгосрочный
3. Участники проекта: дети 2 младшей группы
4. Актуальность проекта:
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Повышение уровня творческой активности ,проблемы автоматизации производства и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.
Для решения данной проблемы я взяла за основу методику Никитиных. Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
Методика Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно дается в школе. Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами.
Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:
Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и педагогам составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
5. Цель проекта:
развитие образного и логического мышления, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей.
6. Задачи проекта:
- сбор и анализ информации по данной проблеме; изучить методику раннего развития детей (методика Никитина);
- подбор заданий и проведение диагностики; подбор системы игр и упражнений по результатам диагностики, направленных на развитие логики и математических способностей детей младшего возраста;
- приобретение и создание дидактических игр на развитие логики и математических способностей;
- научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
7. Предполагаемый результат: - совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
- становление готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, в играх;
- участие родителей группы в организации работы по проекту;
- желание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;
- размещение проекта в интернете;
- накопление методической литературы и дидактического материала;
- расширение взаимодействия с образовательными учреждениями. 8. Оценка результатов проекта: В ходе реализации совместного проекта достигнуты определенные результаты:
в группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно – дидактические пособия, интеллектуальные игры по методике Никитина, методическая литература; у детей появился интерес к занимательной математике; установлены взаимоотношения между детьми, родителями и воспитателями.
9. Роль родителей в реализации проекта: приобретение настольных, дидактических игр, их совместное изготовление; работа с детьми дома. 10. Итог проекта: - презентация математического уголка;
- слайд-шоу о проделанной работе по данной теме;
- консультации для родителей.
Этапы работы по развитию логики и математических способностей младших дошкольников
Название этапа | Цель | Задачи, пути решения |
1 этап – информационно-аналитический | Цель: повысить уровень профессиональной компетентности, определить объем материала, который будет адресован детям. | На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме. Изучалась методика раннего развития детей- методика Никитина, с помощью которой мне удалось заинтересовать и привлечь детей. Занимаясь с дошкольниками, я выявила, что часть детей справляется с играми, а с некоторыми приходилось возвращаться на начальный этап игры. Причина - низкий уровень сенсорного развития. |
2 этап - проектировочный | Цель: составить систему развивающих игр на развитие логики и математических способностей детей. | На этом этапе решалась следующая задача: Подбор заданий и проведение диагностики. По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие логики и математических способностей детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игр Никитина, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по развитию математических способностей. При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игр, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач. |
3 этап – творческий | Цель: изготовление игр на развитие математических способностей | Задача данного этапа: приобретение и создание дидактических игр на развитие логики и математических способностей. Для создания игр я использовала самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветную бумагу. При размещении игр учитывала поставленную задачу и вариант выполнения. Задания располагала на столах, в игровой зоне, в зоне познавательного развития. Было создано специальное место для развития математических способностей – «Уголок математики». На этом этапе у детей формировались основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Привлекала к этой работе родителей, которые помогли |
4 этап – создание условий для работы с детьми, презентация. | Цель: развивать у детей познавательные способности. | Главная задача данного этапа: научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Результаты диагностики показали, что не у всех детей развита логика и математические способности. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета и зрительно-слуховое восприятие. Я подготовила ряд консультаций, памяток по данной проблеме для родителей. Занятия для детей проводила в игровой увлекательной форме, чтобы были задействованы сразу несколько мыслительных операций. Так как чем больше органов чувств работает, тем быстрее запоминается информация. На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давала советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. По окончании работы провела диагностику. Детей с низким уровнем не осталось. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более у...
Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста, с помощью ИКТ"
Информационно- коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее использует...
Мастер-класс для воспитателей "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.Иг...
Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих ...
Дидактические игры для развития логики и математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Представлены дидактические игры для развития логики и математических способностей у детей старшего дошкольного возраста сделанные своими руками....
Программа по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика».
Программа по дополнительной услуге по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей дошкольного возраста 6л.-7л. «Математика и логика»....
Мастер-класс "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр"
Мастер-класс для воспитателей«Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...