Конспекты по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Таначева Нина Анатольевна

Конспекты занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по формированию элементарных математических представлений

Тема: «Геометрические фигуры» (2 мл. гр.)

Программное содержание:

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения; пользоваться словами: меньше, больше; закреплять умение различать части суток: день, ночь; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

Демонстрационный материал: карточки с изображением скворцов, зернышки для птиц.

Раздаточный материал: геометрические фигуры ( круги и квадраты)

 Ход занятия:

I.

В. – Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Психогимнастика

- А теперь все внимание на меня.

- Какое сейчас время года?

Д. – Весна.

В. – Послушайте мою загадку:

На месте – дворец

Во дворе – певец

Кто это?

Д. – Птичка.

В. – Правильно. Давайте послушаем голоса птиц.

В. – Пришла весна. Из теплых стран прилетели птицы.

В. – Сколько птиц прилетело?

Д. – Одна.

В. – Давайте покормим птичку,

В. – Сколько положила я зерен?

Д. – Одно.

В. – Смотрите, еще птички прилетели.

– А теперь, сколько птиц?

Д. – Много.

В. – А зернышек сколько?

Д. – Одно.

В. – Чего больше зерен или птиц?

Д. – Птиц.

В. – Чего меньше птиц или зернышек?

Д. – Зернышек.

В. – Как сделать, чтобы птиц и зернышек стало поровну.

Д. – Надо покормить всех птичек.

В. – Возьмите зернышки.

– Сколько у тебя Лиза?

– У тебя Дима?

– Покормите птичек.

В. – Сколько теперь зернышек?

Д. – Много.

В. – Всем птичек хватило?

Д. – Да.

В. – Значит и птичек, и зернышек поровну.

– Дима повтори.

Д. – Птичек и зернышек поровну.

В. – Ребята, а значит, какие птицы к нам прилетели?

Д. – Скворцы.

В. – Повтор Надя,

– Лиза повтори.

 II. Физ. Минутка.

В небе скворушка запел

Колокольчик зазвенел

Порезвился в вышине

Спрятал песенку в траве

Тот, кто песенку найдет

Будет весел целый год.

В. – Дети, вы знаете, что люди должны помогать птицам весной?

Д. – Да.

В. – А как можно помочь птицам?

Д. – Покормить, домик сделать.

В. – А как называется домик для птиц?

Д. – Скворечник.

В. – Давайте мы сделаем для птиц скворечники.

В. – Подходите к столам и усаживайтесь поудобнее.

– Посмотрите я своей птичке сделала скворечник.

В. – Сейчас я вам объясню, как его делать и вы сможете сделать своим птичкам, скворечники.

В. – Какие фигуры нужны, чтобы собрать скворечник?

Д. – Круг и квадрат.

В. – Я наклеиваю круг на квадрат.

В. – Посмотрите у вас в розеточках какие фигуры лежат.

Д. – Круг и квадрат.

В. – У тебя Лиза?

– А у тебя Сережа?

В. – Если вы расположите фигуры у себя также как и я, у вас тоже получится скворечник.

В. – Но сначала давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

В. – Глеб напомни, как мы будем делать скворечник?

Д. – Круг накладываем на квадрат.

В. – А теперь приступайте к работе.

В. – Молодцы! Теперь каждый пусть подарит своей птичке скворечник.

– Посмотрите, я свою птичку посадила в скворечник, а теперь вы подарите для птиц скворечники.

 III.

В. – Пусть птички обживают свои домики, а мы поиграем. Игра называется «День – ночь».

В. – Что делают птички днем?

Д. – Летают, едят.

В. – Что ночью делают птицы?

Д. – Спят.

Игра.

 IV. Итог

В. – Вот как весело мы поиграли.

– Давайте вспомним, кому сегодня мы помогали?

Д. – Птичкам.

В. – Как мы помогали птицам?

Д. – Делали скворечники.

В. – Какие фигуры использовала для скворечника?

Д. – Круг и квадрат.

В. – Молодцы вы сделали доброе дело, подарили скворцам – скворечники. Я Хочу вам предложить дома со своими родителями смастерить домики для птиц.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по (ФЭМП) «Путешествие с солнышком» (для детей 4 лет)

Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.

Интеграция областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Задачи:

- Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;

- Формировать интерес к художественной литературе, передавать эмоциональное состояние мимикой;

- Формировать стремление петь знакомые песни;

- Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко - потеплело - появились лужи, травка, насекомые, набухли почки, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную;

- Развивать диалоговую форму речи;

- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт;

- Обеспечить взаимосвязь рисования нетрадиционным приемом «рисунок тычком» с другими образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей;

- Воспитывать аккуратность при работе с гуашью, поролоновой губкой;

- Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение работать в коллективе.

Методы и приемы:

- Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

- Беседа;

- Использование дидактических пособий и наглядного материала;

- Рисование небольшими группами;

- Практическая деятельность;

- Использования песен, литературного произведения;

- Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

- Использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

- Магнитная доска;

- Аудиозапись;

- Домик с эмблемой солнца;

- Символы - явлений природы разных времен года;

- Напольные поставки;

- Гуашь зеленого цвета;

- Палочки с поролоном на конце;

- Модуль «части суток»;

- Компьютер.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент. Игровая ситуация:

Звучит спокойная мелодия. Воспитатель обращает внимание детей на домик (с эмблемой солнца).

Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь стоит чей-то дом. Как вы думаете, кто в нем может жить?

Дети: Это домик Солнца.

Воспитатель: А как ласково мы можем назвать солнце?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Солнышко еще спит. Как называется время суток, когда солнышко спит? (1 слайд)

Дети: Ночь.

Воспитатель: Ночь прошла. Солнышко надо разбудить, чтобы оно обогрело Землю. В какое время суток просыпается солнышко?

Дети: Утром.

2. Психогимнастика.

Воспитатель: Все живое радуется появлению солнца. Ребята, а вы готовы помочь разбудить Солнышко и порадовать все живое появлению солнца?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого давайте ляжем на коврик и представим, что вы «Солнышко».

Под спокойную мелодию проводится психогимнастика «Солнышко встает».

- Услышало солнышко стук, открыло глаза, а на улице темно. Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова закрыло глаза. Но время не ждет! Надо будить землю. Солнышко потянулось, встало с кровати и стало умываться:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки розовели...»

- Умылось наше солнышко. Взяло расческу и привело свои золотистые волосы - лучики в порядок, и они ярко засияли. Солнышко расправило свое платьице и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем. (2 слайд)

Дети имитируют движения согласна текста.

3. Беседа с элементами практической деятельности «Весна».

Воспитатель: Молодцы! Разбудили Солнышко! Солнышко проснулось, стало светить ярко, пригревать землю. От этого тепла снег начал таять. А в какое время суток: утром или днем снег тает?

Дети: Днем. (3 слайд)

Воспитатель: Днем тает снежок... В какое время года это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Весной стало пригревать солнышко - потеплело. (4 слайд)

Воспитатель: А что еще происходит в природе весной? Помогите мне, пожалуйста, составить весеннюю дорожку. Выберите те рисунки, на которых изображены весенние явления природы.

Дети под руководством воспитателя при помощи символов - рисунков, закрепленных на напольных подставках, составляют мнемодорожку «Весна».

Воспитатель: Давайте, ребята, прогуляемся еще раз по весенней дорожке, которую мы с вами составили?

Дети вместе с воспитателем проходят по тропинке (между напольными подставками), называют простейшие связи в природе: стало пригревать солнышко - потеплело - появились лужи, травка, насекомые, набухли почки, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

    

    

4. Беседа с элементами изобразительной деятельности «Весеннее дерево».

Воспитатель: Посмотрите, к чему привела нас дорожка? (5 слайд)

Дети: К дереву.

Воспитатель: Сколько деревьев?

Дети: Одно.

Воспитатель: А сколько веток на дереве?

Дети: Много.

Воспитатель: Сколько почек на ветках?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Грустно стало солнышку, печально от того, что на ветках нет еще почек.

Проводится мимическое упражнение «Грустно». (6 слайд)

- Покажите, какое у вас настроение, когда вам грустно, печально. Сдвинуты брови, уголки губ опущены. Молодцы!

Воспитатель: Давайте нарисуем почки на деревьях.

Воспитатель предлагает детям нарисовать нетрадиционным приемом - губкой почки на ветках дерева.

Воспитатель: Обрадовалось солнышко, что от его тепла набухло столько почек.

Проводится мимическое упражнение «Радость». (7 слайд)

- Покажите, какое у вас настроение, когда вам радостно, весело, приятно. Молодцы!

Воспитатель: А сколько почек набухло?

Дети: Много.

Воспитатель: Какого цвета почки? Одинаковые ли по величине?

5. Чтение художественной литературы.

Воспитатель читает стихотворение «Весна» А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется весною.

Рефлексия.

Воспитатель: Целый день солнышко с нами гуляло. Придет вечер и солнышко ляжет спать. Когда, ребята, солнышко ляжет спать?

Дети: Вечером. (8 слайд)

Воспитатель: Какую бы вы колыбельную песенку спели для солнышка?

Проводится песенное творчество «Спой колыбельную». Дети вместе с воспитателем исполняют колыбельную песенку («Бай-бай», «Лю-лю, бай»).

Воспитатель: Когда солнышко спит? (9 слайд)

Дети: Ночью

Воспитатель: Когда солнышко гуляет?

Дети: Днем.

Воспитатель: Когда солнышко встает?

Дети: Утром.

Воспитатель: Когда ложится спать?

Дети: Вечером.

Модуль: части суток.



Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Дни и сутки»

Цель:

Знакомить детей с последовательностью частей суток.

Познакомить детей с понятием сутки.

Учить детей устанавливать временную последовательность.

Закрепить дни недели.

Ход занятия

Ребята очень интересно путешествовать в разное время суток, узнать, что происходит утром, днём, вечером и ночью. Вот мы и отправляемся в такое путешествие. Я прочту стихотворение:

Загадка

Добрые люди вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идёт по делам.

Какое время наступило, догадайтесь сами?

- А почему вы думаете, что наступило утро? (светло, начинает светить солнце) УТРО - важное время суток. За ночь все отдохнут, а утром начинают работать. Народ так говорит: Утро всему начало. Утро день красит.

- Прошло утро - наступил день. ДЕНЬ - время, когда люди работают. Люди стараются работать хорошо, беречь время и делать красивые вещи, быстро строить, растить хлеб, овощи и фрукты.

- После дня, наступает вечернее время. ВЕЧЕР - это время после работы, учёбы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Говорят о своих делах, близких, говорят тепло и радостно.

- После каждого времени суток наступает НОЧЬ. Что делают люди ночью? Спят...

Доброй ночи молвит тишина,

Каждому она сейчас слышна.

Говорит бесшумными словами,

Спите, я всю ночь останусь с вами.

- Посмотрите на эти картинки и скажите, какое время суток здесь нарисовано? (картинки - утро, день, вечер, ночь)

- Как вы думаете, где ночует солнышко, когда вы спите.

Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру небо темнеет, появляются звёзды - наступает ночь. Где ночует солнышко? Куда оно прячется на ночь? Да никуда! Дело в том, что угасает день, наступает ночь. Планета всё время поворачивается, движется, а мы ничего не чувствуем, ничего не замечаем. Движется по небу солнце, восходит днём на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт. Ребята, давайте проделаем такой опыт: яблоко - наша Земля; флажки (синие и белые) - наши дома; горящая свеча - Солнце.

Итак, половина яблока освещена - половина тёмная. В синем доме сейчас день, в белом темно, там ложатся спать. Повернём яблоко так, чтобы синий дом скрылся в тени и в белом наступило утро. Ещё повернём яблоко и снова сгущаются сумерки. Наша игрушечная Земля сделала один полный оборот. Это время называется - СУТКАМИ. Они сменяют друг друга. На картинке обратите внимание - утро, день, вечер, ночь - это одни сутки. У вас на столах есть 4 времени суток - они окрашены в цвет неба. Поднимите карточку утро, день, вечер, ночь. А вот девочка «Лежебока»- она была ленива, и всё время хотела спать.

Послушайте стихотворение «Лежебока»:

В понедельник я проснулась,

А во вторник потянулась,

В среду сладко потянулась,

А в четверг опять заснула,

Спала я и в пятницу,

А в субботу не ходила на работу,

Но зато уж в воскресенье,

Спала весь день без пробуждения!

А вы хотите быть лежебоками? Неинтересно быть лежебоками - пока спишь ничего интересного не увидишь, ни о чём не узнаешь, а время пройдёт и не вернётся. Сели за столы. Дети сосчитайте, сколько листиков у вас на столах?

Посмотрите, какие дни недели.

- Первый листок, первый день недели - это понедельник, мы его узнаем по одному кружку и по синей полоске.

- Как называется второй день недели?

- Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по жёлтой полоске и по двум кружочкам.

- Теперь найдите третий день недели. После вторника, какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды?

- Как называется четвёртый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает четверг?

- Как называется пятый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает пятницу? Эти пять дней рабочие, назовите их, а Лера выйди и найди на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть ещё два дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? Эти дни считаются выходными.

- А сейчас, поиграем: выйдут 5 дней рабочих и 2 выходных это будет неделя. В неделе семь дней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе

Конспект по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе...

Конспект по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Зайка»

Цели:- Создавать условия для  закрепления знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.- Создавать условия для  формирования умения составл...

конспект по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе

итоговое занятие по ФЭМП во второй младшей группе "Веселое путешествие"...

Конспект по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Знакомство с треугольником».

1. Познакомить детей с треугольником: учить детей различать и называть фигуры (треугольник и круг).2. Продолжать обучать приёму обведения контура моделей фигур и прослеживания взглядом за движени...

Конспект по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе по ФГОС по теме: «Мы играем с Неваляшкой»

Цель: закрепить умения детей различать и называть геометрические фигуры и основные признаки предметов: цвет, форму, величину.Программное содержание:Образовательные задачи: 1) закрепить умение раз...