"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."
консультация по математике (младшая группа) на тему
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые использую в непосредственной образовательной деятельности по ф.э.м.п. с детьми младшего дошкольного возраста.
Начало нод должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эту дея тельность от другой.
Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в совместной деятельности.
Техника «ритуал начала занятия» позволяет значительно сократить время « вхождения»
детей в нод,настроить их на работу и дать позиционную установку на конструктивное общение.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Основная часть На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей.
Стук в дверь. Кто там? Ой, посмотрите, это зайчик. Здравствуй зайчик. С чем ты к нам пожаловал?
Зайчик: А я приглашаю вас в путешествие. Вы любите путешествовать? (да)
- А на чём же мы отправимся в дорогу. (Дети предлагают свои варианты, воспитатель не отвергая вариантов детей предлагает отправиться на поезде)
- И зайка едет с нами.
- Я буду машинистом, а вы – вагончики.Дети встают за воспитателем.Друг за другом.
Все на местах? Можно ехать. (включается музыка «голубой вагон»)
Плывут за окошком поля и леса
Мы едем туда где нас ждут чудеса
И солнышко светит и речка блестит
И наш паровозик так быстро летит.
Чух -чух -ту -ту
Белые барашки
Выдувает на ходу паровоз букашка.
Основная часть.
Включает в себя: повторение пройденного материала, объяснение нового, закрепление.
Выполнение поставленных задач, с учётом здоровьесберегающих методов обучения.
НОД может быть комплексной . Включение средств достижения нескольких целей или какой-то одной, использование игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз или физ.минуток.
Самостоятельную деятельность.2. Игра - путешествие
Дидактическая игра «Помоги бабочкам» (на ковре)
Ребята !А вот наша первая остановка.
Мы с вами оказались на цветочной полянке!
Распустились здесь цветы
Небывалой красоты.
- Посмотрите, зайка говорит, что ветерок занёс бабочек в сети злого паука, нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек поймал паук? (Одну или много?).
- Давайте их освободим!
Дети освобождают бабочек из плена.
Постановка проблемы( создание мотивации деятельности)
Как же мы можем помочь бабочкам. (Дети предлагают свои варианты.)
Это еще один прием — проблемная игровая технология.
- Чтобы паук не заметил и не поймал бабочек, каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета. Давайте поможем бабочкам спрятаться.
Дети сажают бабочек на цветы. Воспитатель задаёт вопросы:
- Какого цвета бабочки?
- На какой цветок сядет бабочка?
Считаем бабочек, цветы; дети делают вывод, что их по 5.
- Поровну ли бабочек и цветов? (да)
Зайчик: спасибо вам, ребятки, помогли бабочкам спастись от пауков.
Таким образом мы помогаем детям проявить сочувствие .Оказать помощь бабочкам тем самым подчеркнуть значимость каждого из детей.Повысить самооценку.
Физкультминутка. А теперь зайка предлагает вам немного отдохнуть и поиграть с ним.
Звериная зарядка.
Раз — присядка, два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
Физминутка является обязательной составной частью нод .Она поможет повысить двигательную активность детей и создает положительно окрашенную атмосферу .
Физкультурная минутка помогает ребенку отдохнуть от статического напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение. Физминутки – это весело, полезно и интересно!
- Мы немного поиграли, а теперь пора снова отправляться в путь. Наш поезд едет дальше. (включается музыка)
Дидактическая игра «Помоги зайчику собрать урожай»
Ребята ,а вот еще остановка ,а называется она «Огородная». А попали мы с вами на огород нашего зайчика , что же у него выросло на огороде.
Дети -Морковки.
Скажите морковки одинаковые по размеру или разные .Разные .
А какие ?Большие и маленькие.
Ребятки поможем нашему зайчику собрать урожай ?Да.
Тогда слушайте задание.Девочки будут собирать маленькие морковки в маленькую корзину А мальчики будут собирать большие морковки в большую корзину.
Дети выполняют задание.Вот какие молодцы помогли зайчику а то один он бы не справился.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. В данном варианте дети разделены по гендерному признакому. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Групповой метод позволяет воспитателю обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Рефлексия.
Окончание занятия в детском саду (итог занятия, прощание, рефлексия).
- Подведение итогов занятия.
- Создание предпосылок к дальнейшим занятиям.
- Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения.
- Ритуал прощания.
Дети собираются вокруг воспитателя.
- Кому мы сегодня помогали? Чьи задания выполняли?
- Что особенно вам понравилось, запомнилось?
- А как вы считаете, кто лучше всех сегодня занимался? Кто ответил на все вопросы правильно? А кому еще нужно постараться?
Молодцы, ребята. Выполнили все задания зайчика. Наш зайка очень доволен. Попрощаемся с ним. Всем спасибо.
Подведение итогов помогает детям оценить самого себя ,оценить и проанализировать работу других детей.Вместе порадоваться результатам.Ритуал конца занятия
. Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
Возвращаемся из путешествия также на поезде. Колокольчик звонит Он ребятам говорит: Поскорее собирайтесь в путь дорогу отправляйтесь.
Дети встают друг за другом .Они вагончики. Загудел паровоз, И вагончики повез, Чох -чох, чу -чу, Я домой вас укачу.
Паровозик увозит детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр
I.Введение Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей младшего возраста.1.1. Психологические особенности обучения ...
Конспект НОД с использованием игровых технологий по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста: "Волшебные деревья"
Дидактическая игра для младшей группы...
Конспект НОД с использованием игровых технологий по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста: "Помоги растению"
Конспект для среднего дошкольного возраста....
Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно испо...
"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста"
Материал содержит отчет по работе с детьми за год по данной теме...
"использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Прзентация представляет собой отчет опроделанной работе за год...
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр
Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.Актуальность данной проблемы обуслав...