"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста"
статья по математике (средняя группа)
Материал содержит отчет по работе с детьми за год по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_aprel_2020.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему:
«Использование игровых приемов при ФЭМП
дошкольников среднего возраста»
за 2019-2020 г.
Воспитатель: Двойнишникова Е.А.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы..
Задачи:
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Обогащать развивающую среду в группе дидактическими играми и настольно-печатными
- Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Развивать творческие способности: любознательность, наблюдательность и чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности
- Развивать способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, геометрические фигуры и приобщать к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.
Ожидаемые результаты:
У детей:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
Воспитателя:
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
- оформление центра «Занимательная математика»
Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:
- Математика для детей 4-5 лет. Формирование элементарных математических представлений «От рождения до школы», «Мозаика-Синтез», «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учрежденияхдополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. .
- «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — . «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
- «Играем в числа» — серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. ,
- «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. ,
Изучение темы начала с разработки перспективного плана работы. Изучила раздел: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в детском саду»; математические игры 4-5 лет.
В течение года изучила следующие темы:
1.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге «ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал соответствует определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми .
3.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
4. Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 4-5 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».
На занятиях и в повседневной жизни я широко использовала дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, старалась закрепить, углубить и расширить математические представления детей, а главное одновременно решая обучающие и игровые задачи.
Также, непосредственно в содержание занятий, включала дидактические игры, как одно из средств реализации программных задач. Они были использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. А также уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко использовала занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в
ряду фигуры.
В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:
1. Дидактические игры:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.
3. Игры – соревнования:
• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)
4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
• «Путешествие на корабле»
5. Игровые математические знания с театрализацией:
• «Математика в сказках», «Стоит в поле теремок»
6. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мазайка»
• «Пазлы»
7. Дидактические игры:
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий? » (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
Посчитай и покажи (цифры и счет)
В течение учебного года подобрала материал для математических игр и изготовила картотеки по ФЭМП, расширила и пополнили математический уголок новым материалом, который был не только приобретен, но и сделан своими руками. Материал был представлен при тематической проверке.
Для родителей подготовила консультации: «Играйте вместе с детьми», «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада», «Математика для детей 4-5 лет», «Веселая математика дома» для детей 4-5 лет», «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений
у детей средней группы детского сада».
В рамках взаимопосещений, показала открытое занятие: «Путешествие в поисках клада», где дети показали неплохие знания по ФЭМП.
На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности , мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2020-2021 учебный год планирую:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников.
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые ис...
Конспект НОД с использованием игровых технологий по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста: "Волшебные деревья"
Дидактическая игра для младшей группы...
Конспект НОД с использованием игровых технологий по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста: "Помоги растению"
Конспект для среднего дошкольного возраста....
Практическое пособие "ГЕОМЕТРИКИ" по использованию развивающих игр в формировании геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Данное практическое пособие является результатом исследовательской и практической работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию геометрических представлений посредством развивающих игр...
"использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Прзентация представляет собой отчет опроделанной работе за год...
«Использование игровых приёмов в процессе формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста».
Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников- это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство ...