"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста"
статья по математике (средняя группа)

Двойнишникова Екатерина Андреевна

Материал содержит отчет по работе с детьми за год по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_aprel_2020.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему:

«Использование игровых приемов при ФЭМП

 дошкольников среднего возраста»

за 2019-2020 г.

Воспитатель: Двойнишникова Е.А.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.        Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

     Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель: прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы..

Задачи:

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  • Обогащать развивающую среду в группе дидактическими играми и настольно-печатными
  •  Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
  • Развивать творческие способности: любознательность, наблюдательность и чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности
  • Развивать способности классифицировать, обобщать математический материал (цифры, геометрические фигуры и приобщать к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.

Ожидаемые результаты:

 У детей:

- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

Воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области математики;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

- оформление центра «Занимательная математика»

Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:  

  • Математика для детей 4-5 лет. Формирование элементарных математических представлений «От рождения до школы», «Мозаика-Синтез», «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учрежденияхдополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. .
  • «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — . «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
  • «Играем в числа» — серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. ,
  • «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. ,

    Изучение темы начала с разработки перспективного плана работы. Изучила раздел: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в детском саду»; математические игры 4-5 лет.

В течение года изучила следующие темы:

1.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге  «ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал соответствует определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми .

3.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
 

 4.  Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 4-5 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».

На занятиях и в повседневной жизни я широко использовала дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, старалась закрепить, углубить и расширить математические представления детей, а главное одновременно решая обучающие и игровые задачи.

     Также, непосредственно в содержание занятий, включала дидактические игры, как одно из средств реализации программных задач. Они были использованы в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. А также уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

     В формировании у детей математических представлений широко использовала занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.

   Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в

ряду фигуры.

   В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:

1. Дидактические игры:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

3. Игры – соревнования:

• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

5. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках», «Стоит в поле теремок»

6. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

7. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий? » (2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

    Посчитай и покажи (цифры и счет)

       В течение учебного года подобрала материал для математических игр и изготовила картотеки по ФЭМП, расширила и пополнили математический уголок новым материалом, который был не только приобретен, но и сделан своими руками.  Материал был представлен при тематической проверке.

Для родителей подготовила консультации: «Играйте вместе с детьми», «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада», «Математика для детей 4-5 лет», «Веселая математика дома» для детей 4-5 лет», «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений

 у детей средней группы детского сада».

В рамках взаимопосещений, показала открытое занятие: «Путешествие в поисках клада», где дети показали неплохие знания по ФЭМП.

    На протяжении учебного года дети посредством дидактических игр и упражнений совершенствовали умения выполнять действия с предметами, отличающимися по форме, цвету и величине, как на специально организованных видах деятельности , мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.

Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.

Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2020-2021 учебный год планирую:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников.

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приемов при формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста."

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.Я расскажу о практическом примении игровых приемов которые ис...

Практическое пособие "ГЕОМЕТРИКИ" по использованию развивающих игр в формировании геометрических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Данное практическое пособие является результатом исследовательской и практической работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию геометрических представлений посредством развивающих игр...

«Использование игровых приёмов в процессе формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста».

Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников- это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; знакомство ...