Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Масляева Наталия Владимировна

I.Введение

     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.

1.1. Психологические  особенности  обучения детей элементарных математическим представлениям через дидактическую игру.

1.2.Дидактическая игра в процессе математического развития детей  младшего дошкольного возраста.

1.3.Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками.

1.4.Значение дидактической игры для всестороннего развития личности ребенка.

Глава II. Цели и задачи  обучения детей младшего возраста РЭМП.

2.1.Этапы работы с детьми по формированию математических представлений.

2.2.Занятия – как основная форма обучения дошкольников.

Глава III.Заключение.

IY.Список литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslyaeva_n.v.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

                                                             

                                                             Выполнила:  Воспитатель

                                                              МБДОУ детский сад № 98  

                                                     Сормовского района

                                                                    Масляева Н.В.        

                             

                                              Содержание

  I.Введение

     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.

1.1. Психологические  особенности  обучения детей элементарных математическим представлениям через дидактическую игру.

1.2.Дидактическая игра в процессе математического развития детей  младшего дошкольного возраста.

1.3.Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками.

1.4.Значение дидактической игры для всестороннего развития личности ребенка.

Глава II. Цели и задачи  обучения детей младшего возраста РЭМП.

2.1.Этапы работы с детьми по формированию математических представлений.

2.2.Занятия – как основная форма обучения дошкольников.

Глава III.Заключение.

IY.Список литературы.

« Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

                                                                                               В.А.Сухомлинский.

  Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.

Актуальность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тем, что математические представления активно влияют на формирование умственных действий.

     Многие психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей.

     Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.

В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.  Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.

   В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.Для детей  дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

Дидактические игры представляют собой многоплановые. Сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения младших дошкольников, и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности

 Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей младшего возраста.

1.1. Психологические особенности обучения детей младшего возраста ЭМП через дидактическую игру.

Два - три года – возраст начала накопления ребенком первых математических представлений. Этот опыт выражен в умениях раскладывать, прикладывать, накладывать, вставлять предметы. Дети активно пользуются этими действиями в разных ситуациях. Воспитатель стимулирует название детьми свойств предметов, простых действий с ними, отношений предметов. Воспитатель должен способствовать овладению ребенком средствами и способами познания в разных видах содержательной детской деятельности.

Организуя образовательный процесс с младшими дошкольниками, воспитатель обращается в первую очередь к эмоциям и чувствам ребенка. Младший возраст – этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформулировать в виде восторженного возгласа: «Как много вокруг меня интересного!».

Организуя дидактические игры, которые способствуют развитию ЭМП, нужно учитывать особенности младшего возраста:

  • Игра должна соответствовать жизненному опыту детей, способствовать развитию активности.
  • Дидактические игры и упражнения с маленькими детьми должны быть направлены на развитие внимания, памяти, речи, мышления, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно.
  • Дидактические игры и упражнения должны поддерживать интерес ребенка к совместной с взрослым деятельности. В 2-3 года у ребенка наиболее ярко проявляется стремление делать что-то вместе с взрослым, он начинает осознавать, что совместная игра ведет к более успешному результату, сопровождается интересным общением: «Давай делать вместе с тобой».

1.2.Дидактические игры в процессе математического развития детей младшего возраста.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровым действием. Например, в играх с дидактической задачей – развивать восприятие формы предметов – воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие.

Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей  мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, дети учатся у него), а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего, участники одной игры.

Для РЭМП у младших дошкольников часто используют игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.

Кроме дидактических задач, игровой цели и игрового действия, обязательным элементом дидактической игры являются правила, которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой, но делать это опять-таки через игру, а не путем указаний. Правила в игре имеют важное дидактическое значение: направляют игру по заданному пути, соединяют дидактические и игровые задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей. Без ранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и обучающие цели могут остаться невыполненными.

Рассмотрение дидактической игры как явления обучения РЭМП, как одной из форм организации обучения в детском саду требует  уточнения самого понятия обучающей игры. До сих пор в дошкольной педагогике бытует ее расширительное толкование. Дидактической игрой часто называют любые занятия, упражнения, просто игры, в процессе которых  используются отдельные игровые ситуации и приемы (загадывание загадок о предметах, внесение игрушки, стимулирующей определенную деятельность детей, организация действий детей с игрушками и предметами). В основу понятия дидактической, обучающей игры должна быть положена учебно-игровая структура, обязательное наличие и органическое единство в ней всех ее компонентов: дидактических задач, игровых задач, игровых действий, правил. Без этого нет дидактической игры как таковой, и правильнее говорить просто об играх с чем-то, играх-занятиях, играх-упражнениях, игровых приемах и т.д. В частности, требуется более четкое разделение дидактических игр и дидактических упражнений как форм сенсорного воспитания детей.

В основе дидактических упражнений лежит иное начало: математическое развитие осуществляется путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различении величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кубов, конусов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов), положения  пространстве (различные геометрические мозаики) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различать величину), но и подсказывает нужный способ решения (сравнивать, подбирать детали материала), дает детям возможность контролировать себя.

Например, вкладывая геометрические фигуры в ящик с соответствующими отверстиями, ребенок сам заметит ошибку потому, что квадрат не входит в круглое отверстие  или что в маленький куб не входит куб большого размера.

Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставится перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.

При ознакомлении с пространственными свойствами предметов (формой, величиной и др.) и цветом чаще всего детям предлагается: подобрать определенным образом используемые материалы ( по цвету, форме, величине, по признаку парности); вложить геометрические фигуры  в соответствующие отверстия, коробки; разложить цветные палочки по цвету, размеру или положению на листе бумаги и т.д.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.  В этих условиях тот материал, с которым действуют дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания. Проводя упражнения, педагог широко опирается на автодидактизм, заботится о правильном подборе материала, организует соответствующие действия детей с ним, то есть воздействует на детей через дидактический, обучающий материал.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибочками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально создаются для развития ЭМП детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т.д.; имеют такое же автодидактическое, самообучающее начало. Их конструкция направляет детей на нужные действия, а в случае ошибки помогает заметить ее. Если ребенок, например, умеет различать части игрушки-вкладыша по величине или цвету, правильно подбирает детали, то достигает нужного результата – получает целую игрушку. В случае неправильных действий детали игрушки не подходят друг к другу, не входят одна в другую или остаются лишние – игрушка не собирается и ошибка наглядна. Желание получить игрушку заставляет детей действовать снова, искать нужные детали, внимательнее их рассматривать, сравнивать, примеривать половинки и т.д.

Но между упражнениями с дидактическим материалом и играми с дидактическими игрушками есть существенное различие, позволяющее одни и те действия (вкладывать, раскладывать, разбирать, собирать и т.д.) считать практическими или игровыми.

Дидактическая игрушка сюжетна, образна, передает образ человека (матрешка) или предмета (грибок, яичко). Благодаря этому действия с игрушками приобретают для ребенка определенное игровое содержание. Собирая матрешек, например, дети видят их лица, части тела, детали одежды и не просто соединяют половинки, а стараются, чтобы получилась любимая игрушка. Маленьких матрешек дети часто называют детками, дочками, больших – мамами. Еще активнее игра развертывается после того, как игрушки оказываются собранными. Матрешки наделяются человеческими качествами и изображают действия людей: «танцуют», «ходят гулять», «прячутся» и т.д. Обладание яркой и динамичной игрушкой всегда радует детей, вызывает положительные эмоции, позволяет упражняться, играя, в процессе осуществления игрового действия, пусть очень элементарного.

Мы рассмотрели особенности дидактической игры как игровой формы обучения и дидактических упражнений, имеющих значительное своеобразие в характере обучающего воздействия. Мы стремились подчеркнуть, что в работе с детьми надо использовать и то и другое, но учитывать, когда целесообразнее решать дидактические задачи путем привлечения дидактических игр, когда лучше для этого использовать форму более прямого влияния на детей – дидактические упражнения. Однако, прежде всего надо, чтобы обе эти формы воспитательно-образовательной работы, характерные именно для дошкольников, нашли более определенное место в педагогическом процессе. Включение в дидактически организованную систему детского сада дидактических упражнений и дидактических игр значительно расширяет возможности умственного воспитания. Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по закреплению и формированию ЭМП могут быть осуществлены в дидактических играх и упражнениях.

Какие же функции могут выполнять дидактические игры, когда они включаются в дидактически организованную систему детского сада в соответствии с общим ходом РЭМП.

Прежде всего, им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование РЭМП детей, а также на формирование у них обобщенных представлений и способов действий.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2. Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, цвета, величины и др.);ориентироваться не только по внешнему виду, но и по словесному описанию;

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами и т.д.)

Таким образом, РЭМП включает большое количество взаимосвязанных задач. И специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях.

1.3.Особенности формирования действий с предметами и дидактическими игрушками.

На третьем году жизни, на занятиях и в самостоятельной деятельности малышей используется 5 видов дидактических игрушек:

  • Для нанизывания (различные пирамидки);
  • Объемные геометрические;
  • Для вкладывания и выкладывания (полые различной формы: конусы, кубы, цилиндры);
  • Сборно-разборные трехместные (матрешки, бочата, яйца и т.д)
  • Предметы и игрушки, специально подобранные по какому-либо признаку.

Рассмотрим их применительно к действиям детей третьего года жизни.

Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (втулки, кольца, шары, кубы и т.п.). Дети осваивают сбор пирамидки из объемных геометрических фигур со сквозным отверстием (шаров, кубов и пр.) осуществляя выбор из 3 величин – большой, поменьше, маленький. Малыш учится переносить усвоенные знания в аналогичную ситуацию.

От 2,5 до 3 лет дети  уже умеют собирать пирамиды путем чередования деталей по цвету, форме или величине, т.е. действуют в определенной системе, целенаправленно – вначале по показу воспитателя, а затем по его инструкции, удерживая цель в памяти. После 2,5 лет ребенок уже хорошо понимает указания взрослого, его можно побуждать действовать только по словесной инструкции, развивая умение мысленно предвидеть результат и способы его достижения.

Занятия с дидактическими игрушками рассчитаны на развитие умственной активности ребенка, его воображения, они побуждают к самостоятельному поиску способов и средств решения поставленной перед ним задачи. Способы действия с предметами у детей практически автоматизированы, ребенок не задумывается над техникой их выполнения. Поэтому главная задача действий с предметами на третьем году связана уже не со способом практического их выполнения, а с более сложными умственными действиями. При систематических упражнениях ребенок учится действовать в плане образа, проявляя способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению: по рисунку составить несложную пирамидку (например, из одноцветных одинаковых по размеру деталей).

На третьем году занятия с объемными геометрическими фигурами (шарами, кубами и пр.) усложняется за счет выполнения действий, требующих более тонкой зрительной дифференцировки. Дети в возрасте 2-2,5 лет уже вкладывают в занимательную коробку предметы, одинаковые по форме, в трех величинных соотношениях: большой, поменьше, маленький. От 2,5 до 3 лет они обучаются проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме. При выборе отверстия ориентируются уже на два свойства одновременно: величину и форму предмета. При вкладывании предметов в коробки разной формы ребенок пытается действовать с несколькими объектами, учитывая их пространственное соотношение, форму и т.п.

К 3 годам малыш научается чередовать детали согласно словесной инструкции воспитателя, т.е. по несложной программе в определенной системе (например, занятие «Цирковые собачки» и т.п.)

Усложняются и занятия с геометрическими фигурами-вкладышами. В 2-2,5 года дети могут составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей. Им предлагаются предметы-вкладыши: кубы, конусы, цилиндры. В 2,5-3 года дети могут собирать конструкции из 2-3 кубов или цилиндров разной величины и одного цвета или чередовать по цвету, а затем по цвету и величине. То есть ребята не просто составляют башенку, а выполняют ее в системе по показу, а затем и по словесной инструкции, объяснению взрослого, соблюдая определенные условия.

Детям с наиболее развитым наглядно-образным мышлением доступно несложное чередование деталей согласно рисунку.

Занятия со сборно-разборными игрушками усложняется не только за счет увеличения числа вкладных предметов, но за счет формирования умения совмещать их по величине и по рисунку. Это объясняется совершенствованием координации движений, более тонких действий кончиками пальцев.

Расширяется использование всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек. Дети уже способны выполнять выбор предметов на ощупь («Чудесный мешочек», «Занимательная хлопушка» и т.п.) т.е без зрительного контроля узнавать предмет по форме или величине,  а также находить различные предметы, игрушки по предъявленной картине, т.е. соотносить реальный предмет с его изображением. Это говорит о высоком уровне умственных действий (по представлению, в плане образа).

Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствует разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и эстетически, повышают работоспособность, формируют умение учиться, тренируют морально-волевую сферу, предоставляют возможность действовать в коллективе сверстников, выполнять задания вместе с ними и т.п.

В системе обучения детей третьего года жизни имеются изменения, связанные с усложнением не только программного материала, но и методов обучения. Если на втором году применялись в основном наглядные методы, рассчитанные на понимание процесса действий и активное подражание, то на третьем году жизни ребята учатся действовать по словесной инструкции и в отдельных случаях по представлению.

Педагогу всегда следует помнить, что задания не должны быть для ребенка слишком легкими; посильная трудность повышает его интерес и работоспособность. Только в этом случае обучение будет развивающим.

1.4.Значение дидактической игры для всестороннего развития личности ребенка младшего возраста.

Дидактическая игра является для ребенка младшего возраста наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, связанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала  в развитии такого качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными  знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих предметах их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу дидактических игр и занятий. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатывается целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном развитии детей несомненна.

Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что в начале дается не легко. Сначала ребенок учится делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и  т. д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает  чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему.

Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего куса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень важно, что бы чтобы музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.

Очень важно помнить, что занятия должны создать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития.

Глава 2. Цели и задачи обучения детей младшего возраста РЭМП.

Цель моей работы формирование РЭМП через дидактическую игру.

 Мне необходимо было  организовать разнообразную, интересную деятельность, направленную на сенсорное развитие.

Задачи.

  1. Учить определять цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
  2. Учить выделять и выбирать предметы с заданными свойствами из 2 – 4 разных предметов.
  3. Развивать умение понимать и использовать в речи слова – название величины, цвета, формы.
  4. Учить сравнивать предметы по количеству, размеру, цвету в процессе обследования и сопоставления.
  5. Понимать и использовать в речи слова, обозначающие отношения предметов по количеству и размеру.

               

       

     Для успешного решения поставленных задач, для организации образовательного процесса была проведена диагностика. Дети пришли в детский сад в сентябре-октябре – это период адаптации, период приспособления к новой обстановке. Поэтому с каждым ребенком занятия проводились индивидуально, что бы узнать каждого ребенка, уровень его развития, индивидуальные особенности и установить близкие, доверительные отношения, вызвать желание общаться. Диагностика показала, что уровень математических представлений у детей различно:

     Диагностика

                         ( первичная)

  • Высокий уровень развития – 2 ребенка;
  • Средний уровень развития –  8 детей;
  • Низкий уровень развития – 5 детей;

  • Привлекательная среда, организация дидактических игр и дидактических упражнений способствует развитию активности при выполнении действий по подбору предметов;
  • Дидактические игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, речи и мышления, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно, по-своему.

2.1. Этапы работы с детьми   по  развитию элементарных математических

представлений.

  Работа была пповодилась в 3 этапах

На первом этапе была поставлена задача создание предметно – развивающей среды.

     В группе созданы условия по развитию  элементарных математических представлений.  Интересы и возможности детей третьего года жизни многообразны. Их внимание привлекает все, с чем они сталкиваются, что находится в поле их восприятия. Поэтому, учитывая интересы детей и проектируя РЭМП, сенсорных способностей, в группе создана привлекательная предметно-игровая среда. В группе удобно расположена мебель. Много  занимательных игр и пособий, Есть настенные многофункциональные панно, привлекающие внимание детей и вызывающие желание действовать. Ассортимент игр, игровых материалов постоянно обновляется. Игры и пособия располагаются в шкафах, на детских столах, на полу, доступны для восприятия и использования. Игровые материалы очень разнообразны – матрешки, пирамидки, мозаики, конструкторы. Дидактические игры в повседневной детской деятельности, так же очень разнообразны:

 «Что в чудесном мешочке?»

«Принеси и покажи»

«Цветные пирамидки»

«Что нам принес мишутка?»

«Разноцветные ленточки»

«Один – много»

«Найди такой же» и другие.

Привлекательная среда, организация дидактических игр и дидактических упражнений способствует развитию активности при выполнении действий по подбору предметов;

Дидактические игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания, речи и мышления, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, стремления действовать успешно и результативно, по-своему.

На 2 этапе работы мной была поставлена задача по развитию элементарных математических представлений

Основной формой обучения детей младшего возраста является занятие. Процесс познания осуществляется в естественной повседневной обстановке, на занятиях.

Каждое занятие  - игра составлено из трех разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательна на развитие мыслительной деятельности: сравнивать, обобщать,осваивать практические способы группировки, воссоздания и  т.д.

На занятиях по формированию ЭМП младшие дошкольники учатся:

  • Усваивать обобщающие понятия (игрушки, одежда, обувь, мебель) и группировать предметы по функциональному назначению;
  • Сравнивать знакомые предметы между собой ( например платья разного цвета), находить сходства и различия, выделять характерные особенности;
  • Свободно подбирать предметы по тождеству (находит такой же, пару);
  • Уметь использовать предметы-орудия (черпачки, сачки для выуживания плавающих предметов);
  • Обследовать новые предметы, выделяя их форму, цвет, величину, развивая координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;
  • Выполнять действия с ориентацией на два свойства предмета одновременно (собирание разноцветных пирамидок из 4-5 колец, трехместной матрешки с совмещением рисунка на ее частях), узнавать разнообразные способы использования предметов;
  • Различать основные формы деталей строительного материала («кубик», «кирпичик» и т.д.), знакомиться с вариантами их расположения на плоскости.
  • Учиться сооружать элементарные постройки по образцу (поезд, башня), понимать пространственные соотношения (дальше, ближе, сзади, спереди, сверху, внизу);
  • Знакомиться с детским пластмассовым конструктором, совместно со взрослым конструировать простейшие модели (домик, машина);
  • Начинать раскладывать предметы по убывающей величине, закреплять понимание слов, обозначающих различные сравнительные величины предметов («поменьше», «побольше»);
  • Осваивать простейшую сериацию по принципу простого чередования двух предметов.

На занятиях я  использую дидактические игрушки и строительные материалы.

  • Колокольчики, бубен, дудка, барабан;
  • Матрешки;
  • Формочки от киндер-сюрпризов;
  • Пирамидки разного размера и цвета;
  • Шарики разного размера и цвета;
  • Мячи;
  • Квадратные и круглые формочки – вкладыши;
  • Строительный набор;
  • Набор для игр с песком (ведра, совочки, формочки);
  • Наборы для игр с водой (ведра, бутылочки, ковшики, черпачки, лейки);
  • Наборы пуговиц, ленточек, шнурков разного размера и цвета;
  • Корзинки;
  • Игрушки для транспортировки (тележки, машины, паровоз с вагончиками, самолетики, лодки).

Свою работу строю на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

                                       Используемые методы в работе :

1.Игровые методы

2.Наглядные методы

3.Чтение художественной литературы.

4.Беседы

5.Практические методы

 3 этап – работа с родителями

 Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Я использовала возможность общения с родителями, и одна из задач наша - установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей.

Проводила с родителями консультации и беседы, выступала на родительских собраниях. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

                           Формы работы с родителями

1.Индивидуальные беседы с каждым  родителем;

« Как и чем ребенок любит играть дома»

« Изучение условий обучения и воспитания в семье».

« Изучение затруднений у родителей в вопросе РЭМП»

2.Родительское собрание

« Пополнение предметно –развивающей среды»

3.Консультации:

« Развитие РЭМП у детей третьего года жизни»

« Роль дидактических игр в развитии у детей ЭМП».

4.Сочинение на тему : « Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Заключение 

Дидактическая игра является  основной формой обучения детей ЭМП.У детей развивается способность к анализу , умение сравнивать предметы. Это позволяет решать сложные задачи на подбор,группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на два свойства одновременно. Дети выполняют задание меньше опираясь на наглядность, решая часть действий в уме. Игры – занятия развивают умственную активность ребенка, его воображение, побуждают к самостоятельному поиску способов и средств решения поставленных задач.

    Способы действия с предметами у детей почти автоматизированы. Поэтому главная задача игр –занятий сложные умственные действия. Дидактические игры очень важны для умственного воспитания, во время занятий у ребенка выявляются важные качества, необходимые для умственного развития. Развивается сосредоточенность и способность к подражанию, любознательность.

  Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании. У детей вырабатывается умение действовать вместе, сообща. Формируется сдержанность, организованность , целенаправленность.

       Игры - занятие имеет значение для эстетического воспитания. Подбор и оформление дидактического материала должен воспитывать хороший вкус. У младших дошкольников игры –занятия создают хорошее настроение, вызывают радость, ребенок радуется своему достижению.

        Дети пришли в нашу группу в сентябре. Многие совсем не хотели играть  с дидактическими игрушками, не было интереса.усидчивости. Дети только носили кубики, колечки . вкладыши с одного стола на другой. Складывали их в ведерки, коробки. Часто просто разбрасывали. Но дидактическая игра действительно учит детей всему  практика это показывает. Благодаря математическим занятиям по РЭМП , различным дидактическим играм, разнообразному и привлекательному дидактическому материалу в группе, который находится в постоянном поле зрения ребенка, ситуация изменилась. Проведенные срезы это показывают:

  •  Высокий уровень развития – 4ребенка;
  • Средний уровень развития –  11 детей;
  • Низкий уровень развития –     3 детей;

     Теперь дети с удовольствием играют дидактическими игрушками, дидактическими играми вместе с воспитателем. Дети собирают пирамиды по цвету, форме. величине – действуют в определенной системе, целенаправленно.

Усложняются действия с геометрическими фигурами, вкладышами. Действуя со сборно –разборными игрушками усложняется не только  за счет увеличения числа предметов, но и за счет формирования умения совмещать их по величине.

  Теперь самое главное – задания для детей не должны быть легкими, посильная трудность  повышает интерес и работоспособность. Тогда процесс обучения будет развивающим.

                                                                       

                        Квалификационная работа.

                Разработка и защита серии логических

        план-конспектов по  развитию элементарных математических   представлений  в  1 младшей  группе.

               Конспект №1    «Мишка в гости к нам пришел

                

                        

                                                         Выполнила:  Воспитатель

                                                              МБДОУ детский сад № 98  

                                                     Сормовского района

                                                                    Масляева Н.В.        

                             

                

 Программное содержание

I.Образовательные задачи

 

Учить детей создавать и изменять группы предметов путем увеличения и уменьшения их количества.

II.Развивающие задачи

2.1. Развивать воображение, эмоциональную отзывчивость.

2.2Развивать речь детей.

III .Воспитательные задачи

3.1.Воспитывать желание играть вместе.

Словарная работа

Ввести в активный словарь понятия «много», «один».

Методы и приемы

Игровые: появление игрового персонажа, игровая ситуация.

Наглядные: рассматривание игрушек.

Словесные: объяснение воспитателя, вопросы к детям,

                     художественное слово.

Индивидуаьно-дифференцированный подход

     Высокий уровень освоения программы.(               )

    Средний уровень освоения программы. (              )

     Низкий уровень освоения программы.    (              )

Материал

Мишка-игрушка на машине, маленькие машинки по количеству детей,

Грибочки, елочки.

Предварительная работа: Рассматривание картинок, иллюстраций

игры с дидактическими игрушками, игровые ситуации

Ход занятий

 За дверью раздается сигнал машины. Воспитатель вместе с детьми

Подходит к двери и открывает ее. Все видят большой игрушечный грузовик, в грузовике сидит мишка (игрушка). Он привез коробку, а в ней разные машинки. Воспитатель ввозит в комнату грузовик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что нам привез мишка.

Дети: Машины.

Воспитатель: Сколько машин нам привез Миша?

Дети: Много.

Воспитатель: Возьмите по одной. (Дети выполняют).

Спросить каждого ребенка, сколько он взял машин. (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте с Мишенькой поиграем. Он приглашает нас в кружок.

Физкульминутка  « Тацуем с Мишкой»

Дети становятся в круг и вместе с воспитателем выполняют движения согласно содержанию стихотворения.

Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

(Прыжки на месте.)

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

(Взмахи руками.)

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем.

(Ходьба, взявшись за руки кругом.)

                                                                      Е Макшанцева

( воспитатель предлагает поиграть)Игра «Елочки и грибочки»

Воспитатель: Ребята, нас Мишенька приглашает к себе в гости в лес. Дети подходят к столу, где стоят елочки.

Воспитатель: В лесу выросли елочки. Спросить у каждого ребенка, сколько елочек в лесу.

Дети: Много.

Воспитатель: Возьмите каждый  по елочке. Сколько у вас будет елочек? (Спросить у каждого ребенка.)

Дети: Одна.

Воспитатель: Поставьте все елочки на стол. Сколько елочек?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а медвежонок принес волшебный мешочек, в нем что-то есть. (Дети смотрят).

Воспитатель: Что там?

Дети: Грибочки.

Воспитатель: Сколько грибочков?

Дети: Много.

Воспитатель: Возьмите по одному грибочку и поставьте под елочку. (Дети выполняют.)

Спросить у каждого ребенка, сколько елочек и грибочков.

Елочки нарядные, встали все в рядок,

(Воспитатель показывает.)

И за каждой елочкой – красненький грибок!

(Воспитатель показывает.)

- Ребята, медвежонку очень понравилось с вами играть, но ему пора в лес. Давайте ему скажем: «До свидания!»

  Экспертиза учебных и воспитательных мероприятий.

          Открытое занятие «Что привез Мишутка»                         

              по  развитию элементарных математических  

                 представлений  в  1 младшей  группе.

                        

                                                        Выполнила:  Воспитатель

                                                              МБДОУ детский сад № 98  

                                                     Сормовского района

                                                                    Масляева Н.В.        

                             

                                

Программное содержание

I.Образовательные задачи

 

1.1. Продолжать учить детей различать понятия «один», «много».

1.2.Учить находить в окружающей обстановке один и много предметов.

II.Развивающие задачи

2.1. Развивать внимание, память, мышление.                                                    2.2. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление действовать    

         успешно и результативно.

III.Воспитательные задачи

3.1. Воспитывать желание играть вместе.                                                          3.2. Воспитывать доброжелательность в общении друг с другом.

Словарная работа

Активизировать в речи слова «один», «много».

Предварительная работа: Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, игры с пирамидками, кубиками.

Методы и приемы

Игровые: появление игрового персонажа, игровая ситуация.

Наглядные: рассматривание игрушек.

Словесные: объяснение воспитателя, вопросы к детям, худ. слово.

Индивидуаьно-дифференцированный подход

Высокий уровень освоения программы.(                )

Средний уровень освоения программы. (               )

Низкий уровень освоения программы.   (               )

Материал  Мишка-игрушка, большая коробка с игрушками по количеству детей, игрушки, сгруппированные по определенному признаку (Зоопарк, Дом посуды, Дом игрушек).

                                       Ход занятия

Стук в дверь. Входит Мишутка. У него в руках большая коробка, в ней игрушки.

Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости пришел?

Дети: Мишутка.

Воспитатель: Что нам принес Мишутка?

Дети: Красивую коробку.

                            Игра «Что привез Мишутка?»

Воспитатель: Что в коробке?

Дети: Игрушки

Воспитатель: Сколько игрушек?

Дети: Много

Воспитатель: Мишутка принес много игрушек. Он хочет каждому из вас дать по одной игрушке.

Мишутка дает детям по одной игрушке, называя при этом имя ребенка, которому дает игрушку, и название самой игрушки.

Воспитатель спрашивает всех детей, сколько у каждого из них игрушек.

Воспитатель: У всех ребят по одной игрушке. А теперь посадим их в игровой уголок. (Дети выполняют.)Сколько игрушек в игровом уголке? Дети: Много.

                      Игра «Один – много»

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в поезд? Я буду паровоз, а вы – вагоны. Воспитатель встает первым, за ним выстраиваются дети.

Воспитатель: Сколько у нас паровозов?

Дети: Один.

Воспитатель: А вагончиков?

Дети: Много.

Воспитатель: Поезд поехал: «Чу-чу-чу».

Воспитатель исполняет песню «Вот поезд наш едет» (муз. Н.Метлова, слова И. Плакиды).

Воспитатель: Наш поезд подъехал к станции «Зоопарк».

Воспитатель останавливается рядом с полкой с игрушками-зверятами.

Воспитатель: Какие звери живут в зоопарке?  

Дети: Один мишка, один лев, много обезьян.

Воспитатель: А теперь поедем дальше. (Воспитатель продолжает пение.)

Воспитатель: Вот остановка «Дом посуды».

Воспитатель останавливается у полки с игрушками-посудой.

Воспитатель: Что лежит на столе?

Дети: Одна кастрюля, много чашек.

Воспитатель: Поезд едет дальше. Воспитатель допевает песню и останавливается у полки с игрушками-предметами.

Воспитатель: Остановка «Дом игрушек». Что лежит на полке?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Сколько игрушек?

Дети: Одна кукла, много мячей, много кубиков.

Воспитатель: А теперь наш поезд отправляется обедать. До свидания!

 

                                                                

                        Квалификационная работа.

                Разработка и защита серии логических

        план-конспектов по  развитию элементарных математических   представлений  в  1 младшей  группе.

               Конспект №2    « Что делают матрешки ?»

                

                        

                                                       Выполнила:  Воспитатель

                                                              МБДОУ детский сад № 98  

                                                     Сормовского района

                                                                    Масляева Н.В.        

                             

                                

Программное содержание

I.Образовательные задачи

 

1.1Учить детей различать предметы по количеству «один - много»,

по величине «маленький – большой»

II.Развивающие задачи

2.1.Развивать умение действовать с дидактической игрушкой-матрешкой самостоятельно и результативно.

III.Воспитательные задачи

3.1.Воспитывать доброжелательность в общении друг с другом.

Словарная работа

Ввести в активный словарь понятия «один - много»,

«маленький - большой».

Предварительная работа: Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, игры с дидактическими игрушками, Игровые ситуации.

Методы и приемы

Игровые: игровая ситуация, игра «Каравай».

Наглядные: рассматривание матрешек.

Словесные: объяснение воспитателя, вопросы к детям.

Индивидуаьно-дифференцированный подход

Высокий уровень освоения программы.(              )

Средний уровень освоения программы. (             )

Низкий уровень освоения программы.   (              )

 

Материал

Набор матрешек, матрешки по количеству детей, коробка с платочками.

Ход занятия

Игра «Один – много».

У воспитателя на столе стоит большая матрешка.

Воспитатель: Сколько матрешек у меня на столе?

Дети: Одна.

Воспитатель: Какая она по размеру?

Дети: Большая.

Воспитатель раздает детям по одной маленькой матрешке.

Воспитатель: Сколько у вас матрешек?

Дети: Одна.

Воспитатель: Какие они по размеру?

Дети: Маленькие.

Воспитатель: Поставьте ваших матрешек на мой стол. (Дети выполняют.)

Воспитатель: Сколько стало матрешек?

 Дети: Много. Воспитатель опрашивает всех детей.

                                   Игра «Что делают матрешки?»

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая у меня матрешка.

Дети: Большая.

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что у нее внутри? Матрешка, матрешка, откройся немножко.

Новая матрешка становится рядом. Дети рассматривают, какая из них большая, какая маленькая.

Динамическая пауза.

Дети с воспитателем играют в «Каравай». Они становятся в круг. Выбирают ведущего. Ведущий становится в центр круга. Дети с воспитателем ходят по кругу и говорят: «Как на (называют имя ведущего) именины испекли мы каравай. (Останавливаются.)

Вот такой вышины! (Поднимаются на носочки, поднимают руки вверх.)

Вот такой ширины! (Руки разводят, круг увеличивают.)

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай».

                                 

                                      Игра «Платочки».

Воспитатель: А матрешка пришла к нам с подарками. Она принесла нам красивые платочки.

Сколько платочков?

Дети: Много.

Воспитатель раздает детям по платочку и спрашивает их по очереди, сколько у каждого из них платочков.

Дети: Один.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно испо...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.Актуальность данной проблемы обуслав...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представленияЗадачи:Øповысить свою  профессиональную компетентность в данной области;Øпродолжать созда...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...