Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления средствами занимательной математики через игры на учебный год
методическая разработка по математике на тему

Степанова Людмила Юрьевна

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является создание интереса ребенка к математике и подготовка к школьной жизни. Роль педагога в детском саду - формирование познавательного интереса к математике и способности ребенка к логическому мышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_igry.docx50.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Берёзка» п. Пурпе,  Пуровский район

 

Календарно-тематическое планирование

по развитию логического мышления

средствами занимательной математики через игры на учебный год

в номинации:

«Дидактическая разработка»

Работу выполнила воспитатель

1 категории

Степанова Людмила Юрьевна

2016 год

Оглавление

Введение

2

  1. Обучение дошкольников математике через занимательные игры

4

  1. Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления средствами занимательной математики через игры на учебный год. Вторая младшая группа (3-4 года)……………...

5

  1. Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления средствами занимательной математики через игры на учебный год. Средняя группа (4-5 лет)……………………….

10

  1. Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления средствами занимательной математики через игры на учебный год. Старшая группа (5-6 лет)………………………

14

Заключение

18

Список используемой литературы………………………………

19


Введение

Не насильственно преподавать милейшим детям науку, а посредством игры.

Сократ

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является создание интереса ребенка к математике и подготовка к школьной жизни. Роль педагога в детском саду - формирование познавательного интереса к математике и способности ребенка к логическому мышлению.

Вся деятельность по формированию элементарных математических представлений должна быть в радость малышу, не вызывать усталости, страха. Ребенку часто бывает сложно запомнить знания в готовом виде, если обучение построено на сообщении нового материала при бесконечном повторении и тренировке (у детей наблюдается угасание интереса к познанию нового). Поэтому необходимо не преподносить детям знания в готовом виде, а учить искать и находить новые проблемы, решать их, тем самым открывая для себя новые знания. При таком обучении деятельность дошкольника приобретает поисково-исследовательский характер, опираясь на сотрудничество педагога с ребенком, ребенка с ребенком, что способствует воспитанию самостоятельности, творческого мышления, формированию познавательного интереса, развитию коммуникативных качеств.


  1. Обучение дошкольников математике через занимательные игры

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания интереса к математике у детей уже в дошкольном возрасте.

Выстраивая работу с дошкольниками по обучению детей математике, я поставила перед собой следующие задачи: развивать умение решать задачи на основе мыслительного анализа; развивать познавательный интерес; воспитывать интерес к логико-математическим играм.

Работа происходила в два этапа:

  1. Подготовительный этап.

Изучила теоретическую часть развития вопроса, провела диагностику познавательных интересов детей, подобрала занимательный математический материал и наглядно-дидактические пособия, разработала календарно-тематическое планирование по обучению детей математике через занимательные игры, создала соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Дидактическая игра как основная форма организации деятельности дошкольника (3. М. Богусловская, А. И. Сорокина, А. П. Усова, Е. И. Удальцова, В.И. Логинова, П. Г. Саморукова и др.). В исследованиях Е. И. Тихеевой, А. И. Сорокиной, А. П. Усовой показана эффективность дидактической игры как обучения, которое способствует формированию элементарных математических представлений. Дидактическая игра развивает познавательный интерес к математике; имеет значение для умственного развития;  характеризуется как форма организации обучения, как игрового метода и как самостоятельной игровой деятельности. Поэтому в работе со старшими дошкольниками выбираю игры, требующие умственного напряжения,  интеллектуальных усилий: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Найди  недостающий предмет», «Составь узор» и др.

С помощью проблемно-поисковых ситуаций  у детей формируются представления о доступных им понятиях, знаках, символах, способах действия. Часто использую лабиринты, головоломки, наглядные карты с логическими заданиями, «Перевертыши», составление узоров из геометрических фигур, сенсорные способы обследования предмета и др. При подборе игр соблюдаю определенную последовательность от простого к сложному, от неизвестного к известному с усложнением, использую разные варианты игр. В дидактических играх математического содержания использую следующий порядок материала: вначале предметы, картинки, затем - числовые фигуры, карточки с цифрами. Представления детей будут закрепляться, уточняться, различные формы работы помогают развивать познавательный интерес, научат детей думать, рассуждать.

  1. Практический этап.

В ежедневное планирование работы с детьми включала в блоки совместной деятельности подобранный занимательный математический материал. Использовала занимательный математический материал в сюжетно-ролевых, подвижных, словесных, пальчиковых играх, в решении проблемных ситуаций, изготовлении продуктов детского творчества, развлечениях и совместных досугах.

2. Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления средствами занимательной математики через игры на учебный год

Вторая младшая группа (3-4 года)

Месяц

Задачи

Название игры

Сентябрь

Учить различать понятия «много» и «один», составлять равенства, определять направление от себя, величину предметов, пользоваться выражением «такой же».

«Подарим игрушкам флажки»

Закрепить умение группировать предметы по трем признакам: цвету, форме, размеру.

«Сплетем веночки»

Упражнять в умении составлять группы предметов, характеризовать их: «много», «мало», сопоставлять попарно; активизировать речь детей: «столько же», «поровну», «больше чем», «меньше чем».

«Сбор урожая»

Учить детей рациональным приемам осязательного обследования формы предмета, развивать у детей познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению осязательного образа воспринимаемой фигуры.

«Отгадай, что в мешочке»

Октябрь

Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

«Подбери по форме»

Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами

«Найди предмет такой же формы»

Учить детей развивать восприятие формы, помочь анализировать расположение предметов в пространстве.

«Сделай узор»

Учить детей различать и сравнивать предметы по величине, т.е. по их протяженности в пространстве.

«Разбери и собери»

Ноябрь

Научить ребенка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях; способствовать воспитанию выдержки у детей: и у тех, кто выполняет поручение, и у тех, кто оценивает его правильность.

«Раз, два, три – ищи!»

Развивать восприятие длины, которое помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

«Сверни ленту»

Упражнять в определении равенства предметов по длине, сравнении дорожек по ширине: широкая - узкая, шире - уже.

«Широкая и узкая дорога»

Учить детей по-разному обозначать предметы в игровой ситуации. Формировать умение изображать определенные действия.

«Через ручеёк»

Декабрь

Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой. Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.

«Поезд»

Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

«Кукла Маша купила мебель»

Развивать у детей запоминание и припоминание.

«Переполох»

Учить малышей сравнивать предметы по цвету.

«Бегите ко мне!»

Январь

Учить детей различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.

«Разноцветные ленточки»

Продолжать учить детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производится только глазами, на расстоянии.

«Ищи свой дом»

Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», синий», «фиолетовый».

«Воздушные шары»

Февраль

Развивать у детей внимание.

«Найди такой же»

Закреплять у детей представления о шести цветах. Словарь: названия шести цветов спектра - «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», синий», «фиолетовый».

«Спрячь мышку»

Учить ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им.

«Зеркало»

Познакомить детей с величиной, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

«Оденем кукол»

Март

Упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь: «столько же», «поровну».

«Возьми столько же»

Закрепить знания о цвете. Упражнять в группировке предметов по цвету

Игры с блоками Дьенеша, «Составь узор».

Упражнять в составлении групп предметов, равных по количеству, закреплять умение проверят правильность выполнения путем наложения.

«Закрой цветочки»

Апрель

Развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур - круга, овала, квадрата прямоугольника и треугольника, учить преодолевать фрагментарное восприятие и создав целостный зрительный образ формы предмета.

«Чей коврик лучше?»

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, пользоваться словами, определяющими их признаки (большой, красный, маленький) количество (столько же).

«Укрась шарфик»

Научить детей различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, звезда).

«Геометрическое лото»

Учить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

«Составь цветок»

Май

Учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объёмными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.

Палочки Кюизенера, «Лесенка»

Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

«Наш день»

Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

«Соберём бусы»

Продолжать учить составлять ряд предметов с учётом определённой закономерности, закрепить представление о форме предметов (квадратный, круглый, треугольный), о сходстве и различии геометрических фигур.

«Продолжи ряд»

  1. Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления средствами занимательной математики через игры на учебный год

Средняя группа (4-5 лет)

Месяц

Задачи

Название игры

Сентябрь

Развивать память ребенка: учить запоминать и припоминать.

«Переполох»

Способствовать умению составлять разнообразный транспорт из кубиков игры «Сложи узор».

«Сложи узор» (кубики)

Привлекать детей к обследованию предметов, выделению качественных особенностей; устанавливать связи между качеством предмета и его назначением.

«Чем похожи, чем отличаются?»

Продолжать учить счету и сравнению предметов. Развивать умение сравнивать, обобщать.

«Найди, каких игрушек поровну»

Октябрь

Активизировать умственную деятельность детей с помощью таблиц на продолжение ряда фигур.

«Какая фигура следующая?»

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, находить сходство и отличие; вызывать желание заботиться о животном

«Учимся сравнивать»

Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.

«Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?»

Развитие творческого воображения, мышления, смекалки.

«Дорисуй и назови предмет»

Ноябрь

Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

«Какой предмет?»

Развивать творческое воображение, умение фантазировать; составлять картинку из одинаковых геометрических фигур.

«Составь картинку»

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.; воспитывать наблюдательность, развивать речь и активизировать словарь.

«Узнай, что изменилось»

Способствовать умению определять геометрические фигуры на ощупь.

«Угадай, какая фигура?»

Декабрь

Учить детей составлять разнообразные фигуры из 3 палочек.

«Составь фигуру из счетных палочек»

Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей.

«Посади огород»

Закрепить знания  о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

«Что дальше?»

Уточнить и углубить представления детей о временах года.

«Когда это бывает?»

Январь

Упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, обдумывать практические действия

«Преобразование фигур»

Формировать умение группировать фигуры по форме и размеру, составлять из частей целое.

Головоломка «Монгольская игра».

Развивать восприятие и пространственное представление, интерес детей к головоломкам

Головоломка «Сложи квадрат»

Февраль

Развитие творческого воображения, смекалки.

«Дорисуй изображение»

Способствовать умению составлять плоскостные изображения животных из наборов геометрических фигур.

Головоломка «Монгольская игра».

Развивать активность, самостоятельность в поиске способов действия с цветными палочками.

«Цветные числа Кюизенера».

Продолжать знакомить с блоками Дьенеша. Вводить новые понятия «величина» и «толщина».

«Где,  какие фигуры?»

Март

Способствовать умению придумывать и составлять фигуры из счетных палочек, преобразовывать их.

«Придумай головоломку»

Развивать умение составлять загадки, ориентируясь на признаки предметов, их сходство с другими предметами и отличие от других, на их свойства.

«Сходство – отличие»

Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составление из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников. Развивать воображение, творческую самостоятельность.

Головоломка «Танграм»

Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма,

Игра с обручами «Рассели фигуры».

Апрель

Способствовать умению находить лишний предмет, доказывать правильность выбора, рассуждать.

«Найди лишний предмет»

Способствовать формированию умения пользоваться планом.

«Куда спрятался жучок?»

Развивать умение с помощью плана находить предмет.

«Найди игрушку»

Освоение временных понятий, развитие внимания, творческого воображения.

«Вчера, сегодня, завтра»

Май

Развитие умения выкладывать узоры по образцу, используя кубики «Сложи узор».

«Геометрическая мозаика»

Познакомить с рисуночными знаками-кодами, учить характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков-кодов.

игра «Блоки Дьенеша».

Познакомить детей с новой игрой «Геоконт», способствовать развитию сенсорных способностей.

«Геоконт»

Закрепить знание порядкового счета в пределах 10, развивать остроту мышления, слуховое внимание.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Старшая группа (5-6 лет)

Месяц

Задачи

Название игры

Сентябрь

Закрепить умение классифицировать объекты по двум признакам: форме и размеру.

«Шнур - затейник»

Закрепление числового ряда.

«Какой цифры не стало»

Формировать умение детей ориентироваться в групповой комнате по плану.

«Найди игрушку»

Упражнять детей в сопоставлении обобщение предметов по цвету.

«Подбери себе соседа»

Октябрь

Закрепить знание геометрических фигур. Составление фигур из данных.

«Почини одеяло»

Умение группировать предметы по наличию или отсутствию трех свойств.

«Каждую фигуру в свой домик» (блоки Дьенеша)

Развитие наблюдательности и счет до 10.

«Рассеянный художник»

Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.).

«Угадай - ка»

Ноябрь

Развитие мышления, сообразительности, смекалки, конструктивных умений, ориентации на плоскости.

«Кубики для всех»

Формировать умение ориентироваться по схеме, выкладывая блоки, умение рассуждать.

«Помоги фигурам выбраться из леса»

Формировать умение последовательному зрительному обследованию и  словесному описанию формы предмета.

«Кто больше увидит»

Закрепление числового ряда.

«Конструктор цифр»

Декабрь

Формировать умение классифицировать предметы по нескольким признакам.

«Какая фигура лишняя»

Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

«Поросята и серый волк»

Закрепить знания состава чисел первого десятка. Игровой материал. Набор карточек с числами.

«Торопись, да не ошибись»

Развитие устойчивой связи между образом свойства и словом, которое его обозначает, умения выявлять и абстрагировать свойства.

«Помоги муравьишкам»

Январь

Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику.

«Игры с палочками»

Формировать умение группировать фигуры по наличию или отсутствию определенных свойств.

«Найди дорожку»

(блоки Дьенеша)

Формировать умение ориентироваться в групповой комнате, пользуясь планом.

«Угадай, кто где стоит»?

Февраль

Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра.

«Цветик - семицветик»

Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях.

«Цирк»

Развитие логического мышления, умения действовать по схеме.

«Нетающие льдинки озера Айс»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки.

«Монгольская игра»

Март

Развитие  пространственных представлений, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, образного и логического мышления, смекалки.

«Необычные фигуры»

Развитие умения пользоваться логическим отрицанием с целью установления предмета.

«Какого котенка подарим Кате»

Формировать умение ориентироваться по плану в групповой комнате.

«Путешествие по комнате»

Закрепить порядковый счет.

«Считалки»

Апрель

Ознакомление детей с правилами, которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности.

«Бывает, не бывает»

Формировать умение группировать блоки по наличию отсутствию трех свойств.

«Кто где живет»

Блоки Дьенеша.

Закрепить названия и свойства геометрических фигур.

«Геоконт»

Формировать умение составлять квадрат, опираясь на рисунок.

«Сложи квадрат»

Май

Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задач.

«Преобразование одной фигуры в другую»

Развитие внимания, логического мышления

«Когда придет мама»

Развивать умение группировать по наличию или отсутствию двух свойств

«Дорожки» (блоки Дьенеша)

Формировать умение объединять предметы в множества по определенному свойству

«Четвертый лишний»


Заключение.

Таким образом, создание специальных условий, направленных на познание объекта, способствует развитию познавательных процессов и формированию необходимых математических знаний и умений. Дидактические игры, проблемно - поисковые ситуации, самостоятельная деятельность являются эффективным средством развития в детях мыслительных процессов, познавательных способностей, способствуют формированию интереса к действию с цифрами, умению оперировать знаниями, совершенствованию математических представлений. Развитие самостоятельной мыслительной деятельности детей помогает решать новые задачи, ставить новые цели и достигать их в процессе поисковой деятельности, приобщает к сложному интеллектуальному труду.


Список используемой литературы:

  1. Бондаренко, Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в средней группе детского сада [Текст] / практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2013
  2. Бондаренко, Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича [Текст] / практ. пособие для восптателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.- 190с.
  3. Волчкова, В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. [Текст] / Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2004. – 207с.
  4. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления средствами занимательной математики

Занимательные задания помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, учат самостоятельно  мыслить , рассуждать, анализировать, сравнивать и обобщ...

"Развитие логического мышления у старших дошкольников через развивающие игры"

Стандарт дошкольного образования дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств как, любознательность и активность, способность решать интеллекту...

Опыт работы "Развитие логического мышления средствами математики"

Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Ч...

план по самообразованию «Развитие логического мышления посредством занимательной математики».

план по самообразованию «Развитие логического мышления посредством занимательной математики»....