Опыт работы "Развитие логического мышления средствами математики"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?
Кант говорил, что человек обязан природе только мозгом, - органом мышления, способность же мыслить с помощью этого мозга не только развивается, совершенствуется, но и возникает лишь вместе с приобщением человека к общечеловеческой культуре, к знаниям, так же, как и способность ходить на двух ногах, которой человек от природы не обладает. Это – такое же умение, как и все остальные человеческие способности. Правда, прямохождению ребенка учит любая мать, а научить пользоваться мозгом для мышления – задача педагога. Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. , но умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 72.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………………2-3
2. Теоретические основы развития логического мышления у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………….4-6
3. Природа мышления…………………………………………………………………..7-9
4. Дидактическая игра – ведущая форма обучающего воздействия на ребенка…10-12
5. Первые шаги – работаем по программе «ДЕТСТВО»……………………….13-15
6. Перспективное планирование……………………………………………………16-25
7. Результативность опыта работы………………………………………………….26-30
8.Заключение…………………………………………………………………………31-32
9. Библиографический список…………………………………………………………..33
Введение.
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными – короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень», как в сказке П.Ершова: «Старший был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?
Кант говорил, что человек обязан природе только мозгом, - органом мышления, способность же мыслить с помощью этого мозга не только развивается, совершенствуется, но и возникает лишь вместе с приобщением человека к общечеловеческой культуре, к знаниям, так же, как и способность ходить на двух ногах, которой человек от природы не обладает. Это – такое же умение, как и все остальные человеческие способности. Правда, прямохождению ребенка учит любая мать, а научить пользоваться мозгом для мышления – задача педагога. Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. , но умным легче вырасти тому ребенку, которому помогли научиться мыслить.
Общеизвестно : дошкольный возраст –период наиболее стремительного физического и психического развития, период первоначального формирования физических и психических качеств, столь необходимых человеку в течении всей последующей жизни. Обычно образ дошкольного детства рисуют через привычные характеристики: развитие речи, сенсомоторику, познавательные процессы, социальные умения и т.д. Таким образом, задача педагога не упустить тот благоприятный период развития познавательных процессов, а именно мышления, т.к. без логичности мышления – знание бесполезно.
Я считаю, что мышление – основа обучения, поэтому и развитие различных видов мышления рассматриваю как подготовку фундамента учебной деятельности. И, естественно, чем раньше начать работать над ребенком, тем больших проблем удастся избежать в будущем. То, что дается легко в младшем возрасте, по мере подрастания ребенка все труднее достигается. И разница в усилиях огромная. Ну а если не просто играть и читать, а учить ребенка (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Дошкольный возраст – это тот возраст, когда ребенок открыт ко всему новому, неизвестному; ему все интересно, он все хочет знать и уметь, познает окружающий мир играя.
Для меня детская игра – это способ объяснить, научить, организовать занятия таким образом, чтобы учесть желания и интересы каждого ребенка. Тогда раскроются его потенциальные возможности и способности. И между тем игра – это не только удовольствие и развлечение, хотя и эти факторы немаловажны. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей. Играя, ребенок может получать новые знания, навыки, умения, развивать способности, причем все это осуществляется незаметно для него. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в детском саду и воспитанием и обучением ребенка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в занятия дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям обучения и воспитания, и носит обучающий характер, обязательно сблизит новую деятельность ребенка в школе с привычной и сделает менее заметным переход к серьезной учебной работе.
Таким образом, работая над данной темой, я ставила перед собой задачу не только развития у детей познавательных процессов, мышления, памяти, речи и т.д., но и формирование у детей интереса к процессу обучения и его мотивации, вырабатывать умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Во всем этом и состоит ценность дидактических игр, которые создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию детей и помогают, как никакой другой вид деятельности, подготовить ребенка к обучению в школе.
Теоретические основы развития логического мышления у детей дошкольного возраста
Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирование ими.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.
Толковый словарь русского языка трактует понятие логика, как:
- наука о законах мышления и формах мышления человека;
- убеждение, точка зрения, ход рассуждений.
Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Чтобы ребенок стал использовать слово, как самостоятельные средства мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий. С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.
В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи.
Итак, возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путем специально организованного обучения.
В основе опыта, лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Эксперименты таких ученых, как: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин и др. по изучению детских рассуждений, понимания причинно - следственных отношений, образование у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 - 6 летнего возраста.
Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительные действия, направленные на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных процессах ребенка для решения последующих задач.
П.П. Блонский подчеркивал:
«Мышление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей»
Изучение теоретических основ умственного развития детей старшего дошкольного возраста позволило выделить положения, являющиеся основными для работы:
Положение Л.С. Выгодского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е. саморазвиваться.
Положение П.Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.
Положение Ж.Пиаже, П.Гальперина, Л.Венгера о том, что под развитием логического мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.
Положение Д.Эльконина, Л.Венгера, А.Люблинской о том, что в старшем дошкольном возрасте основными формами являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В недрах этих форм развиваются мыслительные операции. К концу старшего дошкольного возраста начинается развитие словесно-логического мышления. Дети способны осуществлять умственные операции в практическом плане, а под влиянием обучения - и в умственном.
Положение Д.Эльконина, О.Дьяченко о ведущей роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Из вышеизложенного можно сделать вывод: психолого - педагогические исследования ученых доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5- 6 летнего возраста. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.
Природа мышления.
Мышление - это высший познавательный процесс, порождение нового знания, активная форма творческого отражения и преобразования действительности. Мышление от других психических процессов отличается тем, что имеет проблемную ситуацию, делаются теоретические и практические выводы на основе сенсорной информации. В исследованиях Л.С.Выготского, С.Л.Рубенштейна, А.Н.Леонтьева сформулирована теоретическая концепция, согласно которой выделяются 3 формы человеческого мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое.
Все эти типы мышления тесно связаны между собой. В самых разнообразных формах осуществляется теснейшее сплетение логического мышления в понятиях с наглядным содержанием.
Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Л.С.Выготский говорил: «Ребенок мыслит, поскольку действует». Соответственно развитие мышления идет двумя путями — от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Другой путь - от восприятия к наглядно-образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой. Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и грают свою особую роль в познавательной деятельности человека,
Важно помнить, что достижения этого периода не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
Продуктивная деятельность
анализ синтез, сравнение обобщение
Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций логического мышления
понятий суждений умозаключений
Обратимся к психологическому словарю:
Анализ – синтез.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары « Найди закономерности». Дополнение картинки « Сложи узор», « Дорисуй карман к платью», « Найди нужный фрагмент». Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т.д.). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой– маленький, длинный – короткий, низкий –высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем и почему похожи и непохожи?» (Приложение№13 ).
Ограничение.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т.п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний».
Обобщение.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. «Назови одним словом».
Систематизация.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Найди нужный фрагмент», «Чего не хватает на рисунках».
Классификация.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. «Назови одним словом», «Ищем закономерности».
Умозаключения.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Таким образом, процесс мышления опирается на практическое взаимодействие с окружающей человека средой, на восприятие качеств и явлений действительности. И если мы говорим о развитии мышления, как процесса познавательной деятельности человека, то развивать надо все формы человеческого мышления, иначе дети могут «застрять» на каком-то этапе, т.е. смогут ответить «как», но не смогут объяснить «почему».
Поэтому и свою работу по развитию логического мышления я начала с развития наглядно-образного мышления, которое начинается с восприятия.
Дидактическая игра – ведущая форма обучающего воздействия на ребенка.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо учитывать те из них, которые доступны для детей и соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления -уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом; настольно-печатные и словесные игры.
1. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
2. Настольно-печатные игры - разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы , внешне ничем не отличающиеся одна от другой. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Составление разрезных картинок, кубиков, пазлов. Задача этого вида игр – учить логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Для старших детей на картинке изображается сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположение картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какой картинки не стало?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить какой не стало. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковым счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, сбоку, впереди и др.), умение связно рассказать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
3.Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам и др.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Да - нет» и др.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
В особую, четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Съедобное – не съедобное», «Белого и черного не называть» и др.
Первые шаги – работаем по программе «ДЕТСТВО»
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.
В этой связи хотелось бы рассказать о методике развития у детей математических представлений согласно концепции программы «Детство». Содержание раздела «Первые шаги в математику», рекомендуемые методы и приемы, дидактические средства подчинены основной цели - развитию познавательно-творческих способностей, что обосновано идеями развивающего обучения, на которых базируется программа. В ней подчеркивается развивающая направленность всех компонентов деятельности ребенка: становление и развитие умений самостоятельно поставить (или принять предложенную взрослым) цель, включиться в поисковую деятельность, контролировать ход поиска, сверять и оценивать результаты. Делается акцент на формирование творческой активности детей: поиск оригинального решения, высказывание «смелых» предположений, самостоятельное составление логических задач («Найти пропущенную фигуру», «Продолжи ряд» и др.), придумывание новых силуэтов в играх на плоскостное моделирование и т.д
Содержание раздела «Первые шаги в математику» классическое в своей основе, обогащено элементами логики, которая неотделима от математического содержания. Согласно мысли, высказанной профессором А.А. Столяром, логическое и математическое содержание дошкольном и младшем школьном возрасте осваивается в единстве и может быть отделено одно от другого.
Принципиальной особенностью содержания раздела «Первые шаги в математику» является легализация (выстраивание) математических знаний и умений относительно собственного опыта ребенка, создающего основу для освоения «картины мира». Особо выделены темы: «Свойства и отношения» (размер, форма, вес предметов; отношения равенства и неравенства, соответствия, порядка следования) и «Числа и цифры» (количественные и числовые отношения, деление целого на части, состав числа из двух меньших и действия сложения и вычитания и т.д.).
Две следующие темы - «Сохранение количества величины» и «Последовательность действий» (алгоритмы) - направлены в большей мере на развитие мышления детей в процессе усвоения связей и зависимостей предметов и явлений (прямых и обратных функциональных зависимостей). Дети узнают о них, выполняя измерения, играя в «магазин», разбивая множества на группы и т.д. Они осваивают закономерности трансформации количественной совокупности (объем жидкости или масса сыпучих веществ), практически доказывают принцип сохранения количества или сущность изменений величин и их причины. Структурированное содержание, осваиваемое на доступном ребенку уровне, обеспечивает активную познавательную позицию.
Освоение математического содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями. В силу этого основная задача состоит в овладении средствами (эталоны формы, цвета, а в дальнейшем и эталоны мер); представлениями (образы предметов; их взаимосвязи, модели, речь) и способами познания (уравнивание, сравнение, упорядочивание, сосчитывайте, преобразование, комбинирование, измерение, вычисления, классификация и др.) окружающей ребенка реальной математической действительности (Л.М. Кларина).
Должное внимание уделяется формированию умений осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать? Что узнаю или какую конструкцию получу? Что сделано?) и варьировать виды деятельности (Как иначе? Что будет, если...?).
Таким образом, математическое содержание, предложенное в программе «Детство» и требующее творческого овладения средствами и способами познания, меняет взгляд педагогов на методику математического развития дошкольников. Становиться очевидным, что учить надо не только для того, чтобы ребенок знал и умел, но и для того, чтобы он мог использовать эти знания и умения в процессе познания окружающего мира. В результате выполнения практических и умственных действий у него накапливается логико-математический опыт (осведомленность). Таким образом, уже четырех -пятилетний ребенок способен анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, строить простые логические высказывания.
Для реализации программы из обилия имеющихся в наше время дидактических средств (учебные пособия, дидактические развивающие игры, учебно-познавательные книги, рабочие тетради и др.) отбираются полифункциональные развивающие пособия, которые с одинаковым успехом можно использовать на занятиях в разных возрастных группах. Так, с целью как математического, так и логического развития детей используются следующие широко известные учебно-игровые пособия: логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера. Они обеспечивают различные виды схематизации и моделирование в освоении математических отношений и зависимостей.
Предлагаемая педагогическая технология (как учить, развивать?) может быть определена как проблемно-игровая. Главные компоненты технологии связаны между собой: активный, осознанный поиск способа достижения результата осуществляется на основе принятия цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Заботой взрослого является обеспечение активной деятельности ребенка любого возраста через яркую, доступную, реально-жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач, их реконструирование с целью освоения средств и способов познания (сравнение, измерение, классификация и др.).
Взрослый, не снижая активности самого ребенка, способствует достижению цели, результата: использует игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Особо хочется подчеркнуть роль математической игры как метода обучения и развития математических представлений. Существует три математических метода (действия), доступных ребенку дошкольного возраста: счет, измерение и вычисление. Действий, аналогичных математическим, гораздо больше: трансфигурация и трансформация, преобразование, комбинаторика, воссоздание и др. Поэтому игр, которые можно отнести к математическим, очень много. Вот некоторые из них. Игры на объемное моделирование: «Логические кубики», «Кубики и цвет»; игры-головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Листик» и др.; игры «Мастер-шар», «Тетрис».
Многие из них составляют игротеку, назначение которой - развитие познавательных способностей у ребенка, приобщение к интеллектуальному творчеству. Некоторые игры (головоломки, «Кубики для всех», «Сложи узор», «Уникуб», «Геометрический конструктор» и др.) интересны и доступны детям и младшего, и старшего возраста, поэтому советуем использовать их в групповых игротеках детей разного возраста.
Реализация раздела «Первые шаги в математику», становление логико-математического опыта ребенка успешно осуществляются в трех основных сферах его деятельности.
Во-первых, в повседневных видах детской деятельности. Актуализация доступных ребенку связей, зависимостей, закономерностей в ходе выполнения режимных процессов, участия в труде, художественных видах деятельности (Е.И. Тихеева). Педагог активизирует разностороннюю деятельность детей, в том числе воссоздание, моделирование, группировку и классификацию, упорядочение и сериации, измерение и сосчитывание.
Во-вторых, в играх, состязаниях, вечерах досуга детей и родителей на основе игротеки. Например, подготовка к конкурсу на личное первенство «Думай голова - картуз куплю», игре-соревнованию с командой родителей, выставке детских «придумок» активизирует творческую деятельность ребенка.
В-третьих, в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение представлений и умений, расширение области их применения и преобразования. Такая учебная деятельность организуется в виде игровых, развивающих ситуаций, логико-математических игр, выбор которых определяется возрастом детей, установками педагога, данными диагностики и проектируемой педагогической проекцией.
Перспективный план работы с детьми 5-6 лет
по развитию логического мышления.
СЕНТЯБРЬ
Диагностика.
1. Логическая игра «Лабиринт».
Цель: чтение знаков символов.
2. Решение проблемной ситуации «Где живет Овал».
Цель: развитие мыслительных операций.
3. Математическая игра «Игра с одним обручем».
Цель: классификация блоков по признакам, понятие отрицания, развитие умения обобщать.
4. Конструирование из двухцветного квадрата Воскобовича.
Цель: вспомнить складывание предметов, придумывание новых.
5. Игры-головоломки со счетными палочками.
Цель: преобразование геометрических фигур.
6. Игры с пособием «Разноцветные веревочки» (на коврографе).
Цель: выкладывание геометрических фигур из веревочек разной длины, развитие наглядно-образного мышления.
7. Работа с игрой «Чудо-цветик».
Цель: закрепление знаний о пространственных отношениях, развитие наглядно-образного мышления.
ОКТЯБРЬ
1. Игровое упражнение «Открой домик».
Цель: кодирование и раскодирование фигур, развитие исследовательского подхода.
2. Логические головоломки со счетными палочками «Составление треугольников и квадратов».
Цель: пользование приемом пристроение к одной фигуре, взятой за основу, другой.
3. Знакомство с четырехцветным квадратом Воскобовича.
Цель: развитие элементов логического мышления и воображения.
4. Интегрированная игровая деятельность «Теремок».
Цель: составление по схеме целых фигур из частей.
5. Конструирование из четырехцветного квадрата Воскобовича.
Цель: развитие последовательности выполнения игровых действий для получения новых предметов.
6. Развивающая игра «Сложи узор».
Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, придумывание новых предметных форм.
7. «Игры-головоломки с Чудо-цветиком»
Цель: конструирование заданной формы, соотношение целого и части.
НОЯБРЬ
1. Речевые логические задачи, придуманные воспитателем.
Цель: развитие элементов логического мышления.
2. Логическая игра с карточками (блоки Дьенеша).
Цель: анализ группы фигур, выделение и обобщение признаков.
3. Математические игры с двумя обручами (блоки Дьенеша).
Цель: развитие пратически-действенного мышления.
4. Словесная игра-ловушка «Бывает - не бывает».
Цель: развитие внимания и сообразительности.
5. Знакомство с «Прозрачным квадратом».
Цель: раскладывание на группы по двум-трем свойствам (классификация).
6. Логическая игра с карточками «Заполни пустые клетки».
Цель: развитие зрительно-мыслительного анализа способа разложения фигур.
7. Словесная игра-ловушка «Да или нет».
Цель: развитие внимания, смекалки, быстроты реакции.
8. Конструирование из четырехцветного квадрата Воскобовича (схема 1-6).
Цель: развитие воображения, зрительной памяти, логического мышления.
ДЕКАБРЬ
1. Решение проблемной ситуации «Когда придет мама?».
Цель: развитие логического мышления.
2. Логико-математическая игра «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю елку».
Цель: развивать умение рещать проблемные задачи, составлять предметные силуэты из частей.
3. Дидактическая игра «Куб-хамелион».
Цель: составление объемных фигур, развитие воображения.
4. Знакомство с игрой «Конструктор цифр».
Цель: выкладывание цифр по схеме.
5. Развивающая игра «Конструктор цифр».
Цель: выкладывание цифр, развитие логического, наглядно-образного мышления.
6. Логическая игра «Необычные фигуры» (блоки Дьенеша).
Цель: развитие умения абстрагировать, выполнять цепочки действий.
7. Развивающая игра «КВ 1-3».
Цель: конструирование моделей геометрических форм, развитие умения самостоятельно решать задачи.
8. Развивающая игра «Сложи узор».
Цель: придумывание новых узоров, руководствуясь схемой, алгоритмом.
ЯНВАРЬ
1. Решение проблемной ситуации «Сколько детей в группе».
Цель: развитие умения рассуждать логически, поиск решения.
2. Решение речевых логических задач, придуманных воспитателем.
Цель: развитие логического мышления.
3. Математическая игра-головоломка «Составление геометрических фигур» из ниток.
Цель: анализ и обследование зрительно-осязательным способом.
4. Игра на коврографе «Путешествие по группе».
Цель: развитие навыков пространственной ориентировки и креативности мышления.
5. Игра «Чудо-цветик».
Цель: поиск и придумывание силуэтов предметов из частей.
6. Развивающая игра «СК 16-19».
Цель: развитие сообразительности, конструирование.
7. Развивающая пособие «Геовизор».
Цель: составление фигур по точкам координатной сетки, развитие наглядно-образного мышления.
ФЕВРАЛЬ
1. Игры с двумя обручами.
Цель: умение классифицировать множества, развитие комбинаторных способностей.
2. Развивающая игра «КВ 4».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
3. Логико-математическая игра «Как Малыш Гео шел в гости к девочке Дольке».
Цель: сравнение и группировка фигур, деление целого на части и наоборот, составление фигур по точкам координатной сетки, развитие поисковых действий практического характера.
4. Логическая игра «Раздели предметы на группы».
Цель: развитие умения классифицировать по трем-четырем признакам, объясняя принцип деления.
5. Дидактическое упражнение «Украшаем елочку».
Цель: развитие умения читать кодовое обозначение геометрических фигур, выявлять и абстрагировать свойства.
6. Развивающее пособие «Лепестки».
Цель: развитие умения создать предмет по памяти, анализа и синтеза.
7. Развивающая игра «КВ 1-4».
Цель: развитие умения делать самостоятельный мысленный анализ рисунка-задания.
8. Развивающая игра «Танграм».
Цель: развитие умения анализировать простые изображения, действовать по условию-образцу.
МАРТ
1. Логическая речевая задача «Назови число».
Цель: называние чисел соседей, чисел больше или меньше на единицу.
2. Знакомство с развивающей игрой «Логоформочки 5».
Цель: развитие сенсорных способностей, умение конструировать из частей, воображения, логического мышления.
3. Логико-математическая игра «Как Околесик шел на занятия в школу волшебства».
Цель: развитие умения трансформировать фигуры, понимать отношение целого и части.
4. Развивающая игра «СУ»
Цель: придумывание новых узоров, развитие способности к анализу и синтезу.
5. Развивающая игра «Прозрачный квадрат».
Цель: умение выполнять задание на поиск закономерностей.
6. Развивающая игра «Танграм».
Цель: развитие умения самостоятельности в выполнении заданий.
7. Игры со «Змейкой». «Цветовые фигуры» (по рисунку).
Цель: развитие пространственного воображения, анализа и синтеза.
АПРЕЛЬ
1. Логические головоломки со счетными палочками.
Цель: решение задач на геометрические перестроения.
2. Развивающая игра «Построй дорожку».
Цель: развитие умения классифицировать, группировать по заданному свойству, моделировать.
3. Работа с планом. Игра-лабиринт «В гостях у Джерри».
Цель: формирование пространственных представлений, зрительно-двигательной координации.
4. Развивающая игра «Геоконт», «Четырехцветный квадрат Воскобовича».
Цель: самостоятельное придумывание предметных форм называние их.
5. Развивающая игра «Прозрачная цифра».
Цель: развитие умения складывать предметы, не пользуясь картинкой-схемой.
6. Развивающая игра «Геовизор».
Цель: развитие умения работать с координатной сеткой. Совершенствование воображения и творчества.
МАЙ
Диагностика.
1. Игра-развлечение «Путешествие в страну математики».
2. Решение словесных логических задач, составленных воспитателем.
Цель: развитие логического мышления.
3. Дидактическая игра «Составь загадку».
Цель: закрепить умение описывать геометрическую фигуру, используя карточки-символы, отрицание свойств.
4. Развивающая игра «КВ 6-7». Логическая игра «4-й лишний».
Цель: решение логических задач на поиск лишней фигуры, группировка предметов по 3-4 признакам.
5. Игра с карточками «Продолжи ряд».
Цель: развивать умение видеть определенную закономерность чередования фигур, действовать последовательно по правилам.
Перспективный план работы с детьми 6-7 лет.
СЕНТЯБРЬ
Диагностика.
1. Логическая игра «Игра с тремя обручами».
Цель: развитие умения классифицировать предметы по трем признакам, объединять их в множество.
2. Решение словесно-логической задачи «Как лягушонок научился считать».
Цель: развитие умения видеть место числа среди других чисел ряда.
3. Конструирование из двух и четырехцветных квадратов Воскобовича.
Цель: преобразование фигур, количественные отношения, логические связи между этапами выполнения.
4. Конструирование из «Геоконта».
Цель: развитие умения делить на равнее у неравные части.
5. Логические игровые задания «4-ый лишний».
Цель: развитие умения решать логические задачи, группировать по 3-4 признакам
ОКТЯБРЬ
1. Решение проблемной ситуации «Кого больше?».
Цель: овладение способом сравнения множеств, графическое построение парами.
2. Решение логических задач, придуманных детьми.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
3. Логико-математическая игра «Как мы ходили в гости».
Цель: развитие умения определять пространственные отношения в направлении от других объектов, составление целого из частей по замыслу.
4. Знакомство с развивающим пособием «Чудо-крестики 2,3».
Цель: развитие умения составлять предметные силуэты по схеме-рисунку.
5. Конструирование из «Геоконта».
Цель: развитие умения обобщать, выкладывание из разноцветных резинок геометрических фигур.
6. Игры со счетными палочками (конструирование и преобразование фигур разной сложности).
Цель: самостоятельное придумывание новых фигур, используя метод передвижения палочек.
НОЯБРЬ
1. Развивающая игра «Прозрачные льдинки».
Цель: развитие умения производить сериацию по двум-трем признакам, преобразовывать фигуры.
2. Решение проблемных ситуаций, придуманных воспитателем.
Цель: развитие логического мышления.
3. Решение логических задач, придуманных детьми.
Цель: развитие словесно-логического мышления.
4. Конструирование с помощью развивающего пособия «Прозрачная цифра».
Цель: развитие умения обозначать пространственные отношения на плоскости.
5. Математическая логическая игра «Заполни квадрат».
Цель: развитие умения упорядочивать предметы по разным признакам (классификация и объедининение).
6. Игры с «Геоконтом» Малышом. «Шифруем фигуры»
Цель: развитие умения кодировать фигуры, работать с координатной сеткой.
ДЕКАБРЬ
1. Придумывание и загадывание логических загадок без слов.
Цель: развитие умения составлять загадки по определенным свойствам, выкладывание отгадки при помощи карточек-символов.
2. Знакомство детей с игрой «Кораблик Брызг-Брызг».
Цель: развитие умения выполнять задания по словесному указанию.
3. Знакомство с игрой волшебная восьмерка (игры с одноцветными палочками).
Цель: развитие умения конструировать цифры, наглядно-образного мышления.
4. Развивающие игры с тремя обручами.
Цель: формирование логической операции классификации по наличию или отсутствию свойств.
5. Математичская игра «Выращивание дерева».
Цель: развитие умения выполнять действия в определенной последовательности (алгоритмы).
6. Развивающая игра «Змейка».
Цель: самостоятельное конструирование объемных фигур.
ЯНВАРЬ
1. Решение проблемной ситуации «Как Том и Джерри играли в числа».
Цель: развитие умения составлять алгоритмы, присчитывать и отсчитывать предметы по единицам.
2. Логико-математическая игра «Как Галчонок Каррчик помогал пчелке Жуже».
Цель: формирование навыков пространственной ориентировки, анализ схем, решение головоломок.
3. Развиваюшая игра «Найди свой гараж».
Цель: продолжение развития умения расшифровки и зашифровки информации о предметах по их знаково-символическому обозначению.
4. Решение логических головоломок со счетными палочками «Каких фигур не достает».
Цель: упражнять в последовательном анализе групп фигур, выделении и обобщении признаков.
5. Конструирование из комплекта «СК».
Цель: решение проблемы целого и части, их взаиморасположения.
6. Игры с «Корабликом Брызг Брызг».
Цель: развитие умения рассуждать, обозначать пространственные отношения.
7. Игры с «Волшебной восьмеркой» (радужные палочки).
Цель: самостоятельное конструирование цифр.
ФЕВРАЛЬ
1. Решение логических задач типа «Сколько утят было на полянке».
Цель: развитие логического мышления и внимания.
2. Знакомство с игрой «Счетовозик».
Цель: закрепление ориентировки в натуральном ряду чисел, развитие внимания и логического мышления.
3. Развивающие игры с четырьмя обручами.
Цель: развитие умения разбивать множество на группы. Производить логическую операцию «не».
4. Развивающая игра «Танграм».
Цель: развитие умения составлять изображение по собственному замыслу.
5. Игра-конструктор «Колумбово Яйцо».
Цель: развитие геометрического воображения, самостоятельности в создании силуэтов.
6. Конструирование игрового пособия «Змейка».
Цель: развитие умения преобразовывать геометрические фигуры творческого и логического мышления.
7. Игра «Логический поезд» (блоки Дьенеша).
Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям, способности действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
МАРТ
1. Решение словесных логических задач, придуманных воспитателем.
Цель: развитие памяти, логического мышления.
2. Логическая задача «Заполни пустые клетки».
Цель: развитие умения проводить поиск недостающей фигуры, анализировать, рассуждать.
3. Развивающая игра «Сложи узор. Су 8»
Цель: развитие умения анализировать.
4. Вышивание шнурком (развивающее пособие «Шнур-затейник»).
Цель: развитие моторики, наглядно действенного и логического мышления.
5. Работа с «Геоконтом».
Цель: закрепление умений составлять цифры, обнаруживать логические связи между последовательными этапами действия.
АПРЕЛЬ
1. Логические головоломки со счетными палочками.
Цель: решение задач на геометрические перестроения.
2. Решение проблемной ситуации «Что получится если измерять разными мерками?»
Цель: формирование умения устанавливать связи и зависимости.
3. Коллективная игра с «Прозрачным квадратом» «Вертикальное домино».
Цель: развитие умения видеть логические связи между группами предметов.
4. Развивающая игра «Сложи квадрат СК 1-12».
Цель: активное участие в игре по собственному замыслу моделирующего характера.
5. Работа с «Геоконтом».
Цель: закрепление умения конструировать цифры, геометрические фигуры, придумывать новые.
6. Работа с четырехцветным квадратом Воскобовича.
Цель: развитие умения складывать фигуры по условию с отрицанием какого-либо свойства.
МАЙ
Диагностика.
1. Проведение развлечения- конкурса «Математический КВН»
2. Игра-соревнование «Внимание. Угадайка 1-6».
Цель: развитие умения сравнивать и анализировать, открытие последовательности изменения фигур.
3. Развивающая игра «Мозаика цифр» (блоки Дьенеша).
Цель: закрепление умения выбирать блоки по заданным свойствам навыков вычислительной деятельности.
4. Развивающая игра «Кубики для всех».
Цель: закрепление умения самостоятельно анализировать постройку, видеть объект по-новому.
5. Игры с «Прозрачным квадратом».
Цель: развитие умения самостоятельно анализировать окружение, создавать новые образы.
6. Развивающая игра с карточками «Продолжи ряд».
Цель: закрепление умения выявления закономерностей чередования, самостоятельное придумывание вариантов игры.
Результативность опыта работы.
Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс.
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на основе диагностических методик С. Немова и Э.Ф. Зямбицявичене. По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников, что выражается:
- в повышении познавательного интереса детей, мотивации их к занятиям;
- в развитии психических механизмов;
- в формировании умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- в совершенствовании навыков самостоятельной работы с занимательным материалом;
- в развитии связной речи дошкольников.
Завершающим этапом педагогической работы по данному направлению стала итоговая диагностика оценки уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Данные итоговой диагностики подтверждают положительные результаты работы, представленные в сводных таблицах:
Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей подготовительной группы (24 ребенка)
Стартовая диагностика
Критерии | Высокий | Средний | Низкий |
Умение сравнивать | _ | 36% | 64% |
Умение классифицировать | _ | 41% | 59% |
Умение обобщать | _ | 32% | 68% |
Ориентировка в пространстве | _ | 41% | 59% |
Память | _ | 36% | 64% |
Умение самостоятельно рассуждать | _ | 23% | 77% |
Умение работать в микрогруппе | _ | 27% | 73% |
Сводная таблица оценки уровня развития логического мышления детей
Итоговая диагностика
Критерии | Высокий | Средний | Низкий |
Умение сравнивать | 64% | 23% | 13% |
Умение классифицировать | 68% | 23% | 9% |
Умение обобщать | 64% | 27% | 9% |
Ориентировка в пространстве | 73% | 27% | _ |
Память | 81% | 14% | 5% |
Умение самостоятельно рассуждать | 59% | 27% | 14% |
Умение работать в микрогруппе | 68% | 32% | _ |
-Все дети умеют сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.
-Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
-Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства.
-Меньше времени затрачивают на выполнение заданий.
-Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.
Опыт показывает, что дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.
Критерии диагностики логического мышления детей старшего дошкольного возраста
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Оценка уровня развития логического мышления старших дошкольников:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет
мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.
Для диагностики использованы развивающие задания игр:
- «Отгадай-ка»
- «Умникам и умницам»
- игра на классификацию «Назови одним словом».
Результаты работы свидетельствуют о том, что дети, с низким уровнем развития сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы.
Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали.
Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.
Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.
Дошкольники, которые научились логически мыслить, обладают следующими качествами:
- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Перечисленные выше качества личности дошкольника не формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
«Годы чудес» - так называют исследователи первые 6 лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. Как только развитие человека перестает полностью определяться генетическими закономерностями, начинается обучение. И именно в течение дошкольных лет в ребенке необходимо выявить и развить огромный потенциал, заложенный в нем от рождения.
Используя на занятиях дидактические игры, я нашла наилучший способ организовать занятия таким образом, чтобы учесть желания, интересы и способности каждого ребенка. Наилучший эффект дают игры, которые являются обязательными и проводятся систематически на занятиях математикой, развитием речи и в свободное время. Продолжительность игровой части занятий – от 4 до 10 минут в зависимости от возрастной группы. Количество участников игры от 1 ребенка до половины группы. В результате в игровую деятельность включаются все малыши. А это очень важно потому, что во время игры можно решить две важные проблемы – коррекцию интеллектуальных и творческих возможностей и прогнозирование дальнейшего развития ребенка. В итоге можно выявить одареных и отстающих.
Чтобы дидактические игры достигли необходимого результата, необходимо придерживаться двух принципов обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием познавательных процессов.
Во–первых, игры дают пищу для ума с самого раннего возраста.
Во–вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.
В–третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка ребенок развивается наиболее успешно.
В–четвертых, развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Первая же попытка ввести дидактические игры даже в небольшой дозе (два – три раза в неделю на занятиях различной направленности и в свободное время) в практику работы со средней группой детского сада показала, что темп умственного развития малышей возрастает почти вдвое. Конечно, игры вовсе не какой-то «эликсир» талантливости, принимая который «через день по столовой ложке», можно достичь желаемых результатов. Игры не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система воспитания и обучения в детском саду.
Библиографический список:
- «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного
возраста» составители Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко Москва 1989 г. - Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва
«Просвещение» 1990 г. - Финкелыптейн Б.Б. «Блоки Дьенеша для самых маленьких» Санкт-Петербург
2000 г. - Интернет.
- «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией Л.А. Парамоновой
Москва 2007 г. - «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания»
под редакцией Л.А. Венгера Москва « Педагогика» 1986 г. - Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение»
1991г. - «Математические занятия с детьми подготовительной группы» составитель
Р.А. Жукова (Волгоград 2005) - «Математика в детском саду», В.П.Новикова (Москва 2009г.)
- «Игры, ребусы, загадки для дошкольников» сост. Т.И. Линго (Ярославль 1999г.)
- «Подумаем вместе» (развивающие задачи, упражнения, задания) Н. Винокурова
(Москва РОСТ 1997г) - «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова (Москва
1985г.) - «Развивающие игры для дошкольников» Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В.
(Ярославль 1997г.) - «Учите детей запоминать» Л.М. Житникова (Москва 1985г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления средствами занимательной математики
Занимательные задания помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, учат самостоятельно мыслить , рассуждать, анализировать, сравнивать и обобщ...
Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»
Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...
Календарно-тематическое планирование по развитию логического мышления средствами занимательной математики через игры на учебный год
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является создание интер...
Проект по развитию логического мышления « Весёлая математика»
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобрет...
Педагогический опыт "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шашки, шахматы"
Целью педагогического опыта является теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки и шахматы способствуют более эффективному развитию логического мышления у...
Консультация для родителей "Развитие логического мышления средствами занимательной математики"
интересно прочитать!...
Опыт работы " Логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы на тему "Логического мышления детей старшего дошкольного возраста"...