Главные вкладки
Степанова Людмила Юрьевна
Все начинается с детства
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: Формирование развивающей среды в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
Увлечения: разведение комнатных цветов - узумбарской фиалки, вышивка крестиком
Страна: Россия
Регион: Ямало-Ненецкий АО
Населенный пункт: п. Пурпе, Пуровский р-н,
Место работы: п.Пурпе, МБДОУ "ДС "Колокольчик"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/stepanova-lyudmila-yurevnaУчиться никогда не поздно
Использование компьютера в ДОУ: за и против
Введение…………………………………………………………………2
- Особенности применения компьютера в работе с дошкольниками……….......................................................................3
- Требования к педагогу, ведущему занятия в компьютерно-игровом комплексе………………………………………………....4
- Возможности компьютерных программ………………………….5
- Отрицательные последствия работы детей дошкольного возраста на компьютере………………………………………......................6
Заключение……………………………………………………………...8
Библиографический список……………………………………………9
Введение
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные образовательные учреждения в частности стал особенно актуален в наши дни.
В настоящее время все большее значение имеет раннее выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста. Компьютер стал привычным предметом в доме. Учитывая его широкие возможности и преимущества, можно предполагать, что с каждым годом он будет использоваться все шире и шире, а возраст пользователей будет снижаться.
Дети сегодня проводят у компьютера все больше времени. Отношение взрослых к этому разное: кто-то предпочитает полный запрет, а кто-то позволяет своему ребенку пользоваться им бесконтрольно. Можно ли найти золотую середину, как помочь ребенку научиться получать от компьютера пользу? С какими опасностями могут столкнуться наши дети при общении с ним и что нужно сделать, чтобы предотвратить их? Эти вопросы постепенно решаются, но до сих пор не утрачивают своей актуальности.
1.Особенности применения компьютера в работе с дошкольниками.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего – любимый компьютер. (8.с14)
Рассматривая вопрос, с какого возраста начинать готовить детей к компьютеризированному будущему, Е.Зворыгина, Н.Тарловская указывают, что к игре на компьютере ребенок может приобщиться лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др. Они являются базовыми для формирования того или иного типа действия. 1.с.25
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая.
Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.6.С.74
Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.2.с.68
2. Требования к педагогу, ведущему занятия в компьютерно-игровом комплексе
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер.
Предъявление детям программ с самого начала осуществлялось в рамках комплексного руководства игрой (Е. В. Зворыгина). Работа с детьми включает четыре части:
1.Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог КИК, воспитатели, родители.
2. Обучающая игра на компьютере.
3. Проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.
4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самодеятельной игре детей в игровом зале (с опорой на модули и другие игрушки), а также в условиях детского сада и семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжетно-ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей — в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, конструктивной, трудовой.
В рамках этого метода были разработаны специальные методические рекомендации к каждой компьютерной игре.
Опыт работы с детьми в КИК убедительно показал, что в условиях комплексного метода руководства компьютерными играми можно эффективно реализовать их развивающую сущность.
Работа с детьми — ведущий раздел работы педагога КИК. Он требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.
Вместе с тем, педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др., длится от 35 до 50 мин. При этом дети могут быть за экраном не более 15 — 20 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 7 — 10 человек, для обслуживания одной возрастной группы, требуется не менее 2 — 3 час. Только педагог — мастер может вынести такую нагрузку и правильно использовать компьютер как мощное средство индивидуализированного воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша. В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Педагог авторитарного склада, исполнитель не может работать в КИК. Педагог КИК - всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведения ребенка (его действий, эмоциональных проявлений, речи) на результаты, полученные в ходе игры (изображения на экранах компьютеров), побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей.
К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп. В детском саду составлен четкий график занятий детей в КИК на неделю. Занятия с каждой возрастной группой проводятся 1 раз в неделю, при этом одновременно занимаются 7 — 8 детей. В основном они занимаются индивидуально. Иногда содержание компьютерной игры требует, чтобы дети играли парами. Например, в играх «Космос», «Куб-игра», «Матрешки» играющие должны выступать как партнеры. При индивидуальной организации компьютерных игр новичка лучше посадить с ребенком, который может объяснить, как играть. Не стоит запрещать детям играть парами, если они хотят и умеют действовать вдвоем. Вместе они планируют свои действия, добиваются интересных решений.
Особо надо отметить и работу педагога по оформлению помещения КИК и изменению предметно-игровой среды в нем в зависимости от содержания предстоящего занятия с детьми. Иногда необходимо принести новые предметы, например глобус перед игрой «Климат», иногда подготовить новые пособия, картинки, пластинки, кассеты для прослушивания музыки, освободить все игровое пространство, чтобы дети могли, например, из крупных средообразующих моделей построить необходимые сооружения и т. д:
В детском саду реализуется принцип развивающего обучения и используются дифференцированные формы организации занятий с применением компьютеров, специального игрового оборудования и видеотехники. На основе тематического годового плана своей группы каждый педагог осуществляет еженедельное планирование и в зависимости ох программных задач и состава группы детей решает, каким образом и где он будет реализовывать воспитательно-образовательные задачи: на экскурсии, в видеосалоне, на индивидуальных, подгрупповых или фронтальных занятиях в группе, в компьютерно-игровом комплексе. Фронтальные занятия при таком подходе сокращаются до минимума. Предпочтение отдается индивидуально-ориентированному обучению. Компьютер помогает ребенку стать активнее, самостоятельнее, полнее раскрыть свою индивидуальность. 13
3.Возможности компьютерных программ.
Одним из актуальных направлений в исследованиях компьютеризации обучения является решение комплекса проблем, связанных с разработкой и использованием компьютерных программ в обучении детей дошкольного возраста.1.с.23
Многие исследователи (О.Горвиц, О.Тараканов и др.) рассматривают компьютер как игрушку. Например, О.Тараканова считает, что компьютер представляет собой лучшую игрушку на сегодняшний день, т.к. именно он может служить уникальным посредником между реальным миром ребенка, позволяя рассмотреть любые ситуации реального и даже фантастического мира.(2.с.154)
Наиболее интересными программами, которые могут быть использованы для развития ребенка, А.В.Леонтович считает следующие:
- Во - первых, это компьютерные презентации, у которых свой очень интересный язык: лаконичный, образный, почти художественный, прекрасно выстраиваемый и, главное, - предельно простыми средствами.
- Во – вторых, это создание собственных сайтов, сервисов, программ «Фотошоп» для монтажа фото.
- В - третьих, это игровые программы.8.с.15
Как указывает Е.Зворыгина, компьютерные программы с ролевыми способами решения игровых задач побуждают ребенка поставить себя на место другого, помочь персонажу преодолеть препятствия, порадоваться за успехи. Образцом сюжета таких игр могут служить народные сказки и другие произведения фольклора.1.с.23
Перечисленные программы помогают создавать эмоциональный художественный продукт. Надо отметить, что одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.
В результате проведенного исследования Т.Хризман, Е.Васильева делают выводы о том, что компьютерные игры помогают дошкольникам становиться активнее, самостоятельнее, раскрыть свою индивидуальность (1.с.25).
Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.3.с.93
4.Отрицательные последствия работы детей дошкольного возраста на компьютере
Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение.(8.с20)
Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ребёнку нельзя работать за компьютером в темноте.
При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает. 7.с.39
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Кисти рук малыша должны находиться на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Излучение
Изначально все боятся радиации от компьютерного монитора. Но Л.А Леонов и Л.В.Макарова считают, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.7.с.57
Заключение
Хотим мы этого или не хотим, компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта, и, наверное, пытаться искусственно ограничить возможности «общения» ребенка с этим предметом – дело безуспешное.
Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.
Вывод очевиден: все хорошо в меру, и каждый человек должен знать, что для него вредно и губительно, а что идет на пользу. Взрослым же необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на воспитание у ребенка правильного отношения к компьютеру, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с книгами, музыкой, живописью, кинематографом, общение с друзьями и с умными, понимающими взрослыми.
Библиографический список
- Вахрушева Л.Н.Познавательные сказки математического содержания для дошкольников Текст: Методические рекомендации для студентов пед. вузов/ Сост. Л.Н.Вахрушева.- Киров: ВГПУ, 2001.-32
- Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: учебник для вузов/ Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова и др.- М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.-280с.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. [Текст]/Ю.Горвиц, Л.Поздняк// журнал Дошкольное воспитание.- 1991.- №5 - с. 92-95.
- Гурьев С. В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста. http://www.rusedu.info/Article849.html
- Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатики [Текст]/ А.А. Зубрилин//Информатика в начальном образовании. -2001.- № 3, с. 3 – 16
- Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» [Текст] / Т.В.Калинина//журнал - Управление ДОУ. – 2008. - № 6
- Каралашвили: Е. Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет [Текст]/ Е.Каралашвили// журнал Дошкольное воспитание. 2002.- № 6, с.39 - 41.
- Леонов Л.А., Макарова Л.В. Здоровье ребенка и компьютер [Текст] Л.А.Леонов//журнал Виноград.-2010. №4 – С.20.
- Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / В.Моторин// журнал. Дошкольное воспитание, 2000.- №11, с. 53 - 57.
- Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника[Текст] /С.Л.Новоселова//- М.: Новая школа, 1997.
- Петрова Е. Развивающие компьютерные игры [Текст] / Е.Петрова// журнал Дошкольное воспитание, 2000.- №8, с. 60 - 68.
- Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов [Текст] / Л.А.Федорович//Логопед в детском саду.-2005. – № 5-6 (8-9).
- http://bagdasaevalogoped.shkola19.net/metodika.htm
О себе
Работаю в детском саду 19 лет (из них 10 лет инструктором по физ. воспитанию). Работу очень люблю, а детей еще больше. Замужем, три девочки, младшая хпойдет в первый класс. Учусь заочно ВятГГУ г.Киров, на руководителя ДОУ, но останусь работать в должности воспитателя, - я так решила.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
книга "Умом и сердцем"
Мой взгляд на мир
Группа детского сада - это первое детское общество, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной).
Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.).
Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой творческого развития ребёнка.
Мои достижения
Я закончила успешно ВятГГу в 2012году, прошла аттестацию на 1 категорию в 2013 году, в 2014 году вошла в резерв управленческих кадров по Пуровскому району.
В 2015 году принила участие в районом конкурсе профессионального мастерства "Педагог года - 215" , стала лауреатом в номинации "Воспитатель года"
Моё портфолио
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе, Пуровский р-н
Консультация для родителей на тему:
«Особенности поведения детей
в период адаптации»
Консультацию подготовила
воспитатель Степанова Л.Ю.
п.Пурпе
Особенности поведения детей
в период адаптации
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предложенные ею действия. И те и другие дети спокойно прощаются с родными, которые приводят их в детский сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: «Ты меня любишь?» Получив ответ, идет в группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает его действиям. Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь впервые дни в их поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.
Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться в группе без мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.
Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: «Хочу домой!», «Где моя мама?», отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми).
Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.
Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).
Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.
Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.