РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по математике на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дети — маленькие исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка — главная задача воспитателя.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.
В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, рассуждать, анализировать, доказывать.
На протяжении последних семи лет я работала с дошкольниками старших возрастных групп. Дети последнего, 2014 года выпуска, были готовы к обучению на 100%, а 79 из них успешно учатся в начальной школе. Думаю, это благодаря тому, что педагогические технологии, реализуемые мною в образовательном процессе, направлены на субъект - субъектное взаимодействие взрослого и детей, развитие их познавательных способностей.
Приоритетным направлением в образовательной работе с детьми я выбрала решение проблемных ситуаций в математическом развитии дошкольников, развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, реализацию современных педагогических технологий, применение универсальных дидактических средств в образовательном процессе.
В процессе математического развития воспитанников, на основе содержания программы «Детство», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования решаю следующие задачи образовательной деятельности:
- совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядоченность, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в различных видах детской деятельности.
- развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных, продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
- использовать современные развивающие педагогические технологии, дидактические игры математического содержания;
- использовать в работе моделирование, пооперационные кар-
ты, схемы, алгоритмы, универсальный дидактический материал,
исследовательский метод обучения как путь к знанию через
собственный исследовательский поиск;
- создать развивающую среду в группе для развития познавательной активности (логический уголок, экспериментальная зона);
- проводить совместную работу с родителями, вовлекать их в
образовательный процесс;
- создать условия для полноценного психологического, интеллектуального и физического развития ребенка, помочь ему при-
менять свои способности и умения логически мыслить.
Чем ближе время отдавать ребенка в школу, тем острее встает
перед родителями и педагогами вопрос; готовы ли дети идти в
школу, сумеют ли они освоить школьную программу, будет ли им
комфортно в новой среде и, конечно же, удастся ли сохранить их
естественную тягу к знаниям и желание учиться. Будущие успехи
ребенка в школе во многом зависят от интеллектуальной готовности, от умения самостоятельно и творчески мыслить, от обладания навыками анализа, синтеза и обобщения, владения речью.
Цель моей работы — показать, как через систему специальных
заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую
формировать и развивать у ребенка именно логические структуры,
творческое мышление; как дети, поднимаясь по ступеням своего
развития, учатся размышлять, строить умозаключения, делать простейшие выводы, обосновывать, доказывать свою точку зрения.
Забегая вперед, могу сказать, что моя система работы по решению проблемных ситуаций математического содержания способствовала значительному повышению уровня знаний детей,
вызвала стремление к самостоятельному познанию и размышлению, к активному включению детей в поиск новых средств и способов решения задач.
Для эффективного обучения детей важно сформировать у них
познавательный интерес, стремление узнать что - то новое, желание и привычку думать.
А как научить маленького ребенка думать? Научить ребенка
этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Такой
является проблемная ситуация.
Проблемность — неотъемлемая черта познания старших дошкольников, основной структурный компонент творческого развития. Именно проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому и выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Подьяков), а также в собственной постановке новых вопросов и проблем.
Важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребенок (или несколько), и включить их в активную поисковую деятельность. Например: ситуация «Почему получились разные числа?» (счет группами). Предлагается рисунок:
1 ряд — 6 шариков расположены на одинаковом расстоянии друг от друга и рядом написано число 6;
2 ряд — 6 шариков, они расположены по 2 на небольшом расстоянии одной группы от другой и рядом написано число 3;
3 ряд — 6 шариков, они расположены по 3 на небольшом расстоянии одной группы от другой и рядом написано число 2.
Сюжет: Хрюша, Мишутка и крокодил Гена считали воздушные шарики. Вот что у них получилось. Обращаю внимание детей на рисунок, задаю вопрос: Почему получились разные числа? Дета высказывают разные предположения:
У Хрюши получилось 6 шариков. Он считал правильно, а Мишутка и Гена ошиблись. Числа получились разные, потому что каждый считал по - своему. Ребята привыкли считать предметы по одному, когда единица счета совпадает с одним предметом. Именно так считал шарики Хрюша. Мишутка и крокодил Гена считали по-другому.
Счет группами, когда за единицу счета принимается сразу несколько предметов, вызывает у ребят затруднения. Только несколько раз, пересчитав шарики, дети замечают различия в их расположении.
Выделив основание счета, дети приходят к заключению, что предметов везде по 6, но их считали по-разному, поэтому и получились разные числа. Хрюша, Мишутка и Гена считали правильно.
Я подвожу итог и делаю вывод: считать предметы можно по одному и группами (по два, по три и более предметов).
Чтобы закрепить материал, предлагаю различные задания на карточках, работаем с детьми в тетради «Игралочка» (часть 2) Л.Г.Петерсона, Е.Е.Кочемасова.
Работая в тетради, предлагаю детям собрать орехи в группы но 7. Спрашиваю: Сколько получится групп? Дети обводят карандашом орехи по 7 штук и отвечают — две группы. После выполнения задания спрашиваю у детей: Что изменилось бы, если бы орехи собирали не по 7 штук, а, например, по 2? Групп получилось бы столько же, меньше, больше? Дети должны иметь возможность проверить свои предположения: я даю им по 28 маленьких предметов (это могут быть горошины, мозаика...) и предлагаю разделить их на группы — сначала по 7 штук, затем по 4, по 2.
Дети приходят к выводу, что одному и тому же количеству предметов могут соответствовать разные числа. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открывают мир математики.
Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов: постановка, формирование проблемы, выдвижение предложений и гипотез, выбора проверки, обоснование гипотез, подведение итогов, вывод.
Деятельность ребенка включает в себя: «принятие» проблемной ситуации; формулировку проблемы; самостоятельный поиск; подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность помогают различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.
Это могут быть: система вопросов, переформулирование условий задачи, наводящие задачи или задачи-подсказки, цепочка наводящих задач, готовый вариант решения.
Знакомство детей с новым материалом осуществляю на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Я подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Так, например, предлагаю детям измерять шагами длину веревки -«дорожки». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается — ведь расстояние одно и то же? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается шагов.
Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения, от величины мерки.
Для решения проблемной ситуации я предлагаю детям такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как бы сам собой. Тем самым я создаю условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде. Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребенок при изучении нового, тем больше вклад в его личное развитие.
Начиная с самых первых занятий, я систематически предлагаю детям задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры — круг и; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры — маленькие, или красный круг, потому что все остальные фигуры — синие. В данном случае все предложенные варианты ответов — верные. Но вариант может быть и неверным (когда задается определенный параметр — форма, цвет или размер) — тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности, поэтому необходимым условием организации занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Эго важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Анализируя маленькие математические проблемы, дети учатся под моим руководством, а затем и самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую. Все это поможет детям в дальнейшем стать думающими людьми, способными творчески подходить к любому делу, решать любые проблемы, которые встанут перед ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе конструктивной продуктивной деятельности
В буклете представлены виды строительного материала, рассказывается о том, как можно обучить конструкторским навыкам, показаны условия для игр со строительным материалом....
Мастер-класс (для воспитателей) «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО».
laquo;Красная гвоздика-символ памяти, символ Победы».(Развитие творческого мышления и воображения на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток.)...
Презентация "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"
Презентация "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"...
Консультация для родителей и педагогов: «Развитие творческого потенциала детей в процессе проведения музыкально-дидактических игр»
Применение музыкально-дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования пр...
Консультация на тему: «Развитие творческого потенциала детей в процессе проведения музыкально-дидактических игр»
Применение музыкально-дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программ...
Доклад к педсовету "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурно - оздоровительных мероприятий в ДОУ"
В формировании двигательного творчества дошкольников большое значение имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения....
Математическое развитие детей в процессе проблемного обучения
Использование проблемно-практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для развития математических представлений дошкольнико...