Консультация для родителей и педагогов: «Развитие творческого потенциала детей в процессе проведения музыкально-дидактических игр»
консультация по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Применение музыкально-дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально - ритмических движений и даже в области слушания музыки. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настолько печатные игры, а также используются и технические средства обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_-_didakticheskie_igry.doc | 184.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш»
Консультация на тему:
«Развитие творческого потенциала детей в процессе проведения музыкально-дидактических игр»
Подготовила:
Учитель
Первой квалификационной категории
Благодатских Г.Р.
Сургут
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, один из методов активного обучения .
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний
Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах выразительности (темп, динамика, ритм, тембр), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. А в этом помогают музыкально-дидактические игры.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Задачи музыкально-дидактической игры:
1.Коррекционные:
развитие слухового и зрительного аппарата, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, координации движений. Формирование выразительных средств: интонации, мимики жестов, движения.
2.Оздоровительные:
укрепление сердечно-сосудистой и двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; развитие «мышечного чувства» (способности снять эмоциональное и физическое напряжение); развитие быстроты двигательной реакции.
3.Образовательные:
обучение речевым, певческим двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
формирование умственных умений и действий.
4.Развивающие:
устойчивый интерес и действию: самоконтроль;
ориентировку в пространстве.
5.Воспитательные:
воспитание общей музыкальности, речевой, двигательной культур; эстетическое отношение к окружающему; развитие чувств и эмоций.
Музыкально-дидактические игры применяются во всех видах музыкальной деятельности на занятии: в процессе пения, восприятия, ритмических движениях и игре на детских музыкальных инструментах.
Благодаря использованию игр на занятиях, дети быстро усваивают требования программы. Игры проводятся регулярно, начиная с ясельного возраста. В группах младшего дошкольного возраста применяются образные пособия: игрушка-зверушка и музыкальная игрушка /погремушка, дудочка, барабан/. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся наглядные пособия – картинки, музыкальные инструменты /в обширном объёме/ и настольно-печатные игры /музыкальное лото/.
Огромное значение имеет музыкально-дидактическая игра в свободное от музыкальных занятий время, которые целесообразно проводить во второй половине дня. Так, дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления. Роль воспитателя в музыкально-дидактической игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Его роль велика особенно в младших группах, где воспитатель является не только организатором, но и сам становится активным участником. Игры можно проводить совместно с воспитателем и самостоятельно. Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель должен сам знать музыкальный репертуар. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести такие игры как: «Матрёшки», «Колобок», «Знакомые песни», с подгруппой – «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?». При объединении детей нужно учитывать особенности каждого. Например, если ребёнок малоактивный, застенчивый, отказывается включаться в игры, где участвует много детей, то ему можно предложить организовать игру только для двоих – «Определи и повтори».
Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются взаимоотношения между детьми, проявляются черты характера.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. В связи с этим музыкально-дидактические игры можно разделить на группы.
Классификация музыкально-дидактических игр:
- игры, цель которых - дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах.
- игры, которые дают детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
- игры, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности (темп, ритм, мелодия, тембр).
Перечень некоторых музыкально – дидактических игр:
- на развитие слухового внимания, музыкальной памяти и воображения.
«Кто как ходит», «Кого встретил колобок», «Кого встретил ёжик», «Теремок»
- на развитие звуковысотного слуха /низкий, средний, высокий/.
«Два петуха», «Птица и птенчики», «Бубенчики», «Лесенка», «Весёлые матрёшки»
- на развитие чувства ритма, тембрового слуха, динамического слуха.
«Угадай, на чём играю», «Тики-тики-так», «Андрей-воробей», «кап-кап»,
«тук-тук, молотком», «динь-динь- дон», «Определи по ритму», «Весёлые палочки», «Громко-тихо».
- на развитие дикции, артикуляции, дыхания, мелодического слуха и артистических способностей.
«Лиса и воробей», «Белочки», «Кот и мышка», «Машенька и медведь»,
«Громко-тихо», «Весело-грустно», «Поём как медведи /зайчик, лисичка/»
- на развитие умения различать музыкальное произведение по жанру, также развитие памяти и музыкального слуха.
«Три кита: песня, танец, марш», «Три солнышка», «Что дети делают в домике», «Три танца».
Список использованной литературы:
- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду».
- Л. Н. Комиссарова. Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
- Н. Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Материал из опыта работы...
Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого потенциала детей младшего возраста».
Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого потенциала детей младшего возраста»....
Консультация для родителей и педагогов. "Развитие творческих способностей детей в детском саду"
Консультация для родителей и педагогов. О развитии художественно-эстетических способностей ребенка....
Конспект мастер-класса для родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи:· Познакомить родителей с технологией ТРИЗ;·...
Консультация на тему: «Развитие творческого потенциала детей в процессе проведения музыкально-дидактических игр»
Применение музыкально-дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности дает возможность провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программ...
Конспект мастер-класса для родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Конспект мастер-класса для родителейпо теме: «Развитие творческого потенциала детей.Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»...