программа по познавательному развитию
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему
программа по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познавательное развитие»
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа группы №1 «Родничок» (далее – программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка» на 2015-2016 учебный год, ориентирована на воспитанников 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения.
1.2. Основные цели и задачи
«Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.»
Рабочая программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя 5 взаимосвязанных блоков:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
Цели и задачи по реализации рабочей программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.
Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные
признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
В основе реализации рабочей программы лежат принципы:
- интеграции;
- комплексно-тематического планирования;
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической преемственности.
Подходы к формированию Программы.
- личностно-ориентированный.
- индивидуальный.
- деятельностный.
- средовой.
1.4. Характеристика особенностей развития детей
Возрастные особенности детей группы соответствуют развитию детей 4-5 лет и основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
У детей группы №1 «Родничок» наблюдаются следующие индивидуальные особенности по познавательному развитию:
- Формирование элементарных математических представлений.
Высокий уровень развития – 6 человек, что составляет 27% от общего количества детей; количество детей со средним уровнем развития – 11 человек, что составляет 50%; с низким уровнем развития – 5 человек, т.е. 23%.
Вывод: продолжать работу по формированию элементарных математических представлений по разделам программы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Высокий уровень развития: 7 человек, что составляет 32% от общего количества детей; количество детей со средним уровнем – 10 человек или 45%; количество детей с низким уровнем развития – 4 человека или 18%.
Вывод: Продолжать работу по развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; способствовать формированию познавательных действий и становлению сознания.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
Высокий уровень развития наблюдается у 8 человек, что составляет 36% от общего количества детей; средний уровень развития – 11 человек, что составляет 50%, низкий уровень развития – 3 человека или 14%.
Вывод: Продолжать работу по формированию первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д.
- Ознакомление с миром природы.
Высокий уровень развития наблюдается у 8 человек, что составляет 36% от общего количества детей; средний уровень развития – 11 человек, что составляет 50%, низкий уровень развития – 3 человека или 14%.
Вывод: Продолжать работу по формированию первичных представлений об особенностях природы.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов) являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка.
Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.
К познавательной инициативе было отнесено следующее – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Уровень развития ребенка:
- предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов (Что это? Для чего?);
- обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений (Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?);
- высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта ("Если сделать так..., или так..."), не ограничиваясь простым манипулированием;
- встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.
Ключевые признаки:
- задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?);
- высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Карта наблюдений детского развития соответствует пособию Ю.А. Афонькиной. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Содержание психолого-педагогической работы
Блок: Формирование элементарных математических представлений
1. Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
2. Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
3. Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных
размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими
фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
4. Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
5. Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Блок: Развитие познавательно-исследовательской деятельности
1. Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
2. Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
3. Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-
исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
4. Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).
Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных
игр («Домино», «Лото»).
Блок: Ознакомление с предметным окружением
Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т.д.). Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин – из металла, шины из резины и т.п.)
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Блок: Ознакомление с социальным миром
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Формировать первичные представления о школе
Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Блок: Ознакомление с миром природы
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Связь с другими образовательными областями
«Физическое развитие» | Формирование основ ОБЖ, представлений о здоровом образе жизни Развитие мелкой моторики |
«Социально-коммуникативное развитие» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Формирование гендерной принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу. Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок» Формирование трудовых умений и навыков. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам «Речевое развитие» Развитие свободного общения с взрослыми |
«Речевое развитие» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. Практическое овладение воспитанниками нормами речи Использование художественных произведений для расширения кругозора, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результаты |
«Художественно-эстетическое развитие» | Использование произведений изобразительного искусства для обогащения содержания области, развитие связной диалогической и монологической речи, детского творчества, художественного восприятия Использование музыкальных произведений для обогащения содержательной области, музыкотерапия, сопровождение занятий данной образовательной области
|
Организация деятельности в образовательной области
«Познавательное развитие»
Формы образовательной деятельности | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Индивидуальные Подгрупповые | Индивидуальные | Групповые Индивидуальные Подгрупповые |
Игры (ФЭМП, познавательные, развивающие, словесные) Самостоятельная деятельность Настольно-печатные игры | ООД Беседы Творческие задания Продуктивная деятельность Целевые прогулки Опытническая деятельность Проектная деятельность Досуги
| Игры (ФЭМП, познавательные, развивающие, словесные) Самостоятельная деятельность Настольно-печатные игры Строительные игры | Беседы Консультации Проекты Досуги Консультативные и тематические стенды |
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
Средний дошкольный возраст
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к попыткам внимательно, с уважением.
- Обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку.
- Создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр.
- Не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры.
- Обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры.
- Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.
- Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.
- Привлекать детей к планированию жизни группы на день.
- Читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Сегодня дошкольное учреждение рассматривает семью (законных представителей) воспитанников с позиции совместной работы специалистов ДОУ по реализации образовательной программы. С одной стороны, такой подход обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, с другой стороны, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
С целью выявления особенностей семей воспитанников группы, уровня педагогических знаний родителей проводится анкетирование, беседы. По результатам анкетирования определяется уровень заинтересованности родителями деятельностью группы в частности и дошкольного учреждения в целом.
Еще одна цель работы с родителями: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка), обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Реализация данных целей происходит через решение задач:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
План работы с родителями
по вовлечению их в образовательный процесс
в рамках ОО «Познавательное развитие»
Форма работы | Сроки |
Родительское собрание «Родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения на 2015-2016 г.г». Родительское собрание: «Чему научились наши дети за 2015-2016 г.г». | Сентябрь Май |
Информационный стенд: «Осень в гости к нам пришла». | Октябрь |
Стенгазета «Наши повара» (20 октября – День повара). Стенгазета «День космонавтики» | Октябрь Апрель |
Памятка для родителей: «Возрастные особенности детей 4-5 лет». | Октябрь |
Информационный стенд: «День народного единства». | Ноябрь |
Утренник: «Осенины» | Ноябрь |
Консультация: «Новый год для детей: как устроить праздник». Консультация: «Развитие мелкой моторики в быту». | Декабрь Август |
Фотовыставка: «Мой папа был военным». | Февраль |
Папка-передвижка: «День птиц. История праздника». Папка-передвижка «День смеха» | Март Апрель |
Информационный стенд: «Высказывания великих людей (педагогов, писателей и т.д.) о воспитании детей». | Апрель |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Развитие детей и решение задач по реализации ОО «Познавательное развитие» происходит на протяжении всего пребывания детей в группе.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 регламентируется лишь длительность образовательной нагрузки: непрерывная НОД для детей 4-5 лет – не более 20 минут в первую половину дня, при этом максимально допустимый объем – 40 минут.
Учитывая эти нормы, организация образовательной деятельности в группе №1 «Родничок» по познавательному развитию происходит 2 раза в неделю:
- 1 раз – Ознакомление с окружающим миром.
- 1 раз – Формирование элементарных математических представлений.
На основании учебно-календарного графика на 2015-2016 учебный год количество занятий составляет:
- Ознакомление с окружающим миром – 36
- Формирование элементарных математических представлений – 36
Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Перспективный план
по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром,
миром природы (См. приложение №1)
Перспективный план
по формированию элементарных математических представлений
(См. приложение №2)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности происходит ежедневно при организации самостоятельной деятельности детей и частично интегрировано в непосредственно образовательную деятельность при реализации блоков «Ознакомление с предметным окружением, социальным миром, миром природы» и «Формирование элементарных математических представлений».
3.2. Условия реализации программы
Создание психолого-педагогических условий
для развития познавательной деятельности
Программа предполагает стимулирование детской познавательной активности через:
- Вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
- Открытые, творческие вопросы, в том числе – проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
- Обеспечения в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
- Позволение детям определится с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
- Организацию обсуждений, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
- Построение обсуждений с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
- Помощь в обнаружении ошибок детей в рассуждениях;
- Помощь в организации дискуссии;
- Дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Особенности организации предметно-пространственной среды
Образовательная среда в группе представлена специально созданными условиями, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Это пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии. Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центров», «уголков») с развивающими материалами. Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Оснащение уголков меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса.
Предметно – пространственная среда группы №1 «Родничок»
по познавательному развитию.
Образовательная область | Название центра, его насыщение |
Познавательное развитие | Уголок занимательной математики: геометрические фигуры, рамки и вкладыши различных геометрических форм, «игры - путешествия», цифры, полосочки разной длины и ширины, часы. Уголок настольно - печатных игр: лото, домино, пазлы, конструктор «Лего». Уголок природы: демонстрационные картинки с изображением месяцев года, часы «Времена года», часы «Части суток», картотека прогулок для детей средней группы, мобильное панно «Времена года», картотека примет времен года. Экспериментальный уголок: собираются различные предметы: увеличительные стекла, магниты, калькуляторы, телефоны; песок, вода, бутылочки, колбочки, воронки; различные предметы, сделанные из металла, дерева, стекла, резины, ткани, пластмассы; картотека экспериментов для детей средней группы; тактильные дощечки. |
Методическое обеспечение.
1. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа/ Ю.А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2015.-59с.
2. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1981.-80с.
3.Дыбина о.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-96с.
4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа/ авт.-сост. З.А. Ефанова.- Волгоград: Учитель. 2016.-303с.
5. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду/ Под ред. Г.М. Киселевой, Л. И. Пономаревой.-М.: ТЦ Сфера, 2010.-176с.
6. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144с.
7. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ авт.-сост. Л.А. Королева.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014.- 64с.
8. Помораева и.а., Позина В.А. Формирование элементарных математических представений: Средняя группа.-М.: Мозаика-Синтез, 2015.-64с.
9. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/ сост. Н.В.Нищева.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.-304с.
10. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М,:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по познавательному развитию детей 4-7 лет "Азбука внимания"
Содержание программмы обеспечивает познавательное развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет
Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми ранн...
Рабочая программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста
Данная рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Сайзанак» для детей младшего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО....
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?&rdquo...
Программа по познавательному развитию детей с ОВЗ с помощью игровой программы с видеобиоуправлением "ТИМОККО"
Современное образование нацелено на создание специальных условий обучения и воспитания для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Поэтому одним из ср...