Проект по математическому развитию "В мире форм"
проект по математике (средняя группа) по теме
Данный материал имеет познавательный характер и направлен на развитие математических и коммуникативных способностей детей средней группы детского сада. В частности здесь представлены формы и методы работы с детьми по ознакомлению и закреплению такого математического понятия, как форма . В приложении преставлен дидактический материал, который может быть использован на занятиях по математическому развитию педагогами детских садов и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_matematicheskomu_razvitiyu_dlya_sredney_gruppy2_avtosohranennyy.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста (средняя группа 4-5 лет)
«В мире форм»
Номинация проекта: дошкольный возраст
Пояснительная записка.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать. Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.
В дошкольном учреждении в образовательной области «Познавательное развитие» в части «Первые шаги в математику» изучается многообразие тем, среди которых есть «Формы». Поскольку ребенок 4 – 5 лет не всегда может четко определить форму окружающих его предметов в силу несформированности речи и математических представлений мне показалось интересным взять тему отражения математических явлений в природе вещей, предметов и окружающей действительности.
Мною был разработан проект для детей среднего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования элементарных математических представлений.
Таким образом сложилась система работы по ознакомлению детей с геометрическими фигурами и их отражениями в окружающем мире.
В реализации данного проекта принимали участие дети, воспитатель.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Срок реализации: в течение учебного года.
Цель проекта: ознакомление с основными формами предметов окружающего мира.
Задачи:
- Знакомить с геометрическими фигурами и их отличительными свойствами.
- Учить классифицировать предметы по определенным признакам.
- Учить преобразовывать геометрические фигуры в предметы, составлять узоры из геометрических фигур.
- Развивать логическое мышление, память, наблюдательность.
- Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Реализация проекта.
3. Подведение итогов.
1 этап: подготовительный
Организация развивающей предметно –пространственной среды: приобретение деревянного строительного конструктора (геометрические фигуры), наглядного пособия «Геометрические формы», кассы настольные, счетные палочки, изготовление плоскостных и объемных геометрических фигур.
Подборка материалов и оборудования для проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми по образовательным областям: математическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, ознакомление с художественной литературой.
Подборка дидактических игр «Расставь посты», «Сложи узор», лото «Цвет и форма», «Геометрическое лото», «Дорисуй», «Разложи фигуры», «Подбери предметы одинаковой формы», «Домино фигур», «Геометрическая мозаика»
Подборка стихов, загадок о геометрических фигурах, рисунков, иллюстраций с изображением предметов, в основе которых лежат геометрические образцы.
2 этап: Стратегия реализации проекта
Так как данный проект предполагает работу по теме «Формы» в течение всего учебного года, то организация деятельности детей в рамках проекта представлена следующим образом:
1. Сентябрь – повторение геометрических фигур, с которыми знакомились в младшей группе: круг, квадрат, треугольник.
2. Октябрь – ноябрь - работа с формами, творчество детей.
3. Декабрь – февраль – знакомство с прямоугольником.
4. Февраль – март – знакомство с овалом.
5. Апрель – май – обобщение.
Виды деятельности | Задачи | Сроки проведения | |||||
ОО «Познавательное развитие» | |||||||
НОД по математическому развитию «Геометрические фигуры» (http://net-edu.ru/node/15629) | упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма; закрепить умение детей разбивать группы предметов по цвету, форме; развивать слуховой анализатор; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. | Сентябрь | |||||
НОД по математическому развитию «Разные картинки» (на основе конспектов занятий Коротовских Л.Н.) | закреплять знания о геометрических фигурах, учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры, совершенствовать умение схематически изображать предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. | Октябрь | |||||
НОД по познавательному развитию «Знакомство с прямоугольником» (http://www.maam.ru/detskijsad/-znakomstvo-s-prjamougolnikom.html) | познакомить детей с прямоугольником и учить их различать прямоугольник, квадрат и треугольник; продолжить учить раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания по ширине; развивать глазомер. | Декабрь | |||||
НОД по познавательному развитию «Знакомство с овалом» (http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/02/10/znakomstvo-s-ovalom) | Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Закреплять представления о круге, квадрате, треугольнике. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление. Формировать коммуникативные навыки. | Февраль | |||||
НОД по познавательному развитию «Геометрические фигуры» (на основе конспектов занятий Коротовских Л.Н.) | совершенствовать умение видеть в предметах знакомые геометрические фигуры, создавать узоры и изображения с помощью геометрических фигур, упражнять в воссоздании геометрических фигур с помощью палочек. | Апрель | |||||
ОО «Художественно - эстетическое развитие» | |||||||
НОД по рисованию «Домик» | учить детей исследовать объекты, выделять их главные признаки, детали, определять пространственное положение и пропорциональное соотношение предметов, рисовать домик с помощью геометрических фигур | Сентябрь | |||||
НОД по лепке «Ушастые пирамидки» | Учить лепить разноцветные диски разной величины с верхушкой в виде головы животного. Развивать интерес к лепке. | Сентябрь | |||||
НОД по аппликации «Заюшкин огород (капуста и морковка)» | Учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковку- способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной и накладной аппликации. Вызвать интерес к составлению коллективной композиции «Заюшкин огород». Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству. | Сентябрь | |||||
НОД по рисованию «Весёлые картинки» | Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками. | Октябрь | |||||
НОД по лепке «Вот едет наш поезд, колёса стучат» | Учить составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Показать способ деления бруска на равные части. Развивать чувство формы и пропорции. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений об окружающем мире пластическими средствами в лепных поделках и композициях. | Ноябрь | |||||
НОД по аппликации «Цветной домик» | Продолжать учить детей пользоваться ножницами – «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики («квадраты»). Показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность. | Ноябрь | |||||
НОД по рисованию «Платочки и полотенца сушатся на веревке» | Учить детей передавать различия между квадратной и прямоугольной формами, продолжать учить закрашивать рисунок карандашами, непрерывными движениями «туда – обратно», в одном направлении. Побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. | Декабрь | |||||
НОД по лепке «По реке плывет кораблик» | Учить лепить кораблик из бруска пластилина, сохранять прямоугольную форму палубы: отрезать стекой лишнее (уголки для образования носа), и достраивания недостающего (палуба, мачта, труба и т. д.) | Январь | |||||
НОД по аппликации «Полосатый коврик для кота» | Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. | Январь | |||||
НОД по рисованию «Помидор и огурец» | Учить детей изображать предметы овальной формы, развивать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной и круглой формы; закреплять приемы закрашивания красками. | Февраль | |||||
НОД по лепке «Утка ведет утят купаться» | Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и головку в форме овоида, широкий клюв и широкие, плоские лапки. Закреплять умение делить пластилин на неравные части, использовать ранее усвоенные способы работы с пластилином. | Март | |||||
НОД по аппликации «Подарки для белочки – грибы и орешки» | Учить детей вырезанию закругленных форм, срезать углы у прямоугольника (ножка), составлять симметричную композицию из нескольких предметов, наклеивать в определенной последовательности, работать аккуратно. | Март | |||||
НОД по рисованию «Красивые салфетки» | Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. | Апрель | |||||
НОД по лепке «Забавные зверюшки» | Вызвать желание у детей лепить знакомых им зверей. Развивать самостоятельность. Упражнять в технических и изобразительных навыках лепки животных. Учить творчески лепить зверей. Воспитывать интерес к сюжетным композициям. | Май | |||||
НОД по аппликации «Рыбки играют, рыбки сверкают» | Учить изображать рыбок с помощью геометрических фигур, развивать комбинаторные и композиционные умения. | Май | |||||
ОО «Социально - коммуникативное развитие» | |||||||
Сюжетно ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Шоферы» | Учить детей вступать в ролевое взаимодействие, вести диалог, развивать и обогащать сюжет игры, подбирать атрибуты и предметы – заместители. | ||||||
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Домино фигур», «Что лишнее?», «Мастерская форм» | Закреплять знания о геометрических фигурах, складывать их из частей, развивать внимание, сенсомоторную память. | ||||||
Настольно – печатные игры «Ассоциации: изучаем геометрические фигуры», Лото «Цвет и форма», «Форма» | Развивать наглядно – образное и логиче-ское мышление, операции сравнения и классификации, формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями. | ||||||
Игры, на развитие творчества: «Геометрическая мозаика», «Дорисуй», «Чем похожи, чем различаются» | Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть сходства и различия в предметах. | ||||||
ОО «Физическое развитие» | |||||||
Подвижные игры: «Займи свой домик», «Цветные автомобили», «Подбери пару», «Найди свой обруч» | Учить детей передвигаться по всей игровой площадке, следить за сохранением правильной осанки во время бега, развивать быстроту реакции. | ||||||
ОО «Речевое развитие» | |||||||
Стихи и загадки о треугольнике, круге, квадрате. | Закреплять знания о геометрических фигурах, учить называть предмет по его признакам, развивать речь детей. | Сентябрь - ноябрь | |||||
Стихи и загадки о прямоугольнике. | Познакомить детей с новой геометрической фигурой, учить видеть ее отличительные признаки. | Декабрь - январь | |||||
Стихи и загадки об овале. | Познакомить детей с новой геометрической фигурой, учить видеть ее отличительные признаки. | Февраль - март |
Предполагаемый результат
1. Освоение детьми математических понятий о форме предметов.
2. Приобретение способности сопоставлять форму предметов с геометрическим образцом.
3 этап – подведение итогов
В результате проделанной работы дети научились узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры, подбирать предметы по заданному признаку, составлять узоры и изображения из геометрических фигур, счетных палочек. А также дети научились применять знания о геометрических фигурах в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Намного лучше стали развиваться такие мыслительные процессы, как память, внимание, восприятие и творческое воображение, а также речь.
Приложение: конспекты, дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию сенсорных и математических представлений в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша.
Тема занятия " Поможем мышонку найти свой дом".В ходе образовательной деятельности происходит интеграция областей познания , социализации и коммуникации ....
Математический проект «В мире форм».
Используя методы и приемы работы по данному проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с гео...
Проект "В мире форм"
Вид проекта: познавательно-творческий.Проблема: «Какой формы предмет?»Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.Срок реализации про...
Математический досуг в форме КВН для детей старшей группы( открытое занятие)
Матеметический КВН...
Проект по ФЭМП "В мире форм"
quot;В мире форм"...
Краткосрочный проект "В мире форм"
Подбор игр для ознакомления детей с формой...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме математической игры «Квест» в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет
Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей через игру. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций, сообразительнос...