Проект по математическому развитию "В мире форм"
проект по математике (средняя группа) по теме

Зыза Юлия Владимировна

Данный материал имеет познавательный характер и направлен на развитие математических и коммуникативных  способностей детей средней группы детского сада. В частности здесь представлены формы и методы работы с детьми по ознакомлению и закреплению такого математического понятия, как форма . В приложении преставлен дидактический материал, который может быть использован на занятиях по математическому развитию педагогами детских садов и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста (средняя группа 4-5 лет)

«В мире форм»

Номинация проекта: дошкольный возраст

Пояснительная записка.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать. Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.

В дошкольном учреждении в образовательной области «Познавательное развитие» в части «Первые шаги в математику» изучается многообразие тем, среди которых есть «Формы». Поскольку ребенок 4 – 5 лет не всегда может четко определить форму окружающих его предметов в силу несформированности речи и математических представлений мне показалось интересным взять тему отражения математических явлений в природе вещей, предметов и окружающей действительности.

Мною был разработан проект для детей среднего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования элементарных математических представлений.

Таким образом сложилась система работы по ознакомлению детей с геометрическими фигурами и их отражениями в окружающем мире.

В реализации данного проекта принимали участие дети, воспитатель.

Вид проекта: познавательно – творческий.

Срок реализации: в течение учебного года.

Цель проекта: ознакомление с основными формами предметов окружающего мира.

Задачи:

- Знакомить с геометрическими фигурами и их отличительными свойствами.

- Учить классифицировать предметы по определенным признакам.

- Учить преобразовывать геометрические фигуры в предметы, составлять узоры из геометрических фигур.

- Развивать логическое мышление, память, наблюдательность.

- Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

2. Реализация проекта.

3. Подведение итогов.

1 этап:  подготовительный

Организация развивающей предметно –пространственной среды: приобретение деревянного строительного конструктора (геометрические фигуры), наглядного пособия «Геометрические формы», кассы настольные, счетные палочки, изготовление плоскостных и объемных геометрических фигур.

Подборка материалов и оборудования для проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми по образовательным областям: математическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, ознакомление с художественной литературой.

Подборка дидактических игр «Расставь посты», «Сложи узор», лото «Цвет и форма», «Геометрическое лото», «Дорисуй», «Разложи фигуры», «Подбери предметы одинаковой формы», «Домино фигур», «Геометрическая мозаика»

Подборка стихов, загадок о геометрических фигурах, рисунков, иллюстраций с изображением предметов, в основе которых лежат геометрические образцы.

2 этап: Стратегия реализации проекта

Так как данный проект предполагает работу по  теме «Формы» в течение всего  учебного года, то организация  деятельности детей в рамках проекта представлена следующим образом:

1. Сентябрь – повторение геометрических фигур, с которыми знакомились в младшей группе: круг, квадрат, треугольник.

 2. Октябрь – ноябрь - работа с формами, творчество детей.

3. Декабрь – февраль – знакомство с прямоугольником.

4. Февраль – март – знакомство с овалом.

5. Апрель – май – обобщение.

Виды деятельности

Задачи

Сроки проведения

                                  ОО «Познавательное развитие»

НОД по математическому развитию «Геометрические фигуры»  (http://net-edu.ru/node/15629)

 упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма; закрепить умение детей разбивать группы предметов по цвету, форме; развивать слуховой анализатор; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Сентябрь

НОД по математическому развитию «Разные картинки» (на основе конспектов занятий Коротовских Л.Н.)

закреплять знания о геометрических фигурах, учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры, совершенствовать умение схематически изображать предметы, геометрические фигуры с помощью палочек.

Октябрь

НОД по познавательному развитию «Знакомство с прямоугольником» (http://www.maam.ru/detskijsad/-znakomstvo-s-prjamougolnikom.html)

познакомить детей с прямоугольником и учить их различать прямоугольник, квадрат и треугольник; продолжить учить раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания по ширине; развивать глазомер.

Декабрь

НОД по познавательному развитию «Знакомство с овалом» (http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/02/10/znakomstvo-s-ovalom)

Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Закреплять представления о круге, квадрате, треугольнике.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление.

Формировать коммуникативные навыки.

Февраль

НОД по познавательному развитию «Геометрические фигуры» (на основе конспектов занятий Коротовских Л.Н.)

совершенствовать умение видеть в предметах знакомые геометрические фигуры, создавать узоры и изображения с помощью геометрических фигур, упражнять в воссоздании геометрических фигур с помощью палочек.

Апрель

                        ОО «Художественно - эстетическое развитие»

НОД по рисованию «Домик»

учить детей исследовать объекты, выделять их главные признаки, детали, определять пространственное положение и пропорциональное соотношение предметов, рисовать домик с помощью геометрических фигур

Сентябрь

НОД по лепке «Ушастые пирамидки»

Учить лепить разноцветные диски разной величины с верхушкой в виде головы животного. Развивать интерес к лепке.

Сентябрь

НОД по аппликации «Заюшкин огород (капуста и морковка)»

Учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковку- способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной и накладной аппликации. Вызвать интерес к составлению коллективной композиции «Заюшкин огород». Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.

Сентябрь

НОД по рисованию «Весёлые картинки»

Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками.

Октябрь

НОД по лепке «Вот едет наш поезд, колёса стучат»

Учить составлять коллективную композицию из паровозика и вагончиков. Показать способ деления бруска на равные части. Развивать чувство формы и пропорции. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений об окружающем мире пластическими средствами в лепных поделках и композициях.

Ноябрь

НОД по аппликации «Цветной домик»

Продолжать учить детей пользоваться ножницами – «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики («квадраты»). Показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.

Ноябрь

НОД по рисованию «Платочки и полотенца сушатся на веревке»

Учить детей передавать различия между квадратной и прямоугольной формами, продолжать учить закрашивать рисунок карандашами, непрерывными движениями «туда – обратно», в одном направлении. Побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.

Декабрь

НОД по лепке «По реке плывет кораблик»

Учить лепить кораблик из бруска пластилина, сохранять прямоугольную форму палубы: отрезать стекой лишнее (уголки для образования носа), и достраивания недостающего (палуба, мачта, труба и т. д.)

Январь

НОД по аппликации «Полосатый коврик для кота»

Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой.

Январь

НОД по рисованию «Помидор и огурец»

Учить детей изображать предметы овальной формы, развивать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной и круглой формы; закреплять приемы закрашивания красками.

Февраль

НОД по лепке «Утка ведет утят купаться»

Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и головку в форме овоида, широкий клюв и широкие, плоские лапки. Закреплять умение делить пластилин на неравные части, использовать ранее усвоенные способы работы с пластилином.

Март

НОД по аппликации «Подарки для белочки – грибы и орешки»

Учить детей вырезанию закругленных форм, срезать углы у прямоугольника (ножка), составлять симметричную композицию из нескольких предметов, наклеивать в определенной последовательности, работать аккуратно.

Март

НОД по рисованию «Красивые салфетки»

Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.

Апрель

НОД по лепке «Забавные зверюшки»

Вызвать желание у детей лепить знакомых им зверей. Развивать самостоятельность. Упражнять в технических и изобразительных навыках лепки животных. Учить творчески лепить зверей. Воспитывать интерес к сюжетным композициям.

Май

НОД по аппликации «Рыбки играют, рыбки сверкают»

Учить изображать рыбок с помощью геометрических фигур, развивать комбинаторные и композиционные умения.

Май

ОО «Социально - коммуникативное развитие»

Сюжетно ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Шоферы»

Учить детей вступать в ролевое взаимодействие, вести диалог, развивать и обогащать сюжет игры, подбирать атрибуты и предметы – заместители.

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек», «Домино фигур», «Что лишнее?», «Мастерская форм»

Закреплять знания о геометрических фигурах, складывать их из частей, развивать внимание, сенсомоторную память.

Настольно – печатные игры «Ассоциации: изучаем геометрические фигуры», Лото «Цвет и форма», «Форма»

Развивать наглядно – образное и логиче-ское мышление, операции сравнения и классификации, формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Игры, на развитие творчества: «Геометрическая мозаика», «Дорисуй», «Чем похожи, чем различаются»

Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть сходства и различия в предметах.

ОО «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Займи свой домик», «Цветные автомобили», «Подбери пару», «Найди свой обруч»

Учить детей передвигаться по всей игровой площадке, следить за сохранением правильной осанки во время бега, развивать быстроту реакции.

ОО «Речевое развитие»

Стихи и загадки о треугольнике, круге, квадрате.

Закреплять знания о геометрических фигурах, учить называть предмет по его признакам, развивать речь детей.

Сентябрь - ноябрь

Стихи и загадки о прямоугольнике.

Познакомить детей с новой геометрической фигурой, учить видеть ее отличительные признаки.

Декабрь - январь

Стихи и загадки об овале.

Познакомить детей с новой геометрической фигурой, учить видеть ее отличительные признаки.

Февраль - март

Предполагаемый результат

1. Освоение детьми математических понятий о форме предметов.

2. Приобретение способности сопоставлять форму предметов с геометрическим образцом.

3 этап – подведение итогов

В результате проделанной работы дети научились узнавать и правильно называть основные геометрические фигуры, подбирать предметы по заданному признаку, составлять узоры и изображения из геометрических фигур, счетных палочек. А также дети научились применять знания о геометрических фигурах в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Намного лучше стали развиваться такие мыслительные процессы, как память, внимание, восприятие и творческое воображение, а также речь.

Приложение: конспекты, дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию сенсорных и математических представлений в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша.

Тема занятия " Поможем мышонку найти свой дом".В ходе образовательной деятельности происходит интеграция областей познания , социализации и коммуникации ....

Математический проект «В мире форм».

Используя методы и приемы работы по данному проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с гео...

Проект "В мире форм"

Вид проекта: познавательно-творческий.Проблема: «Какой формы предмет?»Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.Срок реализации про...

Краткосрочный проект "В мире форм"

Подбор игр для ознакомления детей с формой...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме математической игры «Квест» в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет

Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей через игру. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций, сообразительнос...