Проект "В мире форм"
проект по математике (старшая группа) на тему
Вид проекта: познавательно-творческий.
Проблема: «Какой формы предмет?»
Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.
Срок реализации проекта: в течение учебной недели.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом.
Задачи:
1. Углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах.
2. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
3. Развивать умение различать модели близких по форме фигур.
4. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
5. Воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми математических знаний в области форма предметов.
2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
Результат (продукт) проектной деятельности:
4. Создание сборника с загадками и стихами, оформление его детскими рисунками.
5. Презентация проекта: развлечение «Путешествие в город геометрических форм»
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Организация работы над проектом.
3. Практическая деятельность.
4. Подведение итогов (презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_proekt.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический проект «В мире форм».
Вид проекта: познавательно-творческий.
Проблема: «Какой формы предмет?»
Цель проекта: познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигур.
Срок реализации проекта: в течение учебной недели.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом.
Задачи:
1. Углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах.
2. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
3. Развивать умение различать модели близких по форме фигур.
4. Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
5. Воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми математических знаний в области форма предметов.
2. Приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
Результат (продукт) проектной деятельности:
4. Создание сборника с загадками и стихами, оформление его детскими рисунками.
5. Презентация проекта: развлечение «Путешествие в город геометрических форм»
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Организация работы над проектом.
3. Практическая деятельность.
4. Подведение итогов (презентация).
Схема реализации проекта:
1. Работа с детьми.
* Непосредственно образовательная деятельность.
ФЭМП.
Тема: «Счет в пределах 9, образование числа 9, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве».
Программное содержание: учить считать в пределах 9, показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9; закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур; продолжать определять свое местоположение среди окружающих предметов.
Изобразительная деятельность.
Рисование «Сказочные домики».
Программные задачи: учить детей создавать образ сказочного домика, передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур; закреплять умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию.
Аппликация.
Тема: «Сказочная птица»
Программные задачи: закреплять умение детей вырезать части предмета разной геометрической формы и составлять из них изображение; учить предавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения; закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое.
Лепка из пластилина.
Тема: «Овощи и фрукты для магазина».
Программные задачи: закреплять умение детей передавать в лепке форму разных овощей и фруктов; учить сопоставлять их форму с геометрическими формами, находить сходство.
Ознакомление с художественной литературой.
Тема: Пересказ детьми словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» по моделям заместителям.
Программные задачи: учить пересказывать сказку самостоятельно по моделям заместителям, предавать интонацией характеры героев, рассказывать сказку в лицах (меняя голос, интонацию).
Заучивание стихотворений «Учим формы предметов» Кожевников А.Ю. и разгадывание загадок о геометрических фигурах.
* Самостоятельная игровая деятельность. Логические блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», Колумбово яйцо, головоломка Пифагора, Вьетнамская игра, квадраты Воскобовича, решение логических задач на поиск недостающих фигур, д/игра «Перевертыш» (преобразование одной фигуры в другую), д/игры «Формы», «Найди похожую фигуру», «Цвет и форма» (соотнесение форм предметов с геометрической фигурой), «Подбери ключик», «Разложи фигуры по местам» и др. Раскрашивание картин, состоящих из геометрических фигур.
2. Совместная работа с родителями.
Подбор стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника и создание иллюстраций совместно с детьми. Подготовка оборудования к развлечению «В городе геометрических фигур».
Вывод:
Гипотеза подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.
Приложение.
Загадки о геометрических фигурах.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат)
*****
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (Треугольник).
*****
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат… (Прямоугольник).
*****
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
*****
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (Круг).
*****
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (Ромб).
Стихи.
Треугольник
Самолёт летит по небу, треугольное крыло,
На моём велосипеде треугольное седло,
Есть такой предмет — угольник, и всё это — треугольник.
Тут мама три спички на стол положила
И мне треугольник из спичек сложила.
А в это время я чертил и наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил и сделал то же самое.
***
Мы с тобой построим домик,
Крышей будет треугольник,
У крыши уголки остры,
Сколько их? Один, два, три!
Квадрат
Пришёл из школы старший брат, из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад, я дольку отломил - квадрат.
И стол - квадрат, и стул - квадрат, и на стене плакат - квадрат.
Доска, где шахматы стоят, и клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.
***
Вот четыре стороны
И они всегда равны.
А фигура та, ребята,
Называется квадратом.
Круг
Нарисуем мы кружочек:
Ротик в нем и пара точек.
Солнце круглое и мячик,
Круг давно знаком нам, значит.
Трапеция
Трапеция, трапеция, фигура есть такая,
А я её не знаю. Ты где живёшь, трапеция,
В Америке, в Китае? Может, за трапецией
Поехать надо в Грецию? Мама говорит: Не надо,
Трапеция с тобою рядом. Развею я твою тоску,
Ты подожди минутку. И на гладильную доску
Укладывает юбку, по ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе трапеция, не стоит ехать в Грецию.
Овал
А как нарисовать овал? На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни, получается овал.
Сколько раз его видал, в ванной зеркало - овал!
Овал и блюдо, и яйцо. Мама говорит: Лицо у тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.
***
На стене висит овал,
В нем себя я увидал.
Люблю в зеркало смотреться,
Перед ним люблю вертеться
Куб
Принёс нам ящик почтальон - посылка мне и брату.
Ящик - куб, в нём шесть сторон, все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке? Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки, ещё с вареньем банки.
Цилиндр
-Цилиндр, что такое? - спросил я у папы.
Отец рассмеялся: - Цилиндр, это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода - цилиндр, труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи. А я привёл пример такой -
Калейдоскоп любимый мой, глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.
Конус
Сказала мама: - А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
Конус - шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то.
Мама у стола стояла
В бутылки масло разливала.
- Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке.
-Мама, с места я не тронусь,
Расскажи ещё про конус.
-Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка.
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.
Пирамида
Я видел картину. На этой картине
Стоит пирамида в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!
Шар
Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - шар!
А это - шар арбузный зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше - шар каков! Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз и их попробуйте на вкус.
Сценарий развлечения «Путешествие город геометрических форм».
Цель: Закреплять с детьми основные геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник и треугольник;
Учить находить предметы квадратной формы в окружающей их обстановке;
Учить детей ориентироваться в окружающей их обстановке;
Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героем.
Воспитывать у детей самостоятельность, внимательное отношение друг к другу, умение слушать собеседника.
Оборудование и материал.
Массажная дорожка, гимнастическая скамейка, магнитофон, диск с записью песни «Круг» из мультфильма «Смешарики», плакат, на котором нарисованы - круг, квадрат, прямоугольник и треугольник, формы, вырезанные из цветного картона и нарисованными улыбками, загадки про геометрические формы письмо, угощение для детей.
Ход.
Воспитатель. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну геометрических форм. Давайте мы с вами закроем глаза и скажем: «Покружись, покружись, в стране геометрических форм окажись».
Воспитатель поворачивает к детям табличку, на которой изображены круг, квадрат, прямоугольник и треугольник.
- Ребята, посмотрите, что изображено на таблице?
Дети. - Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Воспитатель. – Правильно. Вы теперь знаете, кто живет в этой стране. Нам предстоит с вами пройти очень сложный путь.
Воспитатель достает письмо из почтового ящика и читает его вслух:
Вы загадки разгадайте,
И в игру вы поиграйте,
Ключи от дома вы найдите,
И нашу дверь вы отворите.
Воспитатель. – Ребята, нам с вами надо найти домик, в котором живут круг, квадрат, прямоугольник и треугольник и выпустить их на свободу. Давайте отправимся в путь и вспомним с вами, что мы знаем о геометрических формах.
Мы по мостику пройдем все мы формы соберем.
Воспитатель проходит с детьми по гимнастической скамейке и останавливается около пенька, где достает большой круг и загадывает детям про него загадку:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Воспитатель. – Ну, конечно же, ребята это круг наш друг. Давайте с вами вспомним, что мы про него знаем.
Воспитатель дает круг ребенку и просит рассказать стихотворение:
Круг – помощник наш и друг.
Ты легко узнаешь круг.
И везде его найдешь:
Круг на солнышко похож,
(воспитатель показывает предметы, которые перечисляются в стихотворении)
На тарелку, на котлету,
И на ягоду черешни,
И на колесо, конечно…
Круглые очки у Даши,
Пуговки на кофте Маши,
Мяч, арбуз, часы, значок
И у хрюшки пятачок!
Воспитатель. – Посмотрите, нашему кругу очень понравилось стихотворение о нем и он улыбается. Ребята, про круг есть не только загадка и стихотворение, но и песня. Давайте мы с вами покажем нашему кругу, как мы умеем танцевать.
Воспитатель включает песню о круге из мультфильма «Смешарики». Дети вместе с воспитателем садятся в круг и весело выполняют под музыку движения.
Воспитатель. – Нам пора идти дальше. (Дети проходят по ребристой дорожке). По дорожке мы пройдем, и квадрат мы там найдем.
Воспитатель поднимает квадрат и загадывает загадку:
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Дети. – Квадрат.
Воспитатель. – Правильно. Это наш друг квадрат. Давайте с вами вспомним, что мы знаем о нем.
Воспитатель передает форму ребенку, который читает стихотворение и обводит указательным пальцем стороны квадрата.
Ребенок. – Посмотрите- ка, ребята
Вот квадрат,
А у квадрата
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Воспитатель. – Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что у нас в группе напоминает квадрат.
Дети. – Стол, дверца шкафа, сиденье у стула, домик петушка.
Дети перечисляют предметы в группе, которые похожи на квадрат.
Воспитатель. – Вы ребята молодцы. Теперь поищем следующую форму.
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат…
Дети. - Прямоугольник.
Воспитатель показывает детям прямоугольник с улыбкой.
- Давайте поиграем с прямоугольником.
Воспитатель достает лист бумаги, на котором изображен прямоугольник.
- Дорисуем картину, чтоб получился прямоугольный предмет.
Дети рисуют ножки и получается столик.
- Скажите, какую форму еще нам с вами осталось найти?
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
Дети. – Треугольник.
Воспитатель показывает детям треугольник с улыбкой.
Воспитатель. – Ребята, давайте с вами расскажем небольшую сказку о треугольнике.
Воспитатель берет первый лист бумаги, где нарисованы три точки и показывает детям:
Ребенок. -Жили-были три подружки
В разных домиках своих.
Три веселых хохотушки –
Точками все звали их.
Воспитатель показывает детям второй лист бумаги, где нарисованы три точки, а между ними проведены волнистые линии, изображающие реки:
Ребенок. - Между этими домами
Реки длинные текли.
Точки очень не хотели
Ножки промочить свои.
И тогда они решили
Между домиками взять
Сделать мостики большие,
Чтобы в гости прибегать.
Мост с мостом соединился,
Треугольник получился.
Воспитатель. – Ну, что ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Нам только осталось найти нужный ключик от домика, где живут формы. Воспитатель берет ключи и предлагает детям поиграть в игру «Подбери ключик». Дети выполняют задание.
Воспитатель. – Ребята, мы с вами помогли выйти друзьям круга, квадрата, прямоугольника и треугольника из заточения. За это фигуры принесли вам угощение.
Воспитатель раздает детям угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использоание эффективных форм познания окружаещего мира через экологическую культуру
Создание развивающей средыВнимание к Красной книгеМетод игрового моделированияЭкологические сказкиДидактические игрыЭкологические тренингиТеатрализованные представления...
Математический проект «В мире форм».
Используя методы и приемы работы по данному проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с гео...
Проект по математическому развитию "В мире форм"
Данный материал имеет познавательный характер и направлен на развитие математических и коммуникативных способностей детей средней группы детского сада. В частности здесь представлены формы и мет...
Проект по ФЭМП "В мире форм"
quot;В мире форм"...
Краткосрочный проект "В мире форм"
Подбор игр для ознакомления детей с формой...
" Первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере".
Детство - этап подготовки к будующей жизни.Третий год жизни - переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному.поэтому необходимо формировать у детей первоначальный инт...
- Мне нравится (3)