Конспект занятия НОД в старшей группе компенсирующей направленности "Математика при ознакомлении с природой"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Стасенко Ирина Владимировна

Закрепить умение классифицировать предметы по признакам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности

Образовательная область: познание.

Тема: Математика при ознакомлении с природой.

Интеграция: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация.

Цель: Закрепить умение классифицировать предметы по признакам.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее число.

2. Закреплять счёт в пределах 10.

3. Активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий.

4. Учить решать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка.

5. Закреплять умение классифицировать предметы по двум признакам (съедобные и несъедобные растения).

6. Побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

3. Развивать логическое мышление и внимание.

4. Развивать навыки аппликативной работы.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к творческой активности и самостоятельности выполнения задания.

2. Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Оборудование: Картинки овоще (капуста, свекла, морковь, лук, петрушка, помидор, огурец, горох), геометрические фигуры разной формы (круг, овал, треугольник), карточки с цифрами и знаками, листы бумаги с пересеченными кругами, клей карандаш, салфетки.  

Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Медведь и мужик».

2. Пересказ и обыгрывание прочитанной сказки.

3. Рассматривание картинок овощей.

Ход занятия.

Вместе в бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.

I часть

Д/М

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежит корзинка, давайте посмотрим, что в ней. Что это, ребята?

Дети: овощи.

Воспитатель: А какие ещё овощи вы знаете? Где растут овощи?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем выращивают овощи? Кто ещё питается овощами?  

Предлагаю детям рассказать, как росли овощи и выбрать нужную карточку к своему рассказу:

Что делали люди?

Дети: сначала посеяли семена моркови, потом она взошла.

Воспитатель: А кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти?

Дети: дождик, птицы, насекомые.

Воспитатель: Ребята, а теперь сосчитайте, сколько же всего помощников у растений? (Дети смотрят на карточки и считают).

Воспитатель: А божья коровка помогает растениям?

Дети: Да.

Воспитатель: Теперь разделите всех помощников на две группы: относящиеся к живой природе (птицы, бабочки, насекомые и т.д.) и относящиеся к неживой природе (лейка, грабли, руки человека и т.д.). Сколько получилось в первой группе? А сколько во второй группе? Ответы детей.

II часть

Д/М, Р/М

Воспитатель: Ребята вы помните сказку «Медведь и мужик»?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: Почему медведь обиделся на человека?

Дети: Потому, что медведю достались только вершки.

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Вершки и корешки», вы хотите поиграть?

Дети: Да, очень хотим поиграть.

 Воспитатель: Хорошо ребята, тогда слушай внимательно.                       В обруч синего цвета надо положить овощи, у которых в пищу используют корешки (морковь, свекла, лук, петрушка), а в обруч жёлтый цвета те овощи, у которых используют вершки (капуста, горох, огурец, помидор).

Воспитатель: Сколько всего овощей у нас получилось в двух обручах?

Дети: всего восемь овощей в двух обручах.

Воспитатель: Сколько овощей, у которых используются корешки?

Дети: четыре овоща.

Воспитатель: Сколько овощей, у которых используются вершки?

Дети: семь овощей?

Воспитатель: Ребята, почему всего овощей восемь, сумма вершков и корешков больше десяти?

Дети: Потому, что у свеклы, лука и петрушки корешки и вершки можно использовать в пищу.

Воспитатель: Сколько таких овощей?

Дети: три овоща.

Воспитатель: Кто мне назовет овощи, у которых используются только вершки?

Дети: Лук, свекла, петрушка, капуста, горох, огурец, помидор.

Воспитатель: А сколько овощей, у которых можно кушать только корешки?

Дети: Морковь, свекла, лук, петрушка.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли выделить группу овощей у которых только можно кушать вершки, корешки и можно использовать и вершки и корешки.  

III часть

Д/М, Р/М

Закрепляем полученные знания в самостоятельной деятельности с использованием геометрических фигур (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит у вас в тарелочках на столах? Какие?

Дети: геометрические фигуры: треугольники, круги, овал.

Воспитатель: Как вы думаете, что они могут обозначать?

Дети: Они похожи на овощи?

Воспитатель: Посмотрите на них и определите, какая фигура к какому овощу соответствует?

Дети: Капуста – большой белый круг, огурец – зеленый овал, свекла – бордовый круг, горох – маленький зеленый круг, морковь – оранжевый треугольник, помидор – красный круг, лук – маленький светло – коричневый круг, петрушка – маленький зеленый треугольник.

Воспитатель: Молодцы ребята. У вас у каждого на столе лист бумаги с двумя пересекающимися кругами синего и жёлтого цвета. В эти круги вы должны будете приклеить геометрические фигуры соответствующие овощам.

Воспитатель: Какая фигура соответствует капусте и что используется в пищу вершки или корешки? В какой круг наклеиваем капусту? (И так со всеми овощами).

Дети: Капуста обозначается большим белым кругом, в пищу используется только вершки, наклеиваем в жёлтый круг. (И так далее по всем овощам). 

Для контроля вывешиваю плакат с соответствующим рисункам, а также выставляю карточки с цифрами обозначающие количество овощей, у которых используются в пищу только вершки, корешки, корешки- вершки одновременно.

Воспитатель: Ребята, как узнать сколько всего овощей?

Дети: Надо их посчитать и сложить.

Воспитатель: Сколько же всего овощей?

Дети: Восемь.  

Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли все группы овощей обозначить геометрическими фигурами в пересечении.

IV часть

Д/М

Составление и решение задач.

Воспитатель: Ребята посмотрите на этот рисунок и придумайте задачу на соложение. (В случаи затруднения привожу пример наводящими вопросами, таким образом задачу составляем вместе).

А) Что обозначают эти фигуры? (Морковь и свеклу). Сколько свёкл? Сколько моркови? 

Для приготовления борща мама взяла 3 свеклы и 2 моркови. Сколько овощей было положено в борщ?

Дети: пять овощей. (Ребенок выкладывает задачу с помощью карточек на доске).

Б) Воспитатель: Ребята посмотрите на этот рисунок. Какие фигуры вы видите на этом рисунке?  Какие овощи прячутся за ними?

Дети: огурец и помидор.

Воспитатель: Подумайте, что можно приготовить из этих овощей и составте задачу на сложение.

Дети: Мама для приготовление салата взяла 4 огурца и 2 помидорки. (Ребенок выкладывает задачу с помощью карточек на доске).

Воспитатель: Сколько всего овощей мама использовала для приготовления салата?

Дети: шесть овощей.

В) Воспитатель: Я вам предлагаю составить задачу по следующему рисунку и выражению к нему. (Если дети затрудняются то решение задачи проводим с помощью наводящих вопросов).

- Что изображено на рисунке? Сколько их?

Дети: Восемь огурцов.

Воспитатель: Правильно ребята. Прачитайте запись под рисунком. Огурцов стало меньше или больше? На сколько меньше? (Отодвигаю 2 овала в сторону). Давайте сейчас поробуем составить задачу.

- Сколько сначала было огурцов?

- Сколько изрезали на салат?

- Сколько осталось?

Воспитатель: Молодца ребята, мы с вами очень хорошо потрудились, а теперь я вам предлагаю поиграть «Карусели» (провожу физминутку).    

Итог:

Воспитатель: Ребята, что интересного и нового вы узнали на занятии?

- Что понравилось вам на занятии?

- Какие трудности вы испытывали во время занятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (Ознакомление с природой) «В гости к хозяйке луга».

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (Ознакомление с природой) «В гости к хозяйке луга»..Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых, закреплять з...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Ознакомление с зимней природой через ФЭМП»

В данном занятии формируется интерес к математике через ознакомление с зимней природой...