Конспект занятия НОД в старшей группе компенсирующей направленности "Математика при ознакомлении с природой"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Закрепить умение классифицировать предметы по признакам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности
Образовательная область: познание.
Тема: Математика при ознакомлении с природой.
Интеграция: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация.
Цель: Закрепить умение классифицировать предметы по признакам.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее число.
2. Закреплять счёт в пределах 10.
3. Активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий.
4. Учить решать текстовые задачи на нахождение суммы, остатка.
5. Закреплять умение классифицировать предметы по двум признакам (съедобные и несъедобные растения).
6. Побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
3. Развивать логическое мышление и внимание.
4. Развивать навыки аппликативной работы.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к творческой активности и самостоятельности выполнения задания.
2. Воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Оборудование: Картинки овоще (капуста, свекла, морковь, лук, петрушка, помидор, огурец, горох), геометрические фигуры разной формы (круг, овал, треугольник), карточки с цифрами и знаками, листы бумаги с пересеченными кругами, клей карандаш, салфетки.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Медведь и мужик».
2. Пересказ и обыгрывание прочитанной сказки.
3. Рассматривание картинок овощей.
Ход занятия.
Вместе в бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.
I часть Д/М | Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежит корзинка, давайте посмотрим, что в ней. Что это, ребята? Воспитатель: А какие ещё овощи вы знаете? Где растут овощи? Дети: ответы детей. Воспитатель: А как вы думаете, зачем выращивают овощи? Кто ещё питается овощами? Предлагаю детям рассказать, как росли овощи и выбрать нужную карточку к своему рассказу: Что делали люди? Дети: сначала посеяли семена моркови, потом она взошла. Воспитатель: А кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? Дети: дождик, птицы, насекомые. Воспитатель: Ребята, а теперь сосчитайте, сколько же всего помощников у растений? (Дети смотрят на карточки и считают). Воспитатель: А божья коровка помогает растениям? Дети: Да. Воспитатель: Теперь разделите всех помощников на две группы: относящиеся к живой природе (птицы, бабочки, насекомые и т.д.) и относящиеся к неживой природе (лейка, грабли, руки человека и т.д.). Сколько получилось в первой группе? А сколько во второй группе? Ответы детей. |
II часть Д/М, Р/М | Воспитатель: Ребята вы помните сказку «Медведь и мужик»? Дети: Да, конечно. Воспитатель: Почему медведь обиделся на человека? Дети: Потому, что медведю достались только вершки. Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Вершки и корешки», вы хотите поиграть? Дети: Да, очень хотим поиграть. Воспитатель: Хорошо ребята, тогда слушай внимательно. В обруч синего цвета надо положить овощи, у которых в пищу используют корешки (морковь, свекла, лук, петрушка), а в обруч жёлтый цвета те овощи, у которых используют вершки (капуста, горох, огурец, помидор). Воспитатель: Сколько всего овощей у нас получилось в двух обручах? Дети: всего восемь овощей в двух обручах. Воспитатель: Сколько овощей, у которых используются корешки? Дети: четыре овоща. Воспитатель: Сколько овощей, у которых используются вершки? Дети: семь овощей? Воспитатель: Ребята, почему всего овощей восемь, сумма вершков и корешков больше десяти? Дети: Потому, что у свеклы, лука и петрушки корешки и вершки можно использовать в пищу. Воспитатель: Сколько таких овощей? Дети: три овоща. Воспитатель: Кто мне назовет овощи, у которых используются только вершки? Дети: Лук, свекла, петрушка, капуста, горох, огурец, помидор. Воспитатель: А сколько овощей, у которых можно кушать только корешки? Дети: Морковь, свекла, лук, петрушка. Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли выделить группу овощей у которых только можно кушать вершки, корешки и можно использовать и вершки и корешки. |
III часть Д/М, Р/М | Закрепляем полученные знания в самостоятельной деятельности с использованием геометрических фигур (Дети садятся за столы). Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит у вас в тарелочках на столах? Какие? Дети: геометрические фигуры: треугольники, круги, овал. Воспитатель: Как вы думаете, что они могут обозначать? Дети: Они похожи на овощи? Воспитатель: Посмотрите на них и определите, какая фигура к какому овощу соответствует? Дети: Капуста – большой белый круг, огурец – зеленый овал, свекла – бордовый круг, горох – маленький зеленый круг, морковь – оранжевый треугольник, помидор – красный круг, лук – маленький светло – коричневый круг, петрушка – маленький зеленый треугольник. Воспитатель: Молодцы ребята. У вас у каждого на столе лист бумаги с двумя пересекающимися кругами синего и жёлтого цвета. В эти круги вы должны будете приклеить геометрические фигуры соответствующие овощам. Воспитатель: Какая фигура соответствует капусте и что используется в пищу вершки или корешки? В какой круг наклеиваем капусту? (И так со всеми овощами). Дети: Капуста обозначается большим белым кругом, в пищу используется только вершки, наклеиваем в жёлтый круг. (И так далее по всем овощам). Для контроля вывешиваю плакат с соответствующим рисункам, а также выставляю карточки с цифрами обозначающие количество овощей, у которых используются в пищу только вершки, корешки, корешки- вершки одновременно. Воспитатель: Ребята, как узнать сколько всего овощей? Дети: Надо их посчитать и сложить. Воспитатель: Сколько же всего овощей? Дети: Восемь. Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли все группы овощей обозначить геометрическими фигурами в пересечении. |
IV часть Д/М | Составление и решение задач. Воспитатель: Ребята посмотрите на этот рисунок и придумайте задачу на соложение. (В случаи затруднения привожу пример наводящими вопросами, таким образом задачу составляем вместе). А) Что обозначают эти фигуры? (Морковь и свеклу). Сколько свёкл? Сколько моркови? Для приготовления борща мама взяла 3 свеклы и 2 моркови. Сколько овощей было положено в борщ? Дети: пять овощей. (Ребенок выкладывает задачу с помощью карточек на доске). Б) Воспитатель: Ребята посмотрите на этот рисунок. Какие фигуры вы видите на этом рисунке? Какие овощи прячутся за ними? Дети: огурец и помидор. Воспитатель: Подумайте, что можно приготовить из этих овощей и составте задачу на сложение. Дети: Мама для приготовление салата взяла 4 огурца и 2 помидорки. (Ребенок выкладывает задачу с помощью карточек на доске). Воспитатель: Сколько всего овощей мама использовала для приготовления салата? Дети: шесть овощей. В) Воспитатель: Я вам предлагаю составить задачу по следующему рисунку и выражению к нему. (Если дети затрудняются то решение задачи проводим с помощью наводящих вопросов). - Что изображено на рисунке? Сколько их? Дети: Восемь огурцов. Воспитатель: Правильно ребята. Прачитайте запись под рисунком. Огурцов стало меньше или больше? На сколько меньше? (Отодвигаю 2 овала в сторону). Давайте сейчас поробуем составить задачу. - Сколько сначала было огурцов? - Сколько изрезали на салат? - Сколько осталось? Воспитатель: Молодца ребята, мы с вами очень хорошо потрудились, а теперь я вам предлагаю поиграть «Карусели» (провожу физминутку). |
Итог: | Воспитатель: Ребята, что интересного и нового вы узнали на занятии? - Что понравилось вам на занятии? - Какие трудности вы испытывали во время занятия? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»
Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»
Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»
Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (Ознакомление с природой) «В гости к хозяйке луга».
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (Ознакомление с природой) «В гости к хозяйке луга»..Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых, закреплять з...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Ознакомление с зимней природой через ФЭМП»
В данном занятии формируется интерес к математике через ознакомление с зимней природой...