Презентация "Система работы по использованию блоков Дьенеша в работе по ФЭМП"
презентация к уроку по математике (старшая группа) по теме

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель высшей категории Енякина Маргарита Николаевна

Слайд 2

Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Развитое логическое мышление - это не природный дар. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются «Логические блоки Дьенеша».

Слайд 3

« Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные цветом - красные, желтые, синие р азмером - большие и маленькие толщиной - толстые и тонкие.

Слайд 4

Использование блоков Цель: Развитие познавательных и творческих способностей у дошкольников Задачи: Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать) -Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером -Развивать пространственные представления. -Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. -Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления -Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Слайд 5

Играя с блоками дети учатся: 1.Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие 2.Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства 3. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого Вывод: Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.

Слайд 6

Карточки с символами свойств

Слайд 7

Работа с карточками На карточках условно обозначены свойства блоков: -цвет - пятно -форма – геометрическая фигура -размер – силуэтом домика (большой, маленький) -толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный) Подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель. Вывод: Карточки - свойства помогают детям перейти от наглядно - образного мышления к наглядно - схематическому, а карточки с отрицанием свойств мостик - к словесно - логическому мышлению.

Слайд 8

Формы работы с блоками Организованная образовательная деятельность, дополнительная образовательная программа «Занимательная математика») Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения ) Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры) -В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); - В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;

Слайд 9

Методы и приемы работы - Инструкции -Пояснения, разъяснения, указания -Вопросы -Словесные отчеты детей о выполнении задания -Контроль, оценка Условия работы - Поощрять все усилия детей и стремление узнать новое - Избегать отрицательных оценок результатов деятельности -Сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями

Слайд 10

1 этап Знакомство с блоками Возраст: 3 – 4 года Задачи: -Познакомить детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, толщиной Дети играют с блоками, конструируют различные постройки, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели

Слайд 11

2 этап «Выявление и абстрагирование свойств» Возраст: 4 -5 лет Задачи: -Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других -Развивать устойчивую связь между образом свойств и словом, которое его обозначает -Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) Игры: «Найди такую же фигуру» «Найди не такую же фигуру» «Наведи порядок» «Кто быстрее соберет блоки» «Волшебный мешочек» «Собери бусы» «Цепочка»

Слайд 12

Игра «Найди фигуру» Задачи: -Знакомить с логическими блоками -Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой- маленький», «толстый – тонкий» -Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. Задание: - «Найди такую(не такую) фигуру по форме( цвету, величине, толщине)

Слайд 13

Игра «Волшебный мешочек» Задачи: - Развивать умение группировать, классифицировать блоки по величине, цвету и т.п. -Развивать мелкие мышцы рук -Закрепить знания о геометрических фигурах Задание: 1. Найди в мешочке большой квадрат( маленький круг) и.т.д. 2. Расскажи о его свойствах

Слайд 14

Игра «Собери бусы» Задачи: Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд Закрепить знания о геометрических фигурах Задание: Собери бусы, не ставя рядом фигуры одинаковые по форме (по цвету, по величине и.т.д.)

Слайд 15

3 Этап «Сравнение, классификация, обобщение » Возраст 5 – 6 лет Задачи: - Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам - Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам Игры: «Второй ряд» «Построй дорожку» «Что изменилось» «Какая фигура лишняя?» «Игры с обручами»

Слайд 16

Игра «Второй ряд» Задачи: - Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение находить закономерности Задание: - Построить второй ряд к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам) - Построить так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другой формы (цвета, размера) - Построить так, чтобы оказалась фигура той же формы, но другого размера (цвета) ; - Построить так, чтобы оказалась фигура, другая по цвету и размеру; - построить так, чтобы оказалась фигура, не такая по форме, размеру и цвету.

Слайд 17

Игра «Какая фигура лишняя? » Задачи: - Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму (цвет, размер)фигур -Учить решать задачи – головоломки -Закрепить знания геометрических фигур - Развивать смекалку, сообразительность, умение доказывать свою точку зрения Задание: - Догадайся, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)

Слайд 18

Задачи: - Развивать умение анализировать форму предметов - Развивать умение сравнивать по их свойствам Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции) Материал : «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков. Задание: «Напишите картины» по эскизам Игра «Художники»

Слайд 19

Игра «Наряди елочку» Задание: Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых было показано, как можно нарядить елочку к новогоднему празднику с помощью блоков. Задачи: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок

Слайд 20

Игра «Построй дорожку» Задачи: -Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. -Развивать практически-действенное мышление. Материал: лабиринт из склеенных полосок бумаги набор блоков карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма) Задание: - Построй в городе дорожки для пешеходов и автомобилей. Правила построения дорожек записаны в таблицах

Слайд 21

Игра «Помоги сказочному герою» Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур Развивать наблюдательность, внимание и память Задание: - Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы: - У Буратино оказались все синие квадраты - Чтобы Карандашу достались все желтые - Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Слайд 22

Игра «Волшебное дерево» Задачи: -Развивать представления детей о символическом изображении предметов -Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять основные признаки. -Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. Материал: изображение дерева, на ветках которого представлены символы фигур-«листьев» , набор блоков Дьенеша Задание: Давайте вырастим волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).

Слайд 23

Игры с обручами Цели: Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами Развитие логического мышления, внимания Задание : Разложите блоки по обручам так, чтобы: -в первой области должны находиться все желтые фигуры -во второй области – все круглые -в третьей – только желтые круглые

Слайд 24

4 этап «Логические действия и операции» Возраст: 6 – 7лет Задачи: - Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или» - Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям - Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее - Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению - Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не» Игры: «Архитекторы» «Логический поезд» «Мозаика цифр»

Слайд 25

Игра «Мозаика цифр» Задачи: -Развивать умение декодировать информацию, изображенную на карточке, выбирать блоки по заданным свойствам -Закрепить навыки вычислительной деятельности -Учить выбирать блоки по заданным свойствам Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров, 12 числовых карточек, 15 предметных карточек, блоки Ход игры: Дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

Слайд 26

Игра «Логический поезд» Задачи: -Развивать способности к логическим действиям и операциям -Развивать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке -Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке - Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами Материал : Три паровоза разного цвета(синий, желтый, красный), на каждом поезде его номер: 1234, 4568, 9 10 11 12, 4 вагона, карточки с изображением отношений между числами, блоки Ход игры : Педагог раскладывает поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств( карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. 1. Распределение детей по командам Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, находит число, обозначенное в поезде .и.т.д. Так все дети распределяются по поездам. 2. Перевозка груза Поезда грузовые. Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами изменения свойств. Дети смотрят на карточки, которые разложены над вагонами и меняют блоки передвигая их из одного вагона в другой. Груз (блок) , с которого дети начинают путешествие кладут слева от поезда, а тот которым заканчивается путешествие - справа от поезда. Затем берется следующий груз и путешествие продолжается Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза

Слайд 27

Игра «Логический поезд»

Слайд 28

Результат Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи К концу пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении у детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать Вывод Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Планы-сценарии  занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...

Конспект открытой НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша в подготовительной группе «Космическое путешествие»

Программное содержание:·        Познавательное развитие:Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине....

Конспект занятия по ФЭМП с использованием Блоков Дьенеша в подготовительной группе.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе. С использованием Блоков Дьенеша и карточек - символов для них....

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша

Цель: Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования....

Конспект занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша. «Цветик-семицветик». (Подготовительная группа)

Конспект занятия по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша. «Цветик-семицветик». (Подготовительная группа) Цель:Закрепить знания о последовательности дней недели.Закреплять счет от 1 до 10.Продолжать уч...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша...