Рабочая программа по ФЭМП
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_femp.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений
Возрастная группа: 5-7 лет
Сведения о разработчиках:
Иноземцева Наталия Александровна – воспитатель группы КП «Будущий первоклассник»
р.п. Мордово
2015-2016 уч. г
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандаром дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко».
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
- Конституция РФ
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
- СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Цель программы: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени.
Основные задачи по программе
Количество
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операциями над ними.
- Продолжать знакомить с числами и цифрами первого десятка.
- Познакомить с числами второго десятка.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Познакомить с составом чисел в пределах 10.
- Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
- Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
- Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-4 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку) и линейки.
- Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях.
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
- Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков—один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
Ориентировка в пространстве
- Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
- Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
- Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
- Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие» | Развитие ориентировки в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения (построение в колонну по одному, в круг; перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько, повороты направо, налево, кругом), играя в подвижные игры. |
«Социально-коммуникативное развитие» | Формирование элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности (например: сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактические и подвижные игры). |
«Речевое развитие» | Использование стихов, загадок, художественных произведений при изучении числового ряда, последовательности времен года, составлении и решении арифметических задач. |
« Художественно-эстетическое развитие» | Развитие умений сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину. |
Целевые ориентиры
Количество
- Имеет общие представления о множестве: умеет формировать множества по заданным основаниям, видит составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками, объединяет, дополняет , удаляет из множества части или отдельные его части.
- Владеет навыками количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Называет числа в прямом и обратном порядке до 10, последующее, предыдущее число в пределах 10, соседей числа.
- Сравнивает количество предметов, используя знаки равенства и неравенства.
- Проводит сравнительный анализ чисел: «больше», «меньше», «столько же»
- Самостоятельно выполняет графические изображения цифр от 0 до 9.
- Имеет представления о составе чисел из единиц
- Соотносит цифры и количество предметов.
- Знает состав чисел от 1 до 10, умеет раскладывать число на 2 меньших.
- Имеет представление о двузначных числах и способе их образования.
- Имеет представление о структуре задачи, умеет правильно определять в задаче условие и вопрос задачи, давать развернутый ответ на вопрос задачи, употребляя в речи числительное.
- Имеет представление о деньгах, монетах достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей, соотносить числа и монеты, решать задачи с монетами, способом сложения и вычитания.
- Умеет на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
- Умеет решать логические задачи на установление соответствия, задачи на синтез и анализ.
Величина
- Умеет делить целый предмет на 2, 4 и более равных частей.
- Имеет представление об «одной второй», «одной четвертой» части.
- Умеет сравнивать предметы по высоте, длине и ширине, используя слова «выше», «ниже», «длиннее», «короче», «шире», «уже».
- Умеет измерять длину предметов и отрезков с помощью условной меры и линейки, сравнивать длину отрезков.
- Умеет рисовать отрезки на бумаге в клетку
- Понимает зависимость между величиной меры и числом.
- Умеет измерять объем жидких и сыпучих веществ разными способами.
Форма
- Различает и называет, геометрические фигуры, умеет соотносить их по цвету и форме, группирует их согласно общим признакам.
- Имеет представления о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой, о свойствах геометрических фигур, их элементах (вершины, углы, стороны).
- Решает геометрические задачи.
- Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Моделирует геометрические фигуры; составляет из нескольких частей целое, конструирует фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составляет тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Ориентировка в пространстве
- Ориентируется в пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение предметов (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
- Умеет располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Выполняет изображение узора по образцу
Ориентировка во времени
- Имеет представления о временных отношениях, узнает и понимает значение понятий «сначала-потом», «до-после», «раньше-позже», «в одно и то же время».
- Называет время по часам с точностью до часа.
- Имеет представления о временах и месяцах года, днях недели, частях суток, знает их название и последовательность.
Режим реализации программы
Общее количество организованной образовательной деятельности (занятий) в год | Количество организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю | Длительность организованной образовательной деятельности (занятий) | Форма организации образовательного процесса |
49 | 1,5 | до 30 минут | групповая |
Педагогическая диагностика
Реализация программы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Продолжительность диагностического периода;
Стартовая диагностика:
01.09.2015г – 13.09.2015г
Итоговая диагностика:
16.05.2016г – 31.05.2016г
Тематический план
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
Количество и счет | ||
1. | Деление множества на части, в которых элементы отличаются каким-либо признаком. Объединение частей в целую группу, дополнение, удаление из множества частей. Установление зависимости между множеством и его частью. Нахождение по части целого и по целому его части. | 4 |
2. | Закрепление знаний по образованию чисел, навыков количественного счета в пределах 10. | 5 |
3. | Знакомство с цифрами 0-9 | 10 |
4. | Развитие понимания отношений между числами. Сравнение чисел в пределах 10. | 1 |
5. | Знакомство с последовательностью чисел в натуральном ряду в пределах 10; называние чисел в прямом и обратном порядке от любого числа (устный счет) в пределах 10. Называние предыдущего и последующего числа к названному числу или обозначенному цифрой, называние пропущенного при счете числа, понимание выражений «до» и «после». | 2 |
6. | Уточнение приемов деления предметов на две, четыре и более равных частей; установление отношения целого и части. | 3 |
7. | Ознакомление с составом чисел из двух меньших до 10. | 2 |
8. | Знакомство с монетами достоинством в 1,2,5 руб., 1,5,10 коп. их набором и разменом. | 1 |
9. | Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =). | 5 |
10. | Знакомство с особенностью образования двузначных чисел в пределах 20. | 1 |
11. | Установление закономерностей. Логические задачи на синтез и анализ. | 2 |
Величина | ||
12. | Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры , линейки. Развитие понимания зависимости результата измерения длины от величины меры. | 2 |
13. | Измерение объема жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развитие понимания зависимости результата измерения объема от величины меры. | 1 |
14. | Сравнение предмета по весу (тяжелее – легче). Знакомство с весами. | 1 |
Форма | ||
15. | Развитие представлений о геометрических фигурах. Знакомство с многоугольником, его элементами (углы, вершины, стороны). Сравнение, зарисовка, видоизменение фигур; моделирование фигур из частей и палочек. | 2 |
Ориентировка в пространстве | ||
16. | Развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради). Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д. | 2 |
17. | Определение направления движения в пространстве (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями. | 1 |
Ориентировка во времени | ||
18. | Знакомство с названия месяцев года, последовательность дней недели, определение времени по часам. | 4 |
Итого | 49 |
Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений
№ | Дата | Организованная образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||||
| Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | |||||
1 | план | факт | 3 | 4 | 5 | 6 | |
«Ориентировка в пространстве» | Формировать у детей пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. Уточнить умения детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету. Уточнить умения детей ориентироваться на листе бумаги (в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, середине). | Тетрадь «Солнечные ступеньки» стр. 1 | Д/и «Куда пойдешь и что найдешь» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр.100 №162 | ||||
Величина. Измерение объема жидких и сыпучих веществ | Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Развивать представление о том, что результат измерения зависит | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 324 Занятие №2 | Д/и «Волшебный мешочек» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 36 | ||||
8.Число 0, Цифра «0». Понятия «Много», «Ни одного» | Сформировать представления о числе 0, «0» - как характеристика пустого множества Познакомить детей с понятиями «много, ни одного», | Тетрадь «Солнечные ступеньки Стр. 5 | Д/игра: «Продолжи ряд» | ||||
«Геометрические фигуры». | Уточнить знание известных геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, их элементов (вершины, углы, стороны) Учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 329 Занятие №4 | Д/и «Положи такую же фигуру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр.102 №167 | ||||
«Число 1. Цифра 1» | Познакомить детей с числом 1, как характеристикой множества состоящего из одного элемента. Познакомить с цифрой «1» | Тетрадь «Солнечные ступеньки» № 1, стр. 6 | Моделирование из геометрических фигур «Теремок» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 46 | ||||
«Число 2. Цифра 2». Знаки «+», «=». | Познакомить детей с числом 2, как характеристикой множества состоящего из двух элементов. Познакомить с цифрой «2». Познакомить детей с составом числа 2. Познакомить со знаком «+», «=». Закреплять умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур. | Е.В. Колесникова тетрадь «Я считаю до десяти» Стр.4-5 | Занимательный материал «Веселая арифметика» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 292 | ||||
Число 3, цифра «3». Состав числа 3 | Познакомить детей с числом 3, как характеристикой множества состоящего из 3-х элементов, цифрой «3», составом числа 3. Учить составлять число 3 из 2-х меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом, цифрой. Учить решать логические задачи на установление закономерностей. Знакомство с линейкой. | Е.В. Колесникова тетрадь «Я считаю до десяти» Стр.6-7 Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (5+ стр. 6 | |||||
Число 4, цифра «4». Состав числа 4 | Познакомить детей с числом 4, как характеристикой множества состоящего из 4-х элементов, цифрой «4», составом числа 4. Учить составлять число 4 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. Учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их. Уточнить представление о многоугольнике: учить находить стороны, углы, вершины | Е.В. Колесникова тетрадь «Я считаю до десяти» Стр.8 Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (5+ ) стр. 7 | Д/и «Угадай, какие числа написаны» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 53 № 69 | ||||
Число 5, цифра «5».Состав числа 5 | Познакомить детей с числом 5, как характеристикой множества состоящего из 5-и элементов, цифрой «5», составом числа 5. Учить составлять число 5 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков. | Е.В. Колесникова тетрадь «Я считаю до десяти» Стр.10 Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (5) стр. 8 | Д/и «Сколько в другой руке» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 53 №67 | ||||
«Измерение» | Учить измерять с помощью условной меры длину предмета. Учить измерять длину, высоту, ширину предметов с помощью линейки | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 316 Занятие №2 | Д/и «Какой отрезок длиннее» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 112 № 187 | ||||
«Деньги» | Познакомить детей с деньгами, их предназначением. (монеты достоинством 1,5 копеек, 1,2,5 рублей). Упражнять детей в наборе и размене монет) | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 244 Занятие №2 | Д/и «Разменяй» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 54 № 72 | ||||
Сравнение множеств. Повторение. | Упражнять в дополнении множеств, удалении из множества части. Устанавливать отношение между множествами путем составления пар предметов или соединения предметов стрелками. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 1 | Занимательный материал. «Занимательные задачи» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 127 | ||||
Счет до 5. Повторение. | Закрепить знание чисел и цифр от 1 до 5, упражнять в прямом и обратном счете, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, упражнять в счете слева направо и справа налево. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 2 | Д/и «Будь внимателен» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 44 № 72 | ||||
«Часы» «Время» «Ориентировка во времени» | Познакомить детей с часами и их назначением... Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. Упражнять детей в ориентировке во времени, используя слова: «утром», «днём», «вечером», «раньше», «позже», «в одно и то же время» | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 393 Занятие №2 | Д/и «Который час?» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 126 № 216 | ||||
«Год» | Закреплять названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Упражнять детей в ориентировке во времени, используя слова: «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 386 Занятие №4 | Д/и «Назови время года» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 124 № 213 | ||||
Количество и счет. «Больше», «меньше», «равно». Знаки «>», «<», «-«. | .Познакомить с математическими знаками «>», «<», «=», закреплять представление о равенстве и неравенстве, учить правильно понимать понятия «больше», «меньше», «равно». | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 3 | Занимательный материал «Веселая арифметика» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 292 | ||||
Сложение. | Сформировать представления о сложении как объединении группы предметов. Упражнять в ориентировке на листе бумаги; Учить рисовать на листе бумаги предмет, направляя карандаш в нужном направлении словами: вправо, вверх, влево, вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз и т. д.. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 4 | Д/и «Реши задачу» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 281 | ||||
Вычитание. Знак «минус» | Формировать представления детей о вычитании как об удалении из группы предметов её части. Познакомить со знаком «- » (минус). | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 5 | Д/и «Сколько нас без одного» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 50 № 62 | ||||
Состав числа 5 | . Учить составлять число 5 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 8 | Д/и «Считай дальше» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 43 № 39 | ||||
«Ориентировка на листе бумаги» Графический диктант | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; Учить рисовать на листе бумаги предмет, направляя карандаш в нужном направлении словами: вправо, вверх, влево, вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз и т. д. | «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. Группа Стр.60 | Д/и «Пройди лабиринт» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 160 | ||||
Число 6. Состав числа 6. | Познакомить детей с числом 6, как характеристикой множества состоящего из 6-и элементов, цифрой «6», составом числа 6. Учить составлять число 6 из меньших чисел. Упражнять в счете по осязанию. Упражнять в прямом и обратном счете. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 9 | Д/и «Поймай рыбку» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 48 № 54 | ||||
Число 7. Состав числа 7. | Познакомить детей с числом 7, как характеристикой множества состоящего из 7-и элементов, цифрой «7», составом числа 7. Учить составлять число 7 из меньших чисел. Упражнять в прямом и обратном счете. Познакомить с понятием «четные», «нечетные» числа. Закрепить умение правильно пользоваться знаками неравенства. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 10 | Д/и «Дом, в котором ты живешь» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 50 № 60 | ||||
Дни недели | Учить: пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше); определять последовательность всех дней недели. | «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. Группа Стр.68 | Д/и «Каких дней в неделе недостает» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 122 № 209 | ||||
Число 8. Состав числа 8. | Познакомить детей с числом 8 как характеристикой множества состоящего из 8-и элементов, цифрой «8», составом числа 8. Учить составлять число 8 из меньших чисел. Формировать понятие о том, что число количество предметов можно узнать не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Закрепить с детьми знания о четных и нечетных числах. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 11 | Д/и «Чет-нечет» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 49 № 58 | ||||
Число 9. Состав числа 9. | Познакомить детей с числом 9, как характеристикой множества состоящего из 9-и элементов, цифрой «9», составом числа 9. Учить составлять число из меньших чисел. Познакомить с приемами деления фигуры на 2 равные части, с понятием «одна вторая часть». Упражнять в делении и составлении целой фигуры из частей. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 12 | Д/и «Положи нужную цифру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 44 № 41 | ||||
Число 10. Состав числа 10. | Познакомить детей с числом 10 ( десяток) составом числа. Учить считать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку. Упражнять в составлении целой фигуры из частей. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 13 | Д/и «Покажи столько же пальчиков» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 44 № 43 | ||||
Логические задачи. | Учить решать логические задачи на установление закономерностей, на анализ и синтез. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 14 | Д/и «Угадай, сколько здесь грибочков» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 48 № 56 | ||||
Часть и целое. | Познакомить с приемами деления фигуры на 4равные части, с понятием «одна четвертая часть». Упражнять в делении Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание, в составлении целого из частей. Продолжать знакомить с монетами, достоинством 1,2,5,10 рублей. Упражнять в наборе и размене монет. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 15 | Д/и «Кто быстро и верно сложит заданную фигуру» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 111 | ||||
Счет от 1 до 10. Веселая арифметика | Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета первого десятка, закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке, учить определять пропущенное число в числовом ряду, соответствие между количеством предметов, числом, цифрой. | «Математика для дошкольников» (5+) стр. 16 | Д/и «Живые числа» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 42 № 36 | ||||
«Задачи» | Дать представление об арифметической задаче. Познакомить со структурой задачи. Учить различать части: условие (о чем говорится в задаче) и вопрос (о чем спрашивается в задаче). Понимать: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить. Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе. Учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=». | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 254 Занятие №2 | Д/и «Составь задачу» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 135 | ||||
«Задачи» | Закреплять умение находить в задаче условие и вопрос. Продолжать формировать умение рассуждать. Учить формулировать арифметическое действие. Упражнять: в составление задач на сложение с использованием наглядного материала. Учить составлять и решать задачи с использованием монет достоинством в 1,2, и 5 рублей. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр.260 Занятие №4 | Занимательный материал «Задачи Вини-Пуха» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 207 | ||||
Составление и решение задач | Познакомить с задачами на нахождение суммы (целого), учить решать задачи на нахождение суммы, записывать арифметические действия, используя знак «+», совершенствовать умение моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и разного вида схематических изображений. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 265 Занятие №2 | Д/и «Кто прав» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 57 № 77 | ||||
Задачи в рисунках и стихах | Познакомить с задачами на нахождение части, учить решать задачи на нахождение части, используя арифметический знак «-«, закреплять умение видеть в задаче условие и вопрос. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 274 Занятие №2 | Д/и «Гаражи» | ||||
Решение задач | Продолжить учить решать простые арифметические задачи, формулировать арифметические действия вычитания и сложения, совершенствовать умение записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками «+», «-« и отношения «=». | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 277 Занятие №4 | Д/и «Назови число на единицу меньше (или больше)» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 49 № 57 | ||||
Решение задач . | Познакомить с задачами на увеличение числа на несколько единиц, учить решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его. | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 284 Занятие №2 | Д/и «Кубик бросай и правильно считай» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 62 № 88 | ||||
Счет. Повторение | Закрепить навыки количественного счета в пределах 10. Учить считать в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз и независимо от формы расположения предметов. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 1 | Д/и «Кто внимательнее Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 47 № 51 | ||||
Последующее число. Предыдущее число. | Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, учить называть соседей числа, пропущенное число. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 2-3 | Д/и «Каких чисел недостает» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 47 № 50 | ||||
Геометрические тела и фигуры | Познакомить с объемными фигурами: шар, куб, конус, цилиндр; научить их распознавать, отличать от плоских фигур. Закреплять умение сравнивать множества, используя знаки «<», «>», «=». | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 4 | Д/у «Зрительный диктант» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 106 № 177 | ||||
Измерение. Прямая линия. Отрезок Понятия «длина», «ширина», «высота» | Дать представление детям, что такое «прямая линия», «отрезок прямой». Упражнять в счете. Развивать мелкую моторику. Учить пользоваться линейкой, чертить и измерять отрезки | Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 319 Занятие №4 | Д/у «Какой отрезок длиннее» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 112 № 187 | ||||
Числа-соседи. | Учить называть числа в прямом и обратном порядке, называть соседей числа. Закреплять умение соотносить множество, число и цифру. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 5 | Д/и «Сбежавшие числа» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 46 № 48 | ||||
Счет до 10. Повторение | Закрепить навыки счета в пределах десяти, состав числа из двух меньших, формировать умение решать логические задачи. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 6-7 | Д/и «Кто быстрее составит ракету для космонавта» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 145 | ||||
Счет до 20 | Познакомить с особенностью образования двузначных чисел (11-20). Учить детей считать в пределах 20. Учить называть последующие и предыдущие числа. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах первого десятка. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 8 | Д/и «Помоги собрать цветок» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 320 | ||||
Что тяжелее? | Дать представление о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее, легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 9 | Д/и «Один за один» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 50 № 61 | ||||
Деление на части. | Познакомить с приемами деления фигуры на четыре равные части, с понятием «одна четвертая часть», закрепить состав числа в пределах 10, учить детей моделировать геометрические фигуры, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 10 | Д/у «Сложи квадрат» «Планирование на каждый день» Д-Ф. Подг. группа стр. 127 | ||||
Логические задачи | Закреплять навыки решения логических задач на установление закономерностей, умение составлять целое из частей. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 11 | Д/и «Украсим группу к празднику» «Планирование на каждый день» М-М. Подг. группа стр. 127 | ||||
Ориентировка в пространстве. Графический диктант | Продолжать учить считать до 20. Продолжать знакомить детей с образцами и «записью» каждого из чисел второго десятка. Упражнять в решение примеров Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить выполнять задания под диктовку. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 12-13 Комплексные занятия Подг. группа Н.В.Лободина Стр. 379 Занятие №2 | Д/у «Слуховой диктант» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 107 № 178 | ||||
Время. Год | Учить детей различать длительность временных интервалов (1 мин, 10 минут, 1 час), учить определять время по часам с точностью до 1 часа. Закреплять названия времен года, месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 14 | Д/и«Поставь по порядку» Н.М.Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Стр. 124 № 215 | ||||
Целое и части | Закрепить умение делить целый предмет на 2, 4, и более равных частей и сравнивать эти части. Рассмотреть зависимость размера каждой части от общего количества частей. Показать: чем больше частей при делении целого, тем меньше каждая его часть, и наоборот. Учить находить по части целое и по целому его часть. Дать представление о том, что при сравнении частей фигур разного размера получаются неравные части. Развивать логическое мышление. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 15 | Развивающая игра «Танграмм» | ||||
Итоговое занятие. Повторение изученного материала | Уточнить умения детей составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов, устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями. Уточнить умения детей считать до 20. Уточнить умения детей отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу. | Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» (6+) стр. 16 | Д/и «Распредели числа в домики» «Планирование на каждый день» С-Н. Подг. группа стр. 23 |
Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:
• системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.
• раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.
• организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.
• наблюдение за динамикой психоречевого развития.
• сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.
• тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по формированию элементарных математических представлений:
Основная цель - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов.
Задачи:
- Развивать у детей познавательные интересы, мыслительные операции и речь.
- Развивать элементарные представления о признаках предметов, геометрических фигур, количестве, числе.
- Формировать навыки элементарных способов измерения.
- Выполнять простейшие счетные операции.
- Обучать составлению и решению простых арифметических задач на сложение и вычитание.
- Способствовать усвоению элементарного математического словаря.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений нужно продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников). Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование элементарных математических представлений»
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Диагностика математических способностей | Выявление уровня знаний по данному направлению |
Октябрь | Консультация «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе» | Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников. |
Ноябрь | Изготовление дидактических игр по ФЭМП (Совместная работа родителей и педагога) | Привлечение родителей к совместной деятельности, к созданию дидактических игр. |
Декабрь | Родительское собрание «Занимательная математика» Буклет «Игры по ФЭМП, которые можно провести дома» | Повышение уровня компетентности в области ФЭМП у старших дошкольников, посредством игры, занимательного материала. Привлечение родителей к взаимодействию по развитию интереса к математике у дошкольников. |
Январь | Размещение информации на сайте организации | Обеспечение доступности информации по ФЭМП у дошкольников. |
Февраль | Выставка творческих работ «Веселые формы» (из геометрических фигур) | Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада. |
Март | Папка-передвижка «Как развивать познавательную деятельность ребенка» | Получение информации по развитию познавательной деятельности дошкольника. |
Апрель | Математический КВН | Привлечение родителей к взаимодействию, установление дружеских отношений среди родителей группы. |
Май | Фотовыставка «Изучаем математику дома» | Знакомство родителей с математической работой, проводимой в детском саду. Обмен опытом между родителями по формированию элементарных представлений у детей в домашних условиях. |
Учебно-методическое сопровождение
1. Дидактические игры.
2. Дидактические и занимательные материалы.
3. Счетные материалы.
4. Рабочие тетради.
Развивающая предметно-пространственная среда
Рабочее пространство:
- уголок творчества.
Центры развития
Центр конструирования (строительный материал)
Список используемой литературы
Методические пособия
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
- Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя.-2-е изд.,перераб. Перова М.Н. - М.: Просвящение, Учебная литература, 1996.-144с.
- Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий Серия «Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду» Вера Арнольдовна Позина, Ирина Александровна Помораева Мозаика-Синтез; М.:; 2011
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
- Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений Колесникова Е.В. - М.:ТЦ Сфера, 2001.-80с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
- Математика для дошкольников: Старшая группа.Д ар ь я Д е н и с о в а, Юр и й Д о р о ж и н.
- Математика для дошкольников: Подготовительная к школе группа. Д ар ь я Д е н и с о в а, Юр и й Д о р о ж и н.
- Рабочая тетрадь дошкольника. Математика (Солнечные ступеньки)
- Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет.Колесникова Е.В.-М.:ТЦ Сфера, 2014.-64с. (Математические ступеньки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФЭМП для дошкольников
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педаго...
Рабочая программа по ФЭМП
рабочая программа воспитателя подготовительной группы по ФЭМП...
Рабочая программа по ФЭМП
Подготовительная, старшая, средняя группы ( "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...
рабочая программа по ФЭМП
старшая группа ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой)...
Рабочая программа по ФЭМП
средняя группа ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса
рабочая программа по ФЭМП в средней группе по программе Н. Е. Веракса...