«Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Фадеева Лариса Евгеньевна

Методическое обеспечение математического развития детей 4-5 лет по теме «Дары осени» (Овощи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fadeeva_le.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Методическое обеспечение математического развития детей 4-5 лет по теме «Дары осени» (Овощи)

Выполнил:

Воспитатель Фадеева Лариса Евгеньевна

МБУ детский сад №162 «Олимпия» г.о.Тольятти

Тольятти, 2015

Содержание

1.Календарно – тематический план (на материале решения задачи: ФЭМП).

2. Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность).

3.Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей.

4.Литература.

5. Приложение.


Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников.

Группа средняя

Тема недели «Дары осени»   Тема дня «Овощи»   

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Игра - путешествие «Огород»

  1. Сюрпризный момент «Игры с Винни – Пухом»
  2. Дидактическое упражнение «Сделай поровну»
  3. Дидактическая игра

«Выстроились цифры в ряд»

  1. Дидактическая игра «Разрезные картинки» (Овощи)

Утро  

Утренняя гимнастика «Собираем урожай»

Дидактическая игра «Третий лишний»

Прогулка № 1

Отгадывание загадок «Загадки с грядки» (на понятие один/ много)

Наблюдение на грядке «На что похоже, длинный/короткий»

Словесная дидактическая игра «Угадай, что в корзине и разложи по форме»

Игра подвижная «Найди пару»

Обед

Ситуативный разговор «Из каких овощей приготовлен салат»

Вечер

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (форма, величина)

Прогулка № 2

Подвижная игра « Огородная - хороводная»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Актуальная среда

- Предметные картинки;

- муляжи овощей;

;

- атрибуты персонажей для сюрпризного момента, подвижных игр;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- серия сюжетных картин: овощи;

- детские музыкальные инструменты;

- карточки с цифрами;

- разрезные картинки.

  1. Рекомендация «Закрепить геометрические фигуры на примере овощей»;
  2. Консультация «Использование конструктора ТИКО в развитии математических способностей ребенка»
  3. Совместная выставка  изделий из конструктора ТИКО на тему «Овощи».


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

 (образовательная деятельность)

по теме «Дары осени» (Овощи)

Разработчик  конспекта:

Лариса Евгеньевна Фадеева, воспитатель 

                                                                                                            И.О.Ф.,, должность, ДС №

МБУ детский сад № 162 «Олимпия» г.о.Тольятти

Руководитель:

Ф.И.О.,  к. пед. н., доцент

кафедры дошкольной педагогики  и психологии ТГУ

                                                                                                                                                             ФИО, должность,

,

Тольятти, 2015

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей  

(образовательная деятельность)

по теме «Игра-путешествие «Огород»»

Образовательная программа «От рождения до школы» (Авторы: Веракса Н.Е., Комарова Т,С., Васильева М.А.).

Возрастная группа: 4-5 года

Содержание деятельности детей: уравнивание двух групп предметов по количеству; счет в пределах трех; ознакомление с цифрой три; понятие часть  и целое. 

Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):  

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

  1. Разложите овощи по корзинкам и сделайте поровну

Словесный

Словесно-практический

2. Выберите карточки с цифрами от 1 до 3 и разложите их по порядку.

Словесный

Словесно-практический

3. Составьте целую картинку из нескольких частей и назовите что изображено и сколько.

Словесный

Словесно-практический

Образовательные задачи.

1. Сформировать представление о счетной деятельности в пределах трех;

2. Развивать навык уравнивания групп предметов по количеству;

3. Сформировать понятие о части и целом;

Материалы и оборудование.

1. Дидактический материал:

– геометрические фигуры разного цвета, стрелки указатели пути, игрушка Вини-Пух, картинки с изображением частей суток, картинки с изображением бабочек, цветов

2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– Магнитофон

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

 Включает музыку «Звук подъезжающего поезда».

Создает игровую ситуацию:

«Встреча с Винни- Пухом».

Задает вопросы:

- Почему ты такой невеселый? Что случилось?

Создает проблемную ситуацию: «Как помочь  Винни- Пуху  преодолеть трудности?».

Приглашает в путешествие  на огород к Винни- Пуху.

Становятся в круг.  

Внимательно слушают ситуацию. Отвечают на вопросы.  

Основная

Организует  дидактическое упражнение «Составь поровну» от имени персонажа.

Объясняет  правила игры.

Наблюдает за ходом выполнения игровых действий.

Задает    вопросы:

- Сосчитайте сколько овощей?

- Сколько корзинок?  

Чего больше? Чего меньше?

Как сделать, чтобы овощей и корзинок  было поровну?

Подводит итог игры.

 Положительно оценивает детей.

Приглашает (от имени персонажа)  встать вокруг стола, на котором разложены карточки с цифрами  1,2, 3. Организует  дидактическую игру  «Выстроились цифры в ряд».

Объясняет правила игры и игровое действие:  

- Выберите карточки с цифрами от 1 до 3 и разложите их по порядку.

Подводит итог игры.  

Хвалит детей за оказанную помощь Винни- Пуху.

Положительно оценивает.

Организует д/и «Разрезные картинки» (Овощи)» от имени персонажа.

Делит детей на 2 подгрупп.

Объясняет  правила игры.

Наблюдает за ходом выполнения игровых действий.

Задает вопросы:

- Сколько капусты изображено на картинке?

Сколько  огурцов?

Подводит итог игры.

 Положительно оценивает детей.

 

Внимательно слушают правила игры.

Выполняют игровые действия.

Отвечают на вопросы.

Встают вокруг стола.

Слушают внимательно.

Выбирают карточки с цифрой.

Раскладывают карточки  по порядку.

 

Делятся на подгруппы

Внимательно слушают правила игры.

Выполняют игровые действия.

Отвечают на вопросы «один», «много»

Заключительная

Задает вопросы:

Расскажите, кому  мы сегодня помогали? Какая игра  вам больше всего понравилось?  Кому понравилось сегодня помогать Винни- Пуху , пусть возьмет веселую, радостную морковку ; а кому было сегодня неинтересно и трудно- пусть возьмет грустную морковку. Благодарит всех детей.  

Делятся впечатлениями.

 Анализируют и оценивают свою деятельность,  используя разноцветные карточки для самооценки.

Методы и приемы:

1. Словесные: беседы, вопросы, объяснения

2. Наглядные: иллюстрации

3. Игровые: приход Вини-Пуха

4. Практические: действия с дидактическим материалом

Литература:

  1. Н,А.  Арапова-Пискарева : Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет

  1. Е.В.Колесникова «Математика для детей 4-5 лет», Творческий центр СФЕРА 2009.
  2. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.

  1. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191
  2. И.А.Помораева  «Занятия по формированию элементарных математических представлений» (в средней группе): Мозаика Синтез, Москва 2010.


«Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Игровой

Игровой

Музыкально-театрализованный

Познание

Стимульный материал

Игрушка – Винни-Пух

Материалы и оборудование

для деятельности

- муляжи овощей;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- детские музыкальные инструменты;

Дидактический материал:

- палочки Кюизенера

- предметные картинки;

- дидактическая игра «Третий лишний»

- карточки с цифрами;

-разрезные картинки

Игрушка

Декоративные пластмассовыефигурки, выполненные в виде копий натуральных овощей.

Деревянная витрина для магазина, корзинки для овощей и покупок

Пластмассовый бубен

Разноцветные, плоские и объемные

Типографское картонное

печатное издание тематических предметных картинок по теме «Дары осени»

Типографское картонное печатное издание

Катонные карточки с цифрами от 1-3

Типографское картонное печатное издание

На полке

На полке

На полке

На полке

В коробке на полке

В конверте на полке

В конверте на полке

модуля

В конверте на полке

В контейнере на полке

Способствует вовлечению детей в игру-путешествие.

Развитие детей и получение ими представления об окружающем мире

Мотивирует на закрепление знаний об окружающем мире

Расширение музыкальных впечатлений, развитие творческой активности

 

Развитие представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.

Предназначены для групповых и индивидуальных занятий для наглядности

Усвоение и закрепление знаний в процессе практических действий  с изображениями на картинках.

Способствуют  закреплению знания детей о числах и цифрах; закрепление умения детей ориентироваться в порядке следования чисел натурального ряда, соотносить цифру с количеством

Способствуют развитию у детей зрительной памяти, логики, мышления, усидчивости,  терпения и многие другие психические процессы.


Приложение

Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Мы капусту рубим»                                                Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

Подвижная игра <<Огородная-хороводная>>  (текст)          

Есть у нас огород,

в нем морковка (капуста, свекла) растет,
вот такой ширины,

вот такой ужины,

вот такой вышины,

вот такой низины.
Огород, огород, что еще там растет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Развитие познавательной активности, логического мышления. Развитие умственных способностей через логико-математические игры....

Итоговая работа курсов повышения квалификации по программе «Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Методическое обеспечение математического развития детей 3 - 4 лет  по теме « Мир геометрических фигур». (Круг и квадрат)...

Статья по ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ В ФГОС

Формирование и развитие математических способностей у детей дошкольного возраста  позволяет выделить задачи:Развивать познавательные интересы и способности детей , основы логического мышления.Нау...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Старшая, подготовительная группа«От того, как заложены элементарные математичес...

«Развитие логико-математического мышления дошкольников в соответствии с ФГОС ДОО »

Современные требования к математическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДОО - это развитие познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности ребе...