«Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
Методическое обеспечение математического развития детей 4-5 лет по теме «Дары осени» (Овощи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fadeeva_le.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Методическое обеспечение математического развития детей 4-5 лет по теме «Дары осени» (Овощи)
Выполнил:
Воспитатель Фадеева Лариса Евгеньевна
МБУ детский сад №162 «Олимпия» г.о.Тольятти
Тольятти, 2015
Содержание
1.Календарно – тематический план (на материале решения задачи: ФЭМП).
2. Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность).
3.Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей.
4.Литература.
5. Приложение.
Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Группа средняя
Тема недели «Дары осени» Тема дня «Овощи»
Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |
Образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Игра - путешествие «Огород»
«Выстроились цифры в ряд»
| Утро Утренняя гимнастика «Собираем урожай» Дидактическая игра «Третий лишний» Прогулка № 1 Отгадывание загадок «Загадки с грядки» (на понятие один/ много) Наблюдение на грядке «На что похоже, длинный/короткий» Словесная дидактическая игра «Угадай, что в корзине и разложи по форме» Игра подвижная «Найди пару» Обед Ситуативный разговор «Из каких овощей приготовлен салат» Вечер Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…» Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (форма, величина) Прогулка № 2 Подвижная игра « Огородная - хороводная» Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | Актуальная среда - Предметные картинки; - муляжи овощей; ; - атрибуты персонажей для сюрпризного момента, подвижных игр; - атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - серия сюжетных картин: овощи; - детские музыкальные инструменты; - карточки с цифрами; - разрезные картинки. |
|
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
(образовательная деятельность)
по теме «Дары осени» (Овощи)
Разработчик конспекта:
Лариса Евгеньевна Фадеева, воспитатель
И.О.Ф.,, должность, ДС №
МБУ детский сад № 162 «Олимпия» г.о.Тольятти
Руководитель:
Ф.И.О., к. пед. н., доцент
кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ
ФИО, должность,
,
Тольятти, 2015
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
(образовательная деятельность)
по теме «Игра-путешествие «Огород»»
Образовательная программа «От рождения до школы» (Авторы: Веракса Н.Е., Комарова Т,С., Васильева М.А.).
Возрастная группа: 4-5 года
Содержание деятельности детей: уравнивание двух групп предметов по количеству; счет в пределах трех; ознакомление с цифрой три; понятие часть и целое.
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):
Задание (действие и его содержание) | Способ предъявления задания | Способ презентации результатов выполнения задания |
| Словесный | Словесно-практический |
2. Выберите карточки с цифрами от 1 до 3 и разложите их по порядку. | Словесный | Словесно-практический |
3. Составьте целую картинку из нескольких частей и назовите что изображено и сколько. | Словесный | Словесно-практический |
Образовательные задачи.
1. Сформировать представление о счетной деятельности в пределах трех;
2. Развивать навык уравнивания групп предметов по количеству;
3. Сформировать понятие о части и целом;
Материалы и оборудование.
1. Дидактический материал:
– геометрические фигуры разного цвета, стрелки указатели пути, игрушка Вини-Пух, картинки с изображением частей суток, картинки с изображением бабочек, цветов
2. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– Магнитофон
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная | Включает музыку «Звук подъезжающего поезда». Создает игровую ситуацию: «Встреча с Винни- Пухом». Задает вопросы: - Почему ты такой невеселый? Что случилось? Создает проблемную ситуацию: «Как помочь Винни- Пуху преодолеть трудности?». Приглашает в путешествие на огород к Винни- Пуху. | Становятся в круг. Внимательно слушают ситуацию. Отвечают на вопросы. |
Основная | Организует дидактическое упражнение «Составь поровну» от имени персонажа. Объясняет правила игры. Наблюдает за ходом выполнения игровых действий. Задает вопросы: - Сосчитайте сколько овощей? - Сколько корзинок? Чего больше? Чего меньше? Как сделать, чтобы овощей и корзинок было поровну? Подводит итог игры. Положительно оценивает детей. Приглашает (от имени персонажа) встать вокруг стола, на котором разложены карточки с цифрами 1,2, 3. Организует дидактическую игру «Выстроились цифры в ряд». Объясняет правила игры и игровое действие: - Выберите карточки с цифрами от 1 до 3 и разложите их по порядку. Подводит итог игры. Хвалит детей за оказанную помощь Винни- Пуху. Положительно оценивает. Организует д/и «Разрезные картинки» (Овощи)» от имени персонажа. Делит детей на 2 подгрупп. Объясняет правила игры. Наблюдает за ходом выполнения игровых действий. Задает вопросы: - Сколько капусты изображено на картинке? Сколько огурцов? Подводит итог игры. Положительно оценивает детей.
| Внимательно слушают правила игры. Выполняют игровые действия. Отвечают на вопросы. Встают вокруг стола. Слушают внимательно. Выбирают карточки с цифрой. Раскладывают карточки по порядку.
Делятся на подгруппы Внимательно слушают правила игры. Выполняют игровые действия. Отвечают на вопросы «один», «много» |
Заключительная | Задает вопросы: Расскажите, кому мы сегодня помогали? Какая игра вам больше всего понравилось? Кому понравилось сегодня помогать Винни- Пуху , пусть возьмет веселую, радостную морковку ; а кому было сегодня неинтересно и трудно- пусть возьмет грустную морковку. Благодарит всех детей. | Делятся впечатлениями. Анализируют и оценивают свою деятельность, используя разноцветные карточки для самооценки. |
Методы и приемы:
1. Словесные: беседы, вопросы, объяснения
2. Наглядные: иллюстрации
3. Игровые: приход Вини-Пуха
4. Практические: действия с дидактическим материалом
Литература:
- Н,А. Арапова-Пискарева : Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет
- Е.В.Колесникова «Математика для детей 4-5 лет», Творческий центр СФЕРА 2009.
- Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191
- И.А.Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений» (в средней группе): Мозаика Синтез, Москва 2010.
«Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»
Название центра (микро-центра) | Материальный компонент среды | Организационный компонент среды (ГДЕ и КАК ПРЕДСТАВЛЕНЫ?) | Личностный компонент среды (ЧТО ДЕЛАЮТ?) | |
Перечень материалов (ЧТО?) | Характеристика материалов (КАКИЕ?) | |||
Игровой Игровой Музыкально-театрализованный Познание | Стимульный материал Игрушка – Винни-Пух Материалы и оборудование для деятельности - муляжи овощей; - атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - детские музыкальные инструменты; Дидактический материал: - палочки Кюизенера - предметные картинки; - дидактическая игра «Третий лишний» - карточки с цифрами; -разрезные картинки | Игрушка Декоративные пластмассовыефигурки, выполненные в виде копий натуральных овощей. Деревянная витрина для магазина, корзинки для овощей и покупок Пластмассовый бубен Разноцветные, плоские и объемные Типографское картонное печатное издание тематических предметных картинок по теме «Дары осени» Типографское картонное печатное издание Катонные карточки с цифрами от 1-3 Типографское картонное печатное издание | На полке На полке На полке На полке В коробке на полке В конверте на полке В конверте на полке модуля В конверте на полке В контейнере на полке | Способствует вовлечению детей в игру-путешествие. Развитие детей и получение ими представления об окружающем мире Мотивирует на закрепление знаний об окружающем мире Расширение музыкальных впечатлений, развитие творческой активности
Развитие представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Предназначены для групповых и индивидуальных занятий для наглядности Усвоение и закрепление знаний в процессе практических действий с изображениями на картинках. Способствуют закреплению знания детей о числах и цифрах; закрепление умения детей ориентироваться в порядке следования чисел натурального ряда, соотносить цифру с количеством Способствуют развитию у детей зрительной памяти, логики, мышления, усидчивости, терпения и многие другие психические процессы. |
Приложение
Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Мы капусту рубим» Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .
Подвижная игра <<Огородная-хороводная>> (текст)
Есть у нас огород,
в нем морковка (капуста, свекла) растет,
вот такой ширины,
вот такой ужины,
вот такой вышины,
вот такой низины.
Огород, огород, что еще там растет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Развитие познавательной активности, логического мышления. Развитие умственных способностей через логико-математические игры....
Итоговая работа курсов повышения квалификации по программе «Математическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Методическое обеспечение математического развития детей 3 - 4 лет по теме « Мир геометрических фигур». (Круг и квадрат)...
Статья по ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ В ФГОС
Формирование и развитие математических способностей у детей дошкольного возраста позволяет выделить задачи:Развивать познавательные интересы и способности детей , основы логического мышления.Нау...
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Старшая, подготовительная группа«От того, как заложены элементарные математичес...
«Развитие логико-математического мышления дошкольников в соответствии с ФГОС ДОО »
Современные требования к математическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДОО - это развитие познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности ребе...