«Развитие логико-математического мышления дошкольников в соответствии с ФГОС ДОО »
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Современные требования к математическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДОО - это развитие познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности ребенка; умения анализировать; устанавливать ассоциативные связи; развитие логического мышления, формирование предпосылок учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_serdyuk.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе.
СЛАЙД
Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.
СЛАЙД
ФГОС говорит о том, что образовательная программа должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Обязательная часть образовательной программы в соответствии ФГОС предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
СЛАЙД
При этом в документе не выделены, как обособленные, разделы «Ознакомление с окружающим» и «Развитие элементарных математических представлений». Теперь процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы и математического стиля мышления.
СЛАЙД 5
Современные требования к математическому развитию детей - это развитие познавательных интересов; интеллектуального развития; развитие исследовательской деятельности ребенка; умения анализировать; устанавливать ассоциативные связи; развитие логического мышления, формирование предпосылок учебной деятельности.
СЛАЙД
Формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
СЛАЙД
Анализ условий в дошкольном учреждении (образовательный ценз педагогов, материально-технические условия и результатов мониторинга развития детей (15-18% дошкольников имеют высокий уровень развития элементарных математических представлений) показали, что назрела необходимость работы над повышением уровня развития ФЭМП у дошкольников и поиска путей эффективного взаимодействия коллектива детского по данному разделу.
Целенаправленная работа по развитию мыслительных процессов осуществлялась в детском саду регулярно (реализация парциальных программ, классическая математика по Программе) но это не приносило качественных результатов.
СЛАЙД
С течением времени изменились сами дошкольники, их возможности и интересы, а значит пришло время менять подходы к обучению детей. Мы пришли к выводу, что на передний план выдвигается не когнитивное изучение (заучивание) математических знаний, а приобретение игрового полноценного познавательно-исследовательского математического опыта. Возникла необходимость внедрения в практику новых технологий и использование современного развивающего дидактического материала.
СЛАЙД
Для реализации задач развития математических представлений у детей дошкольного возраста, педагогами детского сада было принято решение: необходимо организовать педагогическую деятельность так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
СЛАЙД Как показывает практика, одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата. Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи.
СЛАЙД
Чтобы образовательная проходили интересно и продуктивно, педагогии используют интересную методику - «Модель трех вопросов». Суть этой методики такова – накануне изучения новой темы с детьми обсуждается , что они об этом знают, и что хотят узнать. Разговор ведется в форме познавательной беседы, и в итоге все вместе отвечаем на 3 важных вопроса.
Все ответы, и идеи детей фиксируются наглядно, можно с помощью картинок, или схем, получается своего рода наглядный план работы по теме. Заполненная таким образом модель трех вопросов вывешивается в фойе для
вовлечения родителей в совместную поисковую деятельность, где они автоматически становятся участниками процесса образования и уже продолжат поиск информации дома - прочитают книгу, найдут иллюстрации,
нарисуют, расскажут, посмотрят фильм и др.
СЛАЙД
Ещё одна уникальная технология – эвристическая. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку с миром математики и осознание её особенностей.
слайд
В свете последних тенденций, большой популярностью у детей является Квест-игра, которая создаёт условия для поддержки и развития детских интересов, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. В нашем детском саду мы организовали обучение детей математике вместе с физическим развитием: как можно больше наполнили математическим содержанием занятия по физкультуре; увеличили двигательную активность детей на занятиях по математике.
СЛАЙД
Шашки – «тренажер» для тех, кто желает научиться мыслить логически. Работу начинаем со средней группы, на основе авторской программы В.Н. Сидорычева «Русские шашки для дошкольников».
Многие пособия педагоги придумывают самостоятельно и делают своими руками: дидактическое пособие «Полочки в кладовочке», «Пальчики считают», Математические фартуки, калькулятор и т.д. Сейчас педагоги старшей и подготов к школе группе трудятся над изготовлением математических ширм- трансформеров и карманов органайзеров
СЛАЙД
Не обходится наша работа без применения интерактивных игр, которые позволяют предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Для развития способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами мы используем логические блоки Дьенеша (ЛБД), палочки Кюизенера, квадрат Воскобовича, наглядные модели и др.
СЛАЙД
Нетрадиционный подход позволяет нам раскрыть новые возможности этих средств. Так оборудование к популярным сейчас математическим играм Воскобовича наш детский сад приобрел несколько лет назад, но «загорелись» глаза у педагогов только после недавнего посещения мастер-класса автора-разработчика, после чего было решено пополнить дидактический авторский материал.
Нами любимая технология «Вимельбух», нашла применение в математическом развитии дошкольников. Педагог выбрал данную технологию темой самообразования и сейчас работает над автоскими методическим пособием по данной теме.
СЛАЙД
Работу по формированию у детей познавательного интереса к математике ведем в тесном контакте с семьями воспитанников. Так, в сложное для нас карантинное время был организаван конкурс для родителей в онлайн формате «Математика на кухне», мы разместили мастер-классы по изготовлению атрибутов к математическим играм в родительских чатах каждой группы и предложили провести их совместно с детьми. Организованные онлайн-голосование детско-родительских работ и вызвал эмоциональный отклик, проект получил продолжение и функционирует в группах и дома у воспитанников и сейчас, планируем повторить его но уже в другом формате и очном режиме.
О других интересных инновационных технологиях логико-математического развития, реализуемых в нашем детском саду расскажут выступающие педагоги
Подводя итог всему вышесказанному, мы убеждены, что Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, преодолел трудности и почувствовал свой маленький успех, необходимо выбрать методы средства, приемы, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития логикоматематических способностей детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...
«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражне...
Выступление на методическом объединении руководителей и воспитателей на тему:«Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследова...
Презентация - "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО"
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя. Одна из важнейших задач воспита...
«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»
Одним из главных направлений современного образования дошкольников является формирование у них логико- математических представлений. Усваивая основные логико- математические понятия, ребенок учи...