Консультация для педагогов «Современные подходы к развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»
консультация

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться только к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить. Как научить ребенка думать?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Современные подходы к развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»

Мы говорим о современных подходах к формированию математических представлений. Но, общеизвестно, что всё «новое» – это хорошо забытое «старое».

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться только к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить.

Как научить ребенка думать?

Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей нестандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций.

В связи с этим стоит выделить такие понятия как:

– проблемная ситуация,

– поисково-познавательная деятельность.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей.

Математика сопровождает нас всю жизнь. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Приобретенные дошкольниками математические представления, активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Новизна, необычность, неожиданность, т.е необходимо сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Занятия являются системой дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, многое из выше сказанного мы применяем в своей работе.

Дети работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками, счетными палочками. Эти занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Также на занятиях, в кружковой и индивидуальной работе, во время режимных моментов большое внимание уделяется развитию мышления и творческих способностей ребенка.

Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают новые образы чисел, цифр, геометрические фигуры.

Математика входит в жизнь, как открытие закономерных связей и отношений окружающей действительности. Все это дает возможность развитию умственных способностей, так как в процессе наблюдения во время прогулок за живой и неживой природой дети выделяют основные признаки объекта: цвет форму, его параметры и отношения. Во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев (сделать  метки на черенке, измерять глубину сугробов, луж и делать анализ)

Считалки, которые используются для подвижных игр, тоже математика. Знакомство с окружающим миром и развитие речи, также много дают детям в плане математического развития.

Дети наблюдают за календарем природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.

Каждое утро пересчитывают вместе количество детей, выделяют, сколько мальчиков/девочек, отвечают на вопросы, сколько нужно мальчиков/девочек, чтобы их стало поровну.

Дети очень любят дежурить в детском саду. Принимая это во внимание, учим счету ребенка во время дежурства.

Читаем детям сказки, мы опять же сталкиваемся с математикой: Три поросенка, Белоснежка и семь гномов, Мальчик с пальчик и т. д.

А как же пословицы и поговорки? Там ведь тоже математика!

– «Один в поле не воин».

– «Семеро одного не ждут» и пр.

         На занятиях по физическому воспитанию дошкольники осваивают количественный и порядковый счет.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, которое развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.  В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заданную модель предмета из готовых деталей, уточняет свои представления, глубже и полнее познает также пространственные свойства, как форма, величина, конструкция. Этот вид деятельности доставляет огромное удовольствие, важно, что дети видят результат своего труда и широко используют в сюжетно-ролевой игре.

Для формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные математические сказки. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Все дети – прирожденные исследователи. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Необычайно увлекательным занятием для детей является измерение объема жидких и сыпучих тел, предметов в длину, ширину, высоту, вместимость сосудов; измерение массы предметов.

Такие задания как:

 – взвесить на весах, чтобы определить, что они одинаковые по массе;

 – измерение сыпучих и жидких материалов;

 – куда быстрее нальется вода;

 – сколько ложек крупы в чашке (кукольных, чайных, больших).

Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки: карандаш, ладонь, шнурок, а потом познакомим с измерениями при помощи сантиметра и линейкой. Измерим длину стола разными мерками (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.

Широкое применение полученных детьми знаний применяется в самостоятельной деятельности: в сюжетно-ролевых играх, строительных играх, на прогулках. Использование современных образовательных технологий, нисколько не умаляет значимость традиционных форм работы. Ведь в каждую игру – дидактическую или логическую можно внести новую составляющую, интересную для детского ума.

Одним из факторов успешной организации образовательного процесса является создание предметно-пространственной среды. В ее пополнении хорошо привлечь заинтересованных родителей.

Безусловно, одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой всегда актуально участие родителей.

Современные методы и технологии формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста очень широки по своему спектру. Создание проблемных ситуаций, проектно-исследовательская деятельность, технологии организации сюжетно-ролевых игр, инновационный дидактический материал и многое другое уже не удивят современного дошкольника своей новизной. Но одной из инновационных форм работы с детьми в дошкольных организациях, я считаю, является эффективной для детей нового поколения, это информационно-коммуникативные технологии. Именно они позволяют современному дошкольнику эффективно усваивать изученный материал и применять его на практике.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение занятия с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. А так же использовать мультипликацию.

Важной задачей на этапе дошкольного детства является необходимость заложить основу для успешного вхождения ребенка в школьную среду, а в дальнейшем благополучной адаптации в социуме. Благодаря современным формам работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

У детей развиваются навыки слушания и понимания речи на слух, умение самостоятельно находить ответы на вопросы разной сложности. Умение концентрировать свое внимание, что просто необходимо при обучении потом в школе.

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены, чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Как сказал советский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич:«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального саморазвития «Развитие математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» на три года

Цель методической разработки: Повысить теоретический и практический уровень профессионального мастерства и компетентность по развитию математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...

Консультация для родителей и педагогов «Современные подходы в развитии игровой деятельности дошкольников»

Ведущей и значимой деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При грамотной организации игра способствует развитию интеллектуальных физических, и личностных качеств ре...

Статья по ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ В ФГОС

Формирование и развитие математических способностей у детей дошкольного возраста  позволяет выделить задачи:Развивать познавательные интересы и способности детей , основы логического мышления.Нау...

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Старшая, подготовительная группа«От того, как заложены элементарные математичес...