Программа по обучению математике для детей 5-6 лет "Занимательная математика"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Белоконева Ольга Владимировна

Цеью программы "Занимательной математике" является комплексное познавательное развитие детей с помощью занимательного игрового материала (блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игр Воскобовича). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по математике36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида № 80 «Чебурашка»

город Волжский Волгоградской области

Утверждена педагогическим советом

                                                                      Протокол №  5    от    01.09.2014 г.

                                         Заведующий МБДОУ

                                                              д/с №80____________И.А.Черных  

«Занимательная математика»  

Программа по обучению математике для детей 5-6 лет

Срок реализации – 1 год.   

                                         Составила:

                                                  Белоконева О.В

                                           Воспитатель

     I квалификационной категории

Волжский

2014г.

Пояснительная записка.

      Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует  его общему умственному  развитию.

        Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

          Усвоение и накопление  запаса знаний математического характера в дошкольном возрасте  связывают в основном с формирование представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывании, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.).

         Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

        Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Занимательный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. Потребность в общении, в элементарном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

        На занятиях по математике занимательный материал (или игра, или загадка, или персонажи сказок, или другой материал) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание.

        Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радости. Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету.

      Программа дополнительного образования «Занимательная математика» на базе дошкольного учреждения введена по просьбе родителей. Занятия направлены на развитие логического мышления и способности к моделированию через выполнение заданий с использованием занимательного материала (блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игр Воскобовича). Отбор детей, занимающихся по данной программе, идет по желанию детей и родителей.

Цель программы:

Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности детей.

Задачи:

  1.  Формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
  2. Развития восприятия и представления  детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
  3. Увеличение объёма внимания и памяти.
  4. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
  5. Обучение элементарным математическим представлениям в объёме программы средней группы.
  6. Развития речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях.

Занятия проводятся в средней группе 1раз в неделю по 20-25 минут.

Курс обучения рассчитан на 1 год обучения и содержит разделы:

  • ФЭМП

Все разделы связаны между собой, но в тоже время каждый из разделов имеет свое конкретное содержание и свои определенные задачи по формированию знаний, умений и навыков.

     Реализация программы построена на следующих дидактических принципах:

  • учет возрастных особенностей;
  • систематичность и последовательность в освоение умений и навыков;
  • многократность повторения;
  • рациональность распределения нагрузки на учебный год;
  • развивающее обучение.

Исходя из принципов, подбираются целесообразные и доступные для дошкольника темы занятий.

Занятия планируются по нарастающей степени сложности, путем многократных повторений закрепляются практические навыки и умения.

Содержание курса.

Формирование элементарных математических представлений.

Основной целью обучения является осуществление математической подготовки дошкольников и выведение развития их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.

 1. Формирование представлений о числе и количестве: 

- познакомить с цифрами от 1 до 10; умение считать до 10; знакомить с образованием чисел в пределах 5-10 9на наглядной основе);

- учить порядковому и обратному счету в пределах 10;

- учить составлять множества из разных по качеству элементов.

2. Развитие представлений о величине, форме:

 - раскладывать 5-10 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке;

- различать и называть геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал); знать их характерные особенности.

3. Развитие пространственной ориентировки:

 - определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

- учить детей ориентироваться на листе бумаги;

- различать правую и левую руку.

4. Развитие ориентировки во времени:

- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех частей суток, дней недели, времен года.

- учить пользоваться в речи словами-понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра».

Занятия строятся в игровой форме, с использованием занимательного материала (головоломки, задачи – шутки, игры Воскобовича), что позволяет детям успешно развивать умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется главная ценность, основа всей учебной деятельности – логическое мышление ребенка, на основе которого будут постепенно складываться система математических  знаний и формируется потребность использовать их в повседневной жизни.

Тематический план программы «Занимательная математика»

Старшая группа

Воспитатель: Белоконева Ольга Владимировна

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Содержание занятия

Время проведения (месяц, неделя)

1

Блоки    Дьенеша.

Знакомство детей с блоками Дьенеша (цвет, форма, величина).

Рассматривание и обследование фигур

Дидактическая игра

«Найди фигуру такого цвета, как у меня».

Октябрь

2

Блоки Дьенеша.

Знакомство детей с блоками Дьенеша (цвет. форма, величина, толщина).

Дидактическая игра

«Волшебный мешочек», выкладывание дорожек (чередование фигур по форме и цвету).

Октябрь

3

Палочки Кюизенера.

Знакомство детей с палочками Кюизенера (цвет, длина).

Рассматривание и обследование палочек. Дидактическая игра «Строим дорожки».

Октябрь

4

Палочки Кюизенера.

Учить детей группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия.

Работа с палочками, игровое упражнение «Ленточки в подарок».

Октябрь

5

«Квадрат Воскобовича» (двухцветный).

Знакомство с квадратом (гибкость, цвет).

Работа с квадратом ( сгибание его, превращение в прямоугольник).

Ноябрь

6

«Квадрат Воскобовича» (двухцветный).

Помочь детям освоить приемы сложения фигур (простые плоскостные).

Конструирование простых плоскостных фигур: «Парус», «Конфета».

Ноябрь

7

Игра Воскобовича

«Прозрачный квадрат».

Знакомство детей с игрой «Прозрачный квадрат».

Рассматривание геометрических фигур на пластинках. Игровое упражнение «Собери все льдинки с квадратами, треугольниками».

Ноябрь

8

Игра Воскобовича

«Прозрачный квадрат».

Учить детей собирать квадрат из двух-трех геометрических фигур.

Игровое упражнение

«Собери из льдинок квадрат».

Ноябрь

9

Блоки    Дьенеша.

 Учить детей группировать фигуру по цвету, форме, величине, толщине.

Дидактическая игра

«Найди лишнюю фигуру».

Декабрь

10

Палочки Кюизенера.

Продолжать учить детей группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия.

Игра «Подбираем ленточки к фартучкам».

Декабрь

11

Игра Воскобовича

«Прозрачный квадрат».

Продолжать учить детей складывать из пластинок простые плоскостные фигуры.

Конструирование из пластинок: «Елочка»,

«Домик».

Декабрь

12

«Квадрат Воскобовича» (двухцветный).

Продолжать учить детей конструировать плоскостные  предметы.  

Конструирование плоскостных фигур по сказке (лодочка, птичка, рыбка).

Декабрь

13

Блоки    Дьенеша.

Учить детей выкладывать цепочку из фигур по схеме.

Рассматривание схем.

Игровое упражнение «Поможем Незнайке».

Январь

14

Палочки Кюизенера.

Учить детей строить квадрат из палочек по схеме; развивать зрительный глазомер.

Рассматривание схемы.

Игровое упражнение «Строим дом».

Январь

15

Игра Воскобовича «Лепестки» (эталоны цвета).

Учить детей считать, осваивать пространственное расположение предметов.

Дидактическая игра.»Гномы», игровое упражнение «Ветерок и лепестки».

Январь

16

Игра Воскобовича «Чудо - крестики».

Учить детей конструировать из деталей игры «Чудо - крестики»  космические корабли, развивать воображение.

 

Дидактическая игра «Космический корабль».

Январь

17

Блоки    Дьенеша.

Продолжать учить детей выкладывать цепочку из фигур по схеме.

Работа по схемам.

Игровое упражнение «Дорога в город геометрических фигур».

Февраль

18

Палочки Кюизенера.

Учить детей строить прямоугольник из палочек по схеме; развивать зрительный глазомер.

Работа со схемами.

Игровое упражнение  

«Моделируем прямоугольник».

Февраль

19

Игра Воскобовича «Волшебные фонарики».

Освоение количественного счета; развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).

Работа с карточками – схемами.

Игровое упражнение «Ежик и фонарики».

Февраль

20

Игра Воскобовича

«Прозрачный квадрат».

 Продолжать учить детей складывать из пластинок простые плоскостные фигуры.

Конструирование из пластинок: «Ваза»,

«Лошадка».

Февраль

21

Блоки    Дьенеша.

Учить детей составлять из фигур различные предметы; развивать воображение.

Конструирование из фигур «Домик», «Елочка», «Цветок».

Март

22

«Квадрат Воскобовича»(двухцветный).

Продолжать учить детей конструировать плоскостные  предметы.  

Самостоятельное складывание фигур по схемам сложения.

Март

23

Блоки    Дьенеша.

Учить детей находить фигуре пару (по цвету, форме, величине).

Работа с фигурами.

Игровое упражнение «Паровоз».

Март

24

Палочки Кюизенера.

Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом.

Игра – конструирование

«Дом и мебель для матрешки».

Март

25

Игра Воскобовича

«Прозрачная цифра».

Познакомить детей с игрой «Прозрачная цифра; учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок.

Дидактическая игра

«Разноцветные палочки».

Апрель

26

Игра Воскобовича

«Прозрачная цифра».

Учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок.

Игровое упражнение «Разложи пластинки по количеству полосок на них».

Апрель

27

Блоки    Дьенеша.

Учит детей сравнивать количество фигур, используя порядковый счет.

Игра «Сравни», «Незнайка и фигуры».

Апрель

28

Палочки Кюизенера.

Продолжать учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа.

Игра – конструирование

«Сбачка».

Апрель

29

«Квадрат Воскобовича»

(четырехцветный).

Учить детей в процессе выполнения игровых заданий складывать одноцветные фигуры.

Конструирование фигур красного цвета «Флажок», «Конфета».

Май

30

Блоки    Дьенеша.

Обобщение ранее полученных знаний.

Игра «Кто внимательный?».

Дидактическая игра

«Волшебный мешочек».

Май

31

Палочки Кюизенера.

Обобщение ранее полученных знаний.

Игра – конструирование «Кошечка».

Игровое упражнение «Лесенка».

Май

32

Игра Воскобовича «Прозрачная цифра».

 Продолжать учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок.

Игровое упражнение

 «Найди соответствующую пластинку»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по математике на тему: Занимательная расскраска по математике для детей 4-6 лет. Часть 1-улитки

В этом пособии я предлагаю педагогам помочь детям в запоминании цифр, подготовке руки к письму. Эта веселая расскраска поможет многим разнообразить их занятие. Конечно можно скачать любую расскраску и...

Программа дополнительной образовательной услуги «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики для детей 5-7 лет»

Программа по дополнительной платной образовательной услуге «Логика» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «В царстве Математики» для детей старшего возраста.

Направлена на закрепление навыков порядкового и обратного счёта в пределах 10; знания о «соседях» числа;  о понятиях «<,>,=»; о названиях геометрических фигур, их кл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)

Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

    Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информа...