ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (возраст детей от 5 - 6 лет)
методическая разработка по математике (старшая группа)
Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_po_femp_2020_zanimatelnaya_matematika.docx | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 14 "Алёнушка"
ПРИНЯТО: Педагогическим советов МБДОУ №14 «___» __________ 20___ г. Протокол № ___ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ №14 ________ / О.Н. Скоболева Приказ № ____________ «___» __________ 20___ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста)
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
(возраст детей от 5 - 6 лет)
Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год
Разработчик программы: | Красноперова Анастасия Алексеевна |
г. Таштагол
2020 г.
Содержание:
1. | Пояснительная записка | Стр. 3 |
2. | Цели и задачи | Стр. 5 |
3. | Методы и формы организации работы | Стр. 6 |
4. | Ожидаемые результаты | Стр. 6 |
5. | Форма подведения итогов | Стр. 6 |
6. | Работа с родителями | Стр. 6 |
7. | Материалы, инструменты, оборудование для реализации программы | Стр. 7 |
8. | Учебно-методический план дополнительной образовательной программы | Стр. 7 |
9. | Учебный календарно-тематический план | Стр. 8 |
- Ноябрь | Стр. 8 | |
- Декабрь | Стр. 9 | |
- Январь | Стр. 10 | |
- Февраль | Стр. 10 | |
- Март | Стр. 11 | |
- Апрель | Стр. 12 | |
- Май | Стр. 12 | |
10. | Методическое обеспечение | Стр. 14 |
Пояснительная записка
Математика всегда необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов.
Главным достоинством данного кружка является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей. Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности.
Методика дополнительных занятий учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Работа кружка «Занимательная математика» осуществляется под руководством педагога.
Основой для разработки рабочей программы по интегрированному формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;
- СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
- Колесникова Е.В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
- Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.,1993
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
- Колесникова Е.В. «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г.
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».
Цель программы: развитие логико – математического мышления.
Задачи первого года обучения
- формировать навыки решения логических задач на разбиение по свойствам;
- ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развитие творческих способностей;
- закрепление представлений о величине;
- развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
- освоение способов измерения с помощью условной мерки;
- развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
- развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие;
- дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств;
- продолжать считать по образцу и названному числу;
- продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета:
- формировать навык воспроизводить количество движений по названному числу;
- формировать навык записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
- формировать навык составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;
- объяснить, как из неравенства сделать равенство;
- формировать навык устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- формировать навык решать логические задачи на основе зрительного восприятия;
- продолжать решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.
Методы организации работы кружка
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).
- Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
- Наглядный метод (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото).
- Проблемный метод Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
- Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.
Методы работы
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические занятия
- Игры, конкурсы
Форма работы кружка – тематическая совместная деятельность детей и педагога.
Ожидаемые результаты:
1._Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
2. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – диагностика вначале и в конце учебного года.
Работа с родителями:
Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:
- Цветные счетные палочки;
- Цветные счетные палочки Кюизенера;
- Объемные геометрические фигуры;
- Шаблоны из геометрических фигур;
- Раздаточный материал: цифры, перфокарты, карточки для графического диктанта, карточки для тактильного счёта;
- Блоки Дьенеша;
- Числовые домики;
- Лента цифр;
- Рабочие тетради;
- Цветные и простые карандаши.
Учебно-методический план дополнительной образовательной программы
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Месяц |
1. | Диагностика. Повторяем пройденное. | 1 | ноябрь |
2. | Числа и цифры 1 и 2. | 1 | |
3. | Числа и цифры 1 и 2; знаки +, =. | 1 | |
4. | Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. | 1 | |
5. | Числа и цифры 1,2,3,4,5; знаки +, =; независимость числа от величины предметов; состав числа 5 из двух меньших. | 1 | декабрь |
6. | Числа и цифры 4,5; знаки +, =. | 1 | |
7. | Числа и цифры 1,2,3,4,5,0; знак -. | 1 | |
8. | Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов. | 1 | |
9. | Число и цифры 6; знаки +, -, =. | 1 | январь |
10. | Числа и цифры 0,4,5,6; сравнение чисел. | 1 | |
11. | Цифра 7; состав числа 7 из двух меньших. | 1 | |
12. | Числа и цифры 1 – 8. | 1 | февраль |
13. | Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших. | 1 | |
14. | Решение примеров на сложение и вычитание, овал. | 1 | |
15. | Порядковый счет, геометрические фигуры. | ||
16. | Счёт до девяти. Состав числа 9. | 1 | март |
17. | Число 10. Сложение числа 10 из двух меньших. | 1 | |
18. | Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших. | 1 | |
19. | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. | 1 | |
20. | Решение примеров на сложение и вычитание, работа в тетради в клетку. | 1 | апрель |
21. | Решение примеров на сложение и вычитание, ориентировка во времени. | 1 | |
22. | Решение примеров, отгадывание загадок, порядковый счет. | 1 | |
23. | Порядковый счет, решение математической загадки. | 1 | |
24. | Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших. | 1 | май |
25. | Решение примеров, стихи о цифрах от 1 до 10. | 1 | |
26. | Проведение открытого урока. | 1 | |
27. | Диагностика. | 1 |
Учебный календарно-тематический план
НОЯБРЬ
I неделя: « Диагностика. Повторяем пройденное. »
Цели:
1. Выявление уровня знаний детей по окончанию средней группы. Диагностика ведется во всех областях: конструктивный праксис, геометрические фигуры, цвет, счет, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными.
2. Выявленные недочеты или упущения детей по результатам диагностики. Отрабатываем материал с числами и цифрами, а также состав числа до 5.
3. закрепление пройденного материала по геометрическим фигурам и ориентировке в пространстве, цвете и объёмных геометрических фигурах.
II неделя: « Числа и цифры 1 и 2. »
Цели:
1. Закреплять знания о числах и цифрах 1 и 2; развитие умений сравнивать группы предметов по количеству; закрепление навыков согласования числительных с существительными.
2. Способствовать формированию умения отгадывать математические загадки; закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие пространственных представлений.
III неделя: « Числа и цифры 1 и 2; знаки +, = . »
Цель: 1. Закреплять знания о числах и цифрах 1 и 2.
2. Познакомить со знаками «плюс» и «равно»; с их ролью в примере.
IV неделя: « Числа и цифры 1,2,3; соотнесение количества предметов с цифрой. »
Цель: закреплять умение рисовать квадрат и цветок на тетради в клетку; умение соотнесению символов и количества предметов; развитие конструктивного праксиса и пространственных представлений.
ДЕКАБРЬ
I неделя: « Числа и цифры 1,2,3,4,5; знаки +, = ; независимость числа от величины предметов; состав числа 5 из двух меньших. »
Цели:
1. Знакомство с составом числа 5; закрепление цифрового ряда от 1 до 5; развитие познавательных процессов.
2. Продолжать знакомить с тетрадью в клетку; закрепление навыка сравнения и объединения двух совокупностей; закрепление навыка замещения предметов условными обозначениями; закрепление навыка обратного счета.
II неделя: « Числа и цифры 4,5; знаки +, = . »
Цель: закрепление знаний о числах и цифра 4 и 5; знаков «плюс» и «минус».
III неделя: « Числа и цифры 1,2,3,4,5,0; знак - . »
Цель: закреплять умение решать математическую задачу; записывать решение с помощью знаков и цифр; закрепление навыка сравнения и объединения двух совокупностей; закрепление навыка замещения предметов условными обозначениями.
IV неделя: « Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов. »
Цель: закреплять умение отгадывать математические загадки; выкладывать из палочек треугольник, домик; развитие познавательны процессов.
ЯНВАРЬ
I неделя: « Число и цифры 6; знаки + , - , = . »
Цель: знакомство с числом 6 и его составом; развитие пространственных представлений; развитие тактильных ощущений.
II неделя: « Числа и цифры 0,4,5,6; сравнение чисел. »
Цель: обучение счету до 6; развитие конструктивного праксиса; закрепление навыков согласование числительных с существительными.
III неделя: « Цифра 7; состав числа 7 из двух меньших. »
Цели:
1. закрепление состава числа 7; понятий большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий; обучение соотнесению предметов по величине; развитие умения группировать предметы по заданному признаку.
2. обучение счету до 7; обучение составлению групп из предметов; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
ФЕВРАЛЬ
I неделя: « Числа и цифры 1 – 8. »
Цель: знакомство с различными вариантами образования числа 8; закрепление навыка сравнения и объединения двух совокупностей; закрепление навыков устного счета; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
II неделя: « Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших. »
Цель: знакомство с составом числа 8; обучение замещению реальных предметов символами; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
III неделя: « Решение примеров на сложение и вычитание, овал. »
Цель: знакомство с решением примеров на сложение и вычитание; закрепление представлений об овале; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
IV неделя: « Порядковый счет, геометрические фигуры. »
Цель: закрепление навыков порядкового счета; формирование навыка различать и называть геометрическое фигуры закрепление навыков согласования числительного с существительным; развитие навыков решения арифметических задач; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
МАРТ
I неделя: « Счёт до девяти. Состав числа 9. »
Цель: знакомство с образованием числа 9 из двух меньших чисел; закрепление навыков замещения реальных предметов символами; закрепление навыков согласования числительных с существительными; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
II неделя: « Число 10. Сложение числа 10 из двух меньших. »
Цели:
1. Знакомство с числом и цифрой 10; обучение решению арифметических задач; обучение счету до 10; закрепление навыков порядкового счета; закрепление навыков согласования числительных с существительными; развитие навыков решения арифметических задач; развитие познавательных процессов.
2. Закрепление умения правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету?; обучение замещению реальных предметов символами; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой.
III неделя: « Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших. »
Цель: закрепление числового ряда от одного до десяти; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой; развитие познавательных процессов.
IV неделя: « Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. »
Цель:
1. Закрепление умения решать примеры на сложение и вычитание; понятий длинный, длиннее, короткий, короче, низкий, ниже, высокий, выше, широкий, узкий. Знакомство со способами измерения длины предметов; закрепление понятий ритм, чередование; развитие познавательных процессов.
2. Закреплять знания о днях недели; устанавливать связь между цифрой и количеством предметов; пользоваться знаками <,>; закрепление навыков устного счета.
АПРЕЛЬ
I неделя: « Решение примеров на сложение и вычитание, работа в тетради в клетку. »
Цель: знакомство с задачами на сложение и вычитание; закрепление навыков устного счета; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
II неделя: « Решение примеров на сложение и вычитание, ориентировка во времени. »
Цель: закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать решение; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
III неделя: «Решение примеров, отгадывание загадок, порядковый счет.»
Цель: закрепление знаний дней недели, времен года; закрепление навыков ориентировки в пространстве и на плоскости листа; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
IV неделя: « Порядковый счет, решение математической загадки. »
Цель: формирование навыков составления групп из 10 предметов; умение отвечать на вопросы: сколько?; на каком по счету месте?; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
МАЙ
I неделя: « Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших. »
Цель: обучение счету до 10; формирование навыков составления групп из 10 предметов; знакомство с образованием числа 10; знакомство с обозначением числа 10; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
II неделя: « Решение примеров, стихи о цифрах от 1 до 10. »
Цель: знакомство с составом числа 10 из двух меньших; закрепление навыков устного счета; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
III неделя: « Открытый урок. »
Цель: показать все полученные результаты в обучении в кружке «Занимательная математика». Закрепление состава числа в десятке; решение арифметических задач; решение логических задач.
IV неделя: « Диагностика. »
Цель: выявление уровня знаний детей по окончанию старшей группы. Диагностика ведется во всех областях: геометрические фигуры, цвет, счет, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными. Выявляются знания детей в счете до 10 и обратно; освоение образа числа с цифрой и количеством.
Методическое обеспечение:
- Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы Детство, Санкт-Петербург, 2000
- Колесникова Е.В. «Математика для детей 5 – 6 лет» ТЦ Сфера, 2015
- Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.,1993
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
- Колесникова Е.В. «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г.
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и...
Мониторинг развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.(карты развития детей)
Индивидуальные карты развития....
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа)
учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы".ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет)....
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
Дополнительная образовательная программа по развитию логико-математических способностей одарённых детей дошкольного возраста «Занимательная математика»...
«Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Увлекательная математика».
Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, родителям, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В...
Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Занимательная математика»
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития способностей и потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей...