конспект занятия по математике "Математический калейдоскоп"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Занятие по развитию математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_matematike_suprun.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662 компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Коррекционно-развивающее занятие.

Совместная организованная образовательная деятельность с  детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

 

«Математический калейдоскоп»

Супрун И.А.,

                                                                                                                 

                                                                                                                   Воспитатель

Кронштадт

                                                               2014 г.

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • Закреплять счёт предметов в пределах 10.
  • Соотносить количество предметов с цифрой.
  • Решать математические задачи.
  • Сравнивать числа и определять,  какое из них < >.
  • Ориентироваться во времени: закреплять последовательность дней недели.
  • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, ромб, овал, трапеция, треугольник)
  • Развивать ориентировку в пространстве.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Способствовать формированию мыслительных операций.
  • Развивать психические процессы.
  • Развивать умение аргументировать высказывания.
  • Развивать мелкую моторику.

Оздоровительные задачи:

  • Использовать здоровьесберегающие упражнения и приёмы (пальчиковая гимнастика, координация речи с движением), стимулирующие здоровый образ жизни;
  • Воспитывать  желание использовать их в повседневной жизни.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать и выполнять учебную задачу.
  • Развивать интерес к занятиям по формированию элементарных математических представлений.

Оборудование: ноутбук, плазменный экран, воздушные шарики, геометрические фигуры, раздаточные листы с заданиями для детей,

смайлики, полоски с пуговицами, калейдоскоп,  карандаши.

   

Ход занятия

Вводная часть

Дети и входят в кабинет и встают в  круг.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель. Видите,  как стало светло вокруг от наших улыбок. Ребята, а назовите человека, который улыбается и приносит радость и веселье людям?

Дети. Клоун. Фокусник. Юморист.

Воспитатель. Вы  правильно ответили. А кого вы хотели бы увидеть сейчас?

Дети. Клоуна.

(Стук в дверь. Дети приглашают войти гостя. В кабинет входит весёлый клоун с шариками с красочным пакетом в руках)

Клоун. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я проходил мимо и  услышал, что вы  хотите со мной встретиться. И вот я стою перед вами  и хочу  подарить свои замечательные шарики, пакет и весёлое настроение. Ребята, а вы любите фокусы?

Дети. Да, любим.

Клоун. Значит, смотрите внимательно на мой фокус с шариком.

 ( Клоун показывает фокус с шариком, прощается с детьми и уходит)

 

Основная часть

Воспитатель. Ребята, а вместе с шариками клоун принёс нам красивый пакет. А что же там лежит? (Дети достают из пакета калейдоскоп)          

Воспитатель. Что же это такое? (Калейдоскоп)

А что такое калейдоскоп?

Дети. Это игрушка внутри которой много красивых узоров.

Воспитатель. Это очень интересно. Давайте после занятия рассмотрим  узоры. А сейчас посмотрите, какие разноцветные шарики нам подарил клоун. А на них что – то написано. Кто ответит, что написано?

Дети. Это цифры.

Воспитатель. Что ещё вы видите у каждого шарика?

Дети. Разные фигуры.

Воспитатель. Да, это разноцветные геометрические фигуры на которых написаны задания для вас. Ребята, давайте выполним  все задания и сделаем свой узор из геометрических фигур. (Ставит шарики в ведёрко)

Сейчас проходите,  пожалуйста, и присаживайтесь на свои места.

Воспитатель.

Уши слушают – и всё слышат (поглаживание руками ушей)

                Глаза смотрят – и всё видят (поглаживание руками век)

                Ноги не мешают (ставят ноги ровно под столом)

                Руки помогаю (сложить руки на столе перед собой)

                А голова хорошо думает (поглаживание себя рукой по голове).

Воспитатель.  Ребята, кто хочет найти шарик с цифрой 1? ( Я. Ребёнок находит). Какая фигура прикреплена к этому шарику?

Ребёнок: Треугольник.

Воспитатель. Правильно. Послушайте первое задание.

Игра «Сосчитай и подбери»

         

Воспитатель . На доске расположены картинки. Сосчитайте  количество картинок в каждом ряду и подберите  соответствующую цифру. ( Дети выполняют по очереди задание у доски)

Воспитатель. С заданием вы справились. А кто умеет считать от 1 до10?

От 10 до 1? От 3 до 8? От 7 до 2? ( Дети считают)

Молодцы! А сейчас выберите все треугольники на столе  и сделайте из них на панно первый узор. ( Дети выполняют задание)

Воспитатель. Ребята. А сейчас надо найдите шарик с цифрой 2 и узнаем  следующее задание. (Ребёнок выходит и находит шарик с цифрой 2)

Воспитатель. Какая фигура прикреплена к данному шарику?

Дети. Круг.

 

Игра «Математические задачи»

Воспитатель. Ребята, вам надо решить математические задачи и сказать ответ. Будьте внимательны.

Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца? ( Ребёнок отвечает: 5)

Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей –

          Сколько всего в воде малышей? ( Ребёнок отвечает: 6)

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать,

          Сколько будет два и пять? ( Ребёнок отвечает:7)

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

          А сколько груш осталось? ( Ребёнок отвечает:2)

          Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

          Сколько же осталось штук? ( Ребёнок отвечает: 6)

           Под кустами у реки

          Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

          Кто их может сосчитать? ( Ребёнок отвечает: 4)

Воспитатель: Молодцы! Хорошо считаете. Сейчас найдите все круги на столе и прикрепите их на панно после треугольников.

Воспитатель . Ребята, нам предстоит выполнить третье задание. Для этого необходимо найти шарик с цифрой 3.(Ребёнок выходит и находит шарик с цифрой 3)

Воспитатель . Какая фигура прикреплена к данному шарику?

Дети. Ромб.

Игра «Неделя, стройся! »

( Воспитатель раздаёт детям медальки с изображением букв, цифр и соответствующим количеством кружочков)

Воспитатель. Послушайте задание. Вам надо будет с помощью условных обозначений  построить неделю. (Воспитатель раздаёт детям медальки с изображением букв, цифр и соответствующим количеством кружочков)

( Дети выстраивают неделю по порядку).

Воспитатель. Назовите дни недели по порядку, начиная с первого дня.

( Дети перечисляют)

Воспитатель . Назовите, пожалуйста, соседей четверга?

Дети. Среда и пятница.

Воспитатель . Назовите, пожалуйста, соседей  вторника?

Дети. Понедельник и среда.

Воспитатель . Назовите, пожалуйста, соседей  пятницы?

Дети. Четверг и суббота.

Воспитатель . Молодцы! А сейчас найдите все ромбы и прикрепите их на панно между кругами. ( Дети выполняют задание)

Воспитатель . Ребята, сейчас мы будем выполнять четвёртое задание. Для этого необходимо найти шарик с цифрой 4.(Ребёнок выходит и находит шарик с цифрой 4)

Воспитатель . Какая фигура прикреплена к данному шарику?

Дети. Овал.

 

Игра « Напиши пропущенные цифры на клавишах телефонов»

Воспитатель . Я прочитаю вам следующее задание. Я раздам вам листы с изображениями телефонов. А вы должны вписать недостающие цифры на клавишах телефонов. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку листы с изображениями 4 телефонов). (Дети выполняют задание)

Проверка осуществляется с помощью слайда №1

Воспитатель . Молодцы! А сейчас выберите все овалы и расположите их на панно между ромбами. ( Дети выполняют задание)

Воспитатель. 1, 2, 3, 4, 5 давайте пальчики считать…

Пальчиковая гимнастика « 1, 2, 3, 5…»

Давайте пальчики считать:

1, 2, 3. 4, 5 (поочерёдно загибаем пальцы на правой руке от большого к мизинцу)

1, 2, 3. 4, 5 (поочерёдно загибаем пальцы на левой руке от большого к мизинцу)

Десять пальцев, две руки

Все твои помощники (открывать и закрывать пальцы)

Воспитатель . Для выполнения следующего задания вам надо найти шарик с цифрой 5.(Ребёнок выходит и находит шарик с цифрой 5)

Воспитатель . Какая фигура прикреплена к данному шарику?

Дети. Квадрат

Игра « Сравни числа»

Воспитатель . Послушайте задание. Будет сравнить числа и определять, какое из них больше (меньше) с помощью знаков < и  >

(Дефектолог раздаёт листы с заданиям  каждому ребёнку)

Проверка задания осуществляется с помощью слайда №2.

Воспитатель . Вы старались и справились с заданием. Выберите, пожалуйста,  все квадраты и прикрепите их после овалов на панно. ( Дети выполняют задание)

Воспитатель. Что-то детки засиделись. Давайте мы с вами разомнёмся.

Физминутка « Быстро встаньте»

Быстро встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Пола ручками коснитесь.

Сели- встали, сели- встали,

И на место поскакали.

Воспитатель . Ребята, у нас остался последний шарик. (Показывает шарик)

Какая цифра на нём написана?

Дети. Шесть.

Воспитатель . Как называется фигура, которая прикреплена к этому шарику?

Дети. Трапеция.

Игра « Сосчитай пуговицы»

Воспитатель . Послушайте, пожалуйста, последнее задание. Сосчитайте количество  пуговиц на полоске на ощупь. (Воспитатель раздаёт полоски с пуговицами в чехлах). (Дети считают на ощупь и отвечают)

Воспитатель .Сколько пуговиц у Юли? (Ребёнок отвечает)

А сейчас достань полоску из чехла и проверь свой ответ. (Ребёнок выполняет). (Аналогично проводится работа с другими детьми)

Воспитатель . Молодцы! Возьмите трапеции и  расположите их после квадратов. ( Дети выполняют задание)

Ребята, вам нравится получившийся узор? Из каких фигур он состоит?

Дети. Из кругов, треугольников, квадратов, ромбов и трапеций. 

Воспитатель . У нас получился узор из геометрических фигур, как в калейдоскопе.

Заключительная часть

Воспитатель . Ребята, какое задание вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Давайте оценим вашу работу. Те дети, которым было легко и интересно поднимите красный кружок со смайликом. (Дети поднимают)

Это оценка – 5.  Кому из вас было интересно, но немного трудно, поднимите зелёные квадраты со смайликами. (Дети поднимают) Кому из ребят было трудно и у кого  не всё получалось, поднимите жёлтый  треугольник. (Дети поднимают).

Воспитатель . А мне понравилось то, что вы были внимательные, собранные.

Старались правильно выполнять задание и отвечать на вопросы. Наше занятие закончилось. Спасибо всем за работу. Сейчас вы пройдёте в группу, где сможете поиграть.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"

Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...

Конспект занятия по математике "Экономический калейдоскоп" .

Это было моё открытое занятие по математике с элементами экономики для подготовительной группы. Была использована интерактивная доска.Цель занятия:Познакомить детей с историей денежных единиц ст...

Конспект занятия "Калейдоскоп русских народных сказок"

итоговое занятие по разделу "Сказка" для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по рисованию в средней группе на тему «Осенний калейдоскоп»

Цели занятия:Воспитывать эстетическое отношение к осенней природе и ее изображению в пейзаже.Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технически...

Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"

Приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение прави­льно строить предложения, прививать вкус к драматизаци...

Конспект занятия в предшкольном классе по развитию речи и обучению грамоте и письму на тему «Звуко-буквенный калейдоскоп»

Занятие проведено в соответствии  с  современными требованиями ГОСО РК к содержанию данного типа занятий и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.Воспитатель провёл занятие ...

Конспект занятия на тему: «Литературный калейдоскоп»

Цель: повторить с детьми знакомые стихи, познакомить с новыми; с помощью разных приемов помочь вспомнить содержание рассказов о животных и пересказать их содержание;  помочь запомнить и выразител...