Статья "Формирование представлений о величинах у детей дошкольного возраста"
статья
У детей дошкольного возраста знакомство с величиной считается одним из самых важных компонентов в математическом развитии. Возрастные особенности детей проявляются в способности выделять и распознавать величину, а также предоставлять определенные понятия для понимания каждого ребенка, но и для понимания отношений между ними, сравнивать их. Это влияет на возникновение у детей полных знаний о том, что его окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о величинах
у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста знакомство с величиной считается одним из самых важных компонентов в математическом развитии. Возрастные особенности детей проявляются в способности выделять и распознавать величину, а также предоставлять определенные понятия для понимания каждого ребенка, но и для понимания отношений между ними, сравнивать их. Это влияет на возникновение у детей полных знаний о том, что его окружает.
Формирование у дошкольников представлений о величинах формирует эмоциональную основу для усвоения в последующем с величиной как математическим определением. Этой цели служит и овладение простых способов измерительной деятельности, которая воздействует на математическое развитие дошкольников.
Овладение простыми способами измерения улучшает глазомер. Сформированный глазомер считается основной особенностью и необходим людям в жизни.
Следует отметить, что исследование понятий о величинах ведется на основе наблюдения и практических операций с различными предметами. Существует ряд приемов, благодаря которым дошкольники могут воспользоваться при ознакомлении с величинами:
1. Прием наложения. Данный прием используется, если сравниваются плоские предметы. Сравниваются предметы (величины), которые можно наложить друг на друга.
2. Прием вложения. Этот прием применяется, если предметы, которые сравниваются, объемные, но открытые и пустые.
3. Прием приложения. Необходимо сопоставить предметы друг с другом так, чтобы они соединились по одинаковому признаку (длина, ширина, высота, толщина).
Следовательно, к формированию представлений о величинах и от практического сравнения приводит к количественному отношению "больше-меньше". Именно это и является важным фактором в формировании математического представления о величинах у дошкольников. Формируя представления ребёнка о величинах, следует постепенно переходить от сравнения двух-трёх предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих либо возрастающих величин. На этой основе появились такие дидактические игрушки, как матрешки, пирамидки, пирамидки и т.д.
Например, игра с кубиками. Воспитатель кладёт на стол два кубика: один маленький, другой большой. Ребенок берёт маленький кубик и предлагает ребёнку взять другой: «У кого кубик меньше?» «У меня», говорит ребёнок. Тогда воспитатель убирает свой большой кубик и достаёт кубик, который больше, чем у ребёнка: «Нет, у меня маленький кубик, а у тебя большой». Кубики сравниваются. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, забирает его кубики и кладёт перед ним самый маленький. Ребёнок открывает глаза и видит, что его кубик маленький. После этого достаются все кубики. Взрослый выбирает кубик средней величины и предлагает ребёнку с одной стороны от этого кубика положить кубик поменьше. А с другой кубик побольше. Получился ряд: большой, средний, маленький.
Детям интересно строить пирамидки, располагая кольца так, чтобы пирамидка была устойчивой: внизу самые большие кольца, потом поменьше, потом ещё меньше и т.д.
Можно играть с животными, раскладывая им мисочки: самому маленькому зверьку – самую маленькую мисочку, зверю побольше – и миску побольше и т.д.
Ребёнок также должен иметь представление о длине, ширине, высоте предметов. Различить параметры величины – задача сложная. А это значит, что необходимо предлагать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные свойства предметов обретают особую значимость.
Таким образом, в случае интересующую ребёнка предмет положить на высокий стол, он вскоре додумается, что сам он её не сможет достать, если что-нибудь не придумать (встать на стул, взять палку и т.д.).
Играя в игрушки, он может сравнивать длину шарфиков зайца и лисы, длину их хвостов, клювов у птиц (журавль и гусь) и т.д.
Подобные игры предоставляют возможность сосредоточить интерес ребёнка не только на величину предметов в целом, но и на конкретные характеристики величины, формируют навык сравнивать предметы по величине путём приложения предметов или наложения их друг на друга.
Все занятия по формированию представлений о величинах должны организовываться таким образом, чтобы дошкольники регулярно решали разнообразные практические задачи.
Стенина Кристина Николаевна
Воспитатель 1 категории
МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №42 » г.Салават, Республика Башкортостан
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Консультация для молодых специалистов «О взаимосвязи этических представлений и поступков детей дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду—её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией е...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
На протяжении нескольких лет формирование экологических представлений у дошкольников является одной из важны задач, успешно решаемых в дошкольных учреждениях. В нашем детском саду эта тема также ...
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...
Краеведческие представления детей старшего дошкольного возраста как ключевой компонент патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Лэпбук "Мой город - Новокузнецк" представляет собой тематический интерактивный стенд с изображением историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», содержащий 10 разделов-пап...
Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...