Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
В данном разделе представленны конспекты занятий и опыт работы по разделу ФЭМП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19 КБ |
![]() | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по математике «Путешествие на остров знаний». Подготовительная группа
Описание материала: Занятие по математике в подготовительной к школе группе.
Занятие по математике в подготовительной к школе группе.
Цель:Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Задачи:
Обучающие: Закреплять знания о днях недели, закреплять названия и свойства геометрических фигур, умение решать текстовые стихотворные задачи. Продолжать учить определять место того или иного числа в ряду по отношению к предыдущему и последующему числу, называть чётные и нечётные числа. Закреплять умение находить и называть цифры в пределах 20. Продолжать учить объяснять структуру арифметической задачи, уметь вычленять условие задачи, формулировать ответ. Записывать решение с помощью чисел и знаков. Сравнивать множества способов о опосредованного сравнения.
Развивающие:Развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить.
Воспитательные:Воспитывать интерес к математике.
Оборудование: Письмо от феи, мостик, сундучок, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник ), мольберт, дом гномов, гномы-дни недели, 3 цветка с лепестками-цифрами, карточки «Хватит ли девочкам конфет?», наборы цифр и арифметических знаков, картинки на составление задач, сюрпризы для детей, музыка-запись.
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «физическая культура».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная, восприятие текстового стихотворения.
Формы работы: игровая, беседа, отгадывание загадок, слушание, обсуждение, решение, чтение.
Ход занятия:
- Дети я сегодня пришла в детский сад и нашла необычное письмо, адресованное вам. Давайте его прочтём. Интересно, что же в нём?
Педагог читает письмо:
«Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы сообразительные, внимательные, многому научились. Хотите проверить свои знания? Я приглашаю отправиться на мой любимый остров знаний. Я приготовила для вас задания. Надеюсь вы с ними справитесь.» - Фея знаний.
- Посмотрите дети, у нас на пути мостик. Давайте по нему пройдём и на остров попадём.
- Вот мы и на острове. Посмотрите какой-то сундучок. Что же в нём?
Педагог находит послание от феи: сундучок не открывайте, а что в нём вы угадайте? Слушайте внимательно:
- Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины (квадрат)
Почему вы думаете, что это квадрат? (все стороны равны)
- Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно с одеялом и ковром?
Вы подумайте, скажите
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. (прямоугольник)
Почему вы думаете, что это прямоугольник? (2 - длинные стороны, 2 – короткие)
3.Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
Кто же я такой друзья?
Назовите вы меня. (круг)
Почему думаете, что это круг? (нет углов)
4.Три сторонки, три угла,
Отвечайте кто же я? (треугольник)
- Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Что это? Геометрические фигуры.
- Какие ещё вы знаете?(овал, трапеция, куб, шар, многоугольник).
- С первым заданием мы справились, идём дальше. Посмотрите, чей-то дом. Вы загадку отгадайте, кто живёт в нём вы узнайте.
Загадывает загадку:
Братьев ровно семь,
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом
Попрощается последний
Появляется передний.
Что же это за братцы? (Дни недели).
- Это гномы. По их колпакам мы определяем какой день недели. Разыгрались, расшалились и перепутались. Вам задание: расставить гномов по- порядку. Каждый гном – день недели.
Дети выполняют задание и называют каждый день недели.
- Сколько гномов? (ровно 7).
- Почему? Потому что в неделе семь дней.
И с этим заданием мы справились. Посмотрите, дети, какие интересные цветы расцвели на этом острове. Что мы видим на лепестках этих цветов? (цифры)
Игра «Вставь пропущенное число».
- На всех ли лепестках есть цифры? Вам задание: нужно вставить пропущенные числа на лепестках и найти отличия у трёх цветов. На первом цифры идут по порядку. На втором - чётные числа парами. На третьем - нечётные.
- И с этим заданием мы справились. А сейчас 1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю поиграть.
Игра «Найди своё место».
Стоят стульчики по кругу – на спинках номера. Детям раздаются цветы с цифрами. Звучит музыка – дети гуляют. С окончанием музыки – дети находят стульчик с таким же номером, который у них на цветке. Педагог спрашивает, у кого какой номер.1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
Свежим воздухом подышим.
А сейчас за стол садитесь
Задания выполняйте – не ленитесь.
Дети садятся за столы.
Игра – задание «Хватит ли девочкам конфет?»
На столе перед каждым карточки с рисунком. Предложить рассмотреть. А теперь давайте порассуждаем. Как узнать, хватит ли девочкам конфет. Наложить, приложить нельзя. Сгибать не будем, можем запутаться. Что же нам делать? Как вы думаете? Итог – раздать конфеты с помощью линий. Дети рисуют линии, устанавливая таким образом взаимно – однозначные соответствия. Ответ: конфет хватит всем. Их оказалось больше: одна конфета лишняя.
- И с этим заданием мы справились. А нам ещё Фея прислала картинки и предлагает составить по ним задачи. Давайте вспомним, из чего состоит задача? (условие, вопрос). Рассматриваем первую картинку.
- Про кого будем составлять задачу? (уточек).
- Условие? Задайте вопрос к задаче? Запишите и прочитайте решение задачи. По такому же принципу решают 2 задачу, но уже на вычитание, формулируя вопрос по - другому. (сколько осталось?)
- Но вот и подошло к концу наше путешествие. А вы помните, какие задания мы с вами выполняли?Ответы детей.
- Дети, а Фея знаний оставила нам послание. Хотите прочесть?
Дети читают:
"Молодцы! Я вами очень довольна.
В школе хорошо учитесь, не ленитесь
За ваше старание, внимание
Я хочу вас угостить чем – то
Не кислым и не горьким, не
Очень полезным, но зато полезным
Для вашего хорошего настроения!"- Фея знаний.
Дети получают сладкие призы!
- А теперь возвращаемся в свой детский сад.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Тема: «Путешествие в страну «волшебных» часов»
Цель: продолжать знакомить детей с часами, с их разнообразием, учить детей определять время, контролировать время по часам в процессе выполнения разнообразной деятельности. Учить отгадывать загадки.
Развивать у детей внимательность, логическое мышление. Память.
Формировать чувство удовлетворенности от умения выполнять задания на время. Воспитывать у детей интерес к занятию, оказывать помощь ближнему.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, какое у вас настроение? А давайте, чтобы настроение у вас было еще лучше, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу самой доброй и ласковой, теплой улыбкой. Посмотрите на меня. Я дарю вам свою улыбку и желаю вам здоровья. Вы готовы меня слушать?
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.
На печке мало я лежу, бока я редко грею
Открытки, письма разношу и вовсе не старею.
Но письмо вам не отдам, я задание вам дам.
Какое ещё задание? Отгадайте мою загадку.
Загадки:
Рта нет, а говорю.
Ног нет, а я хожу. Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно - это часы. А у нас, Печкин, есть вот такие песочные часы. Ребята, вы их узнали? Они нам будут помогать сегодня.
Почтальон отдаёт письмо и уходит.
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Мы маленькие человечки, живём в стране волшебных часов. Злая волшебница тьмы заколдовала все наши часы и мы перепутали день с ночью. Помогите нам, пожалуйста. На вашем пути будут встречаться конверты, в которых вопросы, их нужно разгадать. Будьте очень внимательны. Мы на вас рассчитываем».
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие в страну волшебных часов. Если мы всё правильно будем отгадывать, то будет звенеть колокольчик. Готовы?
Если дело не идёт и не спориться работа,
Друг всегда к тебе придёт, с другом справишься в два счёта.
Давайте будем помогать друг другу.
Отправимся в путешествие на поезде. Кондуктор раздаст билеты с номерами ваших мест. Каждый садиться только на свое место. Все правильно сели?
Станция: «История часов»
1 конверт - как люди узнавали раньше время?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда не было еще часов, люди узнавали время по солнцу. Когда солнце всходит - это утро, долго-долго светит - день, а когда начинается закат – это вечер. Темнеет – это ночь.
Узнавали ещё и по растениям. Разные цветы в разное время раскрывались и закрывались. ( Слайд)
С помощью кого еще можно узнавать время? Отгадайте загадку:
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом – и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. Кто он? (Петух.)
Оказывается петух 3 раза кричит утром, 2 раза –глубокой ночью, 1 раз –в полночь. (Слайд)
Вторая станция: «Угадай - ка»
2 конверт - что за часы изображены на картинках? ( Слайд)
Настенные часы, наручные, будильник, песочные, электронные, башенные, часы с кукушкой,
Башенные часы очень красивые и большие. Стрелки золотые и бьют так, что слышно очень далеко.
Воспитатель: Где изготовляют часы?
Дети: На часовом заводе.
Каких часов на свете нет, и в каждых свой секрет.
Есть часы, на полу стоящие, басом говорящие: бом-бом-бом!
На весь дом.
Эти часы уличные на столбе – знакомы тебе?
Они здесь очень нужны.
Стрелки – великаны издали видны.
А ходики-избушки. В них живут кукушки.
Окошко распахнётся, кукушка встрепенётся
Ку-ку-ку-ку.
Как в лесу, на суку.
А будильник с вечера заведёшь
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудит – не забудет.
Третья станция: «Физкультминутка»
Давайте, ребята немного отдохнём.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель: Молодцы.
Четвертая станция «Страна волшебных часов»
Воспитатель: Из каких частей состоят часы? У часов есть циферблат, на нем цифры
Есть стрелки. Какие они? Одна большая, другая маленькая. Что они означают? Большая- показывает часы, а маленькая - минуты. Но есть совсем тоненькая стрелка – она обозначает секунды. Для чего нужны часы? Чтобы узнавать время. Минута-60 секунд. Что больше 1 минутка или 3? Да 3 минуты – это 1 мин, ещё 1 мин и ёщё 1 мин . Стрелка 3 раза обойдёт круг.
Кот Антипка жил у нас
Он вставал с лежанки в час.
В 2 на кухне ел сосиски,
В 3 сметану ел из миски,
Он в 4 умывался,
В 5- по коврику валялся,
В 6 -тащил сельдей из кадки,
В 7 -играл с мышами в прятки,
В 8- хитро щурил глазки,
В 9- ел и слушал сказки,
В 10 - шёл к лежанке снова,
Потому что в час вставать.
На столах лежат «волшебные» часы. Вам надо правильно показать время. (3 часа, 11 часов, 5 часов и т.д.).
Дети работают с моделями часов.
Молодцы!
Да это же волшебство здесь происходит. Наши человечки оживают. Всё наладилось. Мы помогли прогнать злую волшебницу тьмы. Вот наше путешествие и закончилось. Какие вы молодцы!
Вы были активными, сообразительными, дружными и заслужили награду от жителей страны «волшебных часов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.
В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной категории...
Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Математическое царство»
Ребята на занятии отправляются в путешествие, в котором выполняют задания...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...