Интегрированная образовательная деятельность дошкольников
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Интегрированная образовательная деятельность дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eremenkova.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная образовательная деятельность дошкольников
Содержание
1.Введение___________________________________________________3
2. Конспект непосредственно – образовательной деятельности
в группе общеразвивающей направленности воспитанников
седьмого года жизни Тема: «Путешествие в страну Знаний»_______5
3. Конспект непосредственно – образовательной деятельности
в группе общеразвивающей направленности воспитанников
седьмого года жизни
Тема: «Путешествие в царство Снежной королевы»_____________13
3.Заключение________________________________________________18
4.Литература________________________________________________19
ВВЕДЕНИЕ
Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет; чтобы ёлочные гирлянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку… и многое, многое другое.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Существует 5 основных задач предматематической подготовки детей в ДОУ.
- Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина».
- Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребёнка в целом и отдельных её сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления – классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы объёма и т.д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребёнка-дошкольника.
- Формирование сенсорных процессов и способностей. В дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только не перцептивном, но и на интеллектуальном уровне (Л. А. Венгер). Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в дошкольном возрасте только лишь начинается.
- Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.
- Важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определёнными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребёнок овладевает математическими представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.
Необходимо разрабатывать интегрированные занятия для подготовительной группы, которые тематически были-бы связаны со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы ДОУ и направлены, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
Тема для данных занятий – ПУТЕШЕСТВИЕ.
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
в группе общеразвивающей направленности воспитанников
седьмого года жизни
Тема: «Путешествие в страну Знаний»
Интеграция образовательных областей: познание (формирование элементарных математических представлений); коммуникация (развитие речи, обучение грамоте).
Программное содержание:
Образовательная область «Познание».
- Развивать мыслительную и познавательную деятельность детей.
- Закреплять знания о днях недели и их последовательности; знания о составе чисел в пределах 9 из двух меньших; смежных числах; о структуре задачи.
- Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости (по плану, листе бумаги в клетку); решать примеры на сложение и вычитание; соотносить число с соответствующей цифрой; составлять и решать арифметические задачи по картинкам; составлять фигуру – силуэт по образцу
Образовательная область «Коммуникация».
- Развивать речевую деятельность детей.
- Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова, различать ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; определять количество слогов в слове; составлять предложения с заданным словом.
Образовательная область «Здоровье».
- Снятие зажимов, установка на расслабление, снятие усталости.
Воспитывать самостоятельность, устойчивое внимание, интерес к учебной деятельности.
Материал:
Демонстрационный материал: конверт с письмом от Знайки, план – схема маршрута в страну Знаний, предметная картинка «автобус», изображение домов «Числограда», иллюстрации к задачам, силуэты «камней» с цифрами, схема – образец выкладывания ключа к игре «Танграм», картинка – схема «книга», фишки синего, красного, зелёного, чёрного цветов, схема предложения, шкатулка с сюрпризом.
Раздаточный материал: «билеты» - карточки с примерами, карточки с числовыми домиками, листы бумаги в крупную клетку, простой карандаш, листы бумаги для выполнения заданий, наборы фигур к игре «Танграм», карточки – полоски с пятью клеточками для выполнения звукового анализа слова, фишки: синие, красные, зелёные, чёрные.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, приветствуют гостей.
- Ребята, почтальон принёс нам письмо от Знайки. Давайте прочитаем, что он пишет!
«Дорогие ребята, я узнал, что вы скоро пойдёте в школу, в первый класс и, поэтому случаю приглашаю Вас в увлекательное путешествие в страну Знаний. В пути вас ждёт много трудных, но интересных заданий. Внимание, сообразительность, хорошее настроение и, конечно же, те знания, которые у вас есть, помогут вам с ними справиться. Желаю удачи. ЗНАЙКА»
- Вы готовы отправиться в путешествие? (Да).
- Каждый путешественник, отправляясь в путь, имеет с собой план – схему той местности, куда он идёт. Такая схема есть и у нас. Давайте внимательно её рассмотрим (План – схема вывешивается на доску перед детьми).
Работа со схемой, ориентировка на плоскости.
- Ребята, как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? (направление в котором нам надо двигаться). А что, по – вашему, значат цифры? (Ответы детей). Правильно, пункты, где мы будем останавливаться.
- (Имя ребёнка), что находится нижнем правом углу плана? (Наш детский сад). Где находится город Арифметических задач? (В верхнем правом углу плана). Что находится посередине? (Лес). Где находится город Грамотеек? (В нижнем левом углу). Где находится страна Знаний? (В верхнем левом углу).
- Молодцы, ребята, всё правильно!
- Да, страна Знаний находится очень далеко от детского сада, и путь предстоит нелёгкий.
- Хорошо, план – схему рассмотрели, а теперь решим, на чём мы будем путешествовать. Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный). Верно.
- А на каком именно транспорте мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Что за чудо, синий дом?
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
И питается бензином (Автобус).
- Правильно!
Решение примеров, соотнесение полученного числа с цифрой.
- А теперь, получите билеты (Детям раздаются «билеты» - карточки с примерами). Чтобы найти своё место в автобусе, надо решить пример, полученный ответ подскажет номер вашего места. (На каждом столе прикреплена карточка с цифрой, обозначающая номер места. Дети выполняют задание и рассаживаются. Взрослый проверяет, правильно ли они нашли свои места).
- Вижу, все правильно разместились, можно отправляться в путь! А чтобы нам было интересней ехать – предлагаю поиграть. Я буду задавать вам вопросы, а вы быстро отвечайте.
Д/игра: «Дни недели»
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день будет завтра? А послезавтра?
- Какой день недели был вчера? А позавчера?
- Как называется пятый день недели? 2-ой день недели, 1, 6, 4, 3, 7?
- Назовите соседей четверга, воскресенья.
- Молодцы! Мы и не заметили, как доехали до «Числограда».
1 задание «Состав числа 9 из двух меньших».
- А вот и первое задание – помочь жителям города чисел. Дома в этом городе необычные: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число – номер дома. Например, в доме числа 7 на одном этаже живут числа 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 6 и 1.
- Заселите числами дома, которые у вас на столах (Каждый ребёнок заполняет 2 – 3 дома).
- Давайте проверим, как заселили дом под номером 5 (2,3,4,5,7,8,9).
- Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с этим заданием, дальше в путь! А вот и остановка «Город Арифметических задач».
Задание 2 «Составление и решение задач»
- Жители этого города очень любят решать задачи и хотят знать, а умеете ли вы их решать? Они предлагают вам составить и решить задачи по картинкам.
- Но сначала давайте вспомним, из каких частей состоит задача (условие, вопрос, решение, ответ).
- Всё верно. А вот и первая картинка, рассмотрите её. Что на ней изображено? (На дубе сидят белочки, а под дубом – ёжики).
- Какую задачу можно составить по этой картинке? (Вариант ответа детей: на дубе сидит 6 белочек, а под дубом 2 ёжика. Сколько всего животных?.
- Хорошо. Повторите условие составленной задачи. Вопрос. Что надо сделать, что бы ответить на вопрос задачи? (К 6 белочкам прибавить 2-х ёжиков). Запишите решение (6+2=8). Скажите ответ (Всего 8 животных). Молодцы!
- Рассмотрите вторую картинку и составьте по ней задачу. (В пруду сидело 7 лягушек, 2 лягушки выбрались на берег. Сколько лягушек осталось?).
- Повторите условие задачи. Вопрос. Что будите делать, что бы ответить на вопрос задачи? (От 7 лягушек вычтем 2-х лягушек). Запишите решение и скажите ответ (В пруду осталось 5 лягушек).
- Умнички! Очень хорошо справились и с этим заданием!
3 задание «Разбери камни» (смежные числа)
- Можно ехать дальше, но посмотрите, впереди дорога завалена камнями. Чтобы проехать, надо их разобрать. (На фланелеграфе – силуэты камней с цифрами обозначающие числа от 1 до 10, у детей – листы бумаги с пронумерованными кружочками).
1. Сначала уберём камень с цифрой, которая стоит перед цифрой 6 (5).
2. Теперь камень с цифрой предшествующей цифре 4 (3)
3. Следующий камень с цифрой стоящей между цифрами 7 и 9 (8).
4. Следующий камень стоящий после 9 (10).
5. Дальше камень с цифрой, больше 6 на один (7).
6. Камень с цифрой похожей на цифру 6, только перевернутую (9).
7. Камень, стоящий между 5 и 7 (6).
8. Камень с цифрой открывающий цифровой ряд (1).
9. Камень с цифрой меньше 3 на 1 (2).
10. Дальше камень с цифрой, стоящий после цифры 3(4).
(Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные на своих местах).
- Отлично! Камни убрали, дорога расчищена, можно ехать дальше.
- А вот и остановка «Лес». Здесь мы можем немного отдохнуть. Выходим из автобуса (дети выходят на ковёр). Идём тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц. Перешагиваем через пни (шаги с высоким подниманием колен), раздвигаем руками ветки (движения руками в стороны).
Физкультминутка.
- Руки подняли и помахали,
Это деревья в лесу.
Локти согнули,
Кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Крылья сложим назад.
- Видишь, бабочка летает, (дети машут руками – крылышками)
На лугу цветы считает (считаем пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
За день, за два и за месяц… (шаги на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять! (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (взмахи руками – крыльями)
Сосчитать бы не смогла! (счёт пальчиком)
- Молодцы, отдохнули мы немного, пора отправляться дальше! Но что такое? Автобус не заводится! Мы потеряли ключ от замка зажигания!
4 задание «Составление фигуры – силуэта ключа по образцу» (игра «Танграм»).
- Проехать мы сможем, если выложим ключ из геометрических фигур вот по этой схеме (дети выполняют задание).
- Вижу, все справились с этим заданием, очень хорошо! Можно ехать.
- Пока едим, поиграем.
Д/игра «Скажи наоборот»
- Думай, думай, рассуждай, слова наоборот ты называй!
- Скажу я слово молодой, а вы ответьте – (старый),
- Скажу я слово высоко, а вы ответьте – (низко),
- Сильный – (слабый),
- Тяжёлый – (лёгкий),
- Толстый – (тонкий, худой),
- Далеко – (близко),
- Весёлый – (грустный),
- Добрый – (злой).
Д/игра «Четвёртый лишний»
- Думай, думай, рассуждай, лишний предмет называй!
- Яблоко, слива, огурец, груша (огурец).
- Молоко, творог, сметана, хлеб (хлеб).
- Берёза, дуб, одуванчик, сосна (одуванчик).
- Шапка, кофта, сумка, юбка (сумка).
Д/игра «Назови одним словом»
- Думай, думай, рассуждай, одним словом называй!
- Весна, зима, осень, лето (времена года).
- Комар, бабочка, муха, пчела (насекомые).
- Стол, стул, шкаф, кровать (мебель).
- Тарелка, чашка, кастрюля, ложка (посуда).
- Отлично! А вот и остановка – город «Звукознаек и Грамотеек».
- Жители этого города – Звукознайки – знают все звуки и спрашивают у вас, а какие звуки знаете вы? (гласные: ударные и безударные, согласные: твёрдые и мягкие). Верно.
5 задание «Звуковой анализ слова».
- Грамотейки приготовили для вас задание, но сначала отгадайте загадку:
«Всё я знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
И чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться!» (Книга).
- Правильно. А как можно записать отгадку без букв? (Составить схему слова).
- Я предлагаю (имя ребёнка) выполнить это задание у доски, а вам на своих местах (дети выполняют задание).
- Давайте сверимся. (Имя ребёнка) расскажи нам, почему такая схема у тебя получилась (разбор слова).
- Сколько звуков мы слышим в слове книга? (пять).
- Какой первый звук в этом слове? (звук (к), твёрдый согласный звук). Какой фишкой мы обозначили этот звук? (синей фишкой).
- Какой второй звук в этом слове? (звук (н), мягкий согласный звук, обозначаем зелёной фишкой).
- Какой третий звук в слове «книга»? (звук (и), гласный звук, обозначается красной фишкой).
- Какой четвёртый звук мы слышим с этом слове? (звук (г) – твёрдый согласный звук, обозначается синей фишкой).
- Какой последний звук в слове? (звук (а) – гласный, обозначается красной фишкой).
- Очень хорошо, всё правильно.
- (Имя ребёнка) произнеси слово так, чтобы все услышали в нём ударный гласный звук (Книига. Ударный гласный в слове - звук (и), обозначается чёрной фишкой).
- Верно. А сколько слогов в слове «книга»? (Два). Почему, вы так думаете? Какое правило мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Какой первый слог? Второй? Отлично!
- Придумайте предложения со словом «книга» (Дети называют предложения).
- Мне очень понравилось предложение (Предложение названное одним из детей). Давайте его запишем. У доски я предлагаю выполнить это задание (имя ребёнка), а вы на своих местах (Дети выполняют задание).
- Давайте сверимся со схемой на доске. Сколько слов в предложении? У всех всё верно?
- Молодцы, ребята! Вы все старались и правильно выполнили задания Звукознаек и Грамотеек, и может ехать дальше!
- Посмотрите на план – схему. Следующая остановка «Конечная». Что это значит?
- Да, верно, мы с вами уже доехали до страны «Знаний» и нас встречает Знайка. Он приготовил ещё одно задание.
6 задание «Графический диктант «Пятёрка»
- У вас на столах лежат листы бумаги в клетку, на них стоят точки. Поставьте карандаш на точку и слушайте внимательно задание: 3 клетки налево, 3 клетки вниз, 3 клетки направо, 4 клетки вниз, 3 клетки налево.
- Что у вас получилось? На что похоже? Правильно, цифра пять!
- Это задание было последним и Знайка надеется, что многие из вас будут учиться в школе на одни пятёрки!
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну Знаний, а понравилось ли оно вам? А что именно понравилось и почему? (высказывания детей).
- Вы все были внимательными, сообразительными, справились со всеми заданиями и за это Знайка дарит вам вот эту шкатулку с сюрпризом (Шкатулка, а в ней шоколадные медали).
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
в группе общеразвивающей направленности воспитанников
седьмого года жизни
Тема: «Путешествие в царство Снежной королевы»
Интеграция образовательных областей: познание (формирование элементарных математических представлений); коммуникация (развитие речи, ) социализация(игра), здоровье.
Программное содержание:
Образовательная область «Познание».
- Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма),
- устанавливать причину увеличения/ уменьшения (добавили, стало больше на…; убрали, стало меньше на…),
- вести прямой и обратный счет до 10,
- находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 10;
- учить решать задачи на увеличение и уменьшение количества предметов,
- самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы),
- использовать обобщённое понятие «четырёхугольник»,
- составлять из частей целое
Образовательная область «Коммуникация».
- Развивать речевую деятельность детей.
Образовательная область «Социализация».
- учить выполнять игровые действия с ориентировкой на символ (стрелки).
Образовательная область «Здоровье».
- Снятие зажимов, установка на расслабление, снятие усталости.
Материал. Силуэты и игрушки (заяц, птица, медведь); геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция); разные по размеру и цвету карточки с геометрическими фигурами; цифры от 1 до 10; план путешествия; две вазы, разрезанные на шесть или семь частей.
Предварительная работа. Чтение сказки «Снежная королева»; дидактические игры» «Что за форма?» (классификация геометрических фигур по одному- трём признакам), «Найди пропущенное число» и « Соседи числа». Решение задач на увеличение и уменьшение количества предметов.
Ход занятия
Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом
- Ребята, посмотрите, что это такое? (письмо)
-Это письмо от Вани «Однажды весной мы с сестрой Машей пошли в лес полюбоваться его красотой. Вдруг поднялась сильная метель! Всё замело, закружило, не успел я опомниться, как метель подхватила мою сестру и унесла в царство Снежной королевы. Дорогие мои дети! Я прошу вас, помогите. Один, боюсь, я не смогу! До свидания. Ваня».
- Поможем Ване? Согласны отправиться в путешествие? (Да!)
- В царстве Снежной королевы всегда холодно, там всегда зима. Что надо надеть, чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу? (Вместе с детьми выполняет имитационные движения: надевает валенки, шапку, шубу, варежки.)
- Вот мы и готовы отправиться в зимний лес. Кого мы возьмём себе в помощь? Кто нас поддержит в трудную минуту? (Родители)
(Звучит музыка). (На лошадиной упряжке едем 2 круга). – Посмотрите, Снежная королева и здесь оставила свои следы: она всех зверей заморозила. Надо им помочь! Чтобы их оживить, надо узнать, кого же она заморозила. Как вы думаете, кто это? (Силуэты оживают с появлением игрушек: заяц, птица, медведь.)
- Молодцы! Зайка, ты что-то хочешь сказать? Мне на ушко? Дети, зайка может помочь, он знает, где живёт Снежная королева, и нарисовал план, который поможет её найти. Сначала выясним, куда нам следует идти. Стрелка укажет путь. (Рассматриваем план). – Сначала отправимся к ёлке. Дальше мы попадаем к перекрёстку – дорога раздваивается. Мы должны решить, по какой дороге идти. Будьте внимательны! Можем ли мы пойти к дереву? (Нет)
- Почему? (Дорога перечёркнута.) - Тогда по какой дороге пойдём? (По той, что ведёт к пеньку.) - Посмотрите, куда дальше пойдём? (К замку.) - Молодцы! Итак, отправляемся к ёлке, но двигаться дальше не сможем, пока не вспомним зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.) - Какой зимний месяц наступает первым? (Декабрь.) - Какой зимний месяц наступает вторым? (Январь.) - Какой зимний месяц наступает третьим? (Февраль.)
- Молодцы! Вот теперь мы можем идти. Вот мы и пришли к ёлке! Посмотрите: куда нам следует теперь идти? (К пеньку.)
- Путь преграждают огромные сугробы. Нам помогут их преодолеть вот эти волшебные снежинки. Но не все, а только определённые. Посмотрите на схему: какие снежинки нам нужны? (Фигура человека обозначает размер: снежинки должны быть большие; пятно обозначает цвет: значит, снежинки желтые; фигура обозначает форму: следовательно, нам помогут шестиугольные снежинки.) - Итак, нам нужны большие, желтые, шестиугольные снежинки. Выложим тропинку к пеньку из этих снежинок. А теперь немного поиграем с ними. (Дети садятся полукругом)
- Сначала мы их сосчитаем.(Восемь) Что будет, если мы к этим снежинкам добавить ещё две снежинки? Их станет больше или меньше? (Больше.)
- На сколько больше? (На две снежинки.) А если уберём одну снежинку, их станет больше или меньше? (Меньше.) На сколько? (На одну.) Молодцы! Сугробы мы преодолели, можем идти. Посмотрите на план. Куда дальше указывает стрелка? (На замок.) - Снежная королева и здесь приготовила для нас препятствия. Дальше мы сможем идти, только если по порядку разложим цифры. (Дети раскладывают.)
Вот задачка для ребяток: Как нам разложить десяток?
Один, два, три, а за ними, посмотри, Идут четыре, пять, шесть! Их надо быстро счесть. Дальше будут семь и восемь, К ним и девять мы подбросим. Единицу лишь приставим И десяток вмиг составим.
- Умники! Давайте проверим, правильно ли мы разложили цифры. (Считают)
- А кто может посчитать от 10 в обратную сторону? Кто назвать соседей числа? (Называют.)
- Молодцы! Вы не замёрзли? Давайте поиграем!
Физминутка (под музыку «Зимняя песенка»)
- Согрелись? Можем отправляться к замку Снежной королевы. (Музыка.)
-Вот мы и в царстве Снежной королевы! Надо её позвать и вежливо попросить. Может быть, её ледяное сердце оттает, и она отпустит Машеньку. Как мы можем вежливо попросить? (Будьте добры, будьте любезны, пожалуйста…) Мы её попросим так: Снежная королева, будь добра, отпусти, пожалуйста, Машеньку!
Из замка выходит Снежная королева.
Снежная королева. Я рада приветствовать вас в своём ледяном царстве. Вы меня растрогали! Я отпущу Машеньку, если вы выполните мои задания. Согласны? (Да.) Вот одно из них. (Подаётся поднос с кругами.) Вы должны посчитать, сколько здесь кругов. Эти круги не простые, а волшебные. Они помогут вам решить мои задачи. (Читаются задачки.)
- Ну – А сколько ребят
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается.
2.Шесть ежат в лесу гуляли,
Землянику собирали,
А один улёгся спать,
Сколько их гуляет?
- Пять малышек – медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится?
- Я нашёл в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких
Вот ещё один лежит.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Ты орехи сосчитай-ка!
Снежная королева. Вот вам второе задание! (На полу лежат геометрические фигуры.) Посмотрите, какие красивые льдинки, все они разной формы. Какие геометрические фигуры они вам напоминают?
- Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (Треугольник.)
- Почему вы так решили? (У треугольника – три угла, а у остальных – четыре.) умники!
- Вот последнее задание. Прошу вас собрать две мои любимые вазы. Они разбились, от них остались одни осколки. (Одну вазу собирает первая команда, другую – вторая.) Спасибо за вазу, молодцы! Выполнили все мои задания. А вот и ваша Машенька. (Кукла.)
Воспитатель. Как мы вернёмся назад?
Снежная королева. Я могу вам помочь. При помощи волшебной силы я верну вас в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. (Выключает свет, звучит музыка.) Повернитесь вокруг себя три раза, присядьте и замрите!
Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Было интересно? Дети, я хочу вас поблагодарить за то, что вы добрые, весёлые и отзывчивые. Я рада за вас и уверена, что вы придёте на помощь попавшему в беду. Вы молодцы! Поиграйте с Машенькой, пока за ней не пришел брат Ваня.
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
в группе общеразвивающей направленности воспитанников
седьмого года жизни
Тема: «Путешествие в царство МАТЕМАТИКИ»
Интеграция образовательных областей: познание (формирование элементарных математических представлений); коммуникация (развитие речи, ) социализация(игра), здоровье.
Программное содержание:
Образовательная область «Познание».
систематизировать знания, умения, навыки по формированию элементарных математических представлений.
Задачи: - закрепить знания о временных отношениях: неделя, месяц, год, части суток;
- закрепить знание цифр и умение соотносить их с количеством предметов;
- закрепить умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- закрепить знание геометрических фигур, умение классифицировать предметы по форме;
- закрепить умение сравнивать числа в пределах 10, пользоваться знаками >, <, =;
- закрепить умение устанавливать закономерность;
- развивать логическое мышление с помощью логических игр, развивать смекалку, зрительную память;
-развивать мелкую моторику пальцев рук и способствовать развитию общей двигательной активности;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
- формировать элементарные представления о взаимопомощи и дружбе.
Демонстрационный материал: - мультимедийный проектор;
- презентация;
- физкультурное оснащение: дорожки, туннель, веревочный лабиринт;
- ларец с сюрпризом, золотой ключик;
- плакат с паутиной.
Раздаточный материал: - карточки с геометрическими фигурами и карточки с предметами;
- цветные шнурочки и плоскостные геометрические фигуры;
- простые карандаши.
План
Вводная часть
Основная часть
Нахождение предметов определенной геометрической формы
Решение арифметических задач
Расстановка знаков сравнения
«Найди отличия»
«Собери бусы»
Хождение по бревну и модулям
Заключительная часть. Рефлексия
Ход совместной деятельности
Водная часть
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
В-ль: Глазками посмотрели на меня.
Справа друг и слева друг,
Сделали мы с вами круг. (Дети становятся в круг.)
В-ль: Ребята, к нам сегодня в группу пришло письмо. (Воспитатель показывает детям письмо, открывает его и читает.) Злой волшебник заточил принцессу в темницу своего замка. Принцесса просит помощи. Многие пытались ее спасти, но безрезультатно. Пока еще никому не удалось это сделать. Теперь письмо пришло к нам, и принцесса надеется, что мы с вами сможем ее спасти. Вы хотите освободить принцессу?
Предполагаемые ответы детей: Да, хотим.
В-ль: Но для этого мы должны отправиться в путешествие. На нашем пути могут встретиться различные препятствия. Чтобы их преодолеть, какими качествами мы должны обладать? Какими мы должны быть?
Предполагаемые ответы детей: Смелыми, сильными, дружными, ловкими, умелыми, умными, находчивыми, отважными.
В-ль: Но для начала давайте проверим свои силы.
В круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Отвечай и не зевай.
(Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре. Воспитатель каждому ребенку бросает мяч, задавая вопросы.)
В-ль: Сколько дней в неделе? Перечисли.
Дети: Семь дней в неделе. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресение.
В-ль: Какой день недели идет за пятницей?
Дети: Суббота.
В-ль: Сколько месяцев в году? Перечисли.
Дети: 12 месяцев. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
В-ль: Перечисли все времена года?
Дети: Осень, зима, весна, лето.
В-ль: Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
В-ль: Назови осенние месяцы?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В-ль: Назови части суток?
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
В-ль: Что бывает раньше: утро или вечер?
Дети: Утро бывает раньше.
В-ль: Молодцы, ребята! Вы без ошибок ответили на вопросы. Я думаю, что мы сможем пройти все испытания, которые встретятся на нашем пути. А отправимся мы с вами в путешествие на корабле.
В-ль: А вот, и наш корабль. (Слайд №1)
В-ль: Садитесь на наш корабль. (Дети садятся на скамейки.)
Дружной командой (включается музыка)
Помчимся вперед,
Прямо туда,
Где принцесса нас ждет.
В-ль: Справа воды глубоки. Покажите, где право.
(Дети указывают рукой вправо.)
В-ль: Слева горы высоки. Покажите, где лево.
(Дети указывают рукой влево.)
В-ль: Вот и ветер поднялся,
Дует прямо в паруса.
Вижу берег впереди, (смотрит вперед)
Надо нам сюда сойти.
Дети встают со скамеек.)
В-ль: Вот, и приплыли мы туда, где стоит замок. (Слайд №2) Чтобы добраться до темницы, где сидит принцесса, мы должны пройти через разные комнаты, выполнив задания. Но в замок зайти невозможно. Вход завален тяжелыми мешками.
Нахождение предметов определенной геометрической формы
(На столе стоит картинка с нарисованными мешками, мешочки с карточками. Дети подходят к столам.)
В-ль: Чтоб с дороги их убрать,
Что в них нужно отгадать.
(Воспитатель вынимает из мешочков картинки.)
В-ль: Выберите себе карточку. Вы должны найти предметы той геометрической формы, какая фигура у вас изображена на карточке. Приступайте к заданию.
(Дети, стоя возле столов, выполняют задание.)
В-ль: Давайте проверим, правильно ли вы разобрали завалы. Даня, какая фигура изображена у тебя на карточке? Какие предметы ты нашел этой формы? Назови.
Предполагаемые ответы детей: Фигура – квадрат. Предметы: скатерть, часы, воздушный змей, картина, дорожный знак.
(Воспитатель спрашивает еще у одного ребенка, выполняемость задания.)
В-ль: Остальные тоже правильно выполнили задание.
Молодцы, что угадали!
Путь свободен, все убрали.
В-ль: А здесь какая-то буква. Может это подсказка? Возьмем ее с собой.
(Воспитатель берет букву Д.)
В-ль: Теперь мы можем двигаться дальше. Пойдемте.
Решение арифметических задач
В-ль: Ребята, здесь паутина. Чтобы попасть в комнату, нужно пролезть через паутину.
Осторожно проходите,
По сторонам смотрите.
(Дети проходят через веревочный лабиринт. Подходят к мольберту, где нарисована паутина.)
В-ль: Испытание нас ждет,
Здесь один паук живет.
В-ль: Садитесь аккуратно на бревнышко. (Дети садятся.)
В-ль: Паук сплел паутину.
Чтоб в комнату следующую пройти,
Нам паутину нужно расплести.
В-ль: Чтобы паутина расплелась, нам надо решить задачи. Слушайте внимательно.
(Воспитатель расплетает ниточку-паутинку после каждого решения задачи.)
В-ль: Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?
Дети: Четыре.
В-ль: У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Одну дала Алла.
Сколько всего стало?
Дети: Пять.
В-ль: Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана.
Какие чудесные цветы!
А сколько их – нам скажешь ты.
Дети: Четыре.
В-ль: Шесть грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?
Дети: Семь.
В-ль: На блюдце у Андрюши
Четыре желтых груши.
Кушать мальчик захотел,
И одну он грушу съел.
Теперь считайте груши
На блюдце у Андрюши.
Дети: Три.
В-ль: Четыре кубика у Маши
Два кубика у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети.
Дети: Шесть.
В-ль: Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Дети: четыре.
В-ль: У девочки Аллочки
Восемь счетных палочек.
Одна из них сломалась.
Сколько же осталось?
Дети: Семь.
В-ль: Паутину расплели,
Значит, дальше можем
Мы идти.
В-ль: Ребята, нам паук дает букву.
(Воспитатель берет букву Р.)
Расстановка знаков сравнения
В-ль: Вот и дальше мы и
В комнату знаков попадем.
(Дети подходят к столам.)
В-ль: Мы пришли в комнату знаков сравнения. Вспомните, какие знаки сравнения вы знаете?
Дети: Больше, меньше, равно.
В-ль: Рассаживайтесь за столы. (Дети садятся за столы.) Перед вами лежат листочки с заданием. Положите его перед собой. Вы должны будете сосчитать количество предметов, написать нужную цифру в клеточке и поставить между цифрами знак сравнения: больше, меньше, равно. Сядьте прямо, красиво. Возьмите правильно в руку карандаш. Можете приступать к заданию.
(Дети выполняют задание.)
В-ль: Давайте проверим, правильно ли вы расставили знаки сравнения. Владик, скажи, какие знаки сравнения ты поставила?
Предполагаемые ответы детей: 5>2, 4=4, 1<3.
(Воспитатель спрашивает еще у одного ребенка выполняемость задания.)
В-ль: Остальные дети тоже молодцы, постарались, справились с заданием. Здесь тоже лежит буква, которую мы возьмем с собой.
(Воспитатель берет букву У.)
В-ль: Вставайте. Нам надо идти дальше.
(Дети встают из-за столов.)
Картинная галерея. Найди отличия
В-ль: Чтобы попасть в следующую комнату, надо пролезть через туннель.
В-ль: Перед нами подземный туннель,
Пролезай в него быстрей.
(Дети по одному пролезают через туннель. Дети становятся перед экраном.)
В-ль: Мы попали в картинную галерею. (Слайд №3) Садитесь на скамейку. (Слайд №4) Перед нами картинки. Вы должны найти и назвать отличия между ними. Отличий должно быть пять.
(Дети по одному называют отличия.)
Предполагаемые ответы детей:
В-ль: Вот еще картинки. (Слайд №5)
Предполагаемые ответы детей:
В-ль: Молодцы! Мы и с этим заданием справились. И здесь букву мы нашли.
Воспитатель берет букву Ж.)
В-ль: Нам пора двигаться дальше. Вставайте.
В-ль: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья. (становятся в круг)
Мы сейчас пойдем направо (идут налев
А теперь пойдем налево (идут направо),
Мы потопаем ногами (притопы ногами),
Мы похлопаем руками (хлопки в ладоши),
Покачаем головой (наклоны головой).
Мы руки поднимаем (руки поднять вверх),
Мы руки опускаем (руки опустить вниз).
В центре круга соберемся (идут в центр)
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И опять с тобой пойдем.
Волшебная мастерская. Собери бусы.
В-ль: Снова с вами мы пойдем
И в волшебную мастерскую попадем.
(Дети подходят к столам.)
В-ль: Здесь находятся волшебные камни и веревочки. Чем волшебные камни отличаются друг от друга?
Предполагаемые ответы детей: Они отличаются цветом, формой, размером.
В-ль: Как вы думаете, что мы можем из этого сделать?
Предполагаемые ответы детей: Бусы.
В-ль: Давайте мы с вами сделаем волшебные бусы для нашей принцессы, которые помогут вернуться ей обратно в свой дворец. Садитесь за столы. Сделать бусы мы должны, соблюдая закономерность. У вас есть подсказки. Выберите себе подсказку. (Ребенок выбирает карточку.) Возьмите любую веревочку.
В-ль: Давайте сначала подготовим наши силы.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
В-ль: Для начала вы должны установить закономерность. Сядьте, прямо, ровно. Приступайте.
Дети составляют бусы из геометрических фигур, нанизывая на веревочку.)
В-ль: Молодцы! У всех получились красивые бусы. Все соблюдали закономерность. Как сделать, чтобы получились одни большие бусы?
Предполагаемые ответы детей: Надо их связать вместе.
(Воспитатель связывает все шнурочки вместе.)
В-ль: Эти бусы мы возьмем с собой. Здесь, смотрите, тоже есть буква.
(Воспитатель берет букву Б.)
В-ль: Нужно двигаться дальше вперед,
В темнице принцесса нас ждет.
(Дети выходят из-за столов.)
Хождение по бревну и модулям
В-ль: Снова препятствие
Нам нужно пройти,
Чтобы к принцессе скорее придти.
Равновесие всем нужно держать,
Чтобы в яму нам не упасть.
(Дети за воспитателем проходят по массажным дорожкам и бревну.)
В-ль: И это препятствие мы преодолели. Здесь тоже есть буква, которую мы возьмем с собой.
Воспитатель берет букву А.)
В-ль: А вот и темница. Чтобы попасть в темницу, нам потребуется волшебный предмет, а какой, вы должны будете отгадать. Я вам загадаю загадку.
В-ль: Без меня мои друзья
В дом попасть никак нельзя!
Я железною ногой
Отопру замок дверной.
Дети: Ключик.
В-ль: Молодцы! Все отгадали.
В-ль: Вот еще одна буква за ваше выполненное задание. (Воспитатель берет букву А.)
В-ль: А вот и ключик (показывает). Давайте открывать темницу.
(Воспитатель открывает темницу. Из темницы выходит принцесса.)
Принцесса: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы спасли меня от заточения. А как же вам удалось это сделать? Что вам помогло?
Предполагаемые ответы детей: Смелость, ум.
Принцесса: У вас есть буквы-подсказки. Попробуйте из них составить слово.
В-ль: Первая буква Д. (Слайд №6)
В-ль: Вторая буква Р. (Слайд №7)
В-ль: Третья буква У. (Слайд №8)
В-ль: Четвертая буква Ж. (Слайд №9)
В-ль: Пятая буква Б. (Слайд № 10)
В-ль: Шестая буква А. (Слайд №11)
В-ль: Кто может прочитать, какое получилось слово?
Дети: ДРУЖБА.
Принцесса: Правильно! Вы, ребята, были дружными, помогали друг другу, поэтому у вас все и получилось.
В-ль: А еще мы дарим тебе волшебные бусы, которые помогут добраться тебе до твоего дворца. (Воспитатель отдает принцессе бусы.)
Принцесса: Спасибо большое! За это я вам даю ларец с подарками, который вы откроете, когда вернетесь обратно домой. До свидания, ребята!
Принцесса уходит.)
В-ль: Ну, а нам пора возвращаться обратно домой. (Слайд № 12)
В-ль: Мы снова садимся на наш корабль.
Дети садятся на скамейки.) (Слайд №13)
В-ль: Позабыв про все тревоги,
Отправляться нам пора.
Приглашаю вас в дорогу,
Поднимаем паруса.
В-ль: Справа воды глубоки,
Слева горы высок
Вот и ветер поднялся,
Дует прямо в паруса.
Вот и берег впереди
Надо нам сюда сойти.
Заключительная часть. Рефлексия.
В-ль: Вот и приплыли мы обратно в детский сад. Вставайте. (Слайд №14)
В-ль: Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Расскажите, как мы с вами спасали принцессу? Какие препятствия встретились на нашем пути?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
В-ль: Если опять потребуется кому-то помощь, то мы снова отправимся с вами в путешествие. Вы согласны?
Предполагаемые ответы детей: Да.
В-ль: Ну, а теперь мы можем открыть ларец с подарками, которые дала нам принцесса. (Воспитатель открывает, раздает подарки детям.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, проанализировав конспекты непосредственно-образовательной деятельности, можно выявить закономерность, что предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы ДОУ и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
Приобретая математические представления, ребёнок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношений между ними, овладевает способами и приёмами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создаёт предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создаёт внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребёнком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом! Он сам, окружающие его дети, воспитатели и родители должны быть твёрдо убеждены, что он – молодец, у него – получается, возникающие трудности – преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможность формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах, что является, как известно, одной из главных характеристик свободной, творческой личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : АРКТИ. 2004г
2. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. - СП., 2004.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 2005
4.http://www.pedlib.ru/Books/5/0151/5_0151-3.shtml
5.Н.А.Арапова-Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду»,Мозаика-Синтез,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и родителей, Тема: «Мы вместе».
Цель: Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ. Обучение родителей и детей с ОВЗ телесно-ориентированным приемам, навыкам регуляции и саморегуляции. Содействовать повышению...
Конспект интегрированной образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ и родителей, группы со сложными дефектами. Тема: «Смешарики на дороге».
Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения. Создание положительного эмоционального настроя родителей и детей ОВЗ, тренировка навыка социального общения детей и родителей. Задачи:1.Закр...
Интегрированная образовательная деятельность для дошкольников по образовательным областям: физическая культура, коммуникация и музыка на тему: “Сабантуй бәйрәменә рәхим итегез.- Добро пожаловать на праздник Сабантуй» (Сценарий праздника на детской площад
1 Ведущая:- Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Хәлләрегез ничек?Дети: - Исәнмесез! Хәерле көн! Әйбәт. - Кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар, хәерле көн! Без бүген татар халкының олы бәйрәме...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по подготовке руки дошкольника к письму с детьми 5 – 6 лет «Широка страна моя родная»
Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют...
Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками с ТНР по развитию звуковой культуры речи и коммуникативных способностей через обучение составлению образные характеристик объектов «Зима-зимушка в гости к нам пришла»
Опыт работы с детьми с ТНР в нашем ДОУ, был представлен на Фестивальном дне, в процессе интегрированной образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР по развитию звуковой ку...
Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. «На помощь зимующим птичкам»
Совместная интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.«На помощь зимующим птичкам»Цель: укреплен...