Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками с ТНР по развитию звуковой культуры речи и коммуникативных способностей через обучение составлению образные характеристик объектов «Зима-зимушка в гости к нам пришла»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Точилкина Оксана Ивановна
Опыт работы с детьми с ТНР в нашем ДОУ, был представлен на Фестивальном дне, в процессе   интегрированной образовательной деятельности 
с дошкольниками с ТНР по развитию звуковой культуры речи и коммуникативных способностей через обучение составлению образные характеристик объектов «Зима-зимушка в гости к нам пришла».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга»

Интегрированная образовательная деятельность

с дошкольниками с ТНР по развитию

звуковой культуры речи и коммуникативных способностей через обучение составлению образные характеристик объектов

«Зима-зимушка в гости к нам пришла».

Разработали:

учитель-логопед

 Точилкина О.И.,

воспитатель

Пушкарева И.А.

г. Югорск

Цель: Учить детей самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. 

Цель: уточнение артикуляции звуков [З], [Зь], уточнение и закрепление знаний о звуках [З] – [Зь], обозначение звуков [З] – [Зь] буквой «З».

Задачи:

- развитие артикуляционной моторики для звука [З];

- уточнение артикуляции, направления воздушной струи звука [З];

- уточнение и закрепление знаний о звуках [З], [ЗЬ];

- упражнение детей произношении звуков [З] – [Зь]  в слогах, в начале слова;

- закрепление знания различения звуков и букв;

- закрепления знания графического изображения буквы «З»;

- развитие мелкой моторики рук.

Организация

Содержание

1. Эмоциональный настрой.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Массаж лица.

- Встали дети, встали в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята, мы подарили друг другу хорошее настроение.

- Ребята, приглашаю вас на ковер, садитесь.

Возьмите зеркала.

Трубочка-заборчик, лопаточка, погладим язычок губами, погладим язычок зубами, покусаем зубками, погладим губками.  

Ребята, посмотрите в окно, наступила зима. Зимой холодно. Давайте, погреем свои ручки, лицо.

Смотрят дети из окна:

По дорожке ледяной

В гости к ним идет Зима

В белой шубке меховой.

- Ребята, сейчас зима. Какое время года было раньше?

- Осень.

- Какое время года будет после?

- Весна.

- Ребята, какой большой праздник отмечают зимой?

- Новый год.

4. Организационный момент

Выносится сундучок с игрушками.

- В Новый год происходит волшебство. В нашей группе тоже произошло зимнее волшебство – появился чудесный сундучок. Сейчас он закрыт и откроется только тогда, когда вы выполните правильно задания.

За правильный ответ вы получите снежинку. За правильно выполненные задания вы получите снежинку.

5. Д/игра «Назови первый звук» (картинки выставлены на магнитной доске, дети).

Звук [З].

Снежинка.

- Ребята подойдите, выберите себе картинку, назовите объекты, которые изображены на них.

- Зонт, забор, заяц, зубы, зАмок, замОк, здание, завод.

Педагог повторяет слова.

- Назовите первый звук.

-- Звук [З].

Дети берут зеркала и смотрят в них.

Анализ артикуляции.

Анализ воздушной струи. Снежинка.

Работа по схеме.

Определение звонкости-глухости по тактильным ощущениям (дети закрывают уши, произносят звук).

Педагог выставляет синий квадрат и прикрепляет его к магнитной доске.

Педагог называет слова. Снежинка.

Звук [Зь].

 

Педагог показывает зеленый квадрат и прикрепляет его рядом с синим.

Снежинка.

- Ребята, возьмите зеркало, произнесите звук  [З], посмотрите.

- Губы улыбаются, зубы сомкнуты, язычок лежит внизу за зубками, «спит».

- Ребята, поднесите ладонь ко рту и произнесите звук, что вы чувствуете?

- Воздушную струю.

- Какую?

- Тонкую, холодную, идет вниз.

- Ребята, у вас есть преграда, когда вы произносите этот звук?

- Да.

- У вас есть преграда, когда вы его произносите?

- Да.

- Значит, какой это звук?

- Это согласный звук.

- Ребята, это звук звонкий или глухой?

- Звонкий, мы слышим свой голос.

- Ребята, этот звук твердый, как кирпич или мягкий как подушка?

- Этот звук твердый как кирпич.

- Молодцы, ребята, каким цветом мы обозначим этот звук?

- Синим. Выставляю синий квадрат.

- Ребята, еще раз вспомните, какое время года наступило?

- Зима.

- Ребята, послушайте слово, произнесите его, определите первый звук, который вы услышите.

- зима.

- Звук [Зь].

- Он мягкий или твердый?

- Мягкий.

-Каким цветом обозначим?

- Правильно.

- У нашего звука [З] есть братец по  твердости-мягкости звук [Зь].

Игра «Эхо» (на ковре).

Снежинка.

- Ребята, представьте, что вы в волшебном зимнем лесу. В лесу тихо, спокойно, если что-то произнести, то мы услышим эхо. Поиграем.

За-зи-за

За-зе-за

За-зю-за

Зи-за-зи

Зе-за-зе

Зю-за-зю

Показ буквы.

Д/ игра: «Пишем буквы на песке».

Снежинка.

- Ребята, давайте вспомним, что все звуки мы обозначаем буквами.

- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем.

- Звуки [З] и [Зь] на письме обозначаем буквой «З». Давайте нарисуем ее в воздухе, напишем на песке.

Пальчиковая игра на ковре. Снежинка.

- Ребята, какую зеленую красавицу мы украшаем к Новому году?

- Елку.

- Давайте отдохнем и поиграем с пальчиками и расскажем о новогоднем празднике.

Мы на елке веселились,

Мы плясали и резвились.

После добрый дед Мороз

Нам подарочки принес.

Дал большущие пакеты,

В них-же вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин!

- Ребята, вы отдохнули.

Д/и «Учимся дарить сравнения»

- Ребята, мы говорили сегодня о зиме, новогодних игрушках, елочке.  Я вам сейчас предлагаю подарить красивое сравнение елочке. Напомните мне пожалуйста правило.

                        О1(карточка- подсказка)

Значение признака

(горохи)

Слово помощник

(КАК, КАК-БУДТО, СЛОВНО, ПОХОЖ)

                         О2(карточка-маячок)

-Ребята, сравнение можно подарить как в целом украшенной елочке, так и по определенному признаку. Возьмите таблицы и определите признака. (части). Значение признака (ствол и крона, ветки, хвоя, украшения).

Ель

Еловая ветка

Хвоя

Игрушки елочные

Мы украсили сундучок снежинками-заданиями. Посмотрите – он открылся. Что же в нем? (новогодние шары) Давайте украсим нашу елочку.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение педагогов развитию звуковой культуры речи у дошкольников по средством игровых приемов на мастер-классе".

Цель данного мероприятия - научить развивать фонематический слух, восприятие по средством игровых приемов....

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Конспект организованной образовательной деятельности в 1 младшей группе по звуковой культуре речи на тему: «В гости Мурка к нам пришла ».

Образовательные:  Упражнять  детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов. Продолжать развивать координацию дв...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: «Звуки И – Ы».

г. НевинномысскКонспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. Приоритетная образовательная обл...