Геометрические фигуры Познавательно-исследовательский проект по математическому развитию
проект по математике (старшая группа) по теме
Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Геометрические фигуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательно - творческий проект "Геометрические фигуры" | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ладушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район |
Геометрические фигуры |
Проект познавательно-творческий |
Бейко Ольга Николаевна |
2014-2015г |
Познавательно-творческий проект для детей 5-6 лет по развитию элементарных математических представлений -«Геометрические фигуры» |
Пояснительная записка
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
Знакомство с формой, величиной, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младшего дошкольного возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Форма является важным свойством окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направленно не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть её и в других предметах.
Усвоение понятий о геометрических фигурах, как правило, не вызывает у детей трудностей. Однако, чтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре как фигуре определенного внешнего вида, воспитатель должен предоставить возможность действовать с моделями геометрических фигур различной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и другие треугольники, квадраты, разного вида прямоугольники, ромбы, трапеции). Это поможет детям научиться осознанно, выделять основные признаки и по ним определять геометрическую фигуру.
Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемом проекте сделан акцент на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Реализация проекта способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Актуальность
Актуальность темы проекта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. А математика, в свою очередь, является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Методический паспорт проекта
1. Автор проекта: воспитатель Бейко Ольга Николаевна
2. Название проекта: Геометрические фигуры
3. Вид проекта: познавательно-творческий
4. Сроки реализации: 2 недели
5.Образовательные области: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
6. Участники: дети старшей группы, родители, воспитатель
7. Цель проекта:
- создать условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребёнка.
8. Задачи:
Образовательные. Совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающие. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка ); развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Воспитательные. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
9. Формы работы:
-Рассматривание, беседы, составление описательных характеристик фигур;
- просмотр презентаций для детей по теме с игровым материалом «Веселая геометрия», «Геометрические фигуры», «Фигуры. Поиск на картинке»;
-Дидактические игры («Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди свою пару», «Чудесный мешочек»)
Развивающие игры: «Блоки Дьениша», «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Разрезной лепесток».
-Изобразительная деятельность: рисование фигур, лепка, конструирование, моделирование объёмных тел, оригами (волшебный квадрат), штриховка.
-деление фигур на равные части;
-ориентировка на плане, составление плана;
-познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат» (оригами, аппликация)
- домашние задания: изготовление совместно с родителями плана детской комнаты, изготовление дидактических карт «На что похожи фигуры»
10. Планируемый результат:
1. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале
2. В процессе реализации проекта «Геометрические фигуры» дети смогут:
- систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, и геометрических телах. Научаться самостоятельно, планировать и реализовывать работу по моделированию и конструированию геометрических фигур и геометрических тел.
-развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.
11. Конечный продукт проекта:
*Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
* Картотека дидактических таблиц «На что похожи фигуры»
* Выставка детских работ:
-объемные модели геометрических тел из картона, счетных палочек и пластилина;
-детские рисунки «Такие разные фигуры»
12. Практическая значимость
- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
- Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
13. Обеспечение:
-методическая литература по теме,
- презентации для детей по теме
- наглядный материал (наборы геометрических фигур и геометрических тел, плакаты, карточки с заданиями),
-дидактические и развивающие игры с математическим содержанием (Блоки Дьениша, геометрическое лото, геометрическая мозаики, логические дорожки, цветные палочки Кюизенера )
-трафареты для свободного рисования фигур,
Наборы конструкторов и строителей из разных материалов (дерево, картон, пластик…),
- карточки с заданиями для игр «Танграм», «Монгольская игра»,
- логические задачи и упражнения,
- пеналы с набором геометрических фигур,
- магнитная доска с набором геометрических фигур,
- художественные средства для изготовления и моделирования геометрических фигур и объемных геометрических тел,
- Настольные игры («сложи узор», «сложи квадрат», «мозаика», «геометрическое лото» )
14. Презентация проекта
Список литературы:
- Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
- Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - рабочая тетрадь
- «Учусь рисовать фигуры» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
- «Тренируем руку. Штриховка» рабочая тетрадь для дошколят.
- «Развиваем внимание» рабочая тетрадь для дошколят.
- А. Симановский. Развитие пространственного мышления ребёнка»
- Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов.
- Б.П. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры
- Л.Н. Коротовских Планы конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Ш.А. Амоношвили «Здравствуйте, дети!»
План реализации проекта
- Выбор темы
- Планирование реализации проекта
-совместное составление детьми и педагога плана реализации проекта (Что мы знаем? Что мы хотим узнать и как это мы будем делать?)
-подготовительная работа педагога
3. Реализация проекта
4. Анализ (обсуждение с детьми, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками).
План работы по реализации проекта
Мероприятие | Задачи | Дата | Ответствен. | |
Организационный | 1.Вовлечение родителей в проектную деятельность 2.Пополнение развивающей среды по теме проекта 3. Игровое упражнение «Необычный конверт» (конверт от Незнайки с набором геометрических фигур) Обсуждение с детьми темы проектной деятельности по вопросам: «Что мы знаем о геометрических фигурах? Что мы хотим узнать о них? Как мы это можем сделать? См. приложение №1 | Заинтересовать родителей темой проекта Приобрести развивающий и обучающий материал по теме, изобразительные средства и материалы. Выявить уровень знаний детей по теме проекта. Учить детей составлению и фиксации планов их действий. ( «Что необходимо сделать? Когда? Кто будет делать? Необходимые для этого материалы) | 1-й день | Педагог, родители педагог, дети |
Рефлексивно-диагностический | Внесение необходимых изменений в план мероприятий | Систематизация мероприятий по работе проекта | 1-й день | педагог |
Практический. | 1.Показ презентации для детей «Веселая геометрия» - Рассматривание развивающей книжки «Формы» (подвижные картинки), таблиц, карточек и плакатов с изображением плоскостных и объемных геометрических тел. Д/И «Чем похожи и чем отличаются фигуры между собой?» Д/И «На что похожи?» | Закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах, их сходстве и различии, активизировать речь детей, развивать воображение, восприятие, зрительную память, логическое мышление. | 2-й день | педагог, дети |
2.Домашнее задание для совместной работы с родителями: изготовить мини-плакат(формат А 4) с изображением предметов заданной формы для дидактического альбома «Страна Геометрия» см. приложение №2 | Привлечь родителей в совместную работу с детьми, развитие партнерских отношений в семье | Дети, родители | ||
3.Рисование и штриховка фигур по заданию воспитателя и в свободной деятельности детей. Превращение (дорисовывание) геометрических фигур в предметы окружающей действительности. | Развитие мелкой моторики рук, закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах. | На протяжении всего срока реализации проекта | Дети, педагог, родители | |
Логические игровые упражнения и задания: «Дорисуй недостающую фигуру», «Раздели фигуру , используя соответствующую закономерность»… | Формирование логических форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) | На протяжении всего срока реализации проекта | Дети, педагог, родители | |
4.Показ презентации «Геометрические фигуры» | Закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах; продолжать учить логически мыслить, доказывать свою точку зрения, логично излагать свои мысли. | 3-й день | Дети, педагог | |
5.Изготовление геометрических фигур разной величины и разного цвета из цветного двухстороннего картона для игры в «геометрическую мозаику» См. Приложение №3 (фотоматериал) | Развитие творческого потенциала детей, создание партнёрских отношений со взрослыми. Развитие мелкой моторики рук, закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах. | 3-й день | Дети, педагог, родители | |
6. Моделирование геометрических фигур из пластилина и счётных палочек. (Выкладывание фигур из счетных палочек на столе; моделирование фигур из счётных палочек с использование пластилина) См. Приложение №4 (фотоматериал) | Развитие творческого потенциала детей. Развитие мелкой моторики рук, закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах. | 4-й день | Дети, педагог | |
7. Моделирование объемных геометрических тел из цветной бумаги. См. Приложение №5 (фотоматериал) | Развитие творческого потенциала детей. Развитие мелкой моторики рук, закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах и геометрических телах (куб, конус, пирамида, цилиндр, параллелепипед) | 5-й день | Дети, педагог | |
8. Ориентировка на плане. Составление плана кукольной комнаты с использованием геометрических форм. 9.Домашнее задание: составить совместно с родителями план своей комнаты. | Развитие пространственного мышления детей Закрепить умение составлять план комнаты, используя условные обозначения из геометрических форм. Развитие логического мышления детей. | 6-й день | Дети, педагог Дети , родители | |
10.Деление геометрических фигур на части 11.Воссоздание целой фигуры из полученных частей, выкладывание предметных и сюжетных картин из полученных фигур по воображению детей. | Учить детей делить фигуры на равные части и называть эти части. (одна из двух частей - одна вторая, одна из четырех частей –одна четвертая, одна из восьми частей - одна восьмая). Развитие творческого потенциала детей воображения, фантазии. | 7-й день | Дети, педагог | |
12.Развивающие игры с блоками Дьениша с использование карт схем с заданиями: выложи картинку по образцу, выложи дорожку по кодовой схеме, найди фигуру по кодовым символам. См. Приложение №6 (фотоматериал) | Развитие логического мышления, познавательной активности, интереса к познавательной деятельности,. | 8-й день | Дети, педагог | |
13.Игры на воссоздание из геометрических фигур образный и сюжетных изображений. «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», См. Приложение №7 (фотоматериал) | Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления. | На протяжении всего срока реализации проекта | Дети, педагог | |
14.Игровое упражнение «Придумаем игры с геометрическими фигурами и геометрическими телами» См. Приложение №8 | Создание положительного эмоционального фона детей, формирование интереса к познавательной деятельности, развитие логического мышления, фантазии, воображения. | 9-й день | Дети, педагог | |
15.Показ презентации с игровым содержанием «Фигуры. Поиск фигур в предметах окружающего мира. | Создание положительного эмоционального фона детей, формирование интереса к познавательной деятельности, развитие логического мышления, фантазии, воображения. | 9-й день | Дети, педагог | |
16. Познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат». Изготовление поделок в технике оригами из квадрата по выбранным и уже знакомым ранее схемам. | Создание положительного эмоционального фона детей, формирование интереса к познавательной деятельности, развитие логического мышления, фантазии, воображения. Развитие творческого потенциала. | 10-й день | Дети, педагог | |
Заключительный | 1.Оформление картотеки дидактических таблиц «На что похожи фигуры» 2. Беседа «Что нового мы узнали о геометрических фигурах, чему научились, что сделали своими руками. Затем составляется коллективное письмо Незнайке о геометрических фигурах, и о том в какие игры с ними можно играть. | 10-й день | Дети, педагог |
Анализ
В ходе реализации проекта удалось создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах увлекательным способом- методом проектирования. Дети проявляли в работе самостоятельность, активность, инициативность, творчество.
В совместной продуктивной деятельности с педагогом и родителями были созданы: набор дидактических карт «На что похожи фигуры», набор фигур для геометрической мозаики. Были оформлены выставки моделей геометрических тел из различных материалов (картон, бумага, пластилин, счетные палочки). В последний день работы проекта было проведено познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат». Закончился проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Итог проекта – письмо Незнайке от детей, в котором дети рассказали Незнайке все, что они узнали про геометрические фигуры: какие бывают фигуры, для чего они нужны, где их можно встретить, и в какие игры можно с ними играть
С результатами проекта также были познакомлены родители детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»...
Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умения детей срав...
Проект по математическому развитию в смешанной ранней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Проект по математическому развитию в смешанной ранней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»...
Проект по математическому развитию в первой младшей группе. Тема"Волшебная страна геометрических фигур"
Проект по математическому развитию в первой младшей группе «Волшебная страна геометрических фигур» Паспорт проекта 1. Название проекта: «Волшебная страна геометрических фигур»....
Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Проект по математическому развитию в младшей группе«Путешествие в страну геометрических фигур»...
Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»Паспорт проекта 1. Название проекта: «Путешествие в страну геометрических фиг...
Проект по математическому развитию для детей 4-5 лет «Мир геометрических фигур»
Систематизировать знания детей о геометрических фигурах.Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта....