Геометрические фигуры Познавательно-исследовательский проект по математическому развитию
проект по математике (старшая группа) по теме

Проект по развитию элементарных математических представлений  для детей старшего дошкольного возраста "Геометрические фигуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ладушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район

Геометрические фигуры

Проект познавательно-творческий

Бейко Ольга Николаевна

2014-2015г

Познавательно-творческий  проект для детей 5-6 лет по развитию элементарных математических представлений -«Геометрические фигуры»  


Пояснительная записка

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.

     Знакомство с формой, величиной, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младшего дошкольного  возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

     Форма является важным свойством окружающих предметов, она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

     Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

     Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направленно не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочими признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть её и в других предметах.

     Усвоение понятий о геометрических фигурах, как правило, не вызывает у детей трудностей. Однако, чтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре как фигуре определенного внешнего вида, воспитатель должен предоставить возможность действовать с моделями геометрических фигур различной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и другие треугольники, квадраты, разного вида прямоугольники, ромбы, трапеции). Это поможет детям научиться осознанно, выделять основные признаки и по ним определять геометрическую фигуру.

     Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемом проекте сделан акцент   на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

     Реализация проекта способствует  тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

Актуальность

Актуальность темы проекта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. А математика, в свою очередь, является мощным  фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Методический паспорт проекта

1. Автор проекта:  воспитатель  Бейко Ольга Николаевна

2. Название проекта: Геометрические фигуры

3. Вид проекта: познавательно-творческий

4. Сроки реализации: 2 недели

5.Образовательные области: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

6. Участники: дети старшей группы, родители, воспитатель

7. Цель проекта: 

- создать условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребёнка.

8. Задачи:

Образовательные.  Совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающие. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.  Развивать внимание, память, речь, воображение,  мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка );  развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Воспитательные. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.

9. Формы работы:  

-Рассматривание, беседы, составление описательных характеристик фигур;

- просмотр презентаций для детей  по теме с игровым материалом «Веселая геометрия», «Геометрические фигуры», «Фигуры.  Поиск на картинке»;

-Дидактические игры («Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди такую же»,  «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди свою пару»,  «Чудесный мешочек»)

Развивающие игры: «Блоки Дьениша», «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Разрезной лепесток».

-Изобразительная деятельность: рисование фигур, лепка, конструирование, моделирование объёмных тел, оригами (волшебный квадрат),  штриховка.

-деление фигур на равные части;

-ориентировка на плане, составление плана;

-познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат» (оригами, аппликация)

- домашние задания: изготовление совместно с родителями плана детской комнаты, изготовление дидактических карт «На что похожи фигуры»

10. Планируемый результат:

1. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;  развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале

2. В процессе  реализации проекта  «Геометрические фигуры» дети смогут:

- систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, и геометрических телах. Научаться самостоятельно, планировать и реализовывать  работу по моделированию и  конструированию геометрических фигур и геометрических тел.  

-развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.

11. Конечный продукт проекта:

*Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

* Картотека дидактических таблиц «На что похожи фигуры»

* Выставка детских работ:

-объемные модели геометрических тел из картона, счетных палочек и пластилина;  

-детские рисунки «Такие разные фигуры»

12. Практическая значимость 

- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

- Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

- Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.

13. Обеспечение:

-методическая литература по теме,

-  презентации для детей по теме

- наглядный материал (наборы геометрических фигур и геометрических тел, плакаты, карточки с заданиями),

-дидактические и развивающие игры с математическим содержанием (Блоки Дьениша, геометрическое лото, геометрическая мозаики, логические дорожки, цветные палочки  Кюизенера )

-трафареты для свободного рисования фигур,

Наборы конструкторов и строителей из разных материалов (дерево, картон, пластик…),  

- карточки с заданиями для игр «Танграм», «Монгольская игра»,

- логические задачи и упражнения,

- пеналы с набором геометрических фигур,

- магнитная доска с набором геометрических фигур,

- художественные средства для изготовления и моделирования геометрических фигур и объемных  геометрических тел,

- Настольные игры («сложи узор», «сложи квадрат», «мозаика», «геометрическое лото» )

14. Презентация проекта

Список литературы:

  1. Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
  2. Е.В. Колесникова  «Я решаю логические задачи» - рабочая тетрадь
  3. «Учусь рисовать фигуры» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
  4. «Тренируем руку. Штриховка» рабочая тетрадь для дошколят.
  5. «Развиваем внимание» рабочая тетрадь для дошколят.
  6. А. Симановский. Развитие пространственного мышления ребёнка»
  7. Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов.
  8. Б.П. Никитин  Ступеньки творчества или развивающие игры
  9. Л.Н. Коротовских  Планы конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
  10.  Ш.А. Амоношвили  «Здравствуйте, дети!»

План реализации проекта

  1. Выбор темы
  2. Планирование реализации проекта

-совместное составление детьми и педагога плана реализации проекта (Что мы знаем? Что мы хотим узнать и как это мы будем делать?)

-подготовительная работа педагога

     3.  Реализация проекта

     4. Анализ (обсуждение с детьми, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками).

План работы по реализации проекта

Этапы реализации

Мероприятие

Задачи

Дата

Ответствен.

Организационный

1.Вовлечение родителей в проектную деятельность

2.Пополнение развивающей среды по теме проекта

3. Игровое упражнение «Необычный конверт»  (конверт от Незнайки с набором геометрических фигур)

 Обсуждение с детьми темы проектной деятельности по вопросам: «Что мы знаем о геометрических фигурах? Что мы хотим узнать о них?  Как мы это можем сделать?

См. приложение №1

Заинтересовать родителей темой проекта

Приобрести  развивающий и обучающий материал по теме, изобразительные средства и материалы.

Выявить уровень знаний детей по теме проекта. Учить детей составлению и фиксации планов их действий. ( «Что необходимо сделать? Когда?  Кто будет делать? Необходимые  для этого материалы)

1-й день

Педагог,

родители

педагог, дети

Рефлексивно-диагностический

Внесение необходимых изменений в план мероприятий

Систематизация  мероприятий по работе проекта

1-й день

педагог

Практический.

1.Показ презентации для детей «Веселая геометрия»

- Рассматривание развивающей книжки «Формы» (подвижные картинки), таблиц, карточек и плакатов с изображением плоскостных и объемных геометрических тел.

Д/И «Чем похожи и чем отличаются фигуры между собой?»

Д/И «На что похожи?»

Закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах, их сходстве и различии, активизировать речь детей, развивать воображение, восприятие, зрительную память, логическое мышление.

2-й день

педагог, дети

2.Домашнее задание для совместной работы с родителями: изготовить мини-плакат(формат А 4)  с изображением предметов заданной формы для дидактического альбома «Страна Геометрия»

см. приложение №2

Привлечь родителей в совместную работу с детьми, развитие партнерских отношений в семье

Дети, родители

3.Рисование и  штриховка фигур по заданию воспитателя и в свободной деятельности детей. Превращение (дорисовывание) геометрических фигур в предметы окружающей действительности.

Развитие мелкой моторики рук, закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах.

На протяжении  всего срока реализации проекта

Дети, педагог, родители

Логические игровые упражнения и задания: «Дорисуй недостающую фигуру», «Раздели фигуру , используя соответствующую закономерность»…

Формирование логических форм мышления (понятия, суждения, умозаключения)

На протяжении  всего срока реализации проекта

Дети, педагог, родители

4.Показ презентации «Геометрические фигуры»

Закрепить и систематизировать знания детей  о геометрических фигурах; продолжать учить логически мыслить, доказывать свою точку зрения, логично излагать свои мысли.

3-й день

Дети, педагог

5.Изготовление  геометрических фигур разной величины и разного цвета  из цветного двухстороннего  картона для игры в «геометрическую мозаику»

 См. Приложение №3 (фотоматериал)

Развитие творческого потенциала детей, создание партнёрских отношений со взрослыми. Развитие мелкой моторики рук, закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах.

3-й день

Дети, педагог, родители

6. Моделирование геометрических фигур из пластилина и счётных палочек. (Выкладывание фигур из счетных палочек на столе; моделирование фигур из счётных палочек с  использование пластилина)

См. Приложение №4 (фотоматериал)

Развитие творческого потенциала детей. Развитие мелкой моторики рук, закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах.

4-й день

Дети, педагог

7. Моделирование объемных геометрических тел из цветной бумаги.

См. Приложение №5 (фотоматериал)

Развитие творческого потенциала детей. Развитие мелкой моторики рук, закрепить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах и геометрических телах (куб, конус, пирамида, цилиндр, параллелепипед)

5-й день

Дети, педагог

8. Ориентировка на плане. Составление плана кукольной комнаты с использованием геометрических форм.

9.Домашнее задание: составить совместно с родителями план своей комнаты.

Развитие пространственного мышления детей Закрепить умение составлять план комнаты, используя условные обозначения  из геометрических форм. Развитие логического мышления детей.

6-й день

Дети, педагог

Дети , родители

10.Деление геометрических фигур на части

11.Воссоздание   целой фигуры из полученных частей, выкладывание  предметных и сюжетных картин из  полученных фигур по воображению детей.

Учить детей делить фигуры на равные части и называть эти части. (одна из двух частей - одна вторая, одна из четырех частей –одна четвертая, одна из восьми частей - одна восьмая). Развитие творческого потенциала детей воображения, фантазии.

7-й день

Дети, педагог

12.Развивающие игры с блоками Дьениша с использование карт схем с заданиями: выложи картинку по образцу, выложи дорожку по

кодовой схеме,  найди фигуру по кодовым символам.

См. Приложение №6 (фотоматериал)

Развитие логического мышления, познавательной активности, интереса к познавательной деятельности,.

8-й день

Дети, педагог

13.Игры на воссоздание из геометрических фигур образный и сюжетных изображений. «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»,

См. Приложение №7 (фотоматериал)

Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец. Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

На протяжении  всего срока реализации проекта

Дети, педагог

14.Игровое упражнение «Придумаем игры с геометрическими фигурами и геометрическими телами»

См. Приложение №8

Создание положительного эмоционального фона детей, формирование интереса к познавательной деятельности, развитие логического мышления, фантазии, воображения.

9-й день

Дети, педагог

15.Показ презентации с игровым содержанием «Фигуры. Поиск фигур в предметах окружающего мира.

Создание положительного эмоционального фона детей, формирование интереса к познавательной деятельности, развитие логического мышления, фантазии, воображения.

9-й день

Дети, педагог

16. Познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат». Изготовление  поделок в технике оригами из квадрата по выбранным и  уже знакомым ранее схемам.

Создание положительного эмоционального фона детей, формирование интереса к познавательной деятельности, развитие логического мышления, фантазии, воображения. Развитие творческого потенциала.

10-й день

Дети, педагог

Заключительный

1.Оформление  картотеки дидактических таблиц  «На что похожи фигуры»

2. Беседа «Что нового мы узнали о геометрических фигурах, чему научились, что сделали своими руками. Затем составляется коллективное письмо Незнайке о геометрических фигурах,  и о том в какие игры с ними можно играть.

10-й день

Дети, педагог

Анализ

В ходе реализации проекта удалось создать положительный эмоциональный  фон, вызвать интерес к познавательной  и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах увлекательным способом- методом проектирования.   Дети проявляли в работе самостоятельность, активность, инициативность, творчество.

 В совместной продуктивной деятельности с педагогом и родителями были созданы: набор дидактических карт «На что похожи фигуры»,  набор фигур для геометрической мозаики. Были оформлены выставки моделей геометрических тел  из различных материалов  (картон, бумага, пластилин, счетные палочки). В последний день работы проекта было проведено познавательно-эстетическое  развлечение «Волшебный квадрат».   Закончился проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками.   Итог проекта – письмо Незнайке от детей, в котором дети рассказали Незнайке все, что они узнали про геометрические фигуры: какие бывают фигуры, для чего они нужны, где их можно встретить, и  в какие игры можно с ними играть                                                                      

  С результатами проекта также были познакомлены родители детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»...

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умения детей срав...

Проект по математическому развитию в смешанной ранней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Проект по математическому развитию в смешанной ранней группе  «Путешествие в страну геометрических фигур»...

Проект по математическому развитию в первой младшей группе. Тема"Волшебная страна геометрических фигур"

Проект по математическому развитию в первой младшей группе «Волшебная страна геометрических фигур» Паспорт проекта 1. Название проекта: «Волшебная страна геометрических фигур»....

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Проект по математическому развитию в младшей группе«Путешествие в страну геометрических фигур»...

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Проект по математическому развитию в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»Паспорт проекта 1. Название проекта: «Путешествие в страну геометрических фиг...

Проект по математическому развитию для детей 4-5 лет «Мир геометрических фигур»

Систематизировать знания детей о геометрических фигурах.Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта....