Логические игры и упражнения как средство развития познавательной активности дошкольников.
статья по математике на тему

Баева Марина Николаевна

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskie_igry_kak_sredstvo.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Логические игры и упражнения как средство развития познавательной активности дошкольников.

Математические способности относятся к области так называемых специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определённого запаса знаний и наличие определённых умений, в том числе и умение применять имеющиеся знания в реальной жизни. Чем больше ребёнок имеет возможность наблюдать, воспринимать (зрительно, на слух, на ощупь) различные явления, предметы, открывать в них новые свойства, чем больше он пытается систематизировать их, основываясь на своих знаниях и приобретаемом собственном опыте, тем значительнее его успехи в развитии познавательных способностей.

Именно наличием познавательных способностей в большой мере обусловлено математическое мышление. Ребёнку нужна постоянная ежедневная практика – только будучи активным исследователем  и экспериментатором, он накопит тот запас сведений, на который будет опираться, осваивая научные премудрости. Накопление чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка («воспринимаю», «ощущаю», «слышу», «вижу»),  переработку его обеспечивают интеллектуальные способности («думаю: что, почему, как»). Отсюда необходимость обеспечить ребёнку условия для наблюдения и экспериментирования, а также самостоятельной деятельности. Экспериментирование, производимое собственными руками, помогает детям самостоятельно выявить и осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов. Неважно, что все те маленькие открытия, которые они совершают каждый день, уже давно совершены человечеством. Важно другое.  Дети осознают: до этого они додумались сами. И это осознание даёт им возможность испытать  высокое мгновение радости познания, радости собственного открытия.

Всякий, кто хоть иногда наблюдал за ребёнком, знает, какое место в его жизни занимает игра. Именно играя, ребёнок приобретает первые навыки в жизни, в дальнейшем дети упражняют свои умения в играх. Дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый с лёгкостью отметит погрешности в рассуждениях ребёнка. И прежде всего эти недочёты связаны с неточностью логического строя мыслей. Преодолеть это можно, используя логические игры и задания. При этом роль логического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:

-формирование интереса к математическим знаниям и представлениям;

-развитие сенсорных и интеллектуальных процессов;

-развитие приёмов умственной деятельности;

-развитие вариативного и творческого мышления;

-развитие творческого воображения, фантазии, инициативы;

-развитие речи, умения аргументировать свои предположения;

-закрепление полученных знаний и умений, упражнение в применении их в других видах деятельности.

Дети очень активны в восприятии логических игр и упражнений, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения. Ребёнку интересна конечная цель, осознание того, что он сам додумался. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:

-практическими (действия в перекладывании, подборе);

-мыслительными (обдумывание хода, предугадывание, предположение  результата).

Выбор вида поиска зависит от формы и сложности логической задачи. А также от уровня развития ребёнка: детям с низким развитием легче найти решения, выполнив практические действия.

Логические игры я включаю в образовательную деятельность как одно из средств реализации программных задач. Место игры определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием деятельности. Логические игры я применяю в разных формах работы: фронтальной, подгрупповой, индивидуальной. Они доступны детям разных возрастов, начиная с самых маленьких.  Применять логические игры математического характера с успехом можно в различных видах деятельности. Например:

-конструктивная (игры «Что изменилось?», «Найди различия», «Продолжи ряд»);

-игровая (В игровые ситуации я часто включаю логические задания на нахождение определённых комбинаций, так называемые комбинаторные задачи. Дети с удовольствием выполняют их способом подбора, выполняя практические действия с предметами. «У Маши есть чашки и блюдца трёх цветов: красные, синие и зелёные. Она хочет, чтобы у каждого гостя чайная пара отличалась от других. Помогите ей расставить посуду »)

-изобразительная деятельность (Дети подбирают различные сочетания цветов и форм, находят сходства и различия, выделяют существенные признаки.)

Задания не должны выглядеть искусственными, а быть понятны и доступны детям, вызывать у них положительные эмоции. Когда это возможно, материал  я беру из жизни, в других случаях предлагаю в виде игр. Дети охотно играют в игры математического содержания (словесные и настольно-печатные). Я стараюсь создавать условия для математической деятельности ребёнка, чтобы он проявлял самостоятельность  в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Помимо основных математических целей, логические игры предусматривают расширение кругозора, развитие межпредметных  связей, любви к природе, эстетическое воспитание, межличностное общение. Логические игры полезны в любом возрасте. Поэтому я рекомендую логические игры родителям для организации домашней деятельности всей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"

В данной презентации описывается опыт работы Новиковой  Екатерины Сергеевны,  воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....

Игра-путешествие, как средство развития познавательной активности дошкольников

Цели, задачи и методы применяемые для развития активности детей с помощью игр-путешествий...

Напольные игры как средство развития познавательной активности дошкольников

Поверхность пола, ты так безгранична!Использовать тебя вполне логично.Придумывай, рисуй, играй,Себя и друга развивай!...

Игры-эксперименты, как средство развития познавательной активности дошкольников

Игры-эксперименты, как средство развития познавательной активности дошкольников. Картотека игр-экспериментов....

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности дошкольников

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка....