Логические игры и упражнения как средство развития познавательной активности дошкольников.
статья по математике на тему
Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskie_igry_kak_sredstvo.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Логические игры и упражнения как средство развития познавательной активности дошкольников.
Математические способности относятся к области так называемых специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуется усвоение определённого запаса знаний и наличие определённых умений, в том числе и умение применять имеющиеся знания в реальной жизни. Чем больше ребёнок имеет возможность наблюдать, воспринимать (зрительно, на слух, на ощупь) различные явления, предметы, открывать в них новые свойства, чем больше он пытается систематизировать их, основываясь на своих знаниях и приобретаемом собственном опыте, тем значительнее его успехи в развитии познавательных способностей.
Именно наличием познавательных способностей в большой мере обусловлено математическое мышление. Ребёнку нужна постоянная ежедневная практика – только будучи активным исследователем и экспериментатором, он накопит тот запас сведений, на который будет опираться, осваивая научные премудрости. Накопление чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка («воспринимаю», «ощущаю», «слышу», «вижу»), переработку его обеспечивают интеллектуальные способности («думаю: что, почему, как»). Отсюда необходимость обеспечить ребёнку условия для наблюдения и экспериментирования, а также самостоятельной деятельности. Экспериментирование, производимое собственными руками, помогает детям самостоятельно выявить и осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов. Неважно, что все те маленькие открытия, которые они совершают каждый день, уже давно совершены человечеством. Важно другое. Дети осознают: до этого они додумались сами. И это осознание даёт им возможность испытать высокое мгновение радости познания, радости собственного открытия.
Всякий, кто хоть иногда наблюдал за ребёнком, знает, какое место в его жизни занимает игра. Именно играя, ребёнок приобретает первые навыки в жизни, в дальнейшем дети упражняют свои умения в играх. Дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый с лёгкостью отметит погрешности в рассуждениях ребёнка. И прежде всего эти недочёты связаны с неточностью логического строя мыслей. Преодолеть это можно, используя логические игры и задания. При этом роль логического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:
-формирование интереса к математическим знаниям и представлениям;
-развитие сенсорных и интеллектуальных процессов;
-развитие приёмов умственной деятельности;
-развитие вариативного и творческого мышления;
-развитие творческого воображения, фантазии, инициативы;
-развитие речи, умения аргументировать свои предположения;
-закрепление полученных знаний и умений, упражнение в применении их в других видах деятельности.
Дети очень активны в восприятии логических игр и упражнений, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения. Ребёнку интересна конечная цель, осознание того, что он сам додумался. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:
-практическими (действия в перекладывании, подборе);
-мыслительными (обдумывание хода, предугадывание, предположение результата).
Выбор вида поиска зависит от формы и сложности логической задачи. А также от уровня развития ребёнка: детям с низким развитием легче найти решения, выполнив практические действия.
Логические игры я включаю в образовательную деятельность как одно из средств реализации программных задач. Место игры определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием деятельности. Логические игры я применяю в разных формах работы: фронтальной, подгрупповой, индивидуальной. Они доступны детям разных возрастов, начиная с самых маленьких. Применять логические игры математического характера с успехом можно в различных видах деятельности. Например:
-конструктивная (игры «Что изменилось?», «Найди различия», «Продолжи ряд»);
-игровая (В игровые ситуации я часто включаю логические задания на нахождение определённых комбинаций, так называемые комбинаторные задачи. Дети с удовольствием выполняют их способом подбора, выполняя практические действия с предметами. «У Маши есть чашки и блюдца трёх цветов: красные, синие и зелёные. Она хочет, чтобы у каждого гостя чайная пара отличалась от других. Помогите ей расставить посуду »)
-изобразительная деятельность (Дети подбирают различные сочетания цветов и форм, находят сходства и различия, выделяют существенные признаки.)
Задания не должны выглядеть искусственными, а быть понятны и доступны детям, вызывать у них положительные эмоции. Когда это возможно, материал я беру из жизни, в других случаях предлагаю в виде игр. Дети охотно играют в игры математического содержания (словесные и настольно-печатные). Я стараюсь создавать условия для математической деятельности ребёнка, чтобы он проявлял самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Помимо основных математических целей, логические игры предусматривают расширение кругозора, развитие межпредметных связей, любви к природе, эстетическое воспитание, межличностное общение. Логические игры полезны в любом возрасте. Поэтому я рекомендую логические игры родителям для организации домашней деятельности всей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"
В данной презентации описывается опыт работы Новиковой Екатерины Сергеевны, воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....
Интеллектуальные игры как средство развития познавательной активности дошкольников. Геоборд.
Представлен опыт работы с пособием Геоборд....
Консультация по теме: «Игра, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Консультация...
Игра-путешествие, как средство развития познавательной активности дошкольников
Цели, задачи и методы применяемые для развития активности детей с помощью игр-путешествий...
Напольные игры как средство развития познавательной активности дошкольников
Поверхность пола, ты так безгранична!Использовать тебя вполне логично.Придумывай, рисуй, играй,Себя и друга развивай!...
Игры-эксперименты, как средство развития познавательной активности дошкольников
Игры-эксперименты, как средство развития познавательной активности дошкольников. Картотека игр-экспериментов....
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности дошкольников
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому, дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка....