Игра-путешествие, как средство развития познавательной активности дошкольников
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Цели, задачи и методы применяемые для развития активности детей с помощью игр-путешествий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-путешествие как средство развития познавательной активности дошкольников

В современных условиях системы дошкольного образования возникла острая необходимость в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый ребёнок смог проявить активность, самостоятельность и творчество.

Детская игровая деятельность – важнейшая сфера самовыражения дошкольника. Игры в полной мере выполняют свои развивающие функции, когда являются самостоятельной детской деятельностью. Именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение ребенка. Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников. В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

Игра тесно связана с непосредственно организованной образовательной деятельностью, осуществляемой на основе комплексно-тематического подхода. Получаемые детьми представления влияют на формирование игровых интересов, находят отражение в самостоятельных играх. Особенно важны для развития игры глубина и яркость получаемых детьми впечатлений, их эмоциональная насыщенность. В процессе организации образовательной деятельности детей педагог должен использовать игровые технологии обучения, логико-математические и дидактические игры. Игра-путешествие в данном случае выступает как образовательная деятельность.

Одной из форм образовательного процесса, способствующей наиболее эффективному решению перечисленных задач является игра-путешествие.    Игра как метод развития ребенка – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания социального мира. Такая форма обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, является игровая обучающая ситуация, полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра.

Ее характеризуют следующие моменты: 

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; 

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда; 

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; 

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; 

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. 

     Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игра-путешествие, комплексная форма организации деятельности детей, при которой решается целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих. Игра-путешествие – не просто созерцание какого-либо действа со сцены, а передвижение, чередование различных видов деятельности. Именно эта «подвижность» игры нравится детям. Игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения.

Задачи игры-путешествия: содействие проявлению интереса и мотивации к познавательной деятельности; развитие коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка; успешная социализация дошкольников посредствам проигрывания различных социальных ролей. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает у дошкольников интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в данной игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие, это игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, сюрпризы и многое другое. Чаще всего игры-путешествия являются тематическими, т.е. содержание заданий, вопросов, этапов определяется единой темой-проблемой, охрана окружающей среды, культура поведения, театр, сказки.

Технология проведения игры-путешествия имеет свою собственную траекторию реализации и структуру. Игра разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый этап имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и воспитанников.

1 этап – создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению детей в игру, готовности продолжать сотрудничество;

2 этап – планирование образовательной траектории в игре. На этом этапе необходимо поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.

3 этап – реализация образовательного поиска в структуре игры проигрывание игры-путешествия.

4 этап – аналитический. Этот этап направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию детской самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих.

Традиционное оборудование для игры-путешествия – карты путешествия, где определены пункты назначения.

При прохождении всех этапов дошкольники приобретает следующие умения: планирование и рефлексия собственной деятельности; выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса; готовность решать проблемные задачи; умение проявлять собственный интерес и иметь опыт его обсуждения; умение проявлять инициативность на культурной предметности; умение обратиться за информацией к взрослым и детям; умение работать в группе. Продолжительность игры-путешествия зависит от педагогических задач. Игра-путешествие может проводится в рамках занятия, но можно спланировать на целый день, неделю и т.д. Преимущество игры-путешествия в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию, различные образовательные области, направления воспитания, виды деятельности, компоненты социального опыта.

Таким образом, именно технология «Игра-путешествие» имеет огромные педагогические возможности и может стать эффективным средством развития познавательной активности дошкольников.

Список литературы

  1. Висангириева, Е.Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития дошкольника. Методическое пособие. - Ростов-н/Д: РГПУ, 2012. - 127 с.
  2. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов: - Мн.: Университетское, 2015. – 95 с.
  3. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / под ред. Т.А.Марковой. - М.,2012. – 165 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"

Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы  проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....

Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Выступление на педсовет  Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...

Игры-путешествия,как эффективное средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. 

Чтобы ребенок вырос любознательным, умным и сообразительным, с ним нужно заниматься. Но простых скучных занятий недостаточно – упражнения должны быть интересными, захватывающими, запоминающимися...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...