Непосредственная образовательная деятельность ОО «Познание» - развитие элементарных математических представлений в старшей группе «Занимательное путешествие с цифрой 7»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Занятие составлено в форме игры – путешествия. Игра способствует формированию и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Развивает у детей любознательность, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.
Решает задачи развития познавательных способностей:
- Развивать у детей умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач. Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
-Формировать представление о составе числа 7 из единиц и 2-х меньших чисел, закрепить умение обозначать число цифрой; закрепить пространственные представления, счет до семи в разных направлениях, показать независимость числа от пространственного расположения.
- Совершенствовать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
- Закрепить знания о последовательности дней недели посредством решения логических задач познавательного характера.
- Упражнять в отгадывании загадок.
- Упражнять в правильном графическом воспроизводстве мнемотаблицы.
- Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, смекалку. Тренировать внимание детей.
Задачи развития связной речи:
- Развивать монологическую и диалогическую форму речи: умение связно мыслить, четко и ясно излагать свои мысли, составлять рассказы, перекодировать информацию. Упражнять в чтении стихотворных произведений, четком произношении чистоговорок.
- Развивать доказательную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями.
- Развивать интонационную выразительность речи, умение согласовывать речь с движениями.
Воспитательные задачи:
- Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию занятия.
- Развивать умение слушать и слышать воспитателя и сверстников.
- Самостоятельно находить пути решения поставленных задач.
- Доводить начатое дело до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zanimatelnoe_puteshestvie_s_tsifroy_7.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность ОО «Познание» - развитие элементарных математических представлений в старшей группе «Занимательное путешествие с цифрой 7».
Цель: развитие интересов детей – любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности.
Программное содержание.
Задачи на развитие познавательных способностей:
1. Развивать у детей умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач. Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
2. Формировать представление о составе числа 7 из единиц и 2-х меньших чисел, закрепить умение обозначать число цифрой; закрепить пространственные представления, счет до семи в разных направлениях, показать независимость числа от пространственного расположения.
3. Совершенствовать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
4. Закрепить знания о последовательности дней недели посредством решения логических задач познавательного характера.
5. Упражнять в отгадывании загадок.
6. Упражнять в правильном графическом воспроизводстве мнемотаблицы.
7. Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, смекалку. Тренировать внимание детей.
Задачи на развитие связной речи:
- Развивать монологическую и диалогическую форму речи: умение связно мыслить, четко и ясно излагать свои мысли, составлять рассказы, перекодировать информацию. Упражнять в чтении стихотворных произведений, четком произношении чистоговорок.
- Развивать доказательную речь, учить отвечать на вопросы полными предложениями.
- Развивать интонационную выразительность речи, умение согласовывать речь с движениями.
Воспитательные задачи:
- Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию занятия.
- Развивать умение слушать и слышать воспитателя и сверстников.
- Самостоятельно находить пути решения поставленных задач.
- Доводить начатое дело до конца
Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки Шаинского, 2 ширмы, изображение цифры 7, блоки Дьенеша, карточки, обозначающие толстые и тонкие блоки, карточка-схема для строительства железной дороги, в которой зашифрованы 3 свойства блоков; зеленый и красный обруч, игрушка-паровозик, тележка с мячом и символами дней недели, образец лисы к игре «Танграм», бибабо-лиса, домино – «фонтаны» от №1 до №7, мнемотаблица на число 7, алгоритм частей занятия.
Раздаточный материал: числовые фигуры с изображениями 7 предметов; подносы с палочками Кьюзенера, домино-«фонтаны» №7, форма таблиц, цветные карандаши, наборы к игре «Танграм».
Предварительная работа: заучивание стихов о цифре 7
«Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога» (С. Маршак)
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра» (Г. Виеру)
«Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу!» (В. Бакалдин)
Физминутка:
«В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек,
Семь щенков, семь дымков,
Семь драчливых петухов,
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят» (А. Стройло)
Игры детей: «Лови, бросай, дни недели называй», «Запрещенный день недели».
Развивающие игры с блоками Дьенеша, с палочками Кьюзенера, «Танграм».
Ход занятия.
Дети входят в группу под музыку и строятся полукругом.
Восп.: Сегодня к нам в гости пришла цифра 7.
Кто знает стихи про эту цифру?
Дети читают стихи.
Восп.: Цифра 7 приглашает нас в путешествие. А на чем, догадайтесь сами:
«В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит»
Дети: На поезде.
Восп.: По какой дороге ходят поезда?
Дети: Поезда ходят по железной дороге?
Восп.: Пройдем в наш строительный уголок и построим железную дорогу.
Дети садятся на модули в строительном уголке.
Восп.: Мы будем строить железную дорогу из блоков Дьенеша. Давайте сначала рассортируем строительный материал: толстые блоки мы положим в красный обруч, а тонкие – в зеленый (показывает карточки с условными обозначениями).
Дети классифицируют блоки.
Восп.: Какие блоки вы положили в красный обруч?
Дети: В красный обруч мы положили толстые блоки.
Восп.: А какие блоки в зеленом обруче.
Дети: В зеленом обруче тонкие блоки.
Восп.: (показывает карточку - схему)
Посмотрите, с какой фигуры мы начнем строительство?
Ответы детей (С большого красного квадрата!)
Восп.: Какую фигуру мы поставим за большим красным квадратом?
Дети: Большой синий прямоугольник
Восп: Маша, начни строительство и расскажи, какую фигуру ты положила первую.
Дети последовательно выкладывают блоки и рассказывают о положенной ими фигуре.
Восп.: Железная дорога готова и мы отправляемся дальше на поезде.
Воспитатель дает «гудок» и вместе с детьми начинает движение со словами: «Мчится поезд скрежеща же-че, че-ща».
Восп.: Первая остановка «Отгадай-ка».
Дети выстраиваются вокруг столика с числовыми фигурами, обозначающими дни недели.
Восп.: Отгадайте загадку – «Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом:
Попрощается последний,
Появляется передний».
Дети: Дни недели.
Восп.: Как называется первый день недели? ….
Сейчас мы поиграем в игру «Запрещенный день недели».
Нужно, подбрасывая мяч, называть последовательно дни недели, а запрещенный день называть нельзя. Запрещенный день недели – четвертый. Как называется этот день?
Дети: Четверг.
(Проводится игра)
Восп.: Нам пора в дорогу.
Дети изображают движение поезда и произносят слова: «Мчится поезд скрежеща же-че, че-ща»
Восп.: Следующая остановка «Лесная».
(Дети останавливаются у ковра. Воспитатель заходит за ширму и с помощью игрушки-лисы из театра «БИБАБО» разыгрывает сценку)
Лиса: «Я – лисонька, я – рыженька, хвост у меня пушистый, мех золотистый, по деревне я хожу, себе курочек ищу. Ребята, если вы сумеете собрать из геометрических фигур к игре «Танграм» мой портрет, я ваших курочек не трону. Вот он!» (Вывешивает из-за ширмы портрет)
Восп.: Дети, рассмотрите внимательно портрет лисы: из каких фигур составлена голова, уши, туловище, передние и задние лапы, хвост, и составьте портрет»
Дети составляют фигуры-силуэты лисы.
Восп.: Кто справился с заданием, сосчитайте, сколько всего фигур в игре «Танграм»?
Дети: В игре «Танграм» - семь фигур.
Восп.: Расскажите, как вы составили портрет лисы. Надо назвать фигуру и ее величину, так как треугольники в игре «Танграм» разных размеров (назовите расположение составных частей по порядку).
Ребенок: «Я составил так: голову – их квадрата, уши – из двух маленьких треугольников, туловище и задние ноги - из двух больших треугольников, передние лапы – из треугольника средней величины, хвост – из четырехугольника».
Восп.: Катя, расскажи, как ты составила портрет.
Дети отвечают на вопрос.
Восп.: Все отлично справились, теперь лиса не тронет курочек и других домашних птиц. А нам пора в путь.
Дети имитируют движение поезда: «Мчится поезд скрежеща же-че, че-ща».
Восп.: Следующая остановка «Парковая».
(Дети садятся за столы, на которых разложены подносы с палочками Кьюзенера и материал к игре «Посади цветы вокруг фонтанов»).
Восп.: Дети, сосчитайте, сколько всего фонтанов в парке.
Дети: В парке семь фонтанов.
Восп.: Обозначьте количество фонтанов цветной палочкой.
(Дети ставят черную палочку)
Восп.: Какой палочкой вы обозначили число семь?
Валя: Я обозначила семь фонтанов черной палочкой.
Восп.: Попробуйте составить число семь из двух других чисел. Можно придумать несколько вариантов.
(Дети составляют число семь).
Восп.: Расскажи, из каких двух чисел ты составил число семь.
(Воспитатель спрашивает несколько человек).
Восп.: Ребята, вокруг какого фонтана не хватает цветов?
Дети: Не хватает цветов у седьмого фонтана.
Восп.: Нам надо посадить цветы так, чтобы с каждой стороны фонтана их было по семь. Сколько цветов должно быть сверху?
Дети: Сверху должно быть семь цветов.
Восп.: Справа?
Дети: Справа должно быть семь цветов.
Восп.: Снизу у фонтана сколько цветов должно быть?
(Дети отвечают, сколько цветов с каждой стороны от фонтана)
Восп.: Возьмите и подберите домино так, чтобы у ваших фонтанов с каждой стороны было по семь цветов.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель просит ребенка, справившегося первым, выполнить задание у ковролина.
Восп.: Дети, проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Восп.: Сколько светов справа от твоего фонтана?
Восп.: Маша, расскажи, сколько цветов с каждой стороны у твоего фонтана.
Ребенок: Сверху…, справа…, снизу…, слева…
Восп.: Дети, семерка зовет нас в дорогу.
Дети: «Мчится поезд скрежеща же-че, че-ща»
(Строятся полукругом)
Восп.: Станция «Деревушка».
(Проводится физминутка: дети читают стихотворение про деревушку и показывают руками: «В деревушке семь избушек,
Семь крылечек, семь старушек,
Семь дымков, семь щенков,
Семь драчливых петухов.
На семи плетнях сидят,
Друг на друга не глядят»)
Восп.: Наш поезд отправляется дальше, следующая станция «Запоминай-ка».
(Дети садятся за стол, на котором лежат заготовки таблиц и стоят в стаканчиках карандаши)
Воспитатель показывает детям мнемотаблицу: Посмотрите, какая цифра изображена в середине таблицы?
Дети: В середине таблицы цифра 7.
Восп.: Какое число обозначает цифра 7?
Дети: Цифра 7 обозначает число 7.
Восп.: Рассмотрите таблицу последовательно, начиная с левой верхней клетки, и расскажите, как составлено на таблице число 7.
Дети: На таблице число 7 составлено из одной капельки и шести лепестков цветка; из трех комков и четырех углов квадрата; из трех углов треугольника и четырех точек; из числа 2 и пяти углов звездочки.
Восп.: Маша, расскажи все, что можно, о цифре 7 по этой таблице.
Ребенок составляет рассказ по таблице.
Восп.: Дети, посмотрите еще раз внимательно на таблицу и запомните расположение всех предметов.
Дети рассматривают таблицу 15 секунд.
Восп.: Возьмите простые карандаши и зарисуйте таблицу.
Восп.: (спрашивает детей, которые первыми справились с заданием) Катя, расскажи, что и где нарисовано на твоей таблице.
Ребенок: В центре моей таблицы нарисована цифра 7, она обозначает число 7. Это число можно составить…
Восп.: Наше путешествие подошло к концу. Семерка очень довольна, ведь вы о ней так много рассказали. Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали, чем занимались.
Дети: Мы были на станции «Стройка», там мы строили железную дорогу».
На станции «Лесная» мы собирали портрет лисы из наборов к игре «Танграм».
На станции «Парковая» сажали цветы вокруг фонтанов.
Восп.: А что мы делали на станции «Деревушка»?
Дети: Разминку.
Восп.: Цифра 7 принесла вам угощение: вот такое красивое печенье, похожее на какую цифру?
Дети: На семерку! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) и музыке «В гостях у Королевы Математики» для старшей группы детского сада
В конспекте представлена совместная работа воспитателя и музыкального руководителя....
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности Направления: познание (формирование элементарных математических представлений) и здоровье. «Приравнивание чисел» Старшая группа.
Конспект нод по математике...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема: Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3.
Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.Повторить счёт в пределах трёх. Учить конструировать фигуры из сч...
Непосредственно образовательная деятельность по познанию ( формированию элементарно математических представлений) в средней группе « Кто, кто в тереме живет"».
Программное содержание: Упражнять в порядковом счете, формировать умения соотносить количество предметов с цифрой, находить закономерности в ряду. Закреплять знания о геометрических фигурах. Упражнять...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познание-формирование элементарных математических представлений) На тему: «Из чего же сделан снеговик?» для детей 2 младшая группа.
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, формировать понятия «много», «один», «большой», «маленький», формировать навыки выполнять аппликацию по заданию воспитателя,развивать пространственное ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР
конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) Старшая группа
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений)Старшая группа...