Таблица Количество и счет
учебно-методический материал по математике на тему
Предварительный просмотр:
Таблица
Количество и счет
Выполнила: Крысенко А.В.
Сравнительная таблица по содержанию математических представлений
Содержание раздела «Количество и счет» Возрастная группа | Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой | Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. | Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой |
2-я мл. группа | Педагог: - помогает детям определять, где один предмет, а где их много; различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в него предметов, последовательно накладывая или прикладывая один предмет к другому. | Педагог должен: - учить различать количество в пределах 3 без пересчёта, субитацией; - учить порядку следования числительных в пределах 5. | Развивать умение видеть общий признак предметов группы (эти, все мячи большие). Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. |
Средняя группа | Педагог: - учит детей считать до пяти—десяти (и в больших пределах в зависимости от успехов группы); показывает, как образовывать разные количественные группы предметов, называя их тем или иным числительным; учит отсчитывать предметы из большего количества по образцу и названному числу, считать по осязанию, на слух; - упражняет детей в воспроизведении на слух того или иного количества звуковых сигналов, в определении равенства и неравенства количества хлопков и кубиков, кругов и квадратов и пр., учит считать и отсчитывать предметы из большего количества по образцу, названному числу, считать по осязанию, на слух; самим устанавливать равенство и неравенство групп предметов, определяя их численность, когда предметы в группах находятся на различном расстоянии друг от друга, расположены не в ряд, а по кругу, квадрату или в виде любой другой фигуры, а также, когда они различны по величине; | Педагог должен: формировать представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира: - дать представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихов и считалок; - осваивать счёт в пределах 10; - знакомить с цифрами. - обеспечивать эмоциональную окрашенность занятий, обращая внимание детей на те проявления числа, которые интересны или красивы и не случайны; - включать в освоение детьми количественных отношений реализацию воспитательных и развивающих задач, а именно: - развитие устойчивости к интеллектуальной фрустрации, т. е. умение спокойно и конструктивно реагировать на свои ошибки и на неумение решить задачу; - формирование положительной общей самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах; - создание условий для индивидуального развития способностей ребёнка; - формирование интереса к математике. | Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни- красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. |
Старшая группа | Педагог: - учит считать до 10, различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Какой, который по счету?»; определять числа — «соседи»; отсчитывать по образцу и названному числу; - помогает определять равное количество в группах разных предметов, определять состав чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел; уточняет независимость числа от размера считаемых предметов, от расстояния между ними, от цвета, формы расположения и от направления счета; - знакомит с понятиями «часть и целое» через организацию практической деятельности детей (складывание листа бумаги, ленты и т. д. на 2 и 4 равные части, нахождение части от целого—1\2, 1\4 часть и целого по его части). | Педагог должен: - знакомить с операциями счёта и измерения как способа выражения количества через число; - развивать представление о необходимости наименования результата счёта и измерения; - учить отличать ситуации, в которых необходимо использовать измерение, от ситуаций, в которых могут использоваться и пересчёт, и измерение; - учить алгоритмам действий отсчёта и пересчёта. Дать представление об алгоритме счётной операции: каждый элемент совокупности только один раз ставится в соответствии с числом натурального числового ряда. Дать представление о необходимости наименования результата счёта; - развивать представление о количестве, которое может быть выражено с помощью числа через операции счёта или измерения; - формировать представление об изменении и сохранении количества; - дать представление об арифметических действиях сложения и вычитания; - знакомить со знаками «+» и «–» для обозначения арифметических действий; - знакомить с задачей, дать представление о составлении и решении задач на сложение и вычитание в пределах первого десятка; - формировать представление об обратимых и необратимых изменениях; - знакомить с натуральным числовым рядом. Обеспечивать понимание детьми закономерности построения натурального числового ряда (каждое следующее число больше предыдущего на одну единицу); - развивать представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел; - формировать навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка; - формировать операцию пересчёта дискретных предметов в пределах 10; - формировать операцию отсчёта по заданному числу предметов в пределах 10. | Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов; разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и задан- ному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета. Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале. |
Подготовительная к школе группа | Педагог: - подводит к пониманию того, как образуются числа второго десятка; учит определять предыдущее и последующее к названному числу, определять отношения между числами (равенство, неравенство, больше, меньше); определять состав чисел до 10 из двух меньших; - знакомит с цифрами от 0 до 9; знаками: «=» (равно), «≠» (не равно), «>» (больше), «<» (меньше); - предлагает составлять и решать несложные задачи на сложение и вычитание (в пределах 10), пользуясь цифрами и знаками «+», «–», «=». | Педагог должен: - дать представление о числовой прямой и о числе как о точке этой прямой; - учить сравнивать предметы по количеству, используя различные приёмы, и выражать в речи в развёрнутом ответе результат сравнения, используя понятия «больше», «меньше», «равно»; - знакомить детей с арифметическими операциями сложения и вычитания; - содействовать осознанию связи между арифметической операцией (действием) и характером изменения количества; - знакомить со знаками арифметических операций сложения и вычитания; - сформировать понятие о цифре как знаке. Дать представление о различных способах записи цифр в разные эпохи у разных народов; | Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами и числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Очень интересное и увлекательно езанятие по математике детям от 6 лет.Им придется решать и преодолевать задачи и примеры, закрепить внимание и зрительную память. Т.е. выручать Буратино из беды....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать ф...
Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательной деятельности Количество и счет. Счет в пределах 10.
Количество и счет. Счет в пределах 10....
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 20»
Воспитывание у детей стойкого интереса к математике, способствование формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счет. Счет в пределах 10»
Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, продолжать учить решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Задач...
Тема:Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.
Количество и счет: числа и цифры 1, 2, З; соотнесение количества предметов с цифрой.Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.Величина: большо...