«Использование мультимедийных технологий в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по математике (старшая группа) на тему
В наши дни динамичное развитие человечества приводит к еще большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непростую задачу организации передачи этого массива, накопленного цивилизацией. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
В настоящее время определены основные пути и направления работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений. Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно. Особое место в нем занимает счётная деятельность.
Счет – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать в глубокой древности. Начало развития счета ученые находят уже у первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и в умении производить арифметические действия резко увеличилась.
Очень долго концепции первоначального обучения детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построениях, либо путем эмпирического опыта. Выдающиеся мыслители прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори, В.А. Лай) и в России (Е.И. Тихеева, А.М Леушина, Л.С. Метлина, А. Белошистая, Т.И. Ерофеева и др.) успешно совмещали и совмещают непосредственную работу с детьми с её теоретическим пониманием.
Навыки счета являются необходимым критерием математического развития детей в дошкольном детстве.
Ученые педагоги, такие как Л.С. Метлина, Т.И. Ерофеева, Е.В. Соловьева, Л.А. Венгер и многие другие, занимались проблемой формирования счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Огромное значение в формировании счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста играет внедрение мультимедийных технологий в процесс обучения дошкольников. Интеграцией мультимедийных технологий в дошкольное образование занимались такие педагоги как Е.В. Зворыгина, Л.А. Леонова, С.Л. Новосёлова, Е.И. Щербакова и другие.
Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Но этот вопрос недостаточно изучен в практике современного педагогического образования, а ведь современные мультимедийные технологии в дошкольном образовании являются перспективными образовательными технологиями. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении.
Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов, довольно сложно удерживать постоянный интерес детей. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут мультимедийные технологии, которые дают возможность оживить занятия, вызвать интерес у детей.
Система образования – одна из наиболее бурно развивающихся, поскольку «информационное общество» требует по-новому образованных людей. Поэтому столь необходимо применение новых педагогических технологий, в том числе и тех, которые эффективно используют мультимедийные педагогические средства.
Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников.
Мультимедийные технологии (от англ, multi - много, media - среда) являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation); включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.
Мультимедиа – это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно.
Технология мультимедиа прочно вошла в повседневную жизнь и успешно применяется во многих пользовательских приложениях. Но для успешной работы таких приложений должен соответствовать требованиям мультимедиа и сам компьютер.
При использовании мультимедийных технологий в математическом образовании детей старшего дошкольного возраста, согласно образовательному стандарту, методика обучения должна быть дифференцированной, с учетом возможностей и способностей дошкольников и направлена на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности детей по применению изучаемого материала.
Применение мультимедийных технологий в формировании счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в демонстрационном варианте, при объяснении нового материала или при решении задач, помогает повысить у детей интерес и мотивацию к изучению предмета.
При индивидуальной работе дети с большим интересом работают с предложенными моделями, пробуют все регулировки, как правило, не особенно вникая в содержание происходящего на экране.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служил и служит мощным техническим средством обучения. Он играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей старшего дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Используя мультимедийные технологии в дошкольном математическом образовании, можно создать эффективные педагогические условия для формирования счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель: апробировать на практике серию мультимедийных технологий (флеш-игры, анимации, слайд-фильмы) по формированию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Подобрать серию мультимедийных технологий по формированию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
-Апробировать и описать свою работу на практике
-Описать и проанализировать свою работу с детьми.
Основываясь на результаты диагностики, а так же на программу старшей группы по разделу счет, используя исследования А. В. Белошистой, А.М. Леушиной, А.А. Столяра, Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгиной, Л.А. Леоновой, С.Л. Новоселовой, Е.И. Щербаковой и др., мы подобрали серию мультимедийных технологий.
При их проведении учитывалась этапность обучения счету: определение множества (количество предметов), сравнивание двух групп предметов (приемы наложения, приложения), знакомство с цифрами, состав числа из единиц.
Серия мультимедийных технологий по формированию счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
-Флеш-игры «Изучаем цифры»
-Слайд-фильм «Давай посчитаем»
-Анимация «Лунтик. Математика для малышей!»
-Флеш-игра « Посчитай-ка»
-Слайд-фильм «Праздник числа»
-Анимация «Учимся считать»
-Флеш-игры «Соедини по точкам»
-Слайд-фильм «Посмотри вокруг»
-Флеш-игры «Соедини по точкам»
-Флеш-игра «Помоги дракончику»
-Флеш-игры «Соедини по точкам»
-Флеш-игры «Изучаем цифры»
-Флеш-игра «Соедини по точкам»
-Флеш-игра «Цветы в вазах»
-Слайд-фильм «Давай посчитаем 2»
-Анимация «Уроки тетушки Совы»
-Флеш-игра «Веселый телефон»
-Флеш-игра «Раскрась по точкам»
-Слайд-фильм «Веселые задачи»
-Флеш-игра «Какуро»
-Флеш-игра «Елочка»
Всего на формирующем этапе (с ноября по апрель) было проведено: 12 флеш-игр, 3 анимации, 5 слайд-фильмов, которые представлены в приложении.
Эта серия мультимедийных технологий была внедрена в работу МБДОУ «ЦРР ДС – «Аленушка» р.п. Усть-Абакана. Эффективность проведения их с детьми экспериментальной группы доказана результатами, полученными в ходе контрольного исследования сформированности счетной деятельности у детей. Мы сравнили и проанализировали результаты констатирующего и контрольного эксперимента. Показатели контрольной группы значительно ниже, чем экспериментальной.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи реализованы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.zip | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение А
Анимации
Анимация «Уроки тетушки Совы»
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=w0r0kjkLvj8
Предназначена для детей 5-6 лет
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, с цифрами; совершенствовать счетные навыки; представления об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка; способствовать пониманию закономерности построения числового ряда.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание анимации: красочный мультфильм с музыкальным сопровождением. Тетушка Сова закрепит знания детей о цифрах, о счете до10. Интересный сюжет вызывает интерес у детей.
Анимация «Лунтик. Математика для малышей»
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=w0r0kjkLvj8
Предназначена для детей 5-6 лет
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, с цифрами; совершенствовать счетные навыки; представления об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка; способствовать пониманию закономерности построения числового ряда.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание анимации: красочный, полюбившийся детям мультфильм. Нужно помочь Лунтику выполнить задания, решить простейшие задачи с последующим усложнением при помощи воспитателя.
Анимация «Учимся считать»
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=w0r0kjkLvj8
Автор: Роберт Саакаянц
Предназначена для детей 5-6 лет
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, с цифрами; совершенствовать счетные навыки; представления об отношениях между
последовательными числами в пределах первого десятка; способствовать пониманию закономерности построения числового ряда.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание анимации: красочный мультфильм участием зайчика и совы. Нужно помочь ему выполнить задания.
Приложение Б
Слайд-фильмы
Слайд-фильм «Давай посчитаем».
Источник: Сайт -viki.rdf.ru
Предназначена для детей 5-6 лет
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, соотнесение их с цифрами; совершенствовать счетные навыки; представления об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание слайд-фильма: дети вместе с воспитателем упражняются в счете.
Слайд-фильм «Праздник числа»
Источник: Сайт -viki.rdf.ru
Предназначена для детей 5-6 лет
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10 в стихах, соотнесение их с цифрами; совершенствовать счетные навыки.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание слайд-фильма: дети вместе с воспитателем упражняются в счете.
Слайд-фильм «Посмотри вокруг».
Источник: Сайт -viki.rdf.ru
Предназначена для детей 5-6 лет
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, соотнесение их с цифрами; совершенствовать счетные навыки; представления об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание слайд-фильма: дети вместе с воспитателем упражняются в счете.
Слайд-фильм «Давай посчитаем 2»
Источник: Сайт -viki.rdf.ru
Предназначена для детей 5-6 лет
Цель: закрепление знаний о цифрах, составе числа
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, упражнять в счете, составе числа из единиц совершенствовать счетные навыки.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание слайд-фильма: дети вместе с воспитателем упражняются в счете, составе числа из единиц и решении простых задач.
Слайд-фильм «Веселые задачи»
Источник: Сайт -viki.rdf.ru
Предназначена для детей 5-6 лет
Цель: закрепление знаний о цифрах, составе числа
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, упражнять в счете, составе числа из единиц совершенствовать счетные навыки.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.Примерное содержание слайд-фильма: дети вместе с воспитателем упражняются в счете, составе числа из единиц и решении простых задач.
Приложение В
Флеш-игры
Флеш-игры «Изучаем цифры» (несколько вариантов)
Источник: Детский сайт «Играемся»
Предназначена для детей 5-6 лет.
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, упражнять в счете.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание флеш-игры: Важным достоинством обучения детей при помощи математических игр является наглядность изучаемого материала, которая развивает абстрактное мышление. Игры про цифры и числа с ярким привлекательным оформлением, основанные на понятных жизненных примерах, помогут ребёнку научиться анализировать, сопоставлять предметы, сравнивать их качества и запоминать арифметические действия.
Флеш-игра « Посчитай-ка»
Источник: Детский сайт «Играемся»
Предназначена для детей 5-6 лет.
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, упражнять в порядковом счете.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание флеш-игры: В этой детской арифметической дидактической игре детям предстоит сосчитать различные предметы, а затем нажать на кружок с цифрой, которая у них получилась. Если они выбрали случайно неправильный ответ, то можно пересчитать нарисованные предметы ещё раз и исправить ошибку.
Флеш-игры «Соедини по точкам» (несколько вариантов)
Источник: Детский сайт «Играемся»
Предназначена для детей 5-6 лет.
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, упражнять в прямом порядковом счете.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание флеш-игры: В этой игре нужно с помощью мышки соединить точки с цифрами в прямом порядке.
Флеш-игра «Помоги дракончику»
Источник: Развивающий сайт «Мерсибо»
Предназначена для детей 5-6 лет.
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание флеш-игры: В этой игре нужно с помощью мышки помочь дракончику разложить цифры в сундучки и отгадать загадки.
Флеш-игра «Цветы в вазах»
Источник: Развивающий сайт «Адалин»
Автор: А.В. Белошистая
Предназначена для детей 5-6 лет.
Цель: математическая подготовка к школе.
Задачи: упражнять в счете до 10, составе числа из единиц.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Флеш-игра «Веселый телефон»
Источник: Развивающий сайт «Мерсибо»
Предназначена для детей 5-6 лет.
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, упражнять в запоминании и наборе цифр.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание флеш-игры: В этой игре нужно помочь лягушонку запоминать цифры и набирать их на телефоне. Он попеременно звонит своим друзьям. Задания усложняются в виде добавления цифр и заданий. Интересная игра, требующая большой сосредоточенности, внимания и слухового восприятия.
Флеш-игра «Елочка» (японский кроссворд)
Источник: http://mumskids.ru/game/gameid/174
Предназначена для детей 5-6 лет.
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, упражнять в работе по клеткам.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание флеш-игры: В этой игре нужно с помощью мышки нарисовать елочку по клеткам.
Флеш-игра «Какуро»
Источник: http://mumskids.ru/game/gameid/174
Предназначена для детей 5-6 лет.
Цель: закрепление знаний о цифрах
Задачи: закреплять представления о числах в пределах 10, упражнять в составе числа из единиц.
Предварительная работа: занятия по развитию элементарных математических представлений.
Педагогические приемы: метод комплексной организации занятия.
Примерное содержание флеш-игры: В этой игре нужно с помощью мышки нарисовать елочку по клеткам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Использование на музыкальных занятиях и праздниках мультимедийного оборудования....
«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....
Использование мультимедийных презентаций в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, владеть компьютером каждый образованный человек. Персональн...
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей ст...
Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации...
«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоя...