«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Фомичева Наталья Валерьевна

Использование на музыкальных  занятиях и праздниках мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy.doc182 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ                                                                            В  ФОРМИРОВАНИИ  ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ                                                                  КОМПЕТЕНТНОСТИ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ( из опыта работы).

                                                                                                     Фомичева Наталья Валерьевна,                                                                                                                          

                                                                                                                                                                       музыкальный руководитель                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                      МБДОУ«ЦРР – д/с № 6»,о. Муром                                                        

Современное образование невозможно  представить без использования информационных ресурсов. Это связано  с развитием   общества, в котором  интеллектуальной ценностью становится информация и умение работать с ней . Образование детей дошкольного возраста на современном этапе строится в соответствии с новой  парадигмой -  компетентностной, согласно которой основной целью  становится формирование ключевых компетентностей дошкольников. В дошкольном возрасте предполагается формирование информационной компетентности, частью которой является информационно-музыкальная компетентность. Информационно-музыкальная компетентность дошкольника  предполагает умение использовать информационно – коммуникативные источники информации для развития  предпосылок ценностно - смыслового  восприятия  произведений искусства ,   умения   открывать в окружающем  мире свойства и  соотношения звуков, красок и предметов,  развития музыкально-творческих  способностей.  

  Развитию данной компетентности   в нашем  МБДОУ способствовала модернизация  ИКТ - оснащения. Приобретены мультимедийное оборудование,   синтезатор « Celviano»,    интерактивный стол        «Promethean» с набором музыкально-дидактических игр,  работает компьютерный класс, Интернет.                                   

Основная идея заключается в  интеграции современных цифровых технологий с традиционными средствами музыкального развития ребенка , способствующими формированию ведущих сфер личности ,что, в свою очередь,  позволяет эффективно развивать зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и творческое воображение детей, оптимизируя тем самым содержание музыкального образования.

▲ Проблема: возникшее противоречие между традиционностью методик  музыкального образования дошкольников и учета потребностей  в использовании современных ИКТ - технологий.  

▲ Гипотеза: если в музыкальном развитии детей дошкольного возраста  использовать компьютерные технологии, то формирование музыкальных способностей детей произойдет быстрее и эффективнее.

▲  Цель  :  формирование информационно-музыкальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования  ИКТ в музыкально-образовательной деятельности.

▲ Задачи:

1. Формирование взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия, развитие познавательной мотивации к музыкальной деятельности через осуществление  компетентностного подхода в развитии  целостного и дифференцированного восприятия музыкальных произведений.

2. Развитие активного образного слуха, музыкально - творческих  способностей через использование современных игровых ИКТ-технологий.

 3.  Воспитание   общечеловеческой культуры , расширение представлений об окружающем мире посредством использования ИКТ –технологий..

             

                 АЛГОРИТМ ПОЭТАПНЫХ ДЕЙСТВИЙ .

  1 этап – организационный

 ▪ Изучение литературы , опыта работы коллег,  анализ  сформированности информационно-музыкальной компетентности  воспитателей и детей, организация семинара для воспитателей по использованию  ИКТ.

▪ Совершенствование РППС: изучение возможностей медиаресурсов ДОУ, разра-ботка комплекса презентаций и музыкально-дидактических пособий  в программе  PowerPoint  для  развития восприятия и музыкального творчества у детей.

▪  Подготовка  информационно-методической  копилки для педагогов и родителей. 

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере, их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели (Windows Media Player, WinAmp),  конструкторы Paint,  Sound Forge, музыкальные энциклопедии («Энциклопедия классической музыки» , «Шедевры музыки»,«Музыкальные инструменты») , практический курс «Учимся понимать музыку» и т.п.

На основании  исследований детей старшего дошкольного возраста по усвоению видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и изучения программ мною было введено применение средств ИКТ.

2 этап – формирующий.                  Основные принципы реализации задач:

  •  здоровьесберегающий принцип, обеспечивающий соблюдение требований СанПиН по работе с компьютерной техникой , учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • личностно-ориентированный подход к развитию информационно-музыкальной компетентности детей;
  • системность и преемственность  в формировании творческого  музыкального восприятия, развития музыкальных способностей;
  • интегративность образовательной и досуговой деятельности;

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

 Восприятие музыки, музыкально-образовательная деятельность: 

  • видео-фрагменты  опер, балетов, концертов классической музыки,  музыкальные мультфильмы и зарисовки (например, « Детский альбом», «Щелкунчик» П.И.Чайковского , « Петя и волк» А. С. Прокофьева и др.), виртуаль-

-ные путешествия  («Что такое опера?», «Композиторы», «Что такое балет?»)

  • тематические мультимедиа - презентации ,включающие  репродукции произведений  искусства (« Времена года» Чайковского, произведения Сен-Санса, «Музыкальные инструменты»,«Музыкальные жанры» и тп), портреты композиторов, творческих коллективов;

▪ интерактивный стол     «Promethean» с набором музыкально-дидактических игр и    специально созданная музыкальным руководителем дидактика  (пособия, игры)  для   развития музыкальных способностей детей по методике А.Евтодьевой  ; игры «Сколько детей поёт?» ,«Лесенка»,«Что такое ноты?» ,«Что делают дети?» ,«Угадай – ка!» и др…

Мультимедийные музыкально – дидактические игры и пособия   позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, ориентированы на стимулирование самосто-ятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора.

Исполнительство   и  творчество.

В процессе обучения пению важную роль  играет умение педагога правильно выбрать репертуар и подобрать нужный для конкретного ребенка диапазон  и вариант исполнения. Этому способствуют:

▪ цифровой  синтезатор « Celviano»    позволяет создавать  фонограммы песен, индивидуально подобранные для каждого ребенка, обеспечивает процесс детского экспериментирования  со звуками, позволяет имитировать звучание инструментов симфонического оркестра, подбирать ритм, диапазон, тембр исполнения музыки; функция « запись  караоке» позволяет каждому ребенку услышать свое пение через микрофон  , а всем детям – послушать множественные варианты качественного исполнения в хоре, соло и группа, в т .ч и свое собственное.

▪ видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям по развитию голоса и слуха  способствуют  развитию  певческого диапазона и чистоты интонирования, мнемосхемы к содержанию песен помогают развитию познавательной активности, музыкальной памяти.

 В музыкально – ритмических движениях детям очень нравятся :

  видео – клипы для знакомства с танцами   и видео-записи танцев,  исполняемых  самими  воспитанниками, что позволяет детям  быстрее  и качественнее освоить новый материал , анализировать    свои  успехи  и  неудачи .

▪ мнемотаблицы, позволяющие  самостоятельно выбирать свое местоположение, вид движения  в пространстве зала. Очень эффективны и нравятся детям игры на перестроения и ориентировку в пространстве.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах с помощью  электронного стола и синтезатора  дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, группами инструментов оркестра и их звучанием.  В специально созданных играх-презентациях   « Какой инструмент звучит», « Маленький ор-кестрик», « Угадай мелодию», « Подбери ритм»  демонстрируют свои знания.

С помощью специально  созданных  мультимедиа-игровых файлов дети  демонстрируют полученные ими знания и представления о знакомых музыкальных произведениях, жанрах, инструментах, решают различные интеллектуальные задачи с музыкальным содержанием.

Неотъемлемой частью жизни детского сада являются  праздники.    Огромное зна-чение  здесь имеют видео фрагменты и презентации. Они создают приподнятое   настроение, красочность, необычность  действа и, конечно, атмосферу, соответствующую тематике праздника. Мы с удовольствием «переключаем телевизор», «путешествуем» по сказочным странам, «гуляем» по лесу, совершаем «морское путешествие» . Использование фона, слайд-шоу на экране в глубине зала эффектно дополняет и обогащает содержание утренника.

Для установления  связи с родителями воспитанников, а также установления оперативной связи с коллегами по музыкальному образованию дошкольников создан сайт музыкального руководителя, страничка на сайте детского сада.  Сайт помогает в оказании помощи семье в решении задач формирования у детей интереса к музыке, информирования о музыкальной жизни детского сада..

 3 этап – контрольно-оценочный.

 Формирование  ИКТ- компетентности  в музыкальном воспитании детей
дает следующие преимущества :   предъявление информации на экране в игровой форме несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, в котором  задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;   улучшается запоминание пройденного материала; развивается познавательный интерес воспитанников;  развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий , что  помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем; позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень.

Сравнительные результаты обследования уровня информационно-музыкальной компетентности детей подготовительной  группы сентябрь – май:

Количество детей с высоким уровне ИМК

выросло на 14,3 %.

Вывод: Таким образом, можно говорить о новых информационно-коммуникационных технологиях как интерактивном средстве музыкального образования дошкольников.  

Адресная направленность: опыт может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями детей старшего дошкольного возраста

                           Список литературы. 

  1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  2.  «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающе развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012

3.Чайнова Л.Д. «Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я». – 2003. - № 1.

4.»Управление инновационными процессами в ДОУ». – М., Сфера, 2008

5. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.

6.  Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г.

7 .Интернет-ресурсы: lib.tr200.net, nsportal.ru, festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...


 

Комментарии

В своей деятельности активно применяю ИКТ. Могу сказать, что с применением ИКТ качество предоставляемой информации становится выше, а интерес детей возрастает. В связи с тем, что наши детки не имеют возможности посещать музеи, театры и достопримечательности нашей страны, применение презентаций становится необходимым. И немаловажно, чтобы педагог умел педагогически правильно составить материал, так как от этого зависит результат восприятия информации детьми. Всем удачи!

Мудрецов Игорь Вячеславович

ИКТ=презентация )) Стоило ли так кричать об этом?

Саркисян Диана Самвеловна

Спасибо, интересный материал.

Кулясова Жанна Борисовна

Спасибо за материал.