«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Использование на музыкальных занятиях и праздниках мультимедийного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy.doc | 182 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ( из опыта работы).
Фомичева Наталья Валерьевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ«ЦРР – д/с № 6»,о. Муром
Современное образование невозможно представить без использования информационных ресурсов. Это связано с развитием общества, в котором интеллектуальной ценностью становится информация и умение работать с ней . Образование детей дошкольного возраста на современном этапе строится в соответствии с новой парадигмой - компетентностной, согласно которой основной целью становится формирование ключевых компетентностей дошкольников. В дошкольном возрасте предполагается формирование информационной компетентности, частью которой является информационно-музыкальная компетентность. Информационно-музыкальная компетентность дошкольника предполагает умение использовать информационно – коммуникативные источники информации для развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия произведений искусства , умения открывать в окружающем мире свойства и соотношения звуков, красок и предметов, развития музыкально-творческих способностей.
Развитию данной компетентности в нашем МБДОУ способствовала модернизация ИКТ - оснащения. Приобретены мультимедийное оборудование, синтезатор « Celviano», интерактивный стол «Promethean» с набором музыкально-дидактических игр, работает компьютерный класс, Интернет.
▲ Основная идея заключается в интеграции современных цифровых технологий с традиционными средствами музыкального развития ребенка , способствующими формированию ведущих сфер личности ,что, в свою очередь, позволяет эффективно развивать зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и творческое воображение детей, оптимизируя тем самым содержание музыкального образования.
▲ Проблема: возникшее противоречие между традиционностью методик музыкального образования дошкольников и учета потребностей в использовании современных ИКТ - технологий.
▲ Гипотеза: если в музыкальном развитии детей дошкольного возраста использовать компьютерные технологии, то формирование музыкальных способностей детей произойдет быстрее и эффективнее.
▲ Цель : формирование информационно-музыкальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ в музыкально-образовательной деятельности.
▲ Задачи:
1. Формирование взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия, развитие познавательной мотивации к музыкальной деятельности через осуществление компетентностного подхода в развитии целостного и дифференцированного восприятия музыкальных произведений.
2. Развитие активного образного слуха, музыкально - творческих способностей через использование современных игровых ИКТ-технологий.
3. Воспитание общечеловеческой культуры , расширение представлений об окружающем мире посредством использования ИКТ –технологий..
АЛГОРИТМ ПОЭТАПНЫХ ДЕЙСТВИЙ .
▲ 1 этап – организационный
▪ Изучение литературы , опыта работы коллег, анализ сформированности информационно-музыкальной компетентности воспитателей и детей, организация семинара для воспитателей по использованию ИКТ.
▪ Совершенствование РППС: изучение возможностей медиаресурсов ДОУ, разра-ботка комплекса презентаций и музыкально-дидактических пособий в программе PowerPoint для развития восприятия и музыкального творчества у детей.
▪ Подготовка информационно-методической копилки для педагогов и родителей.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере, их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели (Windows Media Player, WinAmp), конструкторы Paint, Sound Forge, музыкальные энциклопедии («Энциклопедия классической музыки» , «Шедевры музыки»,«Музыкальные инструменты») , практический курс «Учимся понимать музыку» и т.п.
На основании исследований детей старшего дошкольного возраста по усвоению видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и изучения программ мною было введено применение средств ИКТ.
▲2 этап – формирующий. Основные принципы реализации задач:
- здоровьесберегающий принцип, обеспечивающий соблюдение требований СанПиН по работе с компьютерной техникой , учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- личностно-ориентированный подход к развитию информационно-музыкальной компетентности детей;
- системность и преемственность в формировании творческого музыкального восприятия, развития музыкальных способностей;
- интегративность образовательной и досуговой деятельности;
Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.
Восприятие музыки, музыкально-образовательная деятельность:
- видео-фрагменты опер, балетов, концертов классической музыки, музыкальные мультфильмы и зарисовки (например, « Детский альбом», «Щелкунчик» П.И.Чайковского , « Петя и волк» А. С. Прокофьева и др.), виртуаль-
-ные путешествия («Что такое опера?», «Композиторы», «Что такое балет?»)
- тематические мультимедиа - презентации ,включающие репродукции произведений искусства (« Времена года» Чайковского, произведения Сен-Санса, «Музыкальные инструменты»,«Музыкальные жанры» и тп), портреты композиторов, творческих коллективов;
▪ интерактивный стол «Promethean» с набором музыкально-дидактических игр и специально созданная музыкальным руководителем дидактика (пособия, игры) для развития музыкальных способностей детей по методике А.Евтодьевой ; игры «Сколько детей поёт?» ,«Лесенка»,«Что такое ноты?» ,«Что делают дети?» ,«Угадай – ка!» и др…
Мультимедийные музыкально – дидактические игры и пособия позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, ориентированы на стимулирование самосто-ятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора.
Исполнительство и творчество.
В процессе обучения пению важную роль играет умение педагога правильно выбрать репертуар и подобрать нужный для конкретного ребенка диапазон и вариант исполнения. Этому способствуют:
▪ цифровой синтезатор « Celviano» позволяет создавать фонограммы песен, индивидуально подобранные для каждого ребенка, обеспечивает процесс детского экспериментирования со звуками, позволяет имитировать звучание инструментов симфонического оркестра, подбирать ритм, диапазон, тембр исполнения музыки; функция « запись караоке» позволяет каждому ребенку услышать свое пение через микрофон , а всем детям – послушать множественные варианты качественного исполнения в хоре, соло и группа, в т .ч и свое собственное.
▪ видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям по развитию голоса и слуха способствуют развитию певческого диапазона и чистоты интонирования, мнемосхемы к содержанию песен помогают развитию познавательной активности, музыкальной памяти.
В музыкально – ритмических движениях детям очень нравятся :
▪ видео – клипы для знакомства с танцами и видео-записи танцев, исполняемых самими воспитанниками, что позволяет детям быстрее и качественнее освоить новый материал , анализировать свои успехи и неудачи .
▪ мнемотаблицы, позволяющие самостоятельно выбирать свое местоположение, вид движения в пространстве зала. Очень эффективны и нравятся детям игры на перестроения и ориентировку в пространстве.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах с помощью электронного стола и синтезатора дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, группами инструментов оркестра и их звучанием. В специально созданных играх-презентациях « Какой инструмент звучит», « Маленький ор-кестрик», « Угадай мелодию», « Подбери ритм» демонстрируют свои знания.
С помощью специально созданных мультимедиа-игровых файлов дети демонстрируют полученные ими знания и представления о знакомых музыкальных произведениях, жанрах, инструментах, решают различные интеллектуальные задачи с музыкальным содержанием.
Неотъемлемой частью жизни детского сада являются праздники. Огромное зна-чение здесь имеют видео фрагменты и презентации. Они создают приподнятое настроение, красочность, необычность действа и, конечно, атмосферу, соответствующую тематике праздника. Мы с удовольствием «переключаем телевизор», «путешествуем» по сказочным странам, «гуляем» по лесу, совершаем «морское путешествие» . Использование фона, слайд-шоу на экране в глубине зала эффектно дополняет и обогащает содержание утренника.
Для установления связи с родителями воспитанников, а также установления оперативной связи с коллегами по музыкальному образованию дошкольников создан сайт музыкального руководителя, страничка на сайте детского сада. Сайт помогает в оказании помощи семье в решении задач формирования у детей интереса к музыке, информирования о музыкальной жизни детского сада..
▲ 3 этап – контрольно-оценочный.
Формирование ИКТ- компетентности в музыкальном воспитании детей
дает следующие преимущества : предъявление информации на экране в игровой форме несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, в котором задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде; улучшается запоминание пройденного материала; развивается познавательный интерес воспитанников; развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий , что помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем; позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень.
Сравнительные результаты обследования уровня информационно-музыкальной компетентности детей подготовительной группы сентябрь – май:
Количество детей с высоким уровне ИМК
выросло на 14,3 %.
▲Вывод: Таким образом, можно говорить о новых информационно-коммуникационных технологиях как интерактивном средстве музыкального образования дошкольников.
▲Адресная направленность: опыт может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями детей старшего дошкольного возраста
▲ Список литературы.
- Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
- «Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ и обучающе развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-методическое пособие, Москва,2012
3.Чайнова Л.Д. «Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я». – 2003. - № 1.
4.»Управление инновационными процессами в ДОУ». – М., Сфера, 2008
5. Костина Э. «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка» // «Дошкольное воспитание» № 11-12, 2006 г.
6. Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г.
7 .Интернет-ресурсы: lib.tr200.net, nsportal.ru, festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...
Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
Консультация для педагогов...
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
педагогический час "Продуктивные формы работы с родителями детей дошкольного возраста" - из опыта работы
Материал поможет воспитателям при подготовке к МО...
Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Комментарии
Икт в деятельности педагога
В своей деятельности активно применяю ИКТ. Могу сказать, что с применением ИКТ качество предоставляемой информации становится выше, а интерес детей возрастает. В связи с тем, что наши детки не имеют возможности посещать музеи, театры и достопримечательности нашей страны, применение презентаций становится необходимым. И немаловажно, чтобы педагог умел педагогически правильно составить материал, так как от этого зависит результат восприятия информации детьми. Всем удачи!
ИКТ=презентация?
ИКТ=презентация )) Стоило ли так кричать об этом?
ИКТ
Спасибо, интересный материал.
Жанна
Спасибо за материал.