«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.  

Коммуникативная компетенция – это способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации.

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Эта проблема отражена в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- владение речью как средством общения и культуры.

Поэтому перед дошкольным образованием определена цель: формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Она может решаться через следующие задачи:

  1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
  2. Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  3. Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

Этот вопрос рассматривали в своих работах отечественные психологи: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконина и др.

Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами ДОУ. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечёткими, неконкретными и основываются на педагогической интуиции.

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

  В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. К ним относятся кейс-технологии.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологии адаптированы и могут широко использоваться в процессе обучения.

  Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Использование кейс-технологии предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на её решение. Сущность кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребёнка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубенштейн)

В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

 Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, коммуникативная компетентность.

Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

В начале непосредственно образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приёмов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры,- в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит с реальной ситуацией, то есть читает текст или отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию.

Далее следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.

После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путём обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.

  Таким образом, кейс-технология предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста:

 - умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

-  умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

-  умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

 - умение получать необходимую информацию в общении;

-  умение выслушать другого и прийти к общему решению;

- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

-  умение отстаивать свою точку зрения в общении;

-  умение принимать помощь;

-  умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

       Литература.

1. Технология обучения дошкольников старшего возраста при помощи кейс-иллюстрации: практическое руководство/Н.М.Диринова, И.Г.Гончарова, О.Г.Герасимова, Н.Ю.Каракозова. - Тольятти: Кассандра, 2012.

2. Приказ об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013года.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской Федерации от 26 декабря 2012 года

4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. Гриф МО РФ/ Ушакова О.В.- М.:Сфера, 2015г

5. Программа развития речи дошкольников. Гриф МО РФ /Ушакова О.В.- М.:Сфера, 2013г

6. Мышление и речь./Л.С.Выгодский.- Издательство: Лабиринт, 2012г

Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с повышением ритма жизни и, как следствие, с дефицитом спокойного общения с родителями, увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.

 Дошкольное детство – период первоначального становления личности. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перехода его на рельсы «школьного» возраста, а, прежде всего, в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей дошкольника.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

1.6.        Стандарт направлен на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными  и  индивидуальными  особенностями  и  склонностями,  развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  1. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  2. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  3. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  1. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  2. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1. Актуальность ИР (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)                                                            

2. Цель и задачи ИР                                                                  

II. Основная часть                                                                                    

1. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)                                                                                          

2. Описание изменений в образовательном процессе:

3. Ресурсный блок (условия)                                                                                  

III. Заключение

  1. Выводы по ИР                                                                                              

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)


Информационное обеспечение обучения

Основные источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  3. Баева И.А.  И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
  4. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
  5. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  6. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
  7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
  9. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  11. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  12. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
  13. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
  14. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
  15. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  16. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

Нормативные документы

       

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  5. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  7. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
  8. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
  9. План действий по модернизации общего образования, направленных на  реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
  10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
  12. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
  13. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  14. ФГОС  полного общего образования.
  15. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  16. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
  17. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
  18. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
  19.  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
  20. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

Дополнительные источники

  1. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой.М.: Эконом-Информ, 2009. 248 с.
  2. Болотов В., Г. Ковалева Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования? // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. – С.3-10.
  3. Выбор в современной школе: книга для учителя. СПб.: «Водолей», 2002
  4. Граничина О.А. Статистические  методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
  5. Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22-Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб.: РГПУ. 2004.
  6. Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. – 2003. – № 6(23). – С. 17-19.
  7. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).
  8. Сборник материалов "О реализации дополнительных предпрофессиональных программ". Автор-составитель: А.О. Аракелова – М., 2012 (для детских школ искусств).
  9. Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14
  10. Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.
  11. Храмцова И. А. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс реализации профильного обучения в системе непрерывного образования // Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ. – Екатеринбург, 2010. – С. 9-14
  12. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
  13. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М.,2005.


Приложение1.

Лист оценивания итоговой работы

Показатели оценки

Критерии оценивания

Оценка соответствия / балл

Дал анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Описал только реальную ситуацию

0

Описал только желаемую ситуацию

1

Обнаружил и сформулировал противоречие

2

Сформулировал профессиональную  проблему на основе проведенного анализа

Сформулировал профессиональную проблему с учетом выявленного (-ых) недостатка (-ов)

2

Сформулировал профессиональную проблему без учета выявленного (-ых) недостатка (-ов)

1

Не сформулировал профессиональную проблему

Экспертиза завершена

Описал новый образовательный результат, сформированный у обучающихся

Описал результат, направленный на решение профессиональной проблемы

2

Описал результат, позволяющий частично решить профессиональную проблему

1

Не описал результат

Экспертиза завершена

Охарактеризовал изменения в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Охарактеризовал изменения в образовательном процессе полностью

2

Охарактеризовал изменения в образовательном процессе частично

1

Не охарактеризовал изменения в образовательном процессе

Экспертиза завершена

Охарактеризовал изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

Охарактеризовал  изменение условий, позволяющих решить профессиональную проблему

2

Охарактеризовал  изменение условий, позволяющих решить профессиональную проблему, частично

1

Не охарактеризовал изменение условий, позволяющих решить профессиональную проблему

Экспертиза завершена

Всего баллов

Перевод баллов в оценочное суждение:

7-10 баллов - общепрофессиональная компетенция сформирована

До 7 баллов - общепрофессиональная компетенция  не сформирована


Требования к оформлению итоговой работы:

1. Объем – 10-12 страниц

2. Текст печатается через 1,5 межстрочный  интервал, шрифтом Times New Roman размера №14. Поля: верхнее – 2см., нижнее – 2см., правое – 2см., левое – 2,5 см. Номера страниц проставляются в нижней части листа.

3. Требования к содержанию соответствуют основным показателям оценки результата 2.

4. Предлагается следующий алгоритм выступления на этапе защиты итоговой работы:

  • актуальность темы, мотивация ее выбора, соотнесение личного опыта по решению профессиональной проблемы с достижениями педагогической науки и практики;
  • противоречия, их обусловленность педагогической практикой на современном этапе развития образования;
  • механизмы реализации выдвинутых идей;
  • полученный или прогнозируемый результат, механизм его оценки, инструменты оценивания результата;
  • перспективы решения проблемы.

Компьютерная презентация выступления  готовится в формате Microsoft Power Point (*.ppt), объемом не более 15 слайдов (предоставляется в электронном виде).


Показатели сформированности итоговых результатов модуля приведены в таблице

Конечные результаты

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

оценки

Результат 1. Педагог решает профессиональную проблему в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профессиональную деятельность.

Участник повышения квалификации  выполнил 70% заданий в ходе освоения содержания практикумов

Бланк оценивания

Результат 2.  Педагог осуществляет обоснованный выбор технологий, методов и приемов педагогической и управленческой деятельности, позволяющих  организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, контроля и оценки результатов и эффектов их деятельности, прогнозирования последствий.. 

Участник повышения квалификации

Дал анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности;

Сформулировал профессиональную  проблему на основе проведенного анализа;

Описал новый образовательный результат, сформированный у обучающихся;

Охарактеризовал изменения в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля),

Охарактеризовал изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

Бланк оценивания

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Дружные ребята"

проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (презентация)...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

«Дружные ребята». Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие доброжелательных межличностных отношений между детьми в процессе познавательной и игровой деятельности. Развитие умения взаимодействовать со  взрослыми.  Воспитание у детей чувства ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...

Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации...

«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста»

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.    В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоя...