Конспект занятия по развитию математических представлений и сенсорной культуры
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Захарова Людмила Валерьевна

Подготовительная группа

Тема: Часть и целое. Деление квадрата на четыре части разными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Подготовительная группа

Образовательная область: Познание. Развитие математических  представлений и сенсорной культуры

Тема: Часть и целое. Деление квадрата на 4 части разными способами.

Задачи:

  • Учить делить квадрат на 4 части разными способами;
  • Уточнить представления детей о том, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны;
  • Закрепить представление о последовательности чисел в натуральном ряду в; упражнять в счете;
  • Подвести к восприятию понятия «Дробь»;
  • Учить сочинять текст в эпистолярном жанре (жанре письма);
  • Познакомить с видами почтовых отправлений (посылка, письмо);
  • Развивать умение  решать проблемные ситуации коллективно (в подгруппах);
  • Продолжать развивать мелкую моторику посредством работы со счетными палочками, ножницами;
  • Воспитывать взаимовыручку, ответственность за общий результат

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, здоровье

Методы и приемы: игровая мотивация, метод показа, дидактическая игра, проблемная ситуация, обсуждение ее решения с помощью правила ладошки

Предварительная работа: чтение произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Последующая работа: экскурсия на почту

Оборудование и атрибуты: посылочная коробка, конверт, марки, фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, вырезанные из цветного картона, счетные палочки, квадраты из цветной бумаги для разрезания (3 штуки), ножницы.

Ход занятия:

  1. Мотивация

В. – Ребята, наш секретарь Юлия Александровна сообщила мне, что в адрес нашей группы с почты принесли посылку. Интересно, от кого она? Давайте вместе посмотрим. Кто может прочитать? (От Незнайки). Что же нам Незнайка прислал? (Открываем посылку). Да здесь письмо! Послушайте, что Незнайка нам написал:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Скоро у меня будет День рождения. Я пригласил на него своих друзей: доктора Пилюлькина, Знайку, Синеглазку и Цветика.

В. – Ребята, сколько друзей пригласил к себе Незнайка? (Четверо)

… Решил я украсить стол салфетками. Да вот беда: в доме у меня нашлась всего одна салфетка, но зато большая, квадратная, а гостей – четверо. Я подумал, что будет невежливо, если я одному гостю положу салфетку, а другим – нет. Может вы, ребята, поможете мне? (Да) … Я очень хочу быть гостеприимным хозяином. Я знаю, что Синеглазка предпочитает прямоугольные салфетки, Доктор Пилюлькин – обожает треугольные, а Знайке нравятся квадратные. Как им всем угодить? Помогите мне, ребята, очень прошу вас!

         До свидания,

        Ваш Незнайка»

2. Основная часть

В. – Ребята, вы готовы прийти на помощь Незнайке? Давайте обсудим, как решить его задачу и угодить всем его гостям?

  • Что у нас есть? (Салфетка в форме квадрата)
  • Что нам нужно сделать? (разделить на 4 части)
  • Равные или неравные? (Равные)
  • Какой формы должны быть эти части? (кавдратные, треугольные, прямоугольные)
  • Как мы будем их делить? (складывать, разрезать на части).
  • Что нам для этого понадобится? (Бумага, ножницы).

Во время обсуждения воспитатель загибает пальцы ладони в кулак, большой остается незагнутым (правило ладошки). И получается вот такой результат!

В. – Ребята, чтобы нам быстрее выполнить просьбу Незнайки, я предлагаю разделиться на подгруппы. А поможет нам это сделать волшебный мешочек. Кто вытянет из мешочка квадрат, тот будет делить салфетку на квадраты, кто треугольник – на треугольник, кто прямоугольник – на прямоугльник. (Дети делятся на подгруппы, усаживаются за стол, на котором лежит соответствующая фигура, подготовлены квадратные «салфетки» из цветной бумаги, ножницы).

В. – Договоритесь в подгруппах, кто из вас будет складывать, кто вырезать, а кто потом расскажет и покажет нам всем, как вы разделили квадрат.

Дети выполняют задание, воспитатель тоже делит салфетку на 4 неравные части произвольно.

Обсуждение результатов:

  • Кто будет из вашей подгруппы показывать, как вы разделили салфетку на 4 части?
  • Что сделали сначала? (Разделили пополам на квадрат/треугольник/прямоугольник)
  • Сколько частей получилось? (Две)
  • Как их можно назвать? (половинами).
  • А дальше что сделали? (половины сложили еще раз пополам)
  • Сколько частей получили (Четыре)
  • Как можно назвать эти части (Четверть)

В. – Пока вы делили ваши салфетки, я тоже решила помочь Незнайке и разделила свою салфетку вот так. Воспитатель показывает разрезанный произвольно квадрат.

  • Я правильно сделала? (Нет)
  • Почему? Я ведь разделила на 4 части (Они неравные)
  • Как это проверить? (Совместить стороны частей)
  • Можно ли назвать эти части четвертями? Почему?

В. - Ребята, просьбу Незнайки мы выполнили. Теперь нам нужно отправить ему наши салфеточки. А для этого мы напишем Незнайке письмо и положим его в конверт, но чтобы письмо дошло до адресата, оно должно быть правильно оформлено. Что нужно сделать прежде всего? (Написать, кому это письмо) Воспитатель пишет адресата. Но это еще не все. Нужно еще написать адрес, куда пойдет это письмо (в Цветочный город). На современных почтах есть умные машины, которые сами могут понять, куда надо отправить письмо. Но чтобы они смогли прочитать, мы должны написать адрес на языке, понятном для машин – языке цифр. При этом цифры должны быть написаны особым образом. Вот так. (На доске вывешивается образец записи цифр в виде индекса). У каждого города или поселка есть свой особый адрес в виде цифр. Например, у Цветочного города, где живет Незнайка, он вот такой, он называется индекс:

137645

Давайте индекс Цветочного города выложим из счетных палочек. У всех получился такой же индекс? Дойдет ли наше письмо по адресу?

  1. Физминутка

Дидактическая игра «Живые числа», повторяется дважды

В. – Ребята, мы оформили конверт, написали адрес, индекс. Но чтобы письмо отправилось в путь, необходимо наклеить марки. Кто знает, что это такое? (варианты детей). Марки – это особые почтовые «деньги». (Показ разных марок достоинством 6, 1, 5, 2, 4, 3 руб.). Я купила их на почте, и мне сказали, что стоимость отправки письма в Цветочный город 7 рублей. Какие марки мы можем наклеить, чтобы получилось 7 руб. (6+1, 4+3, 5+2). Наклеиваем любой из вариантов, предложенных детьми)

  1. Заключительная часть. Рефлексия

В. – А теперь нам осталось только написать ответное письмо Незнайке. Пойдемте на ковер, усаживайтесь поудобнее, будем писать. Вы будете мне диктовать, а я записывать. Хорошо? (Обратить внимание на наличие приветствия, прощания в письме, в основной части повторить, как мы справились с просьбой Незнайки, что нам удалось с легкостью, в чем были затруднения).

В. – Ой, ребята, я что-то сегодня рассеянная, совсем забыла, что в посылке от Незнайки были еще и подарки для вас. Вот они – раскраски с друзьями Незнайки. Мы их обязательно раскрасим вечером. А завтра сходим на почту и отправим наше письмо Незнайке.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию математических представлений «В гостях у трех поросят»

   Учить детей работать по схеме, ориентироваться на листе бумаги, используя сюжет знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счетных измерительных действий....

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Конспект занятия по развитию математических представлений и сенсорных способностей с детьми старшей (логопедической) группы «Встреча с цилиндром»

Конспект занятия по развитию математических представлений и сенсорных способностей с детьми старшей (логопедической) группы «Встреча с цилиндром»...

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе образовательная область «Познавательное развитие» (развитие математических представлений и сенсорной культуры)

Цель: Закреплять понятие о многоугольниках; развивать и корректировать пространственные, зрительные и математические представления через игровые ситуации с «ТИКО» конструктором....

Конспект занятия по развитию математических представлений в группе раннего дошкольного возраста Тема: «Развитие умения формировать группы однородных предметов и различать их количество: много -мало»

Конспект занятия по развитию математических представлений в группе раннего дошкольного возраста Тема:  «Развитие умения формировать группы однородных предметов и различать их коли...