НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Линия: прямая, кривая, ломанная»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Геращенко Ирина Ивановна

Цель: эффективность методов мотивации в развитии элементарных математических способностей.

Задачи:

  1. Знакомство с разнообразием линий, с понятиями: «прямая линия», «ломаная линия», «кривая линия»;
  2. Закрепить счет в пределах 10; умение найти и назвать недостающее число; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
  3. Упражнять в решении математических задач; развивать логическое мышление, память, воображение, зрительное и слуховое восприятие, речь, мелкую моторику пальцев; развивать любознательность, интерес к познанию нового;
  4. Воспитывать доброту, отзывчивость; интерес к различным видам деятельности;
  5.  Воспитывать умение взаимодействовать в коллективной  деятельности, желание оказать помощь, быть полезным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему:

 «Линия: прямая, кривая, ломанная»

Цель: эффективность методов мотивации в развитии элементарных математических способностей.

Задачи:

  1. Знакомство с разнообразием линий, с понятиями: «прямая линия», «ломаная линия», «кривая линия»;
  2. Закрепить счет в пределах 10; умение найти и назвать недостающее число; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
  3. Упражнять в решении математических задач; развивать логическое мышление, память, воображение, зрительное и слуховое восприятие, речь, мелкую моторику пальцев; развивать любознательность, интерес к познанию нового;
  4. Воспитывать доброту, отзывчивость; интерес к различным видам деятельности;
  5.  Воспитывать умение взаимодействовать в коллективной  деятельности, желание оказать помощь, быть полезным.  

Материал:

 наборы цифр до 10, счетные палочки, проволока, веревочки (нитки на каждого ребенка), карточки с разными линиями, цветные карандаши, картинки с разным количеством предметов, картинки с изображением человечков из геометрических фигур; магнитофон, аудиозапись, фонограмма с голосом.

        

Ход занятия:

  1. Этап: Организационный момент:

(Звучит тихая музыка, волшебница встречает детей).

- Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Я добрая волшебница. Я люблю волшебство. А вы любите волшебство?

(Дети отвечают).

- Я приглашаю вас отправиться в волшебную, необычную страну. Эта страна называется «Математика». Там мы встретимся с разными жителями  страны. Нас ждет много интересного и нам понадобятся ваши знания, умения, ваше внимание, терпение. Вы хотите отправиться в путешествие?

- Как вы думаете, на чем можно отправиться в волшебную страну?

(Дети предлагают свои варианты ответов).

- В волшебную страну на обычном транспорте не доберешься. Давайте закроим глаза и покружимся. Ведь волшебство у каждого из вас спиной. Это маленькие невидимые крылышки. Все вы превращаетесь в добрых маленьких волшебников.

  1. Этап: Знакомство с новым материалом

(Звучит голос королевы  из-за ширмы).

  • Здравствуйте ребята! Я - королева страны «Математики», рада приветствовать вас. Злая колдунья превратила жителей моей страны в разные предметы. Помогите мне их  расколдовать.

(Дети подходят к столу, на котором лежат: проволока, веревки, счетные палочки).

- Ребята, а я, кажется, знаю, как нам помочь королеве. Я считаю, что все эти предметы и являются жителями этой страны.

- Вот эта проволока, например, похожа на прямую линию. Только прямая линия не имеет ни конца, ни начала, она бесконечно продолжается во все стороны, у нее нет не изгибов, не углов. Подумайте и скажите - что похоже на прямую линию?

(Дети предлагают свои варианты ответов. Если дети затрудняются, то воспитатель показывает картинки, где изображены предметы с прямыми линиями).

  • Электронные провода
  • Рельсы
  • Дорога
  • Линейка и т.д.

- А теперь посмотрите, на что стала похожа проволока?

(Сгибаю проволоку в кривую линию. Дети предлагают свои варианты ответов).

  • Волны на реке
  • Тропинка в лесу
  • Гусеница и т.д.

- Молодцы! Эта проволока стала похожа на линию, которая так и называется – кривая, видите, у неё есть изгибы.

- А ещё из этой проволоки можно сделать другую линию, посмотрите.

(Сгибаю проволоку в ломаную, с изгибами).

- На что похожа эта линия? 

(Дети предлагают свои варианты ответов).

  • Сломанная ветка
  • Забор
  • Крыша дома
  • Молния на небе и т.д.

- Какие жители страны были превращены в проволоку?

III Этап: Закрепление полученных знаний.

- Ребята, посмотрите, какие еще предметы здесь находятся?

- Все эти предметы мы можем превратить в различные линии. Давайте начнем с палочек. Как вы думаете, какие линии можно сделать из палочек?

(Дети говорят и показывают: прямую, ломаную).

-А можно из палочек сделать кривую линию? А почему?

- Посмотрите  на предметы, и скажите из чего можно сделать кривую линию? Сделайте сами кривую линию.

(Дети должны выбрать  веревочку и самостоятельно сделать кривую линию).

- Молодцы! Вот видите, оказывается, что злая колдунья разные линии превратила в проволоку, верёвки и палочки. А линии это и есть жители страны «Математики». И я сейчас попробую их расколдовать. Давайте все эти предметы положим в сундучок, произнесём волшебные слова, и увидим, что произойдёт.

(Дети кладут все предметы в сундучок и вместе со мной произносят волшебные слова: «Один, два, три – сундучок предметы в линии преврати»!)

- Давайте посмотрим, что получилось.

(Открываю сундучок, и достаю из него карточки с изображением линий).

- Ребята, давайте их украсим: возьмите красный карандаш и обведите прямую линию; синим карандашом – ломаную; зеленым – кривую.

- С какими линиями мы познакомились?

- Молодцы!

(Звучит голос королевы)

  • Спасибо, ребята. Вы расколдовали моих жителей. Но это ещё не всё, другие жители моей страны поссорились, помогите их помирить.

(Дети находят карточку с перепутанными цифрами).

- Ребята, как мы можем помирить цифры?

(Дети предлагают свои варианты).

- Давайте расставим их по-порядку.

(Дети берут конверт и на ковре самостоятельно расставляют цифры).

- Давайте поиграем с цифрами в игру: «Какая цифра потерялась?»

(Показываю карточку с цифрами. Одна цифра пропущена. Дети должны назвать пропущенную цифру).

- Ребята, посмотрите, здесь ещё кто-то живёт. Что за странные человечки? Из чего они нарисованы?

(Показываю картинки из геометрических фигур).

- Давайте назовём фигуры, из которых они нарисованы.

(Звучит голос королевы).

  • Спасибо вам, большое за помощь. Вы расколдовали и помирили всех жителей моей страны. Ребята, что бы вы смогли вернуться в детский сад, вы должны решить математические задачки. Я надеюсь, вы справитесь. Ну а я с вами прощаюсь.  До свидания!

(Дети прощаются с королевой).

- Игра: «Реши задачки»

(Волшебница находит конверт с задачками и вместе с детьми решают).

IV Этап: Итог занятия

- Ну что же, ребята, королеве страны мы помогли, со всеми заданиями справились. Настало время возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и покружимся. И невидимые крылышки у нас за спиной перенесут нас обратно.

(Дети закрывают глаза, звучит музыка).

- Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие?

- Каких жителей страны «Математики» мы встречали, давайте вспомним?

- А вы запомнили, какие бывают линии? Назовите.

(Волшебница читает стихотворение и вручает детям эмблемы с изображением различных линий).

- Ребята, и мне пора прощаться с вами. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР .

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР ....