Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Гуренко Светлана Алексеевна

Тема: "Математические острова" для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: создание условий для интеллектуально-речевого развития посредством формирования математических представлений.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с понятием таблица (строка, столбец),  пользоваться простейшими таблицами. Закрепить умение соотносить цифру с количеством. Отрабатывать навыки счета. Формировать умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу. Вырабатывать практические навыки измерения длины с помощью мерки.

Развивающие: развивать психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.

Воспитательные: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии.

Демонстрационный материал: плакат с таблицей, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цифры 0 – 9, геометрические тела (шар, куб, цилиндр, конус).

Раздаточный материал: карта с обозначением корабля и домика Цирцеи, к которому ведут две дороги разные по длине; полоски-мерки, карандаши, фишки.       

Ожидаемые результаты:

- умение соотносить цифру с количеством;

- умение находить известные детям геометрические тела по осязательно воспринимаемому образу;

- развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками.

Ход НОД:

 (Раздается телефонный звонок)

- Ребята, на наш телефон пришло сообщение. Зайчата просят помощи. Они отправились в плавание и высадились на остров, не подозревая, что на этом острове живет злая волшебница Цирцея. Цирцея заколдовала зайчат и посадила в темницу.

- Ну что, ребята, спасем зайчат? (да)

- Нам предстоит длинное путешествие на волшебном корабле.

- Я капитан и всех приглашаю в свой экипаж. Во время нашего волшебного путешествия с нами могут случиться невероятные приключения.

Разминка.

Игра «Когда это бывает?»

- Проверим готовность экипажа к отплытию. Отгадайте мои загадки. Когда это бывает?

Над рекой заря встает                           

На дворе петух поет                              

Умываются котята                                

Просыпаются ребята.                            

 

Солнце в небе высоко

До заката далеко

Зерна в норку тащит мышь

Учит азбуку малыш.

 

Солнце красное зашло                          

Белка прячется в дупло                         

Дрема в гости к нам идет                       

Сказку он с собой ведет.                        

 

В небе звездочки горят

Птицы спят, и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках

Ну, а мы в своих кроватках.   

(Автор: Степанов В.А.)

- Экипаж в полном порядке. Поднять паруса! Отдать швартовый! Выходим в открытое море.

Остров геометрических фигур.

Игра «Рассели фигуры»

- Справа по борту наблюдаю царство геометрических фигур. Но что-то там не так. Вижу, все фигуры столпились около высокого дома. Давайте подплывем и все выясним.

- Ребята, оказывается, фигуры построили себе дом, но не знают, как расселиться в нем. Сейчас мы им поможем.

- Давайте сосчитаем число этажей в доме (один этаж, два, три, четыре).

- Этажи в этом доме называются строками. Это строки.  Повторите.

- Строки расположены слева направо.

- Какие фигуры живут на 1-ой строке? (круги).

- Какие фигуры живут на 2-ой строке (квадраты).

- А на какой строке живут треугольники? (на 3-ей).

- А прямоугольники? (на 4-ой).

- Ребята, на каждом этаже четыре квартиры. Квартиры в этом доме называются столбцами. Столбцы расположены сверху вниз.

- В 1-ом столбце живут только красные фигуры.

- Во 2-ом — только синие фигуры

- А в третьем столбце какие фигуры живут? (желтые)

- А в четвертом столбце живут какие фигуры по цвету? (зеленые)

- Идет домой красный круг. Где его квартира? Все круги живут на 1-ой строке. А красные фигуры живут в 1-ом столбце. Значит красный круг живет здесь (помещаю фигуру в нужную ячейку).

- Идет домой желтый квадрат.

- На какой строке живут квадраты? (на 2-ой строке)

- А в каком столбце живут желтые фигуры? (в 3-ем столбце).

- Значит желтый квадрат живет здесь.

(таким образом дети расселяют геометрические фигуры).

- Ребята, геометрические фигуры поняли, кто где живет и благодарят нас за помощь. А нам пора плыть дальше.

- Наше путешествие продолжается.

Остров цифр.

Игра «Соотнеси цифру с количеством»

- Прямо по курсу наблюдаю остров цифр. Вижу какой-то переполох. Что же там случилось. Давайте подплывем и увидим.

- Цифры разбрелись по острову и потеряли свои дома. Надо помочь цифрам встать на свои места.

- Ну, отважные мореплаватели, кто желает помочь обитателям острова?

- Саша, помоги. Скажи, какую цифру и куда нужно поставить? А мы с ребятами, будем проверять.

- Ну, вот мы и навели порядок на острове цифр. Цифры благодарят нас за помощь. А мы плывем дальше.

Остров Геометрических тел.

Игра «Найди на ощупь»

- Наше путешествие продолжается. Но что же это? Слева по борту вижу королевство геометрических тел.

- В королевстве произошло несчастье. Злой волшебник рассердился на жителей королевства и отправил их всех в глубокое подземелье. Спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за геометрическое тело?

- Кто хочет помочь? (в мешочке шар, куб, цилиндр, конус).

- Молодцы, ребята! Вы спасли все королевство!

- Жители королевства так обрадовались, что пустились в пляс. Давайте и мы с ними потанцуем!

Музыкальная пауза.

- Отдохнули. Надо плыть дальше. Зайчата ждут нашей помощи. Следуем дальше по заданному курсу.

Волшебный остров.

Игра «Измерь дорожку»

- Но что я вижу! Вот и долгожданный остров. Сойдем с корабля, только тихо, чтобы злая волшебница Цирцея нас не услышала (дети садятся за столы).

- Ребята, наш корабль причалил к берегу. Найдите на своих листах корабль.

- От корабля к домику Цирцеи ведут две дороги. Надо найти короткую дорогу, чтобы быстрее спасти зайчат.

- Как узнать, какая дорога короткая? (нужно измерить).

- Чем надо измерять? (меркой).

- Не забывайте, что мерку надо прикладывать к началу дорожки и обязательно ставить метку. На какой дорожке уместится меньше мерок, та дорожка и короче.

- Приступайте к измерению (самостоятельная работа).

- Закончили. Ну и какая дорожка короче: красная или голубая? (красная).

Возвращение в детский сад.

- Молодцы, вы правильно справились с заданием и спасли зайчат.

- Пойдемте на корабль вместе с зайчатами и отплываем в обратный путь.

- На горизонте все спокойно, можно отдохнуть.

- Ребята, давайте расскажем зайчатам о наших невероятных приключениях.

- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? С кем вы встречались на пути? Кому вы помогали?

- За разговорами мы и не заметили, как оказались в детском саду. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...