Сенсорное развитие.
проект по математике на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации социальной реабилитации, учитывающей степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
В процессе реабилитации детей с нарушениями в развитии необходимо учитывать не только уровень их знаний и умений, но и функционирование сенсорных систем. Сенсорное развитие, является одним из компонентов умственного развития ребенка, имея при этом и самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие является базовым и для успешного овладения многими видами деятельности, у ребенка должна формироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром.
Необходимой предпосылкой познавательного развития детей является целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию и обогащению чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.), а также усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, величины, цветового спектра.
Поэтому необходима дифференцированная помощь детям, направленная на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Зачастую, дети с ограниченными возможностями не посещают детских дошкольных учреждений, а младшие дошкольники обучаются на дому и получают образование только по основным предметам. Следовательно, целенаправленного сенсорного воспитания этих детей не осуществляется.
Часть детей с ограниченными возможностями, имеют сохранный интеллект, но недостаточность сенсорного развития обусловлена бедностью сенсорного опыта из-за малой мобильности. У многих детей в связи с заболеванием имеются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук.
Существующие комплексы занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста не совсем подходят для детей с ОВ как дошкольного, так и школьного возраста.
Одним из важнейших путей разрешения этой проблемы – правильный выбор и разнообразие форм, методов, приемов и средств реабилитации, использование новейших технологий осуществления сенсорного развития детей с ОВ
Поэтому целью данной программы является создание условий для развития, восприятия и функционирования сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями.
Задачи программы:
1.Формировать у детей с ОВ, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
2. Формировать у детей с ОВ пространственно-временные ориентировки.
3. Развивать у детей с ОВ восприятие цвета, формы, величины.
4. Корректировать зрительно-моторную координацию и целенаправленность движений и действий.
Принципы реализации программы
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
- Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
- Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Участники программы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 14лет.
Содержание программы.
Программа состоит из следующих этапов:
I. Предварительный этап включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Формирование групп для коррекционных занятий.
II. Основной этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:
1.Развитие крупной и мелкой моторики
- Развитие мелкой моторики пальцев и руки.
- Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)
- Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)
2.Тактильно-двигательное восприятие
- Определение на ощупь величины предмета
3.Восприятие формы, величины, цвета
- Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
- Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом
- Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
- Различение предметов по величине (большой - маленький)
- Сравнение 2-х предметов по высоте и длине
- Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине
- Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу
- Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)
- Различение и обозначение основных цветов. Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале
4.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
- Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
- Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов.
5.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
- Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Различение речевых и музыкальных звуков
6.Восприятие пространства
- Ориентировка на собственном теле (правая /левая/ рука/нога)
- Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)
- Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении
- Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний)
- Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона)
7.Восприятие времени
- Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков времён года: лето, зима, осень
- Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
- Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.
III Заключительный этап предполагает проведение повторной диагностики, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
Методы и приемы реализации программы
В процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
- совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- действия детей по образцу;
- действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- использование рисунков и аппликаций в процессе других занятий.
Срок реализации программы 3 года
Ожидаемый результат
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов дети с ограниченными возможностями должны научиться:
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- уметь ориентироваться по слуху;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции.
Также должен повыситься уровень развития моторики и координации движений.
Диагностика
Для определения динамики уровня развития детей, были взяты критерии, определяющие уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и моторики.
Предлагаемая система параметров предназначена для детей с нарушениями развития, в возрасте от 4-х до 14 лет. Такой широкий возрастной диапазон обусловлен тем, что при диагностике состояния сенсорной сферы и моторики у ребёнка с патологией развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом.
Таким образом, можно применять одинаковые индикаторы для определения уровня развития сенсорной сферы и моторики, как у детей дошкольного возраста, так и у более старших детей.
Критерии оценки
1 год реализации программы
Развития мелкой моторики и координации движений руки и глаза
- Обводит ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых.
- Обводит по трафарету (внутреннему и внешнему) и штрихует карандашом с помощью взрослых.
Тактильно-двигательное восприятие
- Определяет на ощупь предметы, величину, предмета.
- Умеет раскатывать округлые формы из пластилина.
Восприятие формы, величины, цвета.
- Выделяет форму предмета (шар); отличает шар от любого многоугольника.
- Обозначает формы предмета словом.
- Группирует предметов и их изображений по форме.
- Знает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
- Различает и обозначает основные цвета.
- Составляет целое из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
- Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
- Выделяет и различает звуки окружающей среды.
- Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки.
Восприятие пространства.
- Показывает на себе основные части тела и лица.
- Находит, показывает и по возможности называет основные части тела и лица на кукле.
- Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)
- Ориентируется в помещении по инструкции педагога.
- Определяет расположение предметов в помещении (вверху – внизу).
Восприятие времени.
- Узнает и по возможности называет простейшие явления природы (идёт дождь, идёт снег).
- Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий
- Узнает и называет по характерным признакам времена года (зима).
- Узнает солнце и луну в природе и по иллюстрации.
- Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.
2 год реализации программы
Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза
- Обводит ладони и пальцев карандашом с частичной помощью взрослых и самостоятельно.
- Показывает на себе основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.).
- Обводит по трафарету, по опорным точкам, штрихует совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно.
- Раскрашивает контурные изображения карандашами, фломастерами.
- Составляет изображение путём наклеивания готовых форм.
Тактильно-двигательное восприятие.
- Определяет на ощупь предмет и величину предмета (большой - маленький).
- Умеет раскатывать прямыми и круговыми движениями, разминает, разрывает на крупные куски и т.д.
Восприятие формы, величины, цвета.
- Выделяет форму предмета (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.
- Объединяет фигуры в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).
- Различает плоскостные и объёмные фигуры.
- Определяет величины большой - маленький, пользуясь приёмами наложения и приложения, проводит проверку правильности выполнения.
- Знает цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный). Различает и обозначает основные цвета.
- Составляет целое из частей (3 - 4 детали) на разрезном наглядном материале.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
- Имеет навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
- Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов.
- Определяет изменения в предъявленном ряду.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
- Выделяет и различает звуки окружающей среды.
- Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки: шелест листьев, скрип снега, шум шин имитация крика животных.
Восприятие в пространстве.
- Показывает на себе основные части тела и лица.
- Находит и показывает и по возможности называет основные части тела и лица на кукле, мягкой игрушке (разного размера).
- Ориентируется на собственном теле (правая /левая/ рука/нога, правая/ левая часть тела).
- Ориентируется в помещении по инструкции педагога.
- Выполняет различные игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.
- Определяет расположение предметов в помещении (справа – слева, вверху – внизу и др.).
Восприятие времени.
- Узнает и называет простейшие явления природы (ветер, идёт дождь, идёт снег).
- Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий.
- Узнает и называет на основе наиболее характерных признаков контрастных времён года: лето и зиму.
- Узнает солнце и луну в природе и по иллюстрации.
- Узнает и называет, имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.
3 год реализации программы
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
- Имеет навыки владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).
- Обводит по трафарету (внутреннему и внешнему) и штрихует самостоятельно.
- Умеет завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать.
- Имеет навык работы в технике «рваной» аппликации.
- Умеет сгибать бумагу, вырезать ножницами прямые полосы.
Тактильно-двигательное восприятие.
- Определяет на ощупь плоскостные фигуры и предметы, величины предмета (большой - маленький - самый маленький).
- Имеет навыки работы с пластилином.
Восприятие формы, величины, цвета.
- Имеет сформированные сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
- Выделяет форму предмета; обозначает форму предмета словом.
- Группирует предметы и их изображения по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).
- Различает и сравнивает предметы по величине (большой - маленький).
- Сравнивает 2 предмета по высоте и длине.
- Сравнивает 2 предмета по ширине и толщине.
- Моделирует геометрические фигуры из составляющих частей по образцу.
- Знает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Различает и обозначает основные цвета.
- Составляет целое из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
- Имеет навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
- Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
- Выделяет и различает звуки окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).
- Различает музыкальные звуки и речевые звуки.
Восприятие пространства.
- Ориентируется на собственном теле (правая /левая/ рука/нога).
- Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).
- Ориентируется в помещении (игровая комната). Определяет расположение предметов в помещении.
- Ориентируется в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний).
- Ориентируется на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона).
- Составляет на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.
Восприятие времен.
- Узнает и называет на основе наиболее характерных признаков времён года: лето, зима, осень.
- Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий.
- Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.
Эффективность реализации программы оценивается объему освоение навыков и умений по каждому показателю всех разделов:
Высокий уровень – освоение от 65 до 100% показателей.
Средний уровень – освоение 40 – 64% показателей.
Низкий уровень – освоение 0 - 39% показателей
Тематический план программы
Первый год реализации программы
Тема | Задачи | вид деятельности | ||
сентябрь | ||||
3 неделя | Диагностика | Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий. | Наблюдение, опрос тестирование. | |
4 неделя | Диагностика | Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий. | Наблюдение, опрос тестирование | |
октябрь | ||||
1 неделя | Величина. | Познакомить с понятием величина. Научить определять величину предметов (большой, маленький). | Упражнение в раскатывании пластина. Лепка. Игры с крупной мозаикой. | |
2 неделя | Составление целого из частей. | Дать представление о том, что целое состоит из частей. Учить составлять целое из двух частей. | Работа с разрезным материалом | |
3 неделя | Форма предмета. | Учить выделять шар среди многоугольников, Развивать тактильные способности. | Определение на ощупь предметов круглой формы. | |
4 неделя | Группировка предметов и их изображений по форме. | Учить определять простую форму в предметах и группировать их по форме; обозначать форму предмета словом. | Дидактическая игра «Найди такой же» | |
ноябрь | ||||
1 неделя | Сравнение предметов по величине и форме. | Продолжать учить определять простою форму в предметах. Учить сравнивать предметы по признаку, находить отличительные и общие признаков 2-х предметов. | Дидактическая игра «Определение на ощупь величину предмета», «Сравни предметы» | |
2 не. | Цвета: красный. | Учить различать и выделять красный цвет в предметах. | Дидактическая игра: «Найди по цвету». | |
3 нед | Цвета: желтый. | Учить выделять предметы красного и желтого цвета среди других. | Дидактические игры: «Найди по цвету». «Назови цвет предмета» | |
4 неделя | Цвета: синий.. | Закрепить представления о красном и желтом цвете. Учить различать и выделять синий цвет | Дидактические игры: «Найди по цвету», «Назови цвет предмета» | |
декабрь | ||||
1 неделя | Цвета: зеленый | Закрепить представления об основных цветах. Развивать умение находить предметы из окружения по цвету. Продолжать учить находить предметы из окружения по заданным параметрам | Дидактическая игра: «Угадай, какого цвета» | |
2 неделя | Часть и целое. | Формировать навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции) | Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки) | |
3 неделя | Человек. Части тела. | Формировать представление о частях тела и лица человека. Учить находить, показывать и по возможности называть основные части тела и лица. | Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица. | |
4 неделя | Графический след. | Закрепить основные цвета. Развивать координацию движений руки и глаза. | Пальчиковая гимнастика Рисование на бумаге цветными карандашами и фломастерами. Обводка ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых | |
Январь | ||||
1 нед. | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. | Наблюдение, опрос тестирование | |
2 нед. | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. | Наблюдение, опрос тестирование | |
3 нед | Ориентировка в пространстве. | Сформировать представления о понятиях вверх, вниз. | Дидактическая игра: «Что где?». Определение положения предметов в помещении. | |
4 неделя | Ориентировка в пространстве (направление) | Дать представление о направлении в пространстве (спереди, сзади) | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции. | |
февраль | ||||
1 неделя | Трафареты. Штриховка. | Закрепить представлений об основных цветах. Развивать координацию движений руки и глаза. | Пальчиковая гимнастика Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | |
2 неделя | Человек в пространстве. | Закреплять навыки ориентировки в схеме тела человека стоящего напротив. | Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на кукле. | |
3 неделя | Ориентировка в пространстве (закрепление) | Закрепить навыки и умения ориентироваться в помещении, двигаться в пространстве в заданном направлении. | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции. | |
4 неделя | Положение предметов в пространстве | Закрепить умения определять положение предметов в пространстве, составлять целое из 2-3х частей. | Дидактическая игра: «Что? Где?», Работа с разрезными картинками | |
Март | ||||
1 неделя | Обследование предметов. | Формировать навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции). Закрепить представления о форме, величине, цвете. | Дидактические игры: «Какой фигуры не стало», «Найди по цвету, форме, величине». | |
2 нед. | Звуки окружающего мира | Закрепить умения различать и выделять звуки окружающего мира (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | Дидактическая игра «Узнай на слух» | |
3 неделя | Речевые звуки. Звуки музыкальных инструментов | Закреплять навыки различения и выделения речевых звуков и музыкальных инструментов | Прослушивание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных). | |
4 неделя | Явления природы. | Формирование представлений о простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). | Узнавание и по возможности называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий | |
Апрель | ||||
1 неделя | Зима | Дать представления о зиме, как времени года, явлениях природы | Дидактическая игра «Когда это бывает». Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима). | |
2 неделя | Весна | Продолжать формировать представления о временах года. Учить различать и выделять время года по характерным признакам. | Дидактическая игра «Когда это бывает». | |
3 неделя | Времена года | Закрепить представления о временах года: зиме и весне. Продолжать формировать аналитические навыки. | Дидактическая игра «Когда это бывает». «Найди отличия» | |
4 неделя | День, ночь. | Формировать представления детей о частях суток: дне и ночи. Учить узнавать солнце и луну в природе и по иллюстрации | Дидактическая игра «Когда это бывает?». Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции. | |
Май | ||||
1 неделя | Закрепление пройденного материала (признаки предметов, составление целого из частей.) | Закрепить знания и представления детей о величине, форме, цвете. Закрепить умения различать, выделять и называть признаки предметов, сравнивать предметы по 2-3м признакам. | Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чего не стало». Сравнение предметов по признакам, нахождение предмета по заданным параметрам. | |
2 неделя | Закрепление пройденного материала (пространственные представления) | Закрепить умения определять расположения предметов в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) ориентироваться в помещении по инструкции педагога. | Дидактические игры: «Что где», «Беги к чему скажу». Движение в помещении по инструкции. | |
3 неделя | Закрепление пройденного материала (части суток, времена года) | Закрепить знания и представления детей о пройденных временных представлениях | Дидактические игры: «Когда это бывает», «Покажи - отгадай» | |
4 нед. | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. | Наблюдение, опрос тестирование |
2 год реализации программы
Тема | Задачи | вид деятельности | |||
сентябрь | |||||
3 неделя | Диагностика | Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий. | Наблюдение, опрос тестирование. | ||
4 нед | Диагностика | Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий. | Наблюдение, опрос тестирование | ||
октябрь | |||||
1 неделя | Величина. | Закрепить представления детей о понятии величина. Учить определять величину предметов (большой, средний, маленький). Развивать тактильные способности | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Игры с крупной мозаикой. | ||
2 неделя | Составление целого из 2х частей. Деление целого на части | Закрепить представление о том, что целое состоит из частей. Развивать тактильные способности. | Работа с разрезным материалом. Составлять целое из двух частей. Работа с пластилином: раскатывание прямыми и круговыми движениями, разминание, разрывание на крупные куски и т.д.). | ||
3 нед | Геометрические фигуры (шар, куб) | Формировать представление о геометрических фигурах. Познакомить с геометрической фигурой кубом. Учить определять простую форму в предметах. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | ||
4 неделя | Плоскостные и объемные фигуры (круг) | Дать представление о круге. Дать представление о плоскостных и объемных геометрических фигурах. Продолжать учить определять простую форму в предметах. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | ||
ноябрь | |||||
1 неделя | Квадрат. Геометрические фигуры. | Закрепить представления о геометрических фигурах. Продолжать учить определять и называть геометрические фигуры. | Дидактическая игра: «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». Соотнесение плоскостных и объёмных фигур | ||
2 неделя | Определение величины наложением и приложением. | Учить определять величину предмета, используя приемы наложения и приложения, проводить проверку. | Сравнение предметов путем наложения и приложения. | ||
3 нед | Основные цвета. | Закрепить умения различать и выделять основные цвета. | Дидактические игры: «Найди по цвету», «Назови цвет предмета» «Светофор» | ||
4 нед | Цвет черный | Закрепить представления об основных цветах. Учить определять и выделять черный цвет. | Дидактические игры: «Найди по цвету», «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета) | ||
декабрь | |||||
1 неделя | Цвета: белый. | Закрепить представления об основных цветах. Учить определять и выделять черный и белый цвета. Продолжать учить находить предметы из окружения по заданным параметрам. | Дидактическая игра: «Угадай, какого цвета». «Найди по цвету, форме, величине». | ||
2 неделя | Сравнение предметов по признакам. | Продолжать учить находить отличительные признаки предметов. Формировать навыки определения изменений в предъявленном ряду | Дидактические игры: «Найди отличия», «Какой фигуры не стало», Определение формы предмета на ощупь. | ||
3 неделя | Человек. Части тела. | Продолжать формировать представление о частях тела и лица человека. Учить находить, показывать и по возможности называть основные части тела и лица. | Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на себе, кукле, животном | ||
4 неделя | Трафарет. | Закрепить основные цвета. Развивать координацию движений руки и глаза. Учить работать с трафаретом | Пальчиковая гимнастика Обводка ладони и пальцев карандашом, работа с трафаретом по внешнему и внутреннему контуру. | ||
Январь | |||||
1 нед | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. | Наблюдение, опрос тестирование | ||
2 нед | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. | Наблюдение, опрос тестирование | ||
3 нед | Расположение в пространстве. | Сформировать представления о понятиях вправо, влево, вверх, вниз. | Дидактическая игра: «Что где?». Определение положения предметов в помещении. | ||
4 нед | Ориентировка в пространстве. | Дать представление о направлении в пространстве (справа, слева, спереди, сзади) | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции. | ||
февраль | |||||
1 неделя | Опорные точки | Закрепить представлений об основных цветах. Учить соединять точки, штриховать. Развивать координацию движений руки и глаза. | Пальчиковая гимнастика Соединение опорных точек, штриховка внутри контура. | ||
2 нед | Составление изображений. | Учить составлять изображение, путем наклеивания готовых форм, закрепить геометрические фигуры, цвета. | Составление изображений из 3-4х деталей | ||
3 неделя | Ориентировка в пространстве | Закрепить пространственные представления и умения двигаться и перемещать части тела по инструкции. | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции. | ||
4 нед | Признаки предметов. | Продолжать учить сравнивать предметы по признакам, выделять, «лишний» предметы из группы предметов» | Дидактические игры: «Найди лишнее», «Найди отличие» | ||
Март | |||||
1 неделя | Раскрашивание по контуру. | Продолжать формировать навыки работы с трафаретом. Учить аккуратно раскрашивать внутри контура. | Работа с трафаретом по внешнему и внутреннему контуру, раскрашивание внутри контура. | ||
2 нед | Звуки окружающего мира | Закрепить умения различать и выделять звуки окружающего мира. (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | Дидактическая игра «Узнай на слух» | ||
3 неделя | Речевые звуки. Звуки музыкальных инструментов | Закреплять навыки различения и выделения речевых звуков, музыкальных инструментов | Прослушивание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). | ||
4 неделя | Явления природы. | Продолжать учить узнавать и называть явления погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). | Узнавание и по возможности называние простейших явлений природы (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий | ||
Апрель | |||||
1 неделя | Времена года (зима) | Закрепить представления о зиме как о временах года, явлениях природы связанных с ними. | Дидактическая игра «Когда это бывает». Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима). | ||
2 нед | Времена года Весна, лето | Продолжать формировать представления о временах года. Учить различать и выделять время года по характерным признакам. | Дидактическая игра «Когда это бывает». | ||
3 неделя | День, ночь. | Закреплять представления детей о частях суток дне и ночи. | Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации. «Дидактическая игра «Когда это бывает». | ||
4 неделя | Части суток | Дать представления детям о том, что такое режим дня. Познакомить со всеми частями суток | Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции. | ||
Май | |||||
1 неделя | Закрепление пройденного материала (составление целого из частей и деление целого на части.) | Закреплять умения детей составлять целое из 3-4х частей, делить целое на части. | Работа с разрезными картинками, работа с пластилином. | ||
2 неделя | Закрепление пространственных представлений. | Закрепить умения определять расположения предметов в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) ориентироваться в помещении по инструкции педагога. | Дидактические игр: «Что где», «Беги к чему скажу». Движение в помещении по инструкции. | ||
3 нед | Закрепление временных представлений | Закрепить знания и представления детей о пройденных временных представлениях | Дидактические игры: «Когда это бывает», «Покажи - отгадай» | ||
4 нед | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. | Наблюдение, опрос тестирование |
3 год реализации программы
тема | задачи | вид деятельности | ||
сентябрь | ||||
3 неделя | Диагностика | Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий. | Наблюдение, опрос тестирование. | |
4 неделя | Диагностика | Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий. | Наблюдение, опрос тестирование | |
октябрь | ||||
1 неделя | Величина | Закрепить навыки и умения определять величину предмета на вид, на ощупь. Учить определять и называть самый большой, самый маленький предметы. | Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Игры с крупной мозаикой. Определение на ощупь плоскостных фигур. | |
2 неделя | Составление целого из 3-4х частей. Деление целого на части | Закрепить представление о том, что целое состоит из частей. Развивать тактильные способности. | Работа с разрезным материалом. Составлять целое из трех и четырех частей. Работа с пластилином: | |
3 нед | Геометрические фигуры | Формировать сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | |
4 неделя | Форма предметов. | Закреплять умение определять на ощупь и обозначать форму предмета словом. Учить группировать предметы по форме. | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме», Найди подобное» | |
ноябрь | ||||
1 н | Длина, ширина. | Формировать представления о длине, ширине. | Различение и обозначение длины и ширины. | |
2 нед | Высота, толщина | Формирование представлений об эталонах величины. | Дидактические игры: «Найди длину, ширину, высоту», «Скажи наоборот». | |
3 нед | Составление геометрических фигур из составляющих частей. | Формировать навыки моделирования геометрических фигур по образцу из составляющих частей. | Составление целого из частей. | |
4 нед | Основные цвета. | Закрепить умения различать и выделять основные цвета. | Дидактические игры: «Найди по цвету», «Назови цвет предмета» «Светофор» | |
декабрь | ||||
1 неделя | Графическая работа | Закрепить представления об основных цветах. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | Работа с трафаретами, штриховка, раскрашивание. | |
2 нед | Сравнение предметов по признакам. | Закрепить умение находить общие и отличительные признаки предметов, навыки определения изменений в предъявленном ряду | Дидактические игры: «Найди отличия», «Какой фигуры не стало», Определение формы предмета на ощупь. | |
3 неделя | «Рванная» аппликация. | Познакомить детей с техникой «рваной аппликации». Развивать мелкую моторику и координацию движения кистей рук. Продолжать учить составлять изображение целого из частей. | Аппликация | |
4 нед | Оригами | Познакомить детей с техникой оригами. Формировать навыки работы с бумагой. | Пальчиковая гимнастика Складывание фигурки из бумаги. | |
январь | ||||
1 нед | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. | Наблюдение, опрос тестирование | |
2 нед | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. | Наблюдение, опрос тестирование | |
3 нед | Ориентировка на собственном теле. | Закрепить умение находить, показывать и называть части тела и лица. | Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога) | |
4 нед | Ориентировка в пространстве. | Закрепить умения ориентироваться в помещении, определять расположение предметов, двигаться в заданном направлении | Дидактическая игра «Зеркало» Ориентировка в помещении по инструкции. | |
февраль | ||||
1 нед | Работа с ножницами. | Учить нарезать лист бумаги на полосы. Закрепить навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать координацию движений руки и глаза. | Работа с бумагой и ножницами. Пальчиковая гимнастика. | |
2 неделя | Ориентировка на листе бумаги. | Закрепить пространственные представления. Учить ориентироваться на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона). Развитие навыков владения письменными принадлежностями | Графический диктант. | |
3 нед | Ориентировка в линейном ряду. | Учить ориентироваться в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний) | Дидактические игры: «Чего не стало», «Что изменилось» | |
4 нед | Описание предмета. | Формировать навыки зрительного анализа предметов (признаки, положение в пространстве) | Дидактические игры: «Отгадай о чем речь», «Опиши предмет» | |
март | ||||
1 неделя | Графическая работа | Развивать навыки владения письменными принадлежностями. Закрепить навыки работы с трафаретом, ориентировки на листе бумаги. | Работа с трафаретом по внешнему и внутреннему контуру, раскрашивание внутри контура. | |
2 неделя | Звуки окружающего мира | Закрепить умения различать и выделять звуки окружающего мира (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | Дидактическая игра «Узнай на слух» | |
3 неделя | Речевые звуки. Звуки музыкальных инструментов | Закреплять навыки различения и выделения речевых звуков, музыкальных инструментов | Прослушивание музыкальных произведению. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных). | |
4 неделя | Явления природы. | Закрепить представления о явления природы (Снег, дождь, вьюга, ветер). | Узнавание называние явлений природы (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий | |
апрель | ||||
1 нед | Времена года | Закрепить представления о временах года, явлениях природы связанных с ними. Продолжать учить различать и выделять время года по характерным признакам. | Дидактическая игра «Когда это бывает». Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима). | |
2 неделя | Застежки. | Формировать навыки и умения расстёгивать и застегивать одежду. Развивать мелкую моторику и координацию движений кистей рук. | Работа с рамками Монтессори (пуговицы, липучки, застежки) | |
3 неделя | Части суток | Закреплять представления детей о частях суток, режиме дня. | Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации. «Дидактическая игра «Когда это бывает». Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток | |
4 нед | Узел и бантик. | Формировать навыки и умения завязывать простой узел, и узел с бантом. Развитие мелкой моторики. | Работа со шнуровками и лентами. | |
май | ||||
1 нед | Застегни и расстегни. | Учить застегивать и расстегивать одежду и обувь. Развивать мелкую моторику. | Работа с рамками Монтессори. Застегивание одежды и обуви. | |
2 неделя | Закрепление пространственных представлений. | Закрепить умения определять расположения предметов в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) ориентироваться в помещении по инструкции педагога. | Дидактические игры: «Что где», «Беги к чему скажу». Движение в помещении по инструкции. | |
3 нед | Закрепление временных представлений | Закрепить знания и представления детей о пройденных временных представлениях | Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Покажи - отгадай» | |
4 нед | Диагностика | Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой моторики. | Наблюдение, опрос тестирование |
Карты диагностического обследования.
Первый год реализации программы
№ | Диагностируемые знания, умения и навыки | Фамилия, имя | |||||||||||||
1. | Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза | ||||||||||||||
1.1. | Обводит ладони и пальцы рук с помощью взрослого. | ||||||||||||||
1.2. | Обводит по трафарету | ||||||||||||||
1.3. | Штрихует карандашом | ||||||||||||||
2. | Тактильно-двигательное восприятие | ||||||||||||||
2.1. | Определяет на ощупь предметы, величину предмета | ||||||||||||||
2.2. | Умеет раскатывать округлые формы из пластилина. | ||||||||||||||
3. | Восприятие формы, величины, цвета | ||||||||||||||
3.1. | Выделяет форму предмета (шар); отличает шар от любого многоугольника. | ||||||||||||||
3.2. | Обозначает формы предмета словом. | ||||||||||||||
3.3. | Группирует предметов и их изображений по форме. | ||||||||||||||
3.4. | Различает и обозначает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) | ||||||||||||||
3.5. | Составляет целое из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале | ||||||||||||||
4. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | ||||||||||||||
4.1. | Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов. | ||||||||||||||
5. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | ||||||||||||||
5.1. | Выделяет и различает звуки окружающей среды | ||||||||||||||
5.2. | Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки. | ||||||||||||||
6. | Восприятие пространства | ||||||||||||||
6.1. | Показывает на себе основные части тела и лица | ||||||||||||||
6.2. | Находит, показывает и по возможности называет основные части тела и лица на кукле. | ||||||||||||||
6.3. | Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентируется в помещении по инструкции педагога | ||||||||||||||
6.4. | Определяет расположение предметов в помещении (вверху – внизу). | ||||||||||||||
7. | Восприятие времени | ||||||||||||||
7.1. | Узнает и по возможности называет простейшие явления природы (идёт дождь, идёт снег). | ||||||||||||||
7.2. | Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий | ||||||||||||||
7.3. | Узнает и называет по характерным признакам времена года (зима). | ||||||||||||||
7.4. | Узнает солнце и луну в природе и по иллюстрации | ||||||||||||||
7.5. | Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции | ||||||||||||||
7.6. | Общая оценка уровня развития и сформированности навыков |
Второй год реализации программы
№ | Диагностируемые знания, умения и навыки | Фамилия, имя | |||||||||||||
1 | Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза | ||||||||||||||
1.1 | Обводит ладони и пальцев карандашом с частичной помощью взрослых и самостоятельно | ||||||||||||||
1.2 | Показывает на себе основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.) | ||||||||||||||
1.3 | Обводит по трафарету, по опорным точкам, штрихует совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно.. | ||||||||||||||
1.4 | Раскрашивает контурные изображения карандашами, фломастерами | ||||||||||||||
1.5 | Составляет изображение путём наклеивания готовых форм. | ||||||||||||||
2. | Тактильно-двигательное восприятие | ||||||||||||||
2.1 | Определяет на ощупь предмет и величину предмета (большой - маленький) | ||||||||||||||
2.2 | Умеет раскатывать прямыми и круговыми движениями, разминает, разрывает на крупные куски и т.д | ||||||||||||||
3. | Восприятие формы, величины, цвета | ||||||||||||||
3.1 | Выделяет форму предмета (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции. | ||||||||||||||
3.2 | Объединяет фигуры в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты) | ||||||||||||||
3.3 | Различает плоскостные и объёмные фигуры | ||||||||||||||
3.4 | Определяет величины большой - маленький, пользуясь приёмами наложения и приложения, проводит проверку правильности выполнения | ||||||||||||||
3.5 | Знает цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный). Различает и обозначает основные цвета | ||||||||||||||
3.6 | Составляет целое из частей (3 - 4 детали) на разрезном наглядном материале | ||||||||||||||
4. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | ||||||||||||||
4.1 | Имеет навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога) | ||||||||||||||
4.2 | Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов | ||||||||||||||
4.3 | Определяет изменения в предъявленном ряду | ||||||||||||||
5. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | ||||||||||||||
5.1 | Выделяет и различает звуки окружающей среды | ||||||||||||||
5.2 | Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки. | ||||||||||||||
6. | Восприятие пространства | ||||||||||||||
6.1 | Показывает на себе основные части тела и лица | ||||||||||||||
6.2 | Находит и показывает и по возможности называет основные части тела и лица на кукле, мягкой игрушке (разного размера) | ||||||||||||||
6.3 | Ориентируется на собственном теле (правая /левая/ рука/нога, правая/ левая часть тела) | ||||||||||||||
6.4 | Ориентируется в помещении по инструкции педагога | ||||||||||||||
6.5 | Выполняет различные игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела | ||||||||||||||
6.6 | Определяет расположение предметов в помещении (справа – слева, вверху – внизу и др.) | ||||||||||||||
7. | Восприятие времени | ||||||||||||||
7.1 | Узнает и по возможности называет простейшие явления природы (идёт дождь, идёт снег, ветер). | ||||||||||||||
7.2 | Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий | ||||||||||||||
7.3 | Узнает и называет на основе наиболее характерных признаков контрастных времён года: лето и зиму | ||||||||||||||
7.4 | Узнает солнце и луну в природе и по иллюстрации | ||||||||||||||
7.5 | Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции | ||||||||||||||
7.6 | Общая оценка уровня развития и сформированности навыков |
Третий год реализации программы
№ | Диагностируемые знания, умения и навыки | Фамилия, имя | |||||||||||||
1. | Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков | ||||||||||||||
1.1 | Имеет навыки владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | ||||||||||||||
1.2 | Обводит по трафарету (внутреннему и внешнему) и штрихует самостоятельно | ||||||||||||||
1.3 | Умеет завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать | ||||||||||||||
1.4 | Имеет навык работы в технике «рваной» аппликации | ||||||||||||||
1.5 | Умеет сгибать бумагу, вырезать ножницами прямые полосы | ||||||||||||||
2. | Тактильно-двигательное восприятие | ||||||||||||||
2.1 | Определяет на ощупь плоскостные фигуры и предметы, величины предмета (большой - маленький - самый маленький) | ||||||||||||||
2.2 | Имеет навыки работы с пластилином | ||||||||||||||
3. | Восприятие формы, величины, цвета | ||||||||||||||
3.1 | Имеет сформированные сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) | ||||||||||||||
3.2 | Выделяет форму предмета; обозначает форму предмета словом | ||||||||||||||
3.3 | Группирует предметы и их изображения по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) | ||||||||||||||
3.4 | Различает и сравнивает предметы по величине (большой - маленький) | ||||||||||||||
3.5 | Сравнивает 2 предмета по высоте и длине | ||||||||||||||
3.6 | Сравнивает 2 предмета по ширине и толщине | ||||||||||||||
3.7 | Моделирует геометрические фигуры из составляющих частей по образцу | ||||||||||||||
3.8 | Знает, различает и обозначает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) | ||||||||||||||
3.9 | Составляет целое из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале | ||||||||||||||
4. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | ||||||||||||||
4.1 | Имеет навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога) | ||||||||||||||
4.2 | Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов | ||||||||||||||
5. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | ||||||||||||||
5.1 | Выделяет и различает звуки окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание) | ||||||||||||||
5.2 | Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки. | ||||||||||||||
6. | Восприятие пространства | ||||||||||||||
6.1 | Ориентируется на собственном теле (правая /левая/ рука/нога) | ||||||||||||||
6.2 | Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) | ||||||||||||||
6.3 | Ориентируется в помещении (игровая комната). Определяет расположение предметов в помещении | ||||||||||||||
6.4 | Ориентируется в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний) | ||||||||||||||
6.5 | Ориентируется на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона) | ||||||||||||||
6.6 | Составляет на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур | ||||||||||||||
7. | Восприятие времени | ||||||||||||||
7.1 | Узнает и называет на основе наиболее характерных признаков времён года: лето, зима, осень | ||||||||||||||
7.2 | Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий | ||||||||||||||
7.3 | Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции | ||||||||||||||
7.4 | Общая оценка уровня развития и сформированности навыков |
Список литературы
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.
- Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5-14.
- Баряева Л.Б. и др. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Дефектология. 1994. № 6. С. 56-58.
- Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. №1. С.11-15.
- Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2005.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: Избр. психолог, ис-след. М., 1991.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Прогр. для спец. дошк. учрежд. М., 1993.
- Гальперин П.Я. О поэтапном формировании умственных действий // Исслед. мышления в сов. психологии. М., 1966.
- Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. 1994. №6. С. 63-67.
- Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста/Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.
- Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции//Дефектология. 1972. № 4. С. 29.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ, вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999.208 с.
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН СССР, 1978. 155 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
- Каффельманс Р.Б. Сравнительное исследование осязания у аномальных детей разных категорий // Дефектология. 1991. № 6.
- Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. 1991. № 6.
- Маллер А.Р., Рейдибойм М.Г. Опыт организации реабилитационного центра для детей-инвалидов // Дефектология. 1991. №4.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1995.
- Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992.
- Метод научной педагогики Марии Монтессори / Под ред. З.Н. Борисовой. Киев, 1993.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике / Пер. СЮ. Циркина; Под ред. Ю.А. Нуллера. СПб., 1994.
- Паншина Я. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М., 1996.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
- Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М., 2005.
- Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. 1991. № 4.
- Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. 1994. № 1. С. 53-59.
- Урунтаева Г.А., Афонъшна Ю.А. Практикум по психологи. М., 1995.
- Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей с глубокими формами олигофрении в начальном обучении // Вопр. обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М., 1994.
- Чуприкова ЕМ. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.
- Элъконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
Сенсорное развитие детей. Игры на развитие сенсорного воспитания у детей. https://cloud.mail.ru/public/BV7D/jwTC9fbrW
Сенсорное развитие детей....
Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"
В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...
Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию Тема: «Путешествие на лесную полянку к белочке» (математическое и сенсорное развитие) (2 младшая группа)
Конспект для второй младшей группы по сенсорному развитию....
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...