Сенсорное развитие.
проект по математике на тему

Башаркина Оксана Валерьевна

Проект, расчитанный на 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sensornomu_prover.docx105.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации социальной реабилитации, учитывающей степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

В процессе реабилитации детей с нарушениями в развитии необходимо учитывать не только уровень их знаний и умений, но и функционирование сенсорных систем. Сенсорное развитие, является одним из компонентов умственного развития ребенка, имея при этом и самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие является базовым и для успешного овладения многими видами деятельности, у ребенка должна формироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий.

Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Необходимой предпосылкой познавательного развития детей является целенаправленная коррекционно-развивающая деятельность по формированию и обогащению чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.), а также усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, величины, цветового спектра.

Поэтому необходима дифференцированная помощь детям, направленная на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Зачастую, дети с ограниченными возможностями не посещают детских дошкольных учреждений, а младшие дошкольники обучаются на дому и получают образование только по основным предметам. Следовательно, целенаправленного сенсорного воспитания этих детей не осуществляется.

Часть детей с ограниченными возможностями, имеют сохранный интеллект, но недостаточность сенсорного развития обусловлена бедностью сенсорного опыта из-за малой мобильности. У многих детей в связи с заболеванием имеются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук.

Существующие комплексы занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста не совсем подходят для детей с ОВ как дошкольного, так и школьного возраста.

Одним из важнейших путей разрешения этой проблемы – правильный выбор и разнообразие форм, методов, приемов и средств реабилитации, использование новейших технологий осуществления сенсорного развития детей с ОВ

Поэтому целью данной программы является создание условий для развития, восприятия и функционирования сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Задачи программы:

1.Формировать у детей с ОВ, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

2. Формировать у детей с ОВ пространственно-временные ориентировки.

3. Развивать у детей с ОВ восприятие цвета, формы, величины.

4. Корректировать зрительно-моторную координацию и целенаправленность движений и действий.

Принципы реализации программы

  1. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
  3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
  4. Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
  5. Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Участники программы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 14лет.

Содержание программы.

Программа состоит из следующих этапов:

I. Предварительный этап включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Формирование групп для коррекционных занятий.

II. Основной этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:

1.Развитие крупной и мелкой моторики

  • Развитие мелкой моторики пальцев и руки.
  • Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)
  • Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)

2.Тактильно-двигательное восприятие

  • Определение на ощупь величины предмета

3.Восприятие формы, величины, цвета

  • Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
  • Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом
  • Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
  • Различение предметов по величине (большой - маленький)
  • Сравнение 2-х предметов по высоте и длине
  • Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине
  • Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу
  • Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)
  • Различение и обозначение основных цветов. Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале

4.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

  • Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
  • Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов.

5.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

  • Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Различение речевых и музыкальных звуков

6.Восприятие пространства

  • Ориентировка на собственном теле (правая /левая/ рука/нога)
  • Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)
  • Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении
  • Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний)
  • Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона)

7.Восприятие времени

  • Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков времён года: лето, зима, осень
  • Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.
  • Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

III Заключительный этап предполагает проведение повторной диагностики, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.

Методы и приемы реализации программы

В процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

- совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

- действия детей по образцу;

- действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;

- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

- использование рисунков и аппликаций в процессе других занятий.

Срок реализации программы 3 года

Ожидаемый результат

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию сенсорных процессов дети с ограниченными возможностями должны научиться:

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- уметь ориентироваться по слуху;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции.

Также должен повыситься уровень развития моторики и координации движений.

Диагностика

Для определения динамики уровня развития детей, были взяты критерии, определяющие уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и моторики.

Предлагаемая система параметров предназначена для детей с нарушениями развития, в возрасте от 4-х до 14 лет. Такой широкий возрастной диапазон обусловлен тем, что при диагностике состояния сенсорной сферы и моторики у ребёнка с патологией развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом.

Таким образом, можно применять одинаковые индикаторы для определения уровня развития сенсорной сферы и моторики, как у детей дошкольного возраста, так и у более старших детей.

Критерии оценки

1 год реализации программы

Развития мелкой моторики и координации движений руки и глаза

  • Обводит ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых.
  • Обводит по трафарету (внутреннему и внешнему) и штрихует карандашом с помощью взрослых.

Тактильно-двигательное восприятие

  • Определяет на ощупь предметы, величину, предмета.
  • Умеет раскатывать округлые формы из пластилина.

Восприятие формы, величины, цвета.

  • Выделяет форму предмета (шар); отличает шар от любого многоугольника.
  • Обозначает формы предмета словом.
  • Группирует предметов и их изображений по форме.
  • Знает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
  • Различает и обозначает основные цвета.
  • Составляет целое из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

  • Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

  • Выделяет и различает звуки окружающей среды.
  • Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки.

Восприятие пространства.

  • Показывает на себе основные части тела и лица.
  • Находит, показывает и по возможности называет основные части тела и лица на кукле.
  • Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)
  • Ориентируется в помещении по инструкции педагога.
  • Определяет расположение предметов в помещении (вверху – внизу).

Восприятие времени.

  • Узнает и по возможности называет простейшие явления природы (идёт дождь, идёт снег).
  • Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий
  • Узнает и называет по характерным признакам времена года (зима).
  • Узнает солнце и луну в природе и по иллюстрации.
  • Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

2 год реализации программы

Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза

  • Обводит ладони и пальцев карандашом с частичной помощью взрослых и самостоятельно.
  • Показывает на себе основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.).
  • Обводит по трафарету, по опорным точкам, штрихует совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно.
  • Раскрашивает контурные изображения карандашами, фломастерами.
  • Составляет изображение путём наклеивания готовых форм.

Тактильно-двигательное восприятие.

  • Определяет на ощупь  предмет и величину предмета (большой - маленький).
  • Умеет раскатывать прямыми и круговыми движениями, разминает, разрывает на крупные куски и т.д.

Восприятие формы, величины, цвета.

  • Выделяет форму предмета (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.
  • Объединяет фигуры в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).
  • Различает плоскостные и объёмные фигуры.
  • Определяет величины большой - маленький, пользуясь приёмами наложения и приложения, проводит проверку правильности выполнения.
  • Знает цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный). Различает и обозначает основные цвета.
  • Составляет целое из частей (3 - 4 детали) на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

  • Имеет навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
  • Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов.
  • Определяет изменения в предъявленном ряду.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

  • Выделяет и различает звуки окружающей среды.
  • Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки: шелест листьев, скрип снега, шум шин имитация крика животных.

Восприятие в пространстве.

  • Показывает на себе основные части тела и лица.
  • Находит и показывает и по возможности называет основные части тела и лица на кукле, мягкой игрушке (разного размера).
  • Ориентируется на собственном теле (правая /левая/ рука/нога, правая/ левая  часть тела).
  • Ориентируется в помещении по инструкции педагога.
  • Выполняет различные игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.
  • Определяет расположение предметов в помещении (справа – слева, вверху – внизу и др.).

Восприятие времени.

  • Узнает и называет простейшие явления природы (ветер, идёт дождь, идёт снег).
  • Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий.
  • Узнает и называет на основе наиболее характерных признаков контрастных времён года: лето и зиму.
  • Узнает солнце и луну в природе и по иллюстрации.
  • Узнает и называет, имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

3 год реализации программы

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

  • Имеет навыки владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).
  • Обводит по трафарету (внутреннему и внешнему) и штрихует самостоятельно.
  • Умеет завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать.
  • Имеет навык работы в технике «рваной» аппликации.
  • Умеет сгибать бумагу, вырезать ножницами прямые полосы.

Тактильно-двигательное восприятие.

  • Определяет на ощупь плоскостные фигуры и предметы, величины предмета (большой - маленький - самый маленький).
  • Имеет навыки работы с пластилином.

Восприятие формы, величины, цвета.

  • Имеет сформированные сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
  • Выделяет форму предмета; обозначает форму предмета словом.
  • Группирует предметы и их изображения по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).
  • Различает и сравнивает предметы по величине (большой - маленький).
  • Сравнивает 2 предмета по высоте и длине.
  • Сравнивает 2 предмета по ширине и толщине.
  • Моделирует геометрические фигуры из составляющих частей по образцу.
  • Знает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Различает и обозначает основные цвета.
  • Составляет целое из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

  • Имеет навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
  • Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

  • Выделяет и различает звуки окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).
  • Различает музыкальные звуки и речевые звуки.

Восприятие пространства.

  • Ориентируется на собственном теле (правая /левая/ рука/нога).
  • Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).
  • Ориентируется в помещении (игровая комната). Определяет расположение предметов в помещении.
  • Ориентируется в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний).
  • Ориентируется на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона).
  • Составляет на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

Восприятие времен.

  • Узнает и называет на основе наиболее характерных признаков времён года: лето, зима, осень.
  • Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий.
  • Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

Эффективность реализации программы оценивается объему освоение навыков и умений по каждому показателю всех разделов:

Высокий уровень – освоение от 65 до 100% показателей.

Средний уровень – освоение 40 – 64% показателей.

Низкий уровень – освоение 0 - 39% показателей


Тематический план программы

Первый год реализации программы

Тема

Задачи

вид деятельности

сентябрь

3 неделя

Диагностика

Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий.

Наблюдение, опрос тестирование.

4 неделя

Диагностика

Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий.

Наблюдение, опрос тестирование

октябрь

1 неделя

Величина.

Познакомить с понятием величина. Научить определять величину предметов (большой, маленький).

Упражнение в раскатывании пластина. Лепка. Игры с крупной мозаикой.

2 неделя

Составление целого из частей.

Дать представление о том, что целое состоит из частей. Учить составлять целое из двух частей.

Работа с разрезным материалом

3 неделя

Форма предмета.

Учить выделять шар среди многоугольников, Развивать тактильные способности.

Определение на ощупь предметов круглой формы.

4 неделя

Группировка предметов и их изображений по форме.

Учить определять простую форму в предметах и группировать их по форме; обозначать форму предмета словом.

Дидактическая игра «Найди такой же»

ноябрь

1 неделя

Сравнение предметов по величине и форме.

Продолжать учить определять простою форму в предметах. Учить сравнивать предметы по  признаку, находить отличительные и общие признаков 2-х предметов.

Дидактическая игра «Определение на ощупь величину предмета», «Сравни предметы»

2 не.

Цвета: красный.

Учить различать и выделять красный цвет в предметах.

Дидактическая игра: «Найди по цвету».

3 нед

Цвета: желтый.

Учить выделять предметы красного и желтого цвета среди других.

Дидактические игры: «Найди по цвету». «Назови цвет предмета»

4 неделя

Цвета: синий..

Закрепить представления о красном и желтом цвете. Учить различать и выделять синий цвет

Дидактические игры: «Найди по цвету», «Назови цвет предмета»

декабрь

1 неделя

Цвета: зеленый

Закрепить представления об основных цветах. Развивать умение находить предметы из окружения по цвету. Продолжать учить находить предметы из окружения по заданным параметрам

Дидактическая игра: «Угадай, какого цвета»

2 неделя

Часть и целое.

Формировать навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции)

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки)

3 неделя

Человек. Части тела.

Формировать представление о частях тела и лица человека. Учить  находить, показывать и по возможности называть основные части тела и лица.

Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица.

4 неделя

Графический след.

Закрепить основные цвета. Развивать координацию движений руки и глаза.

Пальчиковая гимнастика Рисование на бумаге цветными карандашами и фломастерами. Обводка ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых

Январь

1 нед.

Диагностика

Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.

Наблюдение, опрос тестирование

2 нед.

Диагностика

Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.

Наблюдение, опрос тестирование

3 нед

Ориентировка в пространстве.

Сформировать представления о понятиях вверх, вниз.

Дидактическая игра: «Что где?». Определение положения предметов в помещении.

4 неделя

Ориентировка в пространстве (направление)

Дать представление о направлении в пространстве (спереди, сзади)

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции.

февраль

1 неделя

Трафареты. Штриховка.

Закрепить представлений об основных цветах. Развивать координацию движений руки и глаза.

Пальчиковая гимнастика Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

2 неделя

Человек в пространстве.

Закреплять навыки ориентировки в схеме тела человека стоящего напротив.

Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на кукле.

3 неделя

Ориентировка в пространстве (закрепление)

Закрепить навыки и умения ориентироваться в помещении, двигаться в пространстве в заданном направлении.

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции.

4 неделя

Положение предметов в пространстве

Закрепить умения определять положение предметов в пространстве, составлять целое из 2-3х частей.

Дидактическая игра: «Что? Где?», Работа с разрезными картинками

Март

1 неделя

Обследование предметов.

Формировать навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции). Закрепить представления о форме, величине, цвете.

Дидактические игры: «Какой фигуры не стало», «Найди по цвету, форме, величине».

2 нед.

Звуки окружающего мира

Закрепить умения различать и выделять звуки окружающего мира (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

Дидактическая игра «Узнай на слух»

3 неделя

Речевые звуки. Звуки музыкальных инструментов

Закреплять навыки различения и выделения речевых звуков и музыкальных инструментов

Прослушивание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных).

4 неделя

Явления природы.

Формирование представлений о простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег).

Узнавание и по возможности называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий

Апрель

1 неделя

Зима

Дать представления о зиме, как времени года, явлениях природы

Дидактическая игра «Когда это бывает». Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима).

2 неделя

Весна

Продолжать формировать представления о временах года. Учить различать и выделять время года по характерным признакам.

Дидактическая игра «Когда это бывает».

3 неделя

Времена года

Закрепить представления о временах года: зиме и весне. Продолжать формировать аналитические навыки.

Дидактическая игра «Когда это бывает». «Найди отличия»

4 неделя

День, ночь.

Формировать представления детей о частях суток: дне и ночи. Учить узнавать солнце и луну в природе и по иллюстрации

Дидактическая игра «Когда это бывает?». Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

Май

1 неделя

Закрепление пройденного материала (признаки предметов, составление целого из частей.)

Закрепить знания и представления детей о величине, форме, цвете. Закрепить умения различать, выделять и называть признаки предметов, сравнивать предметы по 2-3м признакам.

Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чего не стало». Сравнение предметов по признакам, нахождение предмета по заданным параметрам.

2 неделя

Закрепление пройденного материала (пространственные представления)

Закрепить умения определять расположения предметов в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) ориентироваться в помещении по инструкции педагога.

Дидактические игры: «Что где», «Беги к чему скажу».

Движение в помещении по инструкции.

3 неделя

Закрепление пройденного материала (части суток, времена года)

Закрепить знания и представления детей о пройденных временных представлениях

Дидактические игры: «Когда это бывает», «Покажи - отгадай»

4 нед.

Диагностика

Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.

Наблюдение, опрос тестирование

2 год реализации программы

Тема

Задачи

вид деятельности

сентябрь

3 неделя

Диагностика

Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий.

Наблюдение, опрос тестирование.

4 нед

Диагностика

Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий.

Наблюдение, опрос тестирование

октябрь

1 неделя

Величина.

Закрепить представления детей о понятии величина. Учить определять величину предметов (большой, средний, маленький). Развивать тактильные способности

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Игры с крупной мозаикой.

2 неделя

Составление целого из 2х частей. Деление целого на части

Закрепить представление о том, что целое состоит из частей. Развивать тактильные способности.

Работа с разрезным материалом. Составлять целое из двух частей. Работа с пластилином: раскатывание прямыми и круговыми движениями, разминание, разрывание на крупные куски и т.д.).

3 нед

Геометрические фигуры (шар, куб)

Формировать представление о геометрических фигурах. Познакомить с геометрической фигурой кубом. Учить определять простую форму в предметах.

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

4 неделя

Плоскостные и объемные фигуры (круг)

Дать представление о круге. Дать представление о плоскостных и объемных геометрических фигурах. Продолжать учить определять простую форму в предметах.

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

ноябрь

1 неделя

Квадрат. Геометрические фигуры.

Закрепить представления о геометрических фигурах. Продолжать учить определять  и называть геометрические фигуры.

Дидактическая игра: «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». Соотнесение плоскостных и объёмных фигур

2 неделя

Определение величины наложением и приложением.

Учить определять величину предмета, используя приемы наложения и приложения, проводить проверку.

Сравнение предметов путем наложения и приложения.

3 нед

Основные цвета.

Закрепить умения различать и выделять основные цвета.

Дидактические игры: «Найди по цвету», «Назови цвет предмета» «Светофор»

4 нед

Цвет черный

Закрепить представления об основных цветах. Учить определять и выделять черный цвет.

Дидактические игры: «Найди по цвету», «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета)

декабрь

1 неделя

Цвета: белый.

Закрепить представления об основных цветах. Учить определять и выделять черный и белый цвета. Продолжать учить находить предметы из окружения по заданным параметрам.

Дидактическая игра: «Угадай, какого цвета». «Найди по цвету, форме, величине».

2 неделя

Сравнение предметов по признакам.

Продолжать учить находить отличительные признаки предметов. Формировать навыки определения изменений в предъявленном ряду

Дидактические игры: «Найди отличия», «Какой фигуры не стало», Определение формы предмета на ощупь.

3 неделя

Человек. Части тела.

Продолжать формировать представление о частях тела и лица человека. Учить  находить, показывать и по возможности называть основные части тела и лица.

Нахождение, показ и по возможности называние основных частей тела и лица на себе, кукле, животном

4 неделя

Трафарет.

Закрепить основные цвета. Развивать координацию движений руки и глаза. Учить работать с трафаретом

Пальчиковая гимнастика Обводка ладони и пальцев карандашом, работа с трафаретом по внешнему и внутреннему контуру.

Январь

1 нед

Диагностика

Определить  динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.

Наблюдение, опрос тестирование

2 нед

Диагностика

Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.

Наблюдение, опрос тестирование

3 нед

Расположение  в пространстве.

Сформировать представления о понятиях вправо, влево, вверх, вниз.

Дидактическая игра: «Что где?». Определение положения предметов в помещении.

4 нед

Ориентировка в пространстве.

Дать представление о направлении в пространстве (справа, слева, спереди, сзади)

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции.

февраль

1 неделя

Опорные точки

Закрепить представлений об основных цветах. Учить соединять точки, штриховать. Развивать координацию движений руки и глаза.

Пальчиковая гимнастика Соединение опорных точек,  штриховка внутри контура.

2 нед

Составление изображений.

Учить составлять изображение, путем наклеивания готовых форм, закрепить геометрические фигуры, цвета.

Составление изображений из 3-4х деталей

3 неделя

Ориентировка в пространстве

Закрепить пространственные представления и умения двигаться и перемещать части тела по инструкции.

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции.

4 нед

Признаки предметов.

Продолжать учить сравнивать предметы по признакам, выделять, «лишний» предметы из группы предметов»

Дидактические игры: «Найди лишнее», «Найди отличие»

Март

1 неделя

Раскрашивание по контуру.

Продолжать формировать навыки работы с трафаретом. Учить аккуратно раскрашивать внутри контура.

Работа с трафаретом по внешнему и внутреннему контуру, раскрашивание внутри контура.

2 нед

Звуки окружающего мира

Закрепить умения различать и выделять звуки окружающего мира. (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

Дидактическая игра «Узнай на слух»

3 неделя

Речевые звуки. Звуки музыкальных инструментов

Закреплять навыки различения и выделения речевых звуков, музыкальных инструментов

Прослушивание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

4 неделя

Явления природы.

Продолжать учить узнавать и называть явления погоды (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег).

Узнавание и по возможности называние простейших явлений природы (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий

Апрель

1 неделя

Времена года (зима)

Закрепить представления о зиме как о временах года, явлениях природы связанных с ними.

Дидактическая игра «Когда это бывает». Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима).

2 нед

Времена года Весна, лето

Продолжать формировать представления о временах года. Учить различать и выделять время года по характерным признакам.

Дидактическая игра «Когда это бывает».

3 неделя

День, ночь.

Закреплять представления детей о частях суток дне и ночи.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации. «Дидактическая игра «Когда это бывает».

4 неделя

Части суток

Дать представления детям о том, что такое режим дня. Познакомить со всеми частями суток

Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

Май

1 неделя

Закрепление пройденного материала (составление целого из частей и деление целого на части.)

Закреплять умения детей составлять целое из 3-4х частей, делить целое на части.

Работа с разрезными картинками, работа с пластилином.

2 неделя

Закрепление пространственных представлений.

Закрепить умения определять расположения предметов в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) ориентироваться в помещении по инструкции педагога.

Дидактические игр: «Что где», «Беги к чему скажу».

Движение в помещении по инструкции.

3 нед

Закрепление временных представлений

Закрепить знания и представления детей о пройденных временных представлениях

Дидактические игры: «Когда это бывает», «Покажи - отгадай»

4 нед

Диагностика

Определить  динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.

Наблюдение, опрос тестирование

3 год реализации программы

тема

задачи

вид деятельности

сентябрь

3 неделя

Диагностика

Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий.

Наблюдение, опрос тестирование.

4 неделя

Диагностика

Определить уровень развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор группы для коррекционных занятий.

Наблюдение, опрос тестирование

октябрь

1 неделя

Величина

Закрепить навыки и умения определять величину предмета на вид, на ощупь. Учить определять и называть самый большой, самый маленький предметы.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Игры с крупной мозаикой. Определение на ощупь плоскостных фигур.

2 неделя

Составление целого из 3-4х частей. Деление целого на части

Закрепить представление о том, что целое состоит из частей. Развивать тактильные способности.

Работа с разрезным материалом. Составлять целое из трех и четырех частей. Работа с пластилином:

3 нед

Геометрические фигуры

Формировать сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

4 неделя

Форма предметов.

Закреплять  умение определять на ощупь и обозначать форму предмета словом. Учить группировать предметы по форме.

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме», Найди подобное»

ноябрь

1 н

Длина, ширина.

Формировать представления о длине, ширине.

Различение и обозначение длины и ширины.

2 нед

Высота, толщина

Формирование представлений об эталонах величины.

Дидактические игры: «Найди длину, ширину, высоту», «Скажи наоборот».

3 нед

Составление геометрических фигур из составляющих частей.

Формировать навыки моделирования геометрических фигур по образцу из составляющих частей.

Составление целого из частей.

4 нед

Основные цвета.

Закрепить умения различать и выделять основные цвета.

Дидактические игры: «Найди по цвету», «Назови цвет предмета» «Светофор»

декабрь

1 неделя

Графическая работа

Закрепить представления об основных цветах. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

Работа с трафаретами, штриховка, раскрашивание.

2 нед

Сравнение предметов по признакам.

Закрепить умение находить общие и отличительные признаки предметов, навыки определения изменений в предъявленном ряду

Дидактические игры: «Найди отличия», «Какой фигуры не стало», Определение формы предмета на ощупь.

3 неделя

«Рванная» аппликация.

Познакомить детей с техникой «рваной аппликации». Развивать мелкую моторику и координацию движения кистей рук. Продолжать учить составлять изображение целого из частей.

Аппликация

4 нед

Оригами

Познакомить детей с техникой оригами. Формировать навыки работы с бумагой.

Пальчиковая гимнастика Складывание фигурки из бумаги.

январь

1 нед

Диагностика

Определить  динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.

Наблюдение, опрос тестирование

2 нед

Диагностика

Определить динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики.

Наблюдение, опрос тестирование

3 нед

Ориентировка на собственном теле.

Закрепить умение находить, показывать и называть части тела и лица.

Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога)

4 нед

Ориентировка в пространстве.

Закрепить умения ориентироваться в помещении, определять расположение предметов, двигаться в заданном направлении

Дидактическая игра «Зеркало» Ориентировка в помещении по инструкции.

февраль

1 нед

Работа с ножницами.

Учить нарезать лист бумаги на полосы. Закрепить навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать координацию движений руки и глаза.

Работа с бумагой и ножницами. Пальчиковая гимнастика.

2 неделя

Ориентировка на листе бумаги.

Закрепить пространственные представления. Учить ориентироваться на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона). Развитие навыков владения письменными принадлежностями

Графический диктант.

3 нед

Ориентировка в линейном ряду.

Учить ориентироваться в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний)

Дидактические игры: «Чего не стало», «Что изменилось»

4 нед

Описание предмета.

Формировать навыки зрительного анализа предметов (признаки, положение в пространстве)

Дидактические игры: «Отгадай о чем речь», «Опиши предмет»

март

1 неделя

Графическая работа

Развивать навыки владения письменными принадлежностями. Закрепить навыки работы с трафаретом, ориентировки на листе бумаги.

Работа с трафаретом по внешнему и внутреннему контуру, раскрашивание внутри контура.

2 неделя

Звуки окружающего мира

Закрепить умения  различать и выделять звуки окружающего мира (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

Дидактическая игра «Узнай на слух»

3 неделя

Речевые звуки. Звуки музыкальных инструментов

Закреплять навыки различения и выделения речевых звуков, музыкальных инструментов

Прослушивание музыкальных произведению. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

4 неделя

Явления природы.

Закрепить представления о явления природы (Снег, дождь, вьюга, ветер).

Узнавание называние явлений природы (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег). Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий

апрель

1 нед

Времена года

Закрепить представления о временах года, явлениях природы связанных с ними. Продолжать учить различать и выделять время года по характерным признакам.

Дидактическая игра «Когда это бывает». Узнавание и называние по характерным признакам времени года (зима).

2 неделя

Застежки.

Формировать навыки  и умения расстёгивать и застегивать  одежду. Развивать мелкую моторику и координацию движений кистей рук.

Работа с рамками Монтессори (пуговицы, липучки, застежки)

3 неделя

Части суток

Закреплять представления детей о частях суток, режиме дня.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрации. «Дидактическая игра «Когда это бывает». Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток

4 нед

Узел и бантик.

Формировать навыки и умения завязывать простой узел, и узел с бантом. Развитие мелкой моторики.

Работа со шнуровками и лентами.

май

1 нед

Застегни и расстегни.

Учить застегивать и расстегивать одежду и обувь. Развивать мелкую моторику.

Работа с рамками Монтессори. Застегивание одежды и обуви.

2 неделя

Закрепление пространственных представлений.

Закрепить умения определять расположения предметов в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.) ориентироваться в помещении по инструкции педагога.

Дидактические игры: «Что где», «Беги к чему скажу».

Движение в помещении по инструкции.

3 нед

Закрепление временных представлений

Закрепить знания  и представления детей о пройденных временных представлениях

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Покажи - отгадай»

4 нед

Диагностика

Определить  динамику уровня развития сенсорных процессов, мелкой моторики.

Наблюдение, опрос тестирование


Карты диагностического обследования.

Первый год реализации программы

Диагностируемые знания, умения и навыки

Фамилия, имя

1.

Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза

1.1.

Обводит ладони и пальцы рук с помощью взрослого.

1.2.

Обводит по трафарету

1.3.

Штрихует карандашом

2.

Тактильно-двигательное восприятие

2.1.

Определяет на ощупь предметы, величину предмета

2.2.

Умеет раскатывать округлые формы из пластилина.

3.

Восприятие формы, величины, цвета

3.1.

Выделяет форму предмета (шар); отличает шар от любого многоугольника.

3.2.

Обозначает формы предмета словом.

3.3.

Группирует предметов и их изображений по форме.

3.4.

Различает и обозначает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

3.5.

Составляет целое из частей (2 - 3 детали) на разрезном наглядном материале

4.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4.1.

Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов.

5.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5.1.

Выделяет и различает звуки окружающей среды

5.2.

Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки.

6.

Восприятие пространства

6.1.

Показывает на себе основные части тела и лица

6.2.

Находит, показывает и по возможности называет основные части тела и лица на кукле.

6.3.

Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентируется в помещении по инструкции педагога

6.4.

Определяет расположение предметов в помещении (вверху – внизу).

7.

Восприятие времени

7.1.

Узнает и по возможности называет простейшие явления природы (идёт дождь, идёт снег).

7.2.

Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий

7.3.

Узнает и называет по характерным признакам времена года (зима).

7.4.

Узнает солнце и луну в природе и по иллюстрации

7.5.

Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции

7.6.

Общая оценка уровня развития и сформированности навыков

Второй год реализации программы

Диагностируемые знания, умения и навыки

Фамилия, имя

1

Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза

1.1

Обводит ладони и пальцев карандашом с  частичной помощью взрослых и самостоятельно

1.2

Показывает на себе основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т.п.)

1.3

Обводит по трафарету, по опорным точкам, штрихует совместно со взрослым, с частичной помощью педагога и самостоятельно..

1.4

Раскрашивает контурные изображения карандашами, фломастерами

1.5

Составляет изображение путём наклеивания готовых форм.

2.

Тактильно-двигательное восприятие

2.1

Определяет на ощупь  предмет и величину предмета (большой - маленький)

2.2

Умеет раскатывать прямыми и круговыми движениями, разминает, разрывает на крупные куски и т.д

3.

Восприятие формы, величины, цвета

3.1

Выделяет форму предмета (шар, куб, круг, квадрат) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции.

3.2

Объединяет фигуры в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты)

3.3

Различает плоскостные и объёмные фигуры

3.4

Определяет величины большой - маленький, пользуясь приёмами наложения и приложения, проводит проверку правильности выполнения

3.5

Знает цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный). Различает и обозначает основные цвета

3.6

Составляет целое из частей (3 - 4 детали) на разрезном наглядном материале

4.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4.1

Имеет навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

4.2

Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов

4.3

Определяет изменения в предъявленном ряду

5.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5.1

Выделяет и различает звуки окружающей среды

5.2

Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки.

6.

Восприятие пространства

6.1

Показывает на себе основные части тела и лица

6.2

Находит и показывает и по возможности называет основные части тела и лица на кукле, мягкой игрушке (разного размера)

6.3

Ориентируется на собственном теле (правая /левая/ рука/нога, правая/ левая  часть тела)

6.4

Ориентируется в помещении по инструкции педагога

6.5

Выполняет различные игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела

6.6

Определяет расположение предметов в помещении (справа – слева, вверху – внизу и др.)

7.

Восприятие времени

7.1

Узнает и по возможности называет простейшие явления природы (идёт дождь, идёт снег, ветер).

7.2

Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий

7.3

Узнает и называет на основе наиболее характерных признаков контрастных времён года: лето и зиму

7.4

Узнает солнце и луну в природе и по иллюстрации

7.5

Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции

7.6

Общая оценка уровня развития и сформированности навыков

Третий год реализации программы

Диагностируемые знания, умения и навыки

Фамилия, имя

1.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

1.1

Имеет навыки владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

1.2

Обводит по трафарету (внутреннему и внешнему) и штрихует самостоятельно

1.3

Умеет завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать

1.4

Имеет навык работы в технике «рваной» аппликации

1.5

Умеет сгибать бумагу, вырезать ножницами прямые полосы

2.

Тактильно-двигательное восприятие

2.1

Определяет на ощупь плоскостные фигуры и предметы, величины предмета (большой - маленький - самый маленький)

2.2

Имеет навыки работы с пластилином

3.

Восприятие формы, величины, цвета

3.1

Имеет сформированные сенсорные эталоны плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

3.2

Выделяет форму предмета; обозначает форму предмета словом

3.3

Группирует предметы и их изображения по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

3.4

Различает  и сравнивает предметы по величине (большой - маленький)

3.5

Сравнивает 2 предмета по высоте и длине

3.6

Сравнивает 2 предмета по ширине и толщине

3.7

Моделирует геометрические фигуры из составляющих частей по образцу

3.8

Знает, различает и обозначает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

3.9

Составляет целое из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале

4.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4.1

Имеет навыки зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

4.2

Находит отличительные и общие признаки 2-х предметов

5.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

5.1

Выделяет и различает звуки окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание)

5.2

Выделяет и различает речевые и музыкальные звуки.

6.

Восприятие пространства

6.1

Ориентируется на собственном теле (правая /левая/ рука/нога)

6.2

Двигается в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)

6.3

Ориентируется в помещении (игровая комната). Определяет расположение предметов в помещении

6.4

Ориентируется в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний)

6.5

Ориентируется на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона)

6.6

Составляет на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

7.

Восприятие времени

7.1

Узнает и называет на основе наиболее характерных признаков времён года: лето, зима, осень

7.2

Изображает соответствующие явления природы с помощью имитационных действий

7.3

Имитирует действия, соответствующие людям, животным и растениям в разные части суток (днём, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции

7.4

Общая оценка уровня развития и сформированности навыков


Список литературы

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.
  2. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5-14.
  3. Баряева Л.Б. и др. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Дефектология. 1994. № 6. С. 56-58.
  4. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. №1. С.11-15.
  5. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2005.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избр. психолог, ис-след. М., 1991.
  7. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Прогр. для спец. дошк. учрежд. М., 1993.
  8. Гальперин П.Я. О поэтапном формировании умственных действий // Исслед. мышления в сов. психологии. М., 1966.
  9. Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. 1994. №6. С. 63-67.
  10. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста/Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
  11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.
  12.  Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994.
  13. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции//Дефектология. 1972. № 4. С. 29.
  14. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ, вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999.208 с.
  15. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН СССР, 1978. 155 с.
  16. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
  17. Каффельманс Р.Б. Сравнительное исследование осязания у аномальных детей разных категорий // Дефектология. 1991. № 6.
  18. Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения // Дефектология. 1991. № 6.
  19. Маллер А.Р., Рейдибойм М.Г. Опыт организации реабилитационного центра для детей-инвалидов // Дефектология. 1991. №4.
  20.  Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1995.
  21. Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992.
  22. Метод научной педагогики Марии Монтессори / Под ред. З.Н. Борисовой. Киев, 1993.
  23. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике / Пер. СЮ. Циркина; Под ред. Ю.А. Нуллера. СПб., 1994.
  24. Паншина Я. С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. М., 1996.
  25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
  26. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
  27. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М., 2005.
  28. Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. 1991. № 4.
  29. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. 1994. № 1. С. 53-59.
  30. Урунтаева Г.А., Афонъшна Ю.А. Практикум по психологи. М., 1995.
  31. Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей с глубокими формами олигофрении в начальном обучении // Вопр. обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М., 1994.
  32. Чуприкова ЕМ. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.
  33. Элъконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...