Конспект совместной деятельности педагога с детьми по математике во 2 младшей группе «Путешествие в волшебную страну»
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по математике во 2 младшей группе «Путешествие в волшебную страну»
Тема «путешествие в волшебную страну»
Цели: Закрепить знания основных цветов.
1.Тренировать умение сравнивать короткий и длинный.
2.Находить и распознавать цифры 1 и 2.
3.Различать геометрические формы, находить закономерности.
4. Активизировать словарный запас.
Оборудование: две корзины с нарисованными цифрами 1 и 2, две полоски красная и синяя, фланелеграф, замок.
Ход занятия: дети садятся на стульчик. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие в волшебную страну. В Группу вбегает Незнайка.
Незнайка: А что это вы здесь делаете? А?
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, ты забыл со всеми поздороваться.
Н: Ой, точно, привет.
Воспитатель: Мы с ребятами хотели отправиться в волшебную страну, пойдешь с нами?
Н: А что там делать? Я и так все знаю.
Воспитатель: а вот мы сейчас и проверим. Ой, ребята тут кто-то повесил замок и чтобы его открыть, нам надо назвать наши слова помощники.
Дети: спасибо, пожалуйста, здравствуйте……
Воспитатель: Молодцы ребята.
Н: ух ты, вы такие воспитанные. Ой, а что это за дорожки такие?
Воспитатель: Перед нами две дорожки, они разные, детки чем они отличаются?
Дети: одна синяя другая красная. Одна короткая другая длинная.
Воспитатель: Правильно, а вот скажите, какая дорожка нас быстрее приведет к волшебной стране?
Дети: красная, она короче.
Воспитатель: А ты так же думал Незнайка?
Н: теперь- то я точно знаю, что по короткой дорожке быстрее придти.
Воспитатель: Смотрите, ребята, впереди Знак, называется «Кирпич». Этот знак означает, проход закрыт. Чтобы его открыть, нам надо ответить на следующий вопрос. Вот картинка, на ней нарисовано несколько геометрических фигур давайте назовем, как они называются. Правильно треугольник, квадрат и круг.
Незнайка: что-то я совсем устал.
Воспитатель: а давайте немного поиграем. Физкультминутка игра «Автомобили».
Воспитатель: ой, дети посмотрите, кто-то уронил корзинки, а в них были цифры 1 и 2. Цифры разбежались, давайте их найдем.
Дети ищут по группе расставленные цифры и складывают их в нужные корзинки.
Незнайка: Я тоже хочу учиться.
Воспитатель: Конечно Незнайка, приходи к нам на занятия. На этом наше путешествие подошло к концу, а пока давайте вместе с ребятами поиграем в игру «Заводные куклы».
Малыши становятся друг напротив друга. Воспитатель медленно произносит стишок, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
По сигналу «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация тряпичная кукла | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование проекта. В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций, обучения их навыкам мастерства. Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Создатели традиционной игрушки из разных уголков России, передавая из поколения в поколение свое мастерство, смогли донести до наших детей драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.
Цель. Проследить историю возникновения и назначения тряпичных кукол. Задачи: 1) Выяснить историю возникновения тряпичных кукол. 2) Классификация кукол по назначению 3). Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства
Значение слова «кукла» Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Кукла — первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Традиционная тряпичная кукла несет в себе память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка и каждая несет колоссальную энергетическую память наших предков. Самобытна и неповторима русская тряпичная куколка. Её судьба похожа на судьбу человека, то признание и почитание, а то изгнание и даже "репрессия". После долгого забвения Мы наконец вспомнили, что Мы русские, что у нас есть свои истоки, которые невозможно уничтожить, так как они передаются от матери к дочери генетически. История возникновения тряпичных кукол.
Русская, тряпичная куколка простая Славила Россию игрушка удалая. Бодрая, веселая, немного озорная, А по нраву русская, а значит нам родная. В этих куклах доброта и грусть, Они помнят Киевскую Русь. Мы берем этих кукол в руки - Оживают истории звуки ... Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Самые первые куклы, которые делал человек на заре своего существования – были куклы из золы. Процесс изготовления таких кукол был предельно прост. Брали золу и смешивали с водой. Благо в те времена никаких проблем с золой не было, т.к. абсолютно всю пищу готовили на открытом огне или в очагах. Далее, из этой смеси скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. В XVI, XVII и XVIII вв. кукол, как правило, делали из дерева, воска или папье-маше. Зачастую лицо куклы покрывали слоем воска, чтобы оно было глянцевым и меланхоличным. (Но беда, если ребенок подойдет с такой куклой к горячей печке!) Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Еще одна из древнейших кукол, дошедших до наших дней, изготавливалась из волос. Остриженные волосы женщина не выбрасывала ни в коем случае. Она собирала их в маленький мешочек и делала из него куколку. В те времена верили, что если больного человека обложить со всех сторон такими мешочками, то он непременно пойдет на поправку. В Советском Союзе в конце 1920-х гг. запрещается кукла. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушкой. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой!
Классификация кукол по назначению. Игровые Обереговые Обрядовые Столбушка Куватка Неразлучники Малышок-голышок Ангелочек Мировое дерево Барыня День и ночь Масленица Кукла с косой Параскева Коляда Кукла нарядная Венская Кукушечка Девка-баба Колокольчик Купава
Куклы-обереги. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»). Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось. Толстушка-Костромушка (оберег от одиночества) Эта куколка - оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок кукле говорили: "Детки появились - пошла играй".
В старину когда-то Время не теряли Вечерами зимними Много пряли ткали... А еще когда-то Куколок крутили Под рукой что было - Из того лепили... Глиняное солнышко Лыком украшали, Лыковые коники Избу охраняли, Козы веселушки Беды выметали Куклы берегиньки Деточек спасали. Так из века в век Род свой сохраняли И культуру русскую Нам передавали Ровно год был отпущен оберегу, который назывался " 12 лихорадок ". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый. Кукла Колокольчик
Доля и Недоля Доля и Недоля Вместе живут. Доля и Недоля Нить судьбы плетут... В сарафане красивом Долюшка всегда. Ярко и нарядно Выглядит она. Счастье привлекает, Зазывает в дом... Радость и удача Живут в доме том! Постучит беда в окошко, А Недоля на посту! Заберет беду и горе И разгонит всю тоску. Так и жили наши предки Веря сердцем и душой. За ненастьем будет солнце Мир спасется добротой Просто надо очень верить... Надо верить всей душой! Доля и Недоля. Было на Руси когда-то поверье, что две маленьких куколки обладали магическим действием, одна - Доля в красивом сарафане, приносила в дом Счастье. Русское слово с Частье , имеет ввиду часть высшего дара, большего или меньшего. А Доля - не только судьба, которой наделяют, но и богиня, воплощенная идея Всевышнего. Но рядом с куколкой Долей всегда находилась Недоля . Она в сером сарафанчике забирала всё плохое, защищая и спасая.
Колокольчик Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Этот оберег – символ бесконечности жизни, мужского начала, без которого женское – слабо и бесплодно. Позже появилась традиция дарить этот оберег - куклу Симеон Столпник - мужчинам, чтобы их силы никогда не иссякали.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
2. Игровые куклы Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’ . Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки , которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Кукла "перевёртыш" или «Девка-Баба» служил для игры, в процессе которой крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества. Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь? Как маленькие солнышки Куколки стоят И глазками невинными На вас сейчас глядят Вы кукол не бросайте Вы их не обижайте Пусть будут они вечно В доме вашем жить Тепло, добро и счастье Ваше сторожить!
3. Обрядовые куклы Богата земля русская обрядами , участников которыми бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе , в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалась раньше что , если в доме есть сделанная своими руками кукла « Плодородие « , то будет достаток и урожай в семье. Кукла « Купавка» - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде , тесемки , привязанные к её рукам , забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воде. Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода. Кукла « Кузьма и Дамьян» изготовлялись из лечебных трав.
Мужчине, отцу ребенка, при родах отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются "кувада". На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу "Параскевы Пятницы", на "руку" которой (горизонтальная перекладина на уровне груди) вешали всевозможные предметы женских рукоделий. Святая Параскева словно благославляла женский труд, а также все остальные ремесла. Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства, восприняла функции "Макоши", стала покровительницей ткачества, прядения и другой домашней работы.
Обрядовая многорукая кукла Десятиручка Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами.
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар». У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия. Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию. Кроме того многие современные игрушки содержат ядовитые вещества фенол и формальдегид.
Заключение Куклы любят все: взрослые и дети. Для детей они – забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство. В наше время дети, как и раньше, любят куклы и учатся делать их сами. И если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются «живыми» и они служат долгое время. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно – образовательная деятельность в младшей группе. «Путешествие в волшебную страну гномов».
Позновательно-исследовательская деятельность для детей 3-4 лет....
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием технологий исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных, игровых во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну»
Расширить и обогатить элементарные математические знания путем навыков исследовательской деятельности....
Сценарий совместной организованной деятельности педагога с детьми в I-й младшей группе "Путешествуем вместе с солнышком"
Сценарий совместной организованной деятельности педагога с детьми "Путешествуем вместе с солнышком"...
Открытое интегрированное занятие по ФЭМП в младшей группе «Путешествие в волшебную страну Математика»
Открытое интегрированное занятие по ФЭМП в младшей группе «Путешествие в волшебную страну Математика»Цель: создание условий для совершенствования умения различать и называть гео...
Открытое занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну математики»
Целью открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну математики» является воспитывать интерес к математике, самостоятельность...
ООД по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в волшебную страну математики»
Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)....