"Математическая игра" "Умники и умницы"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Ярош Зоя Николаевна

 

МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия (НОД)

По ФЭМП в подготовительной к школе группе № 6

«Теремок»

Тема: «Математическая игра «Умники и умницы»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Ярош З.Н.

 

2013- 2014уч.год

 

 

 

Цель занятия:

Образовательные:

Учить соотносить цифру с количеством предметов, упражнять в счете, увеличении и уменьшении числа на одну единицу.

Продолжить знакомство с геометрическими фигурами, с признаками четырехугольника, различать и называть геометрические фигуры, находить в окружении предметы четырехугольной формы , закрепить понятия «впереди», «сзади», «над» , «под», «слева» , справа»

 

Развиваюшие:

Развивать умение ориентироваться в пространстве, логически мыслить, внимательно слушать и решать простейшие задачи , развивать память, речь детей.

 

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям по математике , дружеские отношения между детьми , желание заниматься сообща.

 

 Оборудование:

Карточки с цифрами

Билеты с изображенными на них геометрическими фигурами

Цветные карандаши

Карточки с заданиями(иллюстрации к заданиям)

Шарики  с цифрами

Посылка

Магнитофон

Фишки

Эмблемы.

 

Методы и приёмы:

Словесный:

Вопросы к детям, объяснение

Наглядно- практический:

Работа с карточками

Игровой:

Игры: «Живая неделька», «Что, где?».

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Звучат фанфары.

Воспитатель: «Внимание! Внимание! Сегодня занятие по математике .Мы проведем математическую игру под названием «Умники и умницы». (Стук в дверь, воспитатель выходит..)К нам пришла посылка из телевизионной программы «Самый умный», а телеведущая Тина Канделаки прислала нам карточки с заданиями.

 Итак, я представляю команды.

Команда «Квадрат» и команда «Круг».Капитаны команд – Даниил и Дима .Команды приветствуют друг друга:

Девиз команды «Квадрат»: «Больше дела , меньше слов , победить квадрат готов!».

Девиз команды «Круг»: «Мы круги отличные . умные , симпатичные , цвета красного – один за всех и все за одного».

Приветствия: «Желаем вам , чтоб лучший приз достался нам и соревнуясь вместе с вами мы останемся друзьями».

« Пусть борьба кипит сильней и наша дружба вместе с ней. Желаем вам место занять призовое , но не первое . а второе».

- А сейчас я предлагаю каждому участнику выбрать билет, сосчитать геометрические фигуры на вашем билете и занять место за столом с этой цифрой.  Итак, пожалуйста, выбирайте. Дети рассаживаются на свои места с соответствующей цифрой.

( Задаю вопросы для проверки правильности выбора места.)

-1Почему ты занял место под цифрой 5? Дети:…

-2Сколько фигур ты сосчитал? Дети: …

-3Какие фигуры ты считал? Дети: …
- Молодцы, ребята, вы все правильно и быстро сосчитали геометрические фигуры и заняли свои места.  А сейчас я вам напомню правила нашей игры. В проведении нам поможет волшебная баночка с шариками,   каждая команда по очереди будет выбирать шарик и в соответствии с цифрой выбирать карточку с заданием. Доставая шарик необходимо произносить волшебный слова: «Кручу , верчу шарик достать хочу».  За каждый правильный ответ команда будет получать фишку в свою копилку. По окончании игры узнаем, какая же из команд победила. Итак, мы начинаем. Дети, достают шарик(находят карточку, воспитатель читает задание) .

 1. Математические загадки.

1.Все ли здесь цыплятки-детки,

Надо сосчитать наседке:

Восемь на грядках, один во ржи ,

Сколько их всего скажи?(9)

2.Ходит петушок

Красный гребешок

Шесть хохлаток тоже там,

Сколько всех ? Скажите нам?(7)

3.Цапля по болоту гуляла

Лягушат себе искала

Девять прыгали в траве,

Один сидел на кочке

Сколько лягушат всего?

Только точно…(10)

4.Пять кубиков у Маши,

Один у Наташи,

Вы кубики эти сосчитайте , дети.(6)

- Молодцы , дети В копилки  команд добавляем фишки. Дети достают шарик.

 2 Назови геометрические фигуры?

- Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, трапеция, ромб»

- Молодцы, ребята, вы знаете много геометрических фигур, а хотите мы с вами превратимся в волшебников? Каждая из команд получит листочки с изображенными на них геометрическими фигурами. Вам необходимо при помощи карандашей геометрическую фигуру превратить во что-то интересное, в какой-нибудь  предмет. Выбирайте, себе листочки и присаживайтесь по удобней.»

Включается спокойная мелодия. По окончании работы воспитатель задает вопросы участникам.

1Какая фигура была изображена? Дети: …

2А что нарисовал ты? Дети: …

3А какие фигуры ты ещё использовал? Дети: …

- Молодцы, дети, вы очень постарались». В копилки  команд добавляем фишки.  Дети достают шарик. Минутка отдыха.
3 .Физминутка.
Постовой стоит упрямый

Людям машет .Не ходи!

Здесь машины едут прямо

Пешеход, ты погоди!

Посмотрите , улыбнулся

Приглашает нас идти,

 Вы машины не спешите,

Пешеходов пропустите!

Дети достают шарик .Выбирают карточку с соответствующей цифрой.

 4Назовите четырёхугольники, которые вам знакомы?»

Дети: «Квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб»

- Правильно, а  на этой карточке письмо, которое прислал  на нашу математическую игру «Умники и умницы» Человек-Рассеянный. Он просит помощи. Он собирается в дорогу, но не знает, какие предметы ему необходимы в пути, но знает, что они должны быть четырехугольной формы. Поможем ему, ребята?

Дети: «Да»

- А вот и его рюкзачок. Какой он формы?

Дети: «Четырехугольной»

- Итак, выбирайте. На столе лежат предметы: Рюкзак, платочек, зеркальце, мыльница, книга, лист бумаги, мяч, фуражка.

(Дети выбирают и складывают в рюкзачок. Воспитатель задает вопросы.)

1Почему ты выбрал платочек? Дети: …

2 А почему не взяли мяч? Дети: …

3Какой формы фуражка? Дети: …

За правильные ответы дети получают фишки и пополняют копилки.

Дети достают шарик.

5 . «Игра что, где?»

Кинешь в речку - не тонет.

Бьёшь о стенку - не стонет.

Будешь о землю кидать-

Станет кверху летать. (Мяч)

 Мяч хочет поиграть с вами. Вставайте полукругом. Поиграем в игру «Что, где?» Я буду задавать вопросы и бросать вам мяч, а вы отвечайте».

Вопросы к детям:

1Что справа от тебя?               4Что под тобой?

2Что слева от тебя?                  5Что впереди тебя?

3Что над тобой?                        6Что сзади тебя?

- Молодцы, каждая команда получает фишку в свою копилку.

Дети достают шарик.

6.Чтение стихотворения «Муха- чистюха » Я. Бжехва

Жила – была Муха – чистюха

Всё время купалась муха

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье

Во вторник -  в томатной подливке

В среду – в лимонном желе

В четверг  - в киселе и смоле

В пятницу в простокваше

В компоте и манной каше

В субботу – помывшись в чернилах сказала

Я больше не в силах

Ужасно устала,

Но, кажется чище не стала .Дети достают шарик.

 7 «Живая неделька».Выйдите дети ,  которые  сидят за столами с цифрами от1до7 Сколько дней в неделе?(семь).

Назовите каждый свой день недели?.Задание:

Четвёртый день недели , назови своих соседей.

Понедельник, топни ногой.

Третий день недели , сделай шаг вперёд ,

Пятница, два шага назад.

Седьмой день недели назови дни недели по порядку.

Шестой день недели покружись.

-Молодцы!.Дети достают шарик.

8. «Ответь на вопрос».

- Какие времена года вы знаете?

- Какое время года сейчас?

- Какой из названных месяцев зимний? Май, март, декабрь.

- Какой из названных месяцев летний? Сентябрь, июль, февраль.

- Какой из названных месяцев осенний? Октябрь, апрель , август?

- Сколько месяцев в году?

- Молодцы! Дети достают шарик.

9. «Придумай и реши задачу».(по карточке)

Дети берут свои карточки и придумывают , и записывают решение задачи.(проверяю)

- Молодцы. Дети достают шарик.

10. «Логические задачки».

- Сколько зайцев на картинке?(три)

Почему?(Потому что из-за забора видны четыре уха:  у одного  зайца два уха и у другого тоже два , а третий просунул голову между рейками)

- Сколько лебедей на картинке?(Пять)

- Почему?(По озеру плывут три лебедя , из воды торчат две лапы, а один лебедь сидит на берегу).

Молодцы .Дети пополняют свои копилки фишками .Дети достают шарик .

11. «Найти различия в двух похожих рисунках».

1.Назвать 7 отличий между картинкой слева и картинкой справа «Девочка гуляет».

2.Назвать 8 отличий между картинкой слева и картинкой справа. «Медвежонок на поляне».

12. «Расскажи , что , где находиться»

Выставляю карточку 1  на доску .Спрашиваю что , где находиться, а затем рассматриваем карточку 2 .Почему разные ответы?(Потому что мы с разных сторон смотрим на предметы).Дети пополняют свои копилки фишками.

Молодцы, дети, пришло время сосчитать фишки у каждой команды. Это задание для капитанов(капитаны считают фишки).

-Какая команда победила?(Дружба, т.к. обе команды набрали одинаковое количество фишек).

Молодцы ,чем мы занимались на занятии ?(играли в математическую игру, выполняли различные математические задания. Занятие окончено.Команды поздравляют друг друга.

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Умники и умницы"

В математической игре непринуждённо осуществляется формирования математический представлений у детей....

математический кружок "Умники и умницы"

Данная работа позволяет предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, формировать запас знаний, умений и навыков, которые...

Математический кружок «Умники и умницы»

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориен...

Математический конкурс « Умники и умницы»

Закрепить с детьми навыки счёта, умение пользоваться цифрами, арифметическими знаками ( +, - , =); закрепить умение составлять композицию из геометрических фигур.Развивать логическое мышление, память,...

Спортивно-математическое соревнование «Умники» и «Умницы»

Спортивно-математическое соревнование «Умники» и «Умницы»...

Конспект игры по математическому развитию «Умники и умницы» для старшей группы

Цель:Учить соотносить цифру с количеством предметов, упражнять в счете, увеличении и уменьшении числа на одну единицу.Продолжить знакомство с геометрическими фигурами, с признаками четырехугольника, р...