Математический кружок «Умники и умницы»
учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа) на тему
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ №21 г.о. Новокуйбышевск
Структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»
Математический кружок
«Умники и умницы»
2013г.
Кружок «Умники и умницы» функционирует с 2012года. Возраст воспитанников меняется в зависимости от перехода из одной возрастной группы в другую. Развивающие занятия с детьми осуществляет воспитатель Морозова Мария Александровна. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса в рамках программы «Умники и умницы» являются дети (старшая группа) и воспитатель.
Занятия проводится в игровой форме один раз в неделю, длительность занятия – 20-30 минут. Во время занятий обязательно применяю физкультминутки.
Для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка.
Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год.
Пояснительная записка:
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших школьников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Рабочая гипотеза – предполагает, что организованная работа по математическому развитию детей в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромномучислу людей различных профессий. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.
В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие. Таким образом, роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Методическое обеспечение:
1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.
2. Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику».
3. Т.Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
4. Е.В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей
5-7лет.».
5. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
6. Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
7.А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».
8. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О. Дьяченко.
9. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
10. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
11. Е.А. Казинцева, Т.А. Терпак «Формирование математических представлений», Издательство «Учитель», 2009г.
12. Стасова Л. П. «Развивающие математические игры в ДОУ»
13. Образцова Т. Н. «Логические игры для детей».
К концу года дети могут
• Уметь
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >) .
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц) ; время по часам с точностью до 1 часа.
• Знать
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
• Иметь представление
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.
К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений (с 29% до 82%).
Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.
Перспективный план кружка «Умники и умницы»
ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ
Тема: Свойства предметов. Сравнение групп предметов.
Цель: Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Закрепить понятия «равенство» - «неравенство». Учить соотносить число и количество предметов.
Д/И: «Цифровые пазлы», «Нарисуй, как я», «Сорви грибок, «На что похоже?», «Волшебный мешочек», «Соберем урожай», «Магазин», «День-ночь».
2 НЕДЕЛЯ
Тема: Залатай коврик. Найди похожие. Дорисуй картинку.
Цель: Развивать восприятие формы, рисунка, умение концентрировать внимание. Учить устанавливать закономерность.
3 НЕДЕЛЯ
Тема: Дорисуй картинку. Найди два одинаковых предмета и раскрась их. Лабиринт.
Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, сообразительность.
4 НЕДЕЛЯ
Тема: Найди лишний предмет. Закончи рисунок. Напиши нужную цифру в пустом кружке.
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
НОЯБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
Тема: Найди одинаковые. Что останется? Повтори узор.
Цель: Учить видеть закономерность. Ориентироваться на листе бумаги.
2НЕДЕЛЯ
Тема: «Путешествие точки», «В уголке природы», «Строители».
Цель: формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии, точке, отрезке и луче.
З НЕДЕЛЯ
Тема: Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор.
Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать.
4 НЕДЕЛЯ
7:Тема: Самый внимательный. Выложи по образцу
Цель: Развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление.
ДЕКАБРЬ
1 НЕДЕЛЯ
Тема: «На лесной полянке», «Сравни», «Живая неделя», «Найди ошибку»
Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность; закрепить представление детей о сравнении предметов.
2 НЕДЕЛЯ
Тема: Помоги Колобку найти дорогу в лабиринте. Что получится?
Цель: Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе бумаги.
3 НЕДЕЛЯ
Тема: Математическое домино. Найди сходства и различия.
Цель: Учить соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.
4 НЕДЕЛЯ
Тема: Четвертый лишний. Дорисуй узор. Что изменилось? Узнай по описанию. Наоборот.
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать. Учить работать на листе в клетку.
ЯНВАРЬ
2 НЕДЕЛЯ
Тема: Сосчитай треугольники и квадраты. Найди похожую стрелу. Что останется?
Цель: Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сопоставлять рисунки.
3 НЕДЕЛЯ
Тема: Найди нужную деталь. Построй домик. Проведи крошку крота к клумбе.
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.
4 НЕДЕЛЯ
Тема: Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики.
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.
ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
Тема: Найди пару. Сложи квадрат. Нарисуй так же.
Цель: Учить видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление.
2 НЕДЕЛЯ
Тема: Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней?
Цель: Учить наблюдательности. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.
3 НЕДЕЛЯ
Тема: Раскрась ведерки. Найди одинаковые портреты. Повтори так же.
Цель: Закреплять понятия: большой, маленький. Развивать наблюдательность, внимание, глазомер.
МАРТ
1 НЕДЕЛЯ
Тема: Угадай-ка. Поможем Чебурашке.
Цель: Развивать логическое мышление, воображения, умение соотносить число и количество предметов.
2 НЕДЕЛЯ
Тема: Лабиринт. Дорисуй картинку. Времена года. Дополнить предложение.
Цель: Развивать пространственные и временные представления. Развивать умение обобщать.
3 НЕДЕЛЯ
Тема: Чего не хватает? Покажи одинаковые чашки. Поймай рыбку.
Цель: Развивать умение обобщать, внимание, память, точность движения, пространственные представления.
4 НЕДЕЛЯ
Тема: Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини вместе.
Цель: Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.
АПРЕЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
Тема: Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры. Дорисуй картинку.
Цель: Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
2 НЕДЕЛЯ
Тема: Чудесный мешочек. Найди паспорт фигуры. Продолжи ряд.
Цель: Развивать умение описывать свойства фигур, умение пользоваться схемами. Учить видеть закономерность.
3 НЕДЕЛЯ
Тема: Найди такой же элемент. Найди похожие предметы. Дорисуй фигуры.
Цель: Развивать Наблюдательность, умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание.
4 НЕДЕЛЯ
Тема: Загадки без слов. Чудесный мешочек. Какая фигура будет последней?
Цель: Развивать умение работать по схеме. Учить обобщать и классифицировать. Развивать логическое мышление.
МАЙ
1 НЕДЕЛЯ
Тема: Найди клад. Третий лишний. Продолжи ряд, соблюдая закономерность.
Цель: Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление, внимание.
2 НЕДЕЛЯ
Тема: Найди одинаковые лампы. Соедини вместе. Нарисуй дальше.
Цель: Развивать наблюдательность, умение находить закономерность, воображение, сообразительность.
3 НЕДЕЛЯ
Тема: Поставь цветы в вазы. Найди две одинаковые фигуры. Продолжи дальше.
Цель: Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения.
1. Методическая литература.
2.Игрушки по возрасту.
3.Письменный стол.
4.Шкаф.
5.Декоративное оформление для группы.
6.Полки в уголки.
7.Учебная доска.
8.Шторы в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая игра "Умники и умницы"
В математической игре непринуждённо осуществляется формирования математический представлений у детей....
математический кружок "Умники и умницы"
Данная работа позволяет предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, формировать запас знаний, умений и навыков, которые...
"Математическая игра" "Умники и умницы"
МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса» Конспект открытого занятия (НОД)По ФЭМП в подготовительной к школе группе № 6«Теремок»Т...
Математический конкурс « Умники и умницы»
Закрепить с детьми навыки счёта, умение пользоваться цифрами, арифметическими знаками ( +, - , =); закрепить умение составлять композицию из геометрических фигур.Развивать логическое мышление, память,...
Дополнительная образовательная услуга - кружок «Умники и умницы» в старшей группе «На помощь жителям математического королевства»
Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года занимаясь в кружке "Умницы и умники" по образовательной области "Познавательное развитие...
Программа дополнительного образования кружок «Умники и умницы» детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Пояснительная записка Одна из самых основных задач дошкольного образования – математическое разв...