Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного исторического материала.
статья по математике (старшая группа) на тему

Липская Наталья Николаевна

Работа с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fp.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного исторического материала

        Математика — это сложная наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний. Важно правильно выстроить процесс образования и общения с детьми.

        Формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область "Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

        Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Одним из источников решения этой проблемы могут стать события из истории, связанные с математикой. Актуальность  в том, чтобы в процессе формирования у дошкольников элементарных математических представлений следует стимулировать интерес старших дошкольников к математическим категориям.

        "Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой- то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой- то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой"- утверждал Л. С. Выготский.

        Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:

- обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;

- показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека;

- формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях;

- развивать интеллектуальные, познавательные и исследовательские способности детей, их воображение;

- поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;

- расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.

        В основу реализации методических рекомендаций положены следующие принципы:

  • историзма, который дает возможность детям уяснить, что процесс познания есть исторический процесс; понять связь теории с практикой, увидеть, что математика развивалась на основе практики и что критерием достоверности теории является практика;
  • связи с жизнью (один из ведущих дидактических принципов обучения), он предполагает выполнение упражнений и заданий детьми на материале, взятом из жизни;
  • наглядности. Этот принцип активизирует чувственный опыт детей, конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия;
  • прочности. Он предполагает применение яркого эмоционального изложения содержания, усвоения материала посредством разнообразных дидактических игр;
  • доступности. В процессе обучения воспитатель, учитывая возрастные особенности детей, разрабатывает содержание занятий и использует способы обучения, опережающие развитие воспитанников. Опираясь на психологические исследования проблемы обучения и механизмы умственного развития дошкольников, Л. С. Выготский отмечает, что не следует бояться преподнести детям что-то более сложное, взятое из будущего материала. Выготский и его последователи установили, что умственное развитие осуществляется успешнее, если обучение строится не только на достигнутом уровне развития ребёнка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут функционировать. "Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития", именно оно вызывает активную умственную деятельность детей [3].
  • научности. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с прочно установленными наукой знаниями.

        Форма сообщения сведений, связанных с математикой, может быть разлчной: краткая беседа, философская беседа, лаконичная справка, решение задачи, показ фрагмента специально подобранного мультфильма, разъяснение изображения на рисунке, картине и т.д.

        Практика обучения дошкольников показала, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей . Чем разнообразнее формы изложения материала, тем продуктивнее организация познавательной деятельности на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного исторического материала (методические рекомендации)

Использование исторического материала в процессе обучения, уникальность его содержания, поможет воспитателю полнее и глубже раскрыть содержание изучаемого математического факта или понятия и, на основ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»

Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) на тему: «Занимательная математика»

Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи:Закреплять навыки порядкового и обратного счета;Закреплять умение ориентироваться на листе...

Консультация для педагогов. «Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала».

Консультация для педагогов.«Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала»....