Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного исторического материала (методические рекомендации)
занимательные факты (математика, старшая группа) по теме
Использование исторического материала в процессе обучения, уникальность его содержания, поможет воспитателю полнее и глубже раскрыть содержание изучаемого математического факта или понятия и, на основе поддержания интереса к изучаемому вопросу со стороны воспитанников, позволит детям лучше ориентироваться в математических категориях, наблюдать их проявления в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_verko_v.a.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного исторического материала
(методические рекомендации)
Пояснительная записка
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс образования и общения с детьми.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познание» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора [6].
Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит их в глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. Одним из источников решения этой проблемы могут стать события из истории, связанные с математикой.
Актуальность данных методических рекомендаций состоит в том, чтобы в процессе формирования элементарных математических представлений следует стимулировать интерес старших дошкольников к математическим категориям (таким как количество, форма, время, пространство) посредством включения в содержание занятий занимательного исторического материала.
Использование исторического материала в процессе обучения, уникальность его содержания, поможет воспитателю полнее и глубже раскрыть содержание изучаемого математического факта или понятия и, на основе поддержания интереса к изучаемому вопросу со стороны воспитанников, позволит детям лучше ориентироваться в математических категориях, наблюдать их проявления в жизни.
«Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой- то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой- то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой»- утверждал Л. С. Выготский [4].
А известный французский математик, физик, философ Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что при выборе методов преподавания науки история должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета [1].
Цель данных методических рекомендаций состоит в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников через использование занимательного исторического материала в процессе обучения.
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач:
- обеспечить достижение дошкольниками готовности к школе в области элементарных математических представлений;
- показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека;
- формировать и поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об элементарных математических представлениях;
- развивать интеллектуальные, познавательные и исследовательские способности детей, их воображение;
- поддерживать у детей инициативу, пытливость и самостоятельность;
- расширить кругозор дошкольников, повысить их общую культуру.
В основу реализации методических рекомендаций положены следующие принципы:
• историзма, который дает возможность детям уяснить, что процесс познания есть исторический процесс; понять связь теории с практикой, увидеть, что математика развивалась на основе практики и что критерием достоверности теории является практика;
• связи с жизнью (один из ведущих дидактических принципов обучения), он предполагает выполнение упражнений и заданий детьми на материале, взятом из жизни;
• наглядности. Этот принцип активизирует чувственный опыт детей, конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия;
• прочности. Он предполагает применение яркого эмоционального изложения содержания, усвоения материала посредством разнообразных дидактических игр;
• доступности. В процессе обучения воспитатель, учитывая возрастные особенности детей, разрабатывает содержание занятий и использует способы обучения, опережающие развитие воспитанников. Опираясь на психологические исследования проблемы обучения и механизмы умственного развития дошкольников, Л. С. Выготский отмечает, что не следует бояться преподнести детям что-то более сложное, взятое из будущего материала. Выготский и его последователи установили, что умственное развитие осуществляется успешнее, если обучение строится не только на достигнутом уровне развития ребёнка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут функционировать. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития», именно оно вызывает активную умственную деятельность детей [3].
• научности. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с прочно установленными наукой знаниями.
Форма сообщения сведений, связанных с математикой, может быть разлчной: краткая беседа, философская беседа, лаконичная справка, решение задачи, показ фрагмента специально подобранного мультфильма, разъяснение изображения на рисунке, картине и т.д. Содержание, объем, и стиль изложения содержания занимательного исторического материала должны соответствовать возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста.
Главная трудность состоит в том, чтобы суметь преподнести детям исторический факт в короткий промежуток времени (2—3 минуты) в соответствии с излагаемым на занятии материалом, в доступной для них форме.
При изложении материала необходимо учитывать не только общие возрастные, но и индивидуальные особенностивоспитанников. Продуктивно использовать дифференцированный подход к детям, обращать внимание на развитие способностей и интересов каждого. Психологи считают, что в старшем дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной акселерации детей. Целесообразно строить обучение дошкольников, учитывая состояние эмоционального комфорта в процессе познавательной деятельности, активно обогащать те стороны развития личности дошкольника, к которым каждый возраст наиболее восприимчив [5].
Практика обучения дошкольников показала, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей [2]. Чем разнообразнее формы изложения материала, тем продуктивнее организация познавательной деятельности на занятии.
В наше время дети, уставшие от переизбытка информации в современном мире, становятся пассивными, а на занятиях часто думают о том, как бы поиграть и пообщаться со сверстниками. Можно удовлетворить их жажду общения, создав определенные условия для проведения игр в конве изучаемого математического материала.
Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми на занятиях используются для обогащения их опыта и подготовки детей к усвоению знаний, дифференциации обучения. Некоторые сложные задания можно разбить на части и, в зависимости от наклонностей и способностей членов подгруппы, рашатьих поступенно. При этом наблюдается индивидуализация обучения и коллективная ответственность ребят, развиваются их комимуникативные навыки.
Практика показала, что первоначальные математические знания закладываются в период дошкольного образования. Залог успеха состоит в умелом использовании занимательного исторического материала в процессе ознакомления с элементарными математическими представлениями.
В таблице «Темы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников и занимательный исторический материал» методических рекомендаций изложены некоторые фрагменты занимательного исторического материала, которые можно использовать в процессе ознакомления с элементарными математическими представлениями детей старшего дошкольного возраста. Приложение к методическим рекомендациям содержит информационный материал, озаглавленный в таблице как «Содержание исторической справки» (проложение 1).
Так, ознакомление с треугольником позволит рассказать детям об истории знакомства древних народов с простейшими фигурами; счет до 6 сопровождается заниямательным сообщением о том, как люди начали считать; освоение детьми понятия «сутки» позволило познакомить их с историей календаря и т.д.
Использование занимательного исторического материала это не самоцель, а лишь средство, придающее занятию развивающий характер, помогающее вызвать активную умственную деятельность дошкольников.
Оно способствует повышению интереса к занятиям по формированию элементарных математических представлений, расширяет кругозор воспитанников.
Занимательную историческую информацию для родителей можно разместить в приемной. Возможно, она будет способствовать общению с детьми, желанию поделиться прочитанным, что также подпитает интерес ребёнка к познанию нового. Главное, чтобы занятия не казались детям скучными, сухими, а математика - труднопреодолимой наукой.
При обучении математике по программе дошкольного образования основное усилие педагогов и родителей направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность к процессу познания математики, помочь ребенку преодолевать трудности, стимулируя его желание достигнуть поставленной цели, верить в свои силы. Практика показала, что введение занимательного исторического материала в мотивационную часть занятия по формированию элементарных математических представлений способствует углубленному и осмысленному восприятию преподносимого материала старшим дошкольником.
Практическая значимость методических рекомендаций заключается в подборе и возможности продуктивного использования занимательного исторического материала на занятиях в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста. Этот материал способствует формированию элементарных математических представлений у воспитанников и дает возможность применять его воспитателями ДОУ в мотивационной части занятия по развитию элементарных математических представлений в группах детей старшего дошкольного возраста, а также родителями в общении с детьми.
Темы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников и занимательный исторический материал
№ п/п | Тема занятия | Группа ДОУ | Содержание исторической справки |
1. | Ознакомление с треугольником | старшая группа | Знакомство древних с геометрическими фигурами |
2. | Обозначение домов числами (цифрами) чётными и нечётными | старшая группа | О числе и цифре 3 |
3. | Понятие «сутки» | старшая группа | Из истории календаря |
4. | Знакомство со временем: что обозначают циферблат и стрелки. | старшая группа | Измерение времени у древних народов. Из истории часов (от солнечных до электронных) |
5. | Уточнение представлений о множестве, состоящем из 5 единиц. О цифрах как обозначении чисел. | старшая группа | Числа начинают получать имена |
6. | Ознакомление с представлением о том, что ¼ от целого равна другой такой же ¼ от этого же целого, а ½ от этого же целого равна ½ от целого | старшая группа | Из истории долей |
7. | Соотнесение количества и цифры | старшая группа | Числа начинают получать имена |
8. | Ознакомление со знаком | старшая группа | История возникновения знака «+». Термин «симеоника» |
9. | Счёт до 6 | старшая группа | Как люди научились считать |
10. | Уточнение знаний детей о треугольнике | старшая группа | Знакомство древних народов с простейшими геометрическими фигурами |
11. | Календарь | старшая группа | Из истории календаря |
12 | Рассуждение о движении времени | подготовительна группа | Из истории часов (от солнечных до электронных) |
13. | Движение во времени | подготовительна группа | Меры времени |
14. | Формирование представлений о календаре | подготовительна группа | Древний календарь |
15. | Цифры | подготовительна группа | Первые цифры |
16. | Значение математики для разных профессий | подготовительна группа | Арифметика каменного века |
17 | Дни недели | подготовительна группа | Меры времени Древний календарь |
18 | Измерение длины | подготовительна группа | Из истории линейки |
19 | Беседа о задачах Нужна ли математика? | подготовительна группа | Операции над числами |
20. | Деление на части | подготовительна группа | Из истории долей |
21. | Беседа о значении математики | подготовительна группа | Живая счетная машина |
Список литературы
1. Буре, Р. С. Готовим детей к школе [Текст] / Р. С. Буре - М.: Просвещение, 1987. – 94 с.
2. Венгер, Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер - М.: Знания, 1994. – 156 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 105с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 2004. - 78с.
5.Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка/ Л. С. Выготский, // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.- С. 35-42.
6. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www. edu. ru, свободный. – Загл. с экрана.
7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]/С. Л. Рубинштейн – М.: 1973. – 185 с.
Приложение
Исторические справки
Как люди научились считать
Арифметика каменного века
Числа и действия с ними не были придуманы каким-то одним человеком. Ещё в самые отдалённые времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать поля, начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.
Однако первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки -— по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько было кружков, он спокойно шёл спать.
Но в стаде у первобытных людей были не только овцы — они пасли и коров, и коз, и ослов. Поэтому пришлось делать из глины и другие фигурки. А земледельцы с помощью глиняных фигурок, камушков, за бок вели учёт собранного урожая. Они отмечали, сколько мешков зерна положено в амбар, сколько кувшинов масла выжато из оливок, сколько соткано кусков льняного полотна. Складывая и вычитая множества предметов, они решали простейшие задачи на сложение и вычитание. Так, ещё не умея считать, древние люди занимались арифметикой.
Числа начинают получать имена
Перекладывать камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием. Но прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел. О том, как появились имена у чисел, учёные узнают, изучая языки различных племён и народов. Например, оказалось, что у нивхов, живущих на Сахалине, числительные зависят от того, какие предметы считают. Важную роль играет форма предмета, так что по-нивхски в сочетаниях «два яйца», «два камня», «два глаза» и т. д. числительные различны. Одному и тому же русскому слову «два» у них соответствует несколько десятков различных слов. Нечто подобное было и у древних людей.
И должно было пройти много столетий, а может быть и тысячелетий, прежде чем одни и те же числительные стали применять к предметам любого вида. Вот тогда и появились общие названия для чисел.
Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название для числа «один» связывалось обычно со словом «солнце», а название для числа «два» — с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т. д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями «я» и «ты». А были языки, где «один» звучало так же, как «мужчина», а «два» — как «женщина».
У некоторых племён ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А всё, что шло после двух, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак у охотника, и стрел у него, и овец у пастуха может быть больше, чем две. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек.
Например, на языке некоторых папуасских племён, живущих на острове Новая Гвинея в Тихом океане, и сейчас числительное «один» звучит «урапун», «два» —«окоза», а число 3 они называют «окоза-урапун», число 4 «окоза-окоза». Так они дошли до числа 6, которое получило имя «окоза-окоза-окоза». А дальше у них идёт уже знакомое нам название «много» (конечно, по-папуасски). И 10 у них «много», и 100 тоже «много». Позднее другие племена дали особое имя числительному, которое мы называем «три». А так как до того они считали «один», «два», «много», то это новое числительное стали применять вместо слова «много». И сейчас мать, рассердившись на сына, говорит ему: «Что, я три раза должна повторять одно и то же!» Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут». А в сказках злой царь посылает героя искать Кащея Бессмертного «за тридевять земель, в тридесятое царство».
Иногда числом 3 обозначали окружающий человека мир — его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Когда они придумывали легенды о богах, то выделяли из них трёх самых главных.
В русских сказках число 3 также играло особую роль. Во многих из них участвуют три брата, герой сражается с трёхглавым змеем, проходит три царства — медное, серебряное и золотое. Число 4 встречается в сказках куда реже. Но о том, что и оно на каком-то этапе развития играло особую роль, видно из русской грамматики. Мы говорим: «одна лошадь», «две лошади», «три лошади», «четыре лошади». Казалось бы, всё хорошо: после единственного числа идёт множественное. Но, начиная с пяти, мы говорим: «пять лошадей», «шесть лошадей», и будь их хоть миллион, а всё равно —«лошадей». Значит, когда-то за числом 4 и в русском языке начиналась необозримая область «много».
На более поздних этапах в роли слова «много» выступало число 7. Об этом говорят различные пословицы и поговорки: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Один с сошкой — семеро с ложкой», «Семь бед — один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д. Так постепенно люди осваивали счёт.
Первые названия чисел некоторые племена стали применять 20-25 тысяч лет тому назад. А вот слово для обозначения числа 1000 возникло лишь 5-7 тысяч лет назад.
Живая счётная машина
Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Попробуйте сказать слово «сто», пользуясь папуасскими названиями «урапун» и «окоза». Придётся 50 раз повторить слово «окоза». Нет, тут был необходим совершенно другой подход! И старые методы счёта вытеснил новый — счёт по пальцам.
Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. С их помощью можно было сосчитать до 5, а если взять две руки, то и до 10. Затем люди сделали следующий шаг вперёд и научились считать десятками. Правда, для этого пришлось приглашать сразу много счётчиков. Знаменитый русский исследователь Новой Гвинеи Миклухо-Маклай должен был однажды объяснить папуасам, через сколько дней вернётся к ним его корабль «Витязь». Для этого он нарезал кусочки бумаги, а папуасы должны были их сосчитать: «Первый, раскладывая кусочки бумаги на колене, при каждом обрезке повторял «наре, наре» (один-один); другой повторял слово «наре» и загибал при этом палец сначала на одной, затем на другой руке. Насчитав до 10 и согнув пальцы обеих рук, опустился на колени, проговорив: «две руки», причём третий папуас загнул палец одной руки. Со вторым десятком было сделано - то же, причём третий папуас загнул второй палец; то же самое было сделано для третьего десятка; оставшиеся бумажки не составляли четвёртого десятка и были оставлены в стороне». Итак, чтобы сосчитать всего лишь до 30, пришлось работать трем папуасам.
Пальцы оказались так тесно связаны со счётом, что на древнегреческом языке «считать» выражалось словом «пятерить». В русском языке слово «пять» напоминает «пясть» — часть кисти руки. А в Англии первые 10 чисел называют общим именем — «пальцы». Значит, и англичане когда-то считали по пальцам.
Операции над числами
С операциями сложения и вычитания люди имели дело задолго до того, как числа получили имена. Когда несколько групп сборщиков кореньев или рыболовов складывали в одно место свою добычу, они выполняли операцию сложения. Правда, при этом складывались не числа, а множества предметов, но операция сложения чисел как раз и описывает сложение множеств предметов. А когда из собранных орехов часть шла в пищу, люди выполняли вычитание — запас орехов уменьшался.
Сами названия этих операций показывают, с какими действиями над предметами они связаны. Но должны были пройти тысячелетия, пока люди поняли, что складывать и вычитать можно не сами множества, а числа. Они поняли, что каждый раз, когда кладут рядом два ореха и два ореха, получается 4 ореха, и что это верно и при сложении двух пальм с двумя пальмами, и двух рыб с двумя рыбами. Так люди узнали, что «два плюс два равно четырём». Постепенно, накапливая такие знания, они обучались выполнять действия над всё большими и большими числами. Таким путём возникло учение о числах, необходимое для решения самых разнообразных практических задач.
Первые цифры
Долгое время после того, как появились названия чисел, люди их не записывали. Причина для этого была самая уважительная — они ещё не умели писать. Поэтому, если кому-нибудь надо было переслать другому человеку сведения, где участвовали числа, прибегали к зарубкам на дереве или на кости, к узелкам на верёвках, рисункам на мягкой глине и т. д. Такие знаки уже нельзя было перекладывать с места на место, убирать одни и добавлять другие. Вместо этого приходилось думать, мысленно выполнять операции над знаками.
Но все же это ещё не была настоящая арифметика. Знаки на глине обозначали не числа, а предметы — головы скота, мешки с зерном, кувшины масла. Их приходилось изображать столько же, сколько было предметов. С этим ещё можно было мириться, пока учёт вёлся в пределах одного хозяйства, одной деревни. Но когда возникли государства, старые методы обозначения чисел стали негодными. Для записи больших чисел уже нельзя было обойтись ни зарубками на бирках, ни узелками, ни глиняными фигурками.
Открытие нуля
Интересны были различные методы обозначения чисел, придуманные египтянами и вавилонянами, греками и римлянами. Но у всех этих методов был один недостаток: по мере увеличения чисел нужны были всё новые и новые знаки. Один из величайших древнегреческих математиков Архимед научился называть громадные числа, но обозначать их он не умел. Не хватало ему самой малости. Архимед, один из гениальнейших математиков в истории человечества, не додумался до ... нуля!
Знакомясь в первом классе с числом 0, вряд ли кто-нибудь себе представлял, что это одно из величайших изобретений в математике. Только после того, как люди научились обозначать пропущенные разряды в позиционной записи чисел, они получили в руки могучее орудие познания природы. Без нуля не было бы всей современной математики, не было бы и таких достижений человеческого разума, как вычислительные машины и космические корабли.
Впервые нуль был придуман вавилонянами примерно две тысячи лет тому назад. Но они применяли его лишь для обозначения пропущенных разрядов в середине числа. Писать нули в конце записи числа они не догадались.
В Индии примерно полторы тысячи лет тому назад нуль был присоединён к девяти цифрам и появилась возможность обозначать этими десятью цифрами любое число, как бы велико оно не было. И самое главное, запись таких гигантских чисел стала довольно короткой. Если бы живший 30 тысячелетий тому назад древний человек имел представление о миллионе и захотел бы изобразить это число с помощью зарубок на волчьих костях, ему пришлось бы истребить 20 тысяч волков. А для записи миллиарда не хватило бы волков во всех европейских лесах. Индийской системой обозначений мы пользуемся до сих пор. Это не значит, что индийские цифры имели с самого начала современный вид. В течение многих столетий, переходя от народа к народу, они много раз изменялись, пока приняли современную форму. Арабы заимствовали у индийцев цифры. Европейцы в свою очередь узнали её от арабов. Поэтому наши цифры, в отличие от римских, стали называться арабскими. Правильнее было бы называть их индийскими. Они употребляются в нашей стране начиная примерно с XVII века.
Меры времени. Календарь
Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звёздами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, периодичность смены времён года. Они ещё не умели объяснять эти явления, но стали с их помощью измерять время. Появились первые единицы времени: сутки и год.
Продолжительность года определялась вначале очень неточно. Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого. Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее, так как между восходами Сириуса примерно одинаковое число дней и ночей.
Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Сначала они разделили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Но скоро они обнаружили, что год получился слишком коротким: Сириус опаздывал появляться над горизонтом на целых 5 дней. Пришлось добавить 5 праздничных дней в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут. Но и год в 365 суток на четверть короче правильного. Сириус стал опаздывать меньше, но всё же за 4 года набегали целые сутки!
Примерно 2000 лет тому назад (в 238 году до нашей эры) царь Птолемей приказал отмечать раз в 4 года ещё один праздник — в честь богов-покровителей. Вот теперь египетский календарь стал настолько удачным, что расходился с истинным лишь на один день в 128 лет. Этот календарь послужил образцом для других народов.
В 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь ввёл такой календарь в Древнем Риме. По юлианскому календарю (сейчас говорят — «по старому стилю») год содержит 365 суток, но каждый четвёртый год — високосный, он содержит 366 суток. Этим календарём пользовались до XVI века. К тому времени ошибка в счете, накапливаясь за каждые 128 лет на 1 сутки, составила уже 10 суток.
Следующую реформу календаря провёл в 1582 году Григорий XIII — Папа Римский. Этот календарь назвали григорианским («новый стиль»). День после 4 октября 1582 года был объявлен 15 октября, чтобы поправить ошибку в 10 дней.
В России григорианский календарь не вводился до XX века. К этому времени расхождение между старым и новым стилями составило уже 13 дней. Поэтому при введении нового стиля пришлось считать 2 февраля 1918 года 15 февраля.
В последние десятилетия появилось много различных предложений по реформе календаря, упрощающих счёт недель и месяцев. Но по разным причинам они не были приняты.
В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Неделей (не делать) в старину называли день отдыха. Первый день после недели был назван понедельником, второй — вторником, четвертый — четвергом, пятый — пятницей. Середина недели стала средой. «Суббота» происходит от древнееврейского «шабат» — покой. Согласно Библии этот день был «днём отдыха Бога». Воскресный день назван в честь воскресения Христа.
Числа 1-5. Знакомство с монетами.
В глубокой древности, чтобы приобрести какую-нибудь вещь, нужно было совершить обмен. Меняли самые разнообразные товары: два топора, например, на бочку с медом, рыбу на овцу и т. д. С течением времени люди выбрали определенные предметы, которые стали играть роль денег. Ими являлись редкие раковины, красивые жемчужины, шкуры зверей, бивни мамонтов и т. п. Деньгами служили даже огромные камни. Чем он больше, тем ценнее. Чтобы сдвинуть такие «деньги» с места, нужно было усилие нескольких человек.
Монетой достоинством в одну копейку:
— Вы, конечно, слышали выражения: копейка рубль бережет, все до единой копеечки, ни копейки не дам и др. Постоянное упоминание о монете достоинством в одну копейку, на которую в наши дни не купишь и коробки спичек, живет в русском языке. Откуда взялась копейка? В отличие от других монет копейке повезло. Известно и документально подтверждено, что задумали ее в 1553 г., а окончательно оформили спустя два года.
Какая же причина возникновения копейки? Каждый князь чеканил собственную серебряную монету, отличающуюся от других названием, массой, ценой. К тому же всегда был народец, не упускавший случая поживиться. Монеты подрубались, становились легче, а кусочки серебра шли в слитки. Таким образом, общая масса денег, поступавших в казну в виде податей и налогов, постоянно уменьшалась. Виновных разыскивали и наказывали в духе того времени .
Вскоре провели денежную реформу — из двух легких монет стали делать одну нормальную по массе «денгу». На новой монете изображали всадника с копьем, это был копеец, потому-то ее и прозвали копейкой.
А вот другая беседа, которую может провести воспитатель, знакомя детей с материалом из истории денег.
Было время, когда монеты пробовали на «зуб», чтобы проверить, не фальшивые ли они. Но известны и такие деньги, которые попадали в рот совсем по другой причине: их просто съедали. Удивляться тут нечему, ведь самым первым предком современных денег были продукты питания. Какой только съедобной валюты не знала торговля: бруски соли и кирпичи чая, пряности и вино, рис и бобы какао, не говоря о птице, рыбе, животных. Перец и южные пряности ценились чрезвычайно высоко в Европе. В XII— XIII вв. в Новгороде, например, таможенную пошлину собирали «заморским горошком» — черным перцем. Его отсчитывали по крупицам. Несмотря на то, что в России рубль уже был в ходу, мерой стоимости долгое время служила соленая рыба. Соль была одной из самых древних валют. Она была в ходу у торговцев Азии и Африки. Знаменитый путешественник Марко Полло (около 700 лет назад) наблюдал, как плитками и брусками соли рассчитывались в Китае. М. В. Ломоносов свидетельствовал, что за пять брусков соли на азиатских рынках можно было купить раба.
Съедобные деньги это не только достояние истории. Оказывается сейчас в Восточных Гималаях на летнем рынке сдачу можно получить в виде ломтиков сыра, которые представляют собой местные деньги, самые редкостные в наши дни.
Из истории линейки.
Знаете ли вы, что в 2009 г. линейке исполнится двести десять лет. Однако линейкой пользовались и в более поздние времена. В средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листках пергамента (так называлась бумага) пользовались тонкими свинцовыми пластинками.
А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применяли железные прутья. В летописях их называют «шильцами». Когда в 1789 г. во Франции началась работа по внедрению метрической системы мер, в Париже были изготовлены две платиновые линейки с метрическими делениями длиной в 1 м и шириной 25 мм, называемые эталоном метра. По их образцу изготовили деревянные линейки для академиков, а позднее и для парижских студентов. У школьников линейки появились только в конце XIX в. В Россию линейка попала в 1812 г. в качестве военного трофея. В 1899 г. по инициативе знаменитого химика Д. И. Менделеева приступили к производству линейки и в России.
Из истории цифры 7.
В глубокой древности, когда люди только учились считать, число 7 оставалось долгое время очень большим. Эти представления о величине числа 7 сохранились в русских пословицах и поговорках, и дошли до наших дней: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Один с сошкой, семеро с ложкой», «За семь верст киселя хлебать», «У семи нянек дитя без глазу», «Семь бед — один ответ», «Лук от семи недуг» и др. Древние люди считали число 7 таинственным и загадочным.
Про непонятное - мы и теперь говорим, что это книга за «семью печатями», а народные сказки повествуют о «семимильных сапогах», «о семи пакетиках» и т. д. И в наши дни разные народы почитают число 7. Француз, например, дает самую сильную клятву словами: «Крепко, как семь», а счастливый чувствует себя «на седьмом небе». Не случайно в неделе «семь дней», в радуге «семь цветов», в музыке «семь нот».
Открытие нуля.
История нуля берет свое начало с незапамятных времен. Впервые нуль
появился примерно две тысячи лет назад. В древности индейцы вместо нуля говорили «пусто» и при записи ставили точку. Позднее вместо точки стали рисовать кружок. Такой кружок назывался «сунья», что значит «пустое место». Арабские математики перевели слово «сунья» по смыслу на свой язык: вместо «сунья» стали говорить «сифр». А это уже знакомое нам слово «цифра». Оно досталось нам по наследству от арабов.
Знаки для обозначения чисел, которыми мы пользуемся, называют цифрами. Их десять: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
У нуля были и другие названия — «ничто», «низачто», «оном» (вследствие сходства с буквой «о»). Древние люди нуль применяли лишь для обозначения пропущенных разрядов. Писать нули в конце записи числа они не догадывались.
Люди не замечают, что открытие нуля — одно из величайших событий в математике. Без нуля не было бы всей современной математики, не было бы таких достижений человеческого разума, как космические корабли, электронно-вычислительные машины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений с помощью наглядности Нурмухаметова А.М.
Роль наглядности в формировании математических представлений...
Консультация: "Формирование элементарных математических представлений с помощью наглядности".
Консультация для педагогов и родителей....
Формирование элементарных математических представлений с помощью занимательного исторического материала.
Работа с дошкольниками...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»
Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по теме: «Формирование элементарных математических представлений с использованием занимательных игр»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) на тему: «Занимательная математика»
Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи:Закреплять навыки порядкового и обратного счета;Закреплять умение ориентироваться на листе...
Консультация для педагогов. «Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала».
Консультация для педагогов.«Развитие логического мышления на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала»....