Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе с элементами развивающего обучения
А так же занятие по математике в старшей группе «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_matemat.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по математике и конструированию
в старшей группе /с элементами развивающего обучения/
Тема: «Треугольник и квадрат. Сравнение геометрических фигур»
Цель: Знать свойства треугольника и квадрата. Уметь сравнивать их по основным признакам. Уметь преобразовывать квадрат в треугольник и конструировать поделку оригами. Развивать наблюдательность, внимание и умение применять полученные знания при решении учебных задач. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Уметь получать удовольствие от полученных результатов каждым ребенком на уровне его развития. Уметь общаться со сверстниками в парах. Развивать навыки коммуникативности в командной работе.
Ход урока
Организационный момент
- Чтобы нам начать занятие, нам нужно выполнить небольшое задание.
Детям раздаются карточки с зашифрованной геометрической фигурой.
I Ситуация успеха
1 Дидактическая игра «Зашифрованная фигура»
- Вспомним, как правильно нужно определять свою фигуру. Смотрим слева направо. Что определяем сначала? /Какая геометрическая фигура/. Затем? /Величину/. И потом? /Цвет геометрической фигуры/.
- Ребята, когда вы расшифруете и найдете свою геометрическую фигуру, определите свой стол. Сядьте за тот стол, на котором изображена ваша геометрическая фигура.
2 Рефлексия.
Предлагаю положить карточки перед собой.
Работа в парах. Проверка друг у друга выполненного задания: правильно ли дети определили свою геометрическую фигуру и нашли свой стол.
Назначаю лидеров команд.
3 Определение темы урока.
- Ребята, как называется ваша геометрическая фигура? /У одной команды это треугольник, у другой – квадрат/.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Верно, мы сегодня вспомним все, что мы знаем о треугольнике и квадрате, узнаем чем они похожи и в чем их различие.
II Основная часть
1 Дидактическая игра «Узнай, кто это»
На доске висит иллюстрация с изображением забавных животных, расположенных в ряд.
- К нам в гости должен прийти один из этих забавных животных. Нам нужно определить кто это по следующей подсказке: он стоит впереди бельчонка, но позади щенка.
Дети определяют, что это Ёжик. Вносится игрушка ёжика.
- Ёжик привел нас на полянку, на которой стоят два веселеньких домика /плоскостных/.
- Ребята, вы хотите узнать, кто в этих домиках живет? Тогда нам нужно выполнить одно задание.
2 Дидактическая игра «Пропущенная цифра»
Лидеры раздают каждому ребенку по одной карточке, по которой определяется пропущенная цифра. Каждый ребенок выкладывает соответствующее количество кружочков. Индивидуальная работа.
Рефлексия.
Проверка в парах выполненного задания.
- С заданием мы справились? Тогда наш гость ёжик, наконец, покажет нам, кто живет в этих домиках.
В домиках открываются окошки и дети видят в одном домике квадрат, в другом треугольник.
3 Закрепление знаний о треугольнике и квадрате.
- Давайте вспомним все, что мы знаем об этих геометрических фигурах.
Кластер
Работа в команде.
У каждой команды есть таблица, которую нужно заполнить: вставить в окошечки цифры, обозначающие количество сторон, углов и вершин, которые ранее дети обозначали модулями:
Стороны углы вершины
Рефлексия.
Таблицы вывешиваются на доске. Лидер определяет, кто из команды будет защищать свой проект. Дети от каждой команды выходят к доске и рассказывают по своей таблице о геометрической фигуре:
- У треугольника 3 стороны, 3 угла и 3 вершины.
- У квадрата 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
Валеопауза.
- А теперь отдохнем и повеселим друзей.
У треугольника есть брат –
Замечательный квадрат.
Братья делают зарядку,
А потом играют в прятки,
Сладкий чай из чашек пьют,
Очень весело живут.
Треугольник и квадрат –
Старший брат
И младший брат.
4 Конфликтная ситуация
- Ёжик хочет рассказать вам одну историю, которая произошла с этими геометрическими фигурами. Хотите послушать?
Жили-были два друга: треугольник и квадрат. Жили они дружно. Ходили они друг к другу в гости, чай пили, сказки рассказывали. Но вот однажды квадрат сказал треугольнику: «Мы с тобой словно братья, мы ведь так похожи! «Нет,- говорит треугольник, - мы совершенно разные, совсем не похожи!» Стали они спорить и окончательно поссорились. И дружбе их пришел конец. Не стали треугольник и квадрат ходить друг к другу в гости, чай пить, сказки рассказывать.
- Ребята, давайте поможем друзьям. Посоветуйтесь в командах и решите этот спор: чем похожи и чем не похожи друзья.
Итог
- Друзья похожи тем, что у них есть стороны, есть углы и есть вершины. Но не похожи они тем, что количество сторон, углов и вершин у них разное.
Рефлексия
- Ребята, мы смогли решить спор друзей? Мы молодцы?
III Заключительная часть.
1 Конструирование оригами «Тюльпан»
- Чтобы окончательно помирить друзей, давайте приготовим им сюрприз: сделаем поделку оригами. Будьте внимательны и точно выполняйте мои инструкции, и тогда мы увидим, что у нас получится.
- Возьмите цветной лист бумаги. Какой он геометрической формы? /Это квадрат./
- Докажите, что это квадрат. /У этой фигуры 4 стороны, 4 угла и 4 вершины. Все стороны равны, значит, это квадрат./
- Вы меня убедили. Превратите свой квадрат в треугольник.
Перегибаем квадрат по диагонали пополам, совмещая углы и стороны.
- Прогладьте пальчиком сгиб. Положите перед собой так, как у меня.
Треугольник располагаем длинной стороной вниз.
- Что за фигура у нас получилась? /Треугольник, потому что у него 3 стороны, 3 угла, 3 вершины./
- Поставьте указательный пальчик левой руки на середину длинной стороны треугольника.
- Поднимите острый уголок вверх и немного в сторону, прогладьте пальчиком сгиб.
- Теперь поднимите второй острый уголок также вверх и немного в сторону, прогладьте.
- Что у нас получилось? /Тюльпаны!/
- Давайте соберем их в красивый букет и подарим нашим друзьям.
Дети приклеивают тюльпаны к готовым цветоножкам на панно с вазой. И дарят свою работу квадрату и треугольнику. Благодарят ёжика за интересную историю.
Рефлексия
- Ребята, как вы думаете, смогли бы мы сделать такие замечательные тюльпаны, если бы квадрат и треугольник перестали дружить?
- А что нам сегодня помогло при работе на уроке? /Дружба, взаимопомощь, поддержка товарища, аккуратность, внимательность./
Итог урока
- Я вас благодарю за урок, за то, что вы смогли помирить друзей. Вы все молодцы. Мне очень понравилось как вы работали. Урок окончен.
ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
В старшей группе «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
Программное содержание:
- Продолжать учить детей отгадывать логико-математические загадки.
- Учить детей выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, ёлку, лодку).
- Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счёте месте?
- Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов.
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта.
- Воспитывать чувство удовлетворения, радости от совместно выполненной работы.
Материалы:
- «Цветик-семицветик», с отрывными лепестками с заданиями;
- Счетные палочки по количеству детей;
- Карточки с изображением фигур, символических изображений предметов из счетных палочек;
- Карточки зеленые и красные по количеству детей;
- Цветные карандаши синий, зеленый, желтый красный (каждому ребенку);
- Лист с заданием каждому ребенку ( изображение 10карандашей);
- Рабочие тетради по математике по количеству детей (зад. №5);
- Два набора цифр от 1 до 9;
Предварительная работа :
- Чтение произведения Катаева В. П. «Цветик-семицветик»;
- Рассматривание иллюстраций в книге, беседа о взаимопомощи, поддержке;
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня я по дороге в детский сад встретила девочку Женю. Она из сказки «Цветик-семицветик». У нее есть волшебный цветок с семью лепестками, но он немного отличается от того, который был у нее в сказке. Каждый лепесток с заданием и чтобы помочь мальчику Вите , Жене необходимо решить все задания! Она просит вас помочь ей с решением заданий, указанных на лепестках. Вы согласны ей помочь? (Да.)
-Тогда начнем - отрываем первый лепесток! (Воспитатель отрывает лепесток перед каждым заданием)
Задание №1. «Математические загадки». Слушайте внимательно, отвечайте - правильно!
- - Сколько бубликов в мешок
Положил ты петушок?
- Два. Но дедушке дадим
И останется : (один)
- На пасеке три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежали в лес? (два)
- Четыре зайца шли из школы,
Но вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успели? (два)
4. Бросил палку кверху Мишка:
- Падай, с ели в шапку шишка!
Шишка хлоп по голове.
Сразу шишек тало: (две)
5. Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще одну и подари
Ты мамочке не две, а : (три)
6. Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали -
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (четыре)
Воспитатель. Молодцы! Справились с заданием! Следующий лепесток.
Задание №2. Задания со счетными палочками.
- Выложите из счетных палочек треугольник, квадрат, прямоугольник.
- Из скольких палочек получился треугольник? (Из трех.) Квадрат? ( Из четырех.) прямоугольник? (Из шести.)
- Выложите из пяти палочек два треугольника.
- Воспитатель поочередно показывает карточки с изображением фигур, символических изображений предметов из счетных палочек. Дети рассматривают каждую картинку, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят изображение.
Воспитатель. Давайте проверим друг у друга. Если всё верно поднимите зеленую карточку, если есть ошибки – красную.
Воспитатель. Следующее задание №3 – «Физминутка». Она новая для вас, поэтому будьте внимательны!
Физминутка.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели,
Два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Воспитатель. Хотите узнать, какое задание притаилось под четвёртым лепестком? (Да.)
Задание №4. Игра «Считай, закрашивай».
Предлагается детям сосчитать, сколько карандашей (см. приложение).
- Напишите в квадрате, сколько карандашей. (10)
- Какое число написали? (10). Почему? (Потому что на рисунке 10 карандашей.)
- Закрасьте третий по счету карандаш синим цветом, а пятый –зеленым, седьмой –желтым, девятый –красным.
- На котором по счету месте желтый карандаш? (На седьмом.) Зеленый? (на пятом.)
Задание №5. «Считай и рисуй». (Работа в тетрадях.)
- Дорисовать в каждом прямоугольнике предметов столько, чтобы их количество соответствовало цифре под ним.
- Сколько нарисовали мячей? Почему? (Семь, потому что один и семь будет восемь)
- Сколько нарисовали шариков? Почему? (Шесть, потому что шесть и один будет семь.)
- Сколько нарисовали флажков? Почему? (Восемь, потому что один и восемь будет девять.)
Задание №6. «Живые цифры».
Дети берут любую цифру от 1 до 9. По команде воспитателя надо построить цифровую цепочку: девочки цифры от 9до 1, а мальчики цифры от 1 до 9.
Воспитатель. Вы молодцы! Справились со всеми заданиями, были дружными и внимательными. Теперь Женя сможет загадать желание и помочь своему другу. Спасибо вам ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в королевство Математики» (Конспект итогового интегрированного занятия по математике и конструированию в старшей возрастной группе)
выявить полученные знания по элементарным математическим представлениям и конструированию, умения, навыки полученные в течение учебного года старшей возрастной группы....
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию в старшей группе «По дорогам сказок»
старшая группа...
Конспект интегрированного занятия по математике и аппликации в старшей группе
Конспект интегрированного занятия по математике и аппликации в старшей группе...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию в старшей группе
Занятие в старшей группе по сказкам...
Конспект интегрированного занятия по математике и физкультуре в старшей группе.
Конспект интегрированного занятия по математике и физкультурев старшей группе....
Конспект интегрированного занятия по математике и грамоте в старшей группе «В гости к гномам»
Конспект интегрированного занятия по математике и грамоте в старшей группе «В гости к гномам»...
Интегрированное занятие по математике и конструированию в старшей группе
Интегрированное занятие по математике и конструированию в старшей группе...