Развитие логического мышления посредством игры. Программа для детей 5 - 7 лет
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Слюняева Татьяна Михайловна

 

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

 

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

 

 

 

 

 

 

Разработала: Слюняева Татьяна Михайловна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида№ 4 «Веселинка»

г. Набережные Челны Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка  _______________________________________3

Игра как средство развития логического мышления у  старших

дошкольников_______________________________________________4                                                    

Организация ИГР – НОД ______________________________________7

Цикл ИГР-НОД «Приключение Незнайки»  для детей 5-6 лет_________8

Цикл ИГР-НОД «Поиск Атлантиды»  для детей 6-7лет ______________13

Библиография _______________________________________________20                                                                 

Приложения                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию,

анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

     В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи.                                                                                                                                                      Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует мириться. Существуют исследования  известных психологов подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).  Известно, что мышление человека отличается,  прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими.  Т.е. понятие выступает -  и как исходный элемент познания - и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.

    Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»

    Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.

    Предлагаемая программа представляет систему работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления посредством игр. Одним из условий реализации  данной программы является использование специальных игр и упражнений с последовательно усложняющимся содержанием, имеющим дидактические задачи, игровые действия и правила.

    Цель программы: овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления  посредством игры.

 Задачи программы: развитие у детей основных логических операций:  анализа, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения, ограничения, синтеза; развитие внимания, творческого воображения, памяти; воспитание стремления к преодолению трудностей, уверенности  в себе.

     Программа ориентирована на работу с детьми старшего возраста 5-7 лет.

 

 

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


  Дошкольный возраст - это период, когда основная деятельность ребёнка — игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал, поэтому развивать логическое мышление у дошкольников лучше всего с использованием дидактических игр. Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно взаимосвязаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Мышление развивается в три этапа: наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация, ограничение.

   Сравнение — это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Для того, чтобы научить ребёнка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями: умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом; умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы; умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.

    Анализ — выделение свойств объекта из группы, или выделение группы        объектов по определённому признаку.

    Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как процессы, взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез — через анализ). Затем следует перейти к общим свойствам. При этом важно научить ребёнка видеть общие свойства сначала у двух предметов, а потом у нескольких. К таким дидактическим играм можно отнести игры «Сложи фигуру», «Образуй фигуру», «Составь картинку», «Почини коврик», «Танграм», «Колумбово яйцо», и т. д.      

    Классификация — это мыслительное распределение по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Ребёнок дошкольного возраста не в состоянии в полном объёме овладеть приёмами обобщения и классификации, так как в этом возрасте ему ещё трудно освоить нужные для этого элементы формальной логики. Однако некоторым умениям, необходимым для овладения приёмами обобщения и классификации, научить его можно. Используя игры: «Помоги разложить предметы», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Выдели множества и назови их»

   Систематизация -  (находить закономерности) — значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

   Умозаключение – при помощи суждений делать заключение.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра. Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Игры и упражнения являются средством развития логического мышления.

   Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на первом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления.                                                                                         Классификация дидактических игр: игры с предметами, настольно - печатные, словесные.

   Игры с предметами наиболее доступны детям,  они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. В младшем дошкольном возрасте игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, показывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки определенного цвета.

   Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы, о различных профессиях. Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, в них дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции.

   Игры и упражнения являются средством развития логического мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности легко, не замечая чему его учат.

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР - НОД

 

Режим ИГР - НОД:

1.ИГРА - НОД в неделю во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность ИГРЫ - НОД в старшей группе - 25 минут, в подготовительной группе - 30 минут.

Формы и методы работы:

·        Игры – НОД

·        Игры и упражнения

·        Чтение художественной литературы

·        Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

Структура ИГР - НОД

·        Разминка (загадки, логические вопросы, головоломки)

Разминка в виде загадки, позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

·        Игры (4-5 игр  взаимосвязанных   между собой по содержанию, но разной степени сложности)

·        Физкультминутка

Физкультминутка проводится между играми.

·        Работа на рабочих листах является своеобразной рефлексией,  логическим окончанием работы.

Конспекты ИГР – НОД включают  воспитательно – образовательные задачи,   насыщены интересным содержанием. По построению и организации это увлекательные приключения, путешествия в волшебные страны, города, леса.

Единую сюжетную основу всем играм – НОД обеспечивает использование игрушки Незнайки, любимых героев Фиолетового Леса. Это создает положительный эмоциональный фон, стимулирует активность детей.

Данная программа имеет следующее материально-техническое оснащение:

·        Комплексно - тематическое планирование.

·        Подборка дидактических игр, пособий, упражнений.

·        Наличие мультимедийного оборудования (ноутбук, проектор, экран).

 

 

 

ЦИКЛ ИГР-НОД «ПРИКЛЮЧЕНИЕ НЕЗНАЙКИ» ДЛЯ

ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 

Сентябрь

 

1. ИГРА - НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Письмо от Незнайки.

Цель: Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

Материал: Картинки на нахождение сходства и отличия; игра «Сложи узор» (комплект из девяти кубиков); рабочие листы.

2. ИГРА - НОД

Раздел: Умозаключение.

Тема: Письмо от Незнайки.

Цель: Развитие воображения, наблюдательности, умение решать логические задачи, составлять узор путем комбинирования цвета и формы.

Материал: картинки на поиск лишнего предмета или наборы предметных картинок карточек, игра «Сложи узор».

3 .ИГРА – НОД

Раздел: Анализ.

Тема: Задачи от Незнайки.

Цель: Развитие внимания, памяти, сообразительности, аналитического восприятия, творческого мышления.

Материал: Предметы и игрушки; картинки разрезанные , на 4-5 частей; набор геометрических фигур.

4. ИГРА - НОД

Раздел: Умозаключение.

Тема: Разноцветные дорожки.

Цель: Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.

Материал: Резиновый мяч, игра « Сложи узор», рабочие листы.

 

Октябрь

 

1. ИГРА - НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Путешествие точки.

Цель: Развитие внимания, творческого воображения, умения делать логические выводы.

Материал: Таблицы на запоминание, игра «Сложи узор», логические задачи, рабочие листы.

2. ИГРА - НОД

Раздел: Анализ-синтез.

Тема: Загадки от Незнайки.

Цель:  Развитие комбинаторных способностей, творческого воображения, логического мышления.

Материал: схематические рисунки, набор геометрических фигур, игра «Сложи узор».

3. ИГРА – НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Найди ключи по плану.

Цель: Развитие творческого воображения, логического мышления, умения ориентироваться  в пространстве, распознавать условные обозначения.

Материал: Рабочие листы, наборы геометрических фигур, план комнаты

4. Игра – НОД

Раздел: Анализ-синтез.

Тема: Телеграмма  от Незнайки.

Цель: Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности.

Материал: Разрезные картинки, карточка,  с написанным на ней  именем ребенка, разрезанная на 4-5 частей, замок и ключи из картона в форме геометрических фигур.

 

Ноябрь

 

1. ИГРА – НОД

Раздел: Ограничение.

Тема: Волшебные палочки.

Цель: Развитие комбинаторных способностей, умения обобщать, сравнивать, выделять один предмет из группы.

Материал: Рабочие листы, счетные палочки, таблицы, с изображением геометрических фигур.

2. РАЗВЛЕЧЕНИЕ

Тема: Путешествие в долину реки Загадок.

Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.

Материал: Счетные палочки, круги диаметром 10 см красного, зеленого и желтого цвета.

3. ИГРА - НОД

Раздел: Обобщение.

Тема: Страна сказок.

Цель: Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умение обобщать,  преобразовывать, делать логические выводы,

 Материал: счетные палочки, чертежи задач головоломок, логические задачи, «Монгольская игра»

4. ИГРА - НОД

Раздел:  Обобщение

 Тема: Путешествие в чудесный лес.

Цель: Развитие творческого воображения, смекалки, умение создавать модель по образцу.

Материал: Рабочие листы с незаконченными рисунками, «Колумбово яйцо», набор цветных карандашей.

 

Декабрь

 

1. ИГРА-НОД

Раздел: Обобщение.

Тема: Город Веселых Мастеров.

Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, комбинаторных способностей, внимания,
Материал: Счетные палочки, набор геометрических фигур.

2. ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Незнайка в беде.

Цель: развитие пространственного воображения, смекалки, умения составлять задачи на преобразование.

Материал: Счетные палочки, предметные игрушки.

3. ИГРА-НОД

Раздел: Классификация.

Тема: Город Геометрических Фигур.

Цель: Развитие умения выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину - и находить предметы с заданными свойствами.

Материал: Набор картинок, знаки - символы, рабочие листы,  с начерченными таблицами 3х3 см,  карандаши, макет домика.

4. ИГРА-НОД

Раздел: Ограничение.

Тема: Путешествие по лабиринту.

Цель: Развитие пространственных представлений, аналитических способностей, освоение понятия итогового числа.

Материал: Лабиринты, палочка - указка, игрушки, силуэтные изображения тигрят.

 

Январь

 

1.ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Кот Франт в городе.

Цель: Развитие пространственного воображения, логического мышления, умения выделять несколько признаков, умения, составлять число из двух меньших.

Материал: карты-образцы построек, обручи, игрушки. Знаки-символы, карточки, деленные на три полосы.

Промежуточная диагностика.

Цель: Оценить уровень владения детьми логическими операциями.

 

Февраль

 

Развлечение.

Тема: «На что похожа клякса».

Цель: Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности, желание играть в игры с математическим содержанием.

Материал: Двойные листы бумаги с изображением «клякс», конверты с картинками.

2 ИГРА – НОД

Раздел: Классификация.

Тема: Загадки от Незнайки.

Цель: Формирование временных представлений, развитие внимания, логического мышления.

Материал: иллюстрации из серии «Времена года», предметные картинки.

3.  ИГРА - НОД

Раздел: Умозаключения.

Тема: Игра «Найдите Незнайку».

Цель: Освоение временных понятий, развитие внимания, логического мышления.

Материал: Иллюстрации к частям суток, знаки-символы, наборы геометрических фигур.

4. ИГРА - НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Возвращение Незнайки.

Цель: Развитие предвидеть результат деятельности, умение сравнивать.

Материал: Игра «Сложи квадрат», набор предметных карточек с цифрами, игра «Сложи узор», мяч.

 

Март

 

  1.ИГРА – НОД

Раздел: Умозаключения.

Тема: Воспоминания Незнайки о Волшебной Стране.

Цель: Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

Материал: Счетные палочки, набор геометрических фигур, рабочие листы.

Цикл   ИГР -  НОД «Путешествие в Фиолетовый Лес».

2.  ИГРА-НОД

Раздел: Классификация.

Тема: Путешествие в Фиолетовый Лес.

Цель: Развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы. Развивать творческое воображение, логическое мышление, память.

Материал: Панорама Фиолетового Леса, цветовые пятна, изображения ворона Метра и паука Юка, листы бумаги

3. ИГРА-НОД

Раздел: Систематизация.

Тема: Путешествие по реке.

Цель: Развитие комбинаторных способностей, логического мышления, творческого воображения, выявлять закономерность.

Материал: Игрушка лодочка, изображения уточек и гусей, таблицы с логическими задачами на поиск недостающей фигуры, рабочие листы, карандаши.

4. ИГРА-НОД

Раздел: Анализ.

Тема: Животные в Фиолетовом Лесу.

Цель: развивать умение решать логические задачи на поиск недостающей фигуры, анализировать, сравнивать.

Материал: логические таблицы, карточки с фигурами, игра «Сложи узор».

 

Апрель

 

1.  ИГРА-НОД

Раздел: Синтез.

Тема: « Ворон Метр»

Цель: Способствовать освоению приемов конструирования геометрических фигур, развивать логическое мышление, внимание, память.

Материал: Изображение ворона Метра, геометрические фигуры, квадрат Воскобовича.

2.ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Буратино.

Цель: Стимулировать развитие мыслительных способностей, развивать логическое мышление, совершенствовать ориентировку в пространстве.

Материал: Рабочие листы, картинки, календарь природы, макеты часов.

 3. ИГРА-НОД

Раздел: Анализ-Синтез.

Тема: Гусеница в Фиолетовом Лесу.

Цель: Развитие комбинаторных способностей, логического мышления, мысленно соединять в единое целое части предмета.

Материал: Рабочие листы, карандаши, таблицы (паутины), наборы геометрических фигур, иллюстрации грузовиков.

4.  ИГРА-НОД

Раздел: Умозаключения.

Тема: Праздник в Фиолетовом лесу.

Цель: Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.

Материал: Конверт 20х20, забавные цифры, картинки, разрезанные на части, герои Фиолетового Леса.

 

Май

 

Математический КВН.

Цель: Способствовать развитию находчивости, сообразительности, взаимопомощи, логического мышления

Материал: Занимательные задачки, карточки с цифрами, два листа с нарисованными геометрическими фигурами.

Диагностика

Цель:  оценить уровень развития логического мышления детей 5-6 лет.

 

 

ЦИКЛ ИГР-НОД  «ПОИСК АТЛАНТИДЫ» С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

 

Сентябрь

 

1.ИГРА – НОД

Раздел: Умозаключения.

Тема: Готовимся к поиску Атлантиды.

Цель: Развитие комбинаторных способностей путем комбинирования цвета и формы. Развитие творческого воображения, памяти.

Материал: лабиринты; игра «Сложи узор», схематическое изображение подводной лодки.

2. ИГРА-НОД

Раздел: Синтез.

Тема: Подводная лодка «Наутилиус».

Цель: Развитие  логического мышления и творческого воображения, комбинаторных способностей.

Материал: Набор открыток с изображением рыб, игра «Сложи узор», таблицы с логическими задачами на поиск недостающей фигуры; предметные картинки. 

3.  ИГРА-НОД

Тема: « Ищем Атлантиду».

Раздел: Сравнение.

Цель: Умение находить признаки сходства и различия, воссоздавать силуэты, выделять закономерность.

Материал: Силуэтные изображения амфор, наборы элементов «Вьетнамской игры», рисунок затонувшего корабля, карта Острова Сокровищ;  логические задачи.

4 . ИГРА-НОД

Раздел: Классификация.

Тема: « Мастерская гончара»

 Цель: Воссоздание силуэтов, освоение умения классифицировать объекты.

Материал: Вырезанная из картона посуда; наборы «Вьетнамской игры», три обруча разного цвета.

 

Октябрь

 

1. ИГРА-НОД

Раздел: Классификация.

Тема: « Волшебные таблички».

Цель: Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать.

Материал:  Счетные палочки, обручи.

 2. ИГРА-НОД

Раздел: Анализ.

Тема: Ребусы от Капитана Немо.

Цель: Развитие творческого воображения, умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: Логические таблицы, игра «Сложи узор», игра с тремя обручами.

3. ИГРА-НОД

Раздел: Умозаключения.

Тема: «Вьетнамская игра»

Цель: развитие  воображения, логики мышления и действий.

Материал: «Вьетнамская игра», набор геометрических фигур; карты-эмблемы.

Развлечение

Тема: «  Воз вопросов, два воза загадок, три воза картинок».

Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание  играть в игры с математическим содержанием.

Материал: Загадки, картинки, бумажная лента.

 

Ноябрь

 

1. ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Путешествие в Антарктиду.

Цель: Развитие мышления, сообразительности, смекалки, конструкторских умений, ориентации на плоскости.

Материал: Наборы геометрических фигур, плоскостные куклы –пингвины, игра «кубики для всех».

2 ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: В поисках загадочного ларца.

Цель: Развитие конструктивных умений, сообразительности, ориентации на плоскости, арифметических навыков.

Материал: Карты - схемы; предметные карточки, карточки с графическим изображением цифр.

 

Раздел: Анализ.

 Тема: Дедушка Пингвиниус Антарктидиус.

 Цель: Развитие умения анализировать, ориентироваться на плоскости,                                 

 логического мышления.

Материал: Предметные карточки, рабочие листы.

4. ИГРА-НОД

Раздел: Анализ.

Тема: Проложи маршрут.

Цель: Развитие умения ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.

Материал: Карта-схема, цветные карандаши, набор равносторонних треугольников.

 

 

 

Декабрь

 

1. ИГРА-НОД

Раздел: Анализ.

Тема: « Помирим пингвинов».

Цель: Развитие творческого воображения, умения анализировать, ориентироваться в пространстве.

Материал: Счетные палочки, треугольник, линейка, рабочие листы.

2. ИГРА-НОД

Раздел: Анализ.

Тема: Город Кругов.

Цель: Развитие логического мышления, ориентации на плоскости, умения анализировать.

Материал: Цветные карандаши, карта –схема, рабочие листы с игровой сеткой.

3. ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Город Гвина и Пина.

Цель: Развитие логического мышления, конструктивных способностей.

Материал: Геометрические фигуры и тела, бумага, пластилин, счетные палочки, наборы строительных кубиков, рабочие листы с игровым полем.

4. ИГРА-НОД

Раздел: Анализ

Тема: « Сигнал бедствия»

Цель: Развитие творческого воображения, внимания, памяти, логического мышления. Развитие конструктивных способностей, умения составить из частей целое.

Материал: Тетради, набор геометрических фигур, таблица с изображением звезд.

 

Январь

 

Промежуточная диагностика

Цель: Оценить уровень владения детьми логическими операциями.

 

1. ИГРА-НОД 

Раздел: Анализ.

Тема: « Мы космонавты».

Цель: Развитие памяти, логического мышления, умения анализировать, освоение приемов арифметических действий.

Материал: Тетради, набор геометрических фигур, таблица на поиск закономерностей.

 

Февраль

 

1. ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: Планета-Земля.

Цель: Развитие творческого воображения, логического мышления, умения предвидеть результаты деятельности, сравнивать.

Материал: Рисунки с изображением солнца, образцы узоров, рабочие листы.

2. ИГРА-НОД

Раздел: Умозаключения.

Тема: Путешествие на другую планету.

Цель: Развитие пространственного воображения, комбинаторных способностей. Освоение умения понимать двоичный код и позитивный принцип записи числа

Материал: Набор геометрических фигур, карточки с цифровым кодом.

3. ИГРА-НОД.

Раздел: Умозаключения.

Тема: Планета Юпитер.

Цель: Развитие навыков вычислительной деятельности, логического мышления, внимания.

Материал: Игры «Дроби», «Листик», «Волшебный круг».

4. ИГРА-НОД

Раздел: Классификация.

Тема: Планета Венера.

Цель:  Освоение умения классифицировать множества по трем свойствам: цвет, форма, размер, развитие пространственного  воображения, логического мышления.       

 Материал: Картинки-раскраски; набор геометрических фигур, схемы-символы.

 

  Март

 

1. ИГРА-НОД

Раздел: Систематизация.

Тема: Королевство Сладкоежек.

Цель: Развитие творческого воображения, логического мышления, упражнять в нахождении логической пары.

Материал: Рабочие листы, игра «Колумбово яйцо», таблицы.

2. ИГРА-НОД

Раздел: Классификация.

Тема: « Где наша улица?»

Цель: Развитие умения ориентироваться в ближайшем окружении, пользоваться планом-картой, классифицировать объекты, решать логические задачи.

Материал: План – карта территории детского сада, три обруча, рабочие листы с изображением цифр, знаки – символы.

3. ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение.

Тема: « Найди дорогу домой».

Цель: Развитие логического мышления, умения ориентироваться по плану, сравнивать и обобщать

Материал: Силуэты жилых домов, магазинов. Рабочие листы с изображением лабиринтов.

4. ИГРА-НОД

Раздел: Классификация. Обобщение. Сравнение.

Тема: «В библиотеке».

Цель: Развитие умения классифицировать, сравнивать и обобщать объекты, оперировать знаками,

Материал: Рабочие листы, карандаши, плакаты с примерами на сравнение.

 

Апрель

 

1.  ИГРА-НОД

Раздел: Классификация.

Тема: « Мы пришли в Торговый Центр».

Цель: Развитие умения ориентироваться по карте. Упражнять в умении увеличивать и уменьшать числа; классифицировать предметы по трем свойствам.

Материал: Предметные картинки, три обруча, план-схема местности.

2 .ИГРА-НОД

Раздел: Сравнение. Классификация.

Тема: «Почта».

Цель: Развитие творческого воображения, логического мышления, комбинаторных способностей. Освоение умения сравнивать, составлять из частей целое, классифицировать объекты по трем свойствам.

Материал: Почтовые конверты, набор геометрических фигур.

3 .ИГРА-НОД

Раздел: Умозаключение.

Тема: Познавательные и творческие задачи.

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Материал: Набор геометрических фигур, мерок (мерный стакан, палочка, карандаш, веревка, кубик). Рабочие листы.

4. ИГРА-НОД

Раздел: Систематизация.

Тема: « Найди недостающую фигуру».

Цель: Развитие творческого воображения, логического мышления, комбинаторных способностей. Освоение умения сравнивать, составлять из частей целое, классифицировать объекты по трем свойствам.

Материал: Набор геометрических фигур, таблица на поиск закономерности.

 

Май

 

Итоговое развлечение.

Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес  к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.

Материал: Цветные конверты размером 20х20см разного цвета и формы. Картинки с изображением Карандаша, разрезанные на части. Планшеты с планом-картой, таблицы на поиск недостающего изображения.

Диагностика

Цель: Оценить уровень развития логического мышления детей 6-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Бондаренко, Т.М. Комплексные  занятия в старшей группе детского сада / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.- 432с.

2.Логинова, В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В.И. Логинова / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб: Детство-пресс, 1999. –255с.

3.Михайлова, З.А. Математика от трёх до семи / З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе.- СПб: Детство-пресс, 1999 .-176с.

4.Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. / З.А. Михайлова.- М.: Просвещение, 1985.- 96с.

5. Смоленцева, А.А. Математика в проблемных ситуациях / А.А. Смоленцева, О.В. Суворова -  СПб: Детство - пресс, 2004.-112с.

6. Смоленцева, А.А. Математика до школы  / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. – СПб: Акцидент.- 1998.-191с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Приложение 1

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ

 

Задачи

Дидактические игры и упражнения

    сентябрь

§    Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.

§    Развитие наблюдательности, творческого воображения.

§    Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

§    Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

§    Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.

Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»

Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо»

Словесно – логические игры и упражнения  «Что объединяет?»,

Игры со счетными палочками,

Логические концовки

Кроссворд » Птицы»

загадки

хитрые задачки.

                                                 октябрь

§    Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

§    Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

§    Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.

§    Развитие комбинаторных способностей.

§    Развитие речи, памяти, внимания.

Игры с игрушками, картинками: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др.

«Необычные фигуры»

Задачи-шутки.

 «Подбери заплатку к коврику»,  «Чего не хватает».

Игры – головоломки со счётными палочками.

Словесно – логические игры и упражнения 

                                                  ноябрь

§    Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).

§    Развитие умения сравнивать.

·                 Развитие речи, внимания.

«Кубики для всех»,  конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.

«Найди отличия», «Четвёртый лишний».

Логические задачи.

декабрь

§    Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,

§    Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

§    Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

§    Развитие речи, мышления

Кроссворд «Растения»,  «Игры – головоломки», «Что изменилось».

«Чудесный мешочек» , «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).

Словесно – логические игры и упражнения :

«Закончи предложение», «Дополни ряд».

 

 

 

                                                   январь

§    Развитие умения кодировать практические действия числами.

§    Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

§    Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

§    Развитие речи, мышления.

Игры на преобразование геометрических фигур. « Засели соседей».

                                                                    Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». Планы – схемы: «Куда села муха?»,  «Где спрятался Мишка?» и т.д.

Словесно – логические игры и упражнения. «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».

          

                                                  февраль

§    Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

§    Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

§    Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

§    Развитие речи, мышления.

Игры: «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо».

                                                                      Игры со счетными  палочками,

«Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. Игры с картинками:  «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». Словесно – логические игры и упражнения.

 

март

§    Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

§    Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

§    Освоение понятий:  точка, прямая линия, отрезок, луч.

§    Развитие слухового внимания, памяти, речи.

 «Чудесный мешочек»,  «Что изменилось».

Игры: «Дорожки», «Домино», Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку.

 Словесно – логические игры и упражнения  : «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

                                                   апрель

§    Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

§    Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

§    Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

§    Развитие умения быстро подбирать нужное слово.

Логические концовки,                                                                            Упражнения на сравнение двух групп предметов. Игры с картинками: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево» Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд»,

«Соедини точки по порядку»

Кроссворд «Овощи и фрукты»

«Дорисуй предметы»

Загадки.

                                                               май

§    развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

§    развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

 

§    развитие находчивости, сообразительности, умения считать.

 

Упражнение «преврати пять кругов во что-то вкусное». Математические загадки. Игры – схемы: «сколько вместе?», «сколько осталось?» «торопись, да не ошибись», «рассели ласточек», «примеров много – ответ один»

Словесно – логические игры и упражнения:  «Четвёртый лишний».  «Нелепицы».

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ

 

 

Задачи

Дидактические игры и упражнения

                                                            сентябрь

·                   Развитие внимания и наблюдательности.

 

·                   Формирование представления о символическом изображении вещей.

·                   Формирование умения рассуждать.

Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.); «Мальчики» «Звери на дорожках», «Муравьи»,

 Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.

                                                  октябрь

·        Развитие конструктивных способностей.

 

·        Умение строить упорядоченные ряды по выбранному признаку.

 

·        Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

Игры – головоломки: «Хамелеон», «Кубики для всех». «Найди закономерность, дорисуй». «Торопись, да не ошибись». «Рассели ласточек», «Примеров много - ответ один». Словесно – логические игры и упражнения: «Бывает, не бывает», «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются».

 

 

 

 

Ноябрь

§     Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

·                   Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

·                   Формирование представления о символическом изображении вещей.

·                   Развитие речи, мышления

Упражнения на сравнение двух групп фигур.

Планы – схемы: «Куда села муха?»,  «Где спрятался Мишка?» и т.д.

  Словесно – логические игры и упражнения: «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».

Кроссворд «Дикие животные»

Задачи-головоломки

 

декабрь

·                   Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам.

·                   Развитие пространственных представлений.

·                   Развитие умения действовать согласно алгоритму.

·                   Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.

Посудная лавка» - альбом с заданиями; Упражнения: «Чего не хватает».                                                        Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк»  и другие подобные лабиринты.                                                    

Упражнения на сравнение двух групп фигур,  «Четвёртый лишний»,   «Нелепицы».

Математические загадки.

                                                  январь

·                   Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.

§     Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.

§     Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

·                   Формировать умение описывать определённое понятие.

«Сколько вместе?», «Сколько осталось?»– схемы к математическим задачам.                                                     

Словесно – логические игры и упражнения  : «Представь, что это?».

«Дорисуй предмет», «Колумбово яйцо», игры со счетными палочками, игры с геометрическими фигурами, логические задачи, «Соедини точки по порядку».

                                                  февраль

·                   Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и».

·                   Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам.

§     Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.

·                   Формирование умения устанавливать логические связи.

Словесно – логические игры и упражнения.

«Найди лишнее слово»,

«Продолжи ряд» (выявление закономерности).

«Колумбово яйцо»,

Логические вопросы, «Пройди по лабиринту»,

Кроссворд «Времена года»,

Игры со счетными палочками,

Математические загадки,

Речевые логические задачи, игры на преобразование геометрических фигур.

март

·                   Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта).

·                   Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции.

·                   Развитие умения сравнивать.

«Фабрика»,  «Чудо – мешочек» словесно – логические игры: «Что будет, если….»

«Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов»

Словесно – логические игры и упражнения: «Так можно, а так нельзя сравнивать»,  «Чем похожи, а чем отличаются».

 

 

                                                  апрель

·                   Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии.

·                   Упражнение в сравнении чисел, выявлении их отношений, классификации.

·                   Формирование умения кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов.

·                   Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

 

«Найди все дороги», «Где, чей домик?»

 «Математический планшет», «Логическая мозаика» -занимательные игры.

игры: «Логика и цифры»,

 «Играем в математику».

 

Словесно – логические игры и упражнения.  «Толкование пословиц»,  «Суждения»

                                                    Май     

·                   Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.

 

§     Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

·                   Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

 

Словесно – логические игры и упражнения: «Толкование пословиц»,  «Суждения»

Игры на преобразование геометрических фигур, «Дорисуй предметы»,

Разгадывание кроссворда» Куда спешат дети?»

Хитрые задачки.

 

 

 

 

Приложение 3

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

(Автор Л.Ф.Тихимирова)

Цель: Оценить уровень развития логического мышления детей5-7 лет.

 

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Объединяет и распределяет  предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Ориентируется в  пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества.

Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Умеет ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микро группах.

Низкий уровень. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация.  Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.  Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не умеет делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Плохо ориентируется  в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Варианты диагностического обследования детей.

«Определение обобщающих понятий»

Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.

Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов.

·       Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива.

·       Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка.

·       Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша.

·       На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение.

 

Оценка результата: Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0.              При повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.

8-10 баллов — высокий уровень развития.

4-7 баллов — средний уровень развития.

1-3 балла - низкий уровень развития.

 

«Определение уровня умственного развития старших дошкольников»

·        Исследование дифференциации существенных признаков предметов  и явлений от  несущественных, а также запаса знаний.

·       Исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов.

·       Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

·       Выявление умения обобщать.

Пробы для ребёнка читаются вслух.

тест №1.

Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

·       У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

·       В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

·       В году (24, 3, 12, 7) месяцев.

·       Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

·       Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).

·       Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).

·       У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

·       Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).

тест №2.

 

В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.

·       Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.

·       Река, озеро, море, мост, болото.

·       Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

·       Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.

·       Тополь, берёза, орешник, липа, осин

·       Число, плюс, минус, равно, неравно.

·       Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

·       Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

тест №3.

В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой.

Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.

·       Огурец – овощ;

·       Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).

·       Учитель – ученик;

·       Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).

·       Огород – морковь;

·       Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).

·       Цветок – ваза;

·       Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).

·       Перчатка – рука;

·       Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).

·       Тёмный – светлый;

·       Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).

·       Часы – время;

·       Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).

·       Машина – мотор;

·       Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).

·       Стул – деревянный;

·       Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).

·       Стол – скатерть;

·       Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).

тест №4.

Эти пары слов нужно назвать одним названием.

·       Метла, лопата                      Шкаф, диван

·       Окунь, карась                       День, ночь

·       Лето, зима                            Слон, муравей

·       Огурец, помидор                   Июнь, июль

·       Сирень, шиповник               Дерево, цветок

 

Оценка результатов теста.

 

    тест №1. За правильный ответ после первой попытки – 1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла.

  тест №2. За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла.

          тест №3. За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

         тест №4. Уточняющие вопросы не задаются.

Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.

                                                

                                                  Х *100%

Оценка успешности (ОУ) = ----------------, где Х – количество баллов, полученных

испытуемым.                                40

    Уровни успешности:

5-ый – 40 баллов (100%);

4-ый – 32-39 баллов (80-99%);

3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%);

2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%);

1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%).                                                   

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ (средний дошкольный возраст)

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

Развитие элементов логического мышления посредством игры в старшей группе.

Развитие элементов логического мышления посредством игры  в старшей группе....

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

«Развитие элементов логического мышления посредством игры у детей дошкольного возраста»

Основная цель в том, чтобы создать систему формирования логического мышления у детей дошкольного возраста в нерегламентированное время....

Сообщение из опыта работы: «Развитие логического мышления посредством дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...