Сообщение из опыта работы: «Развитие логического мышления посредством дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»
учебно-методический материал

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе.

Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

(дошкольное отделение «Ёлочка»)

СООБЩЕНИЕ

«Развитие логического мышления

посредством дидактического пособия

«Логические блоки Дьенеша»

Воспитатель высшей квалификационной категории:

Орехова Екатерина Сергеевна

г.о. Электрогорск

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребёнка.

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе.

Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.  

Одним из наиболее эффективного пособия и являются логические блоки Дьенеша.

Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадях, а играя.

Итак, давайте вместе заглянем в коробку и ознакомимся с его содержимым:

Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.

В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Логические игры, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики, а также аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, лучшей подготовки к школе, лучшей адаптации в новой обстановке.

Цель моей работы заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша.

С Блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы.

В предметно-развивающую среду группы включила набор логических блоков Дьенеша, дидактические средства, наглядный материал.

Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности.

Наблюдая за детьми, делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Вся работа планировалась в игровой форме. 

В младшей и средней группе давалось задание: угадай форму, цвет; найди пару; построй свой домик; выложи по картинке; продолжи ряд; что изменилось; цепочка, бусы для куклы Наташи, покажи такую же фигуру; придумай картинку.

Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности. Такой подход предупреждает утомляемость.

Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых – в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине. 

Начиная со старшей группы в работе с детьми использовала опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий.

Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), форма – соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий), величина – силуэтом дома (большой, маленький).

Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый».

На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Имеются и карточки с отрицанием свойств (не желтый…).

Предлагаю детям игры: «Кто быстрее соберёт блоки?», «Поручение», «На своё место», «Рассели жильцов», «Построй автотрассу»; расположить внутри синего обруча все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные, и слежу, чтобы дети выполняли все качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих – это обеспечивает детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову».

37.Работа с Блоками Дьенеша может быть применена как на занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома, в конструировании – в процессе моделирования, и в подвижных играх, и в рисовании и аппликации – моделируем узор, орнамент, в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной игровой деятельности.

Большой интерес для меня представляют сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах – их символическими свойствами (или наоборот, т.к. детям интересно положить «денюжку» в кошелек).

Ребята заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 3 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т.п.).

В старшей группе игра усложняется: предмет уже выбирается по двум признакам (к примеру, большая и круглая). Кроме отдела игрушек, в игру можно включить отдел «Овощи-фрукты».

Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша могут быть «Почта» и «Поезд»; с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места, в качестве предметов-заместителей, а адрес на доме обозначается кодовыми карточками.

Аналогично, «Поезд» - билеты, места.

Таким образом, использование логических блоков Дьенеша для логико-математического развития детей в сюжетно-ролевой игре будет эффективным если вводить в игры карточки-символы, блоки Дьенеша (как предметы заместители) стараясь не терять при этом принцип самих блоков – выполнение детьми мыслительных операций.

Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства, возможность верно улавливать причинно-следственные связи – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического математического мышления – залог будущей успешности наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Развитие речи детей посредством дидактических игр"

Сообщение из опыта работы, в котором вы узнаете, какие дидактические игры помогают обогащать и активизировать словарный запас, развивают фонематических слух воспитанников младшего (3-4г.) и старшего (...

Из опыта работы "Развитие познавательных способностей посредством дидактических игр"

Игра занимает главное место в жизни ребенка. Игра дошкольника не просто способ интересно провести досуг, это образ жизни, сфера развития и проявления личных качеств....

Сообщение из опыта работы "Развитие творческого мышления дошкольников с использованием кругов Луллия"

В сообщении делюсь опытом, какие игры с использованием Кругов Луллия можно провести в свободную деятельность и на занятиях для развития творческого мышления дошкольников....

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...

Педсовет "Развитие логического мышления у детей с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Для решения проблемы развития логического мышления на всех уровнях исследования (от социально-логического до методического) необходима единая концептуальная основа, чётко обозначенные исходные позиции...

Сообщение из опыта работы «ФЭМП у дошкольников посредством дидактических игр и ИКТ».

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Но формирование элементарных математических предст...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...