«Дидактические игры, для усвоения элементарных математических понятий»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Николаева Ольга Викторовна

«Дидактические игры,

для усвоения элементарных  математических понятий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры,

для усвоения элементарных  математических понятий»

Программное содержание:

•   Закрепить умения определять временные отношения (дни недели, месяцы), умение ориентироваться на плоскости.

•   Совершенствовать навык прямого и обратного счёта в

пределах 13, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками («+»,«-», «=»,).

•   Способствовать формированию мыслительных операции при составлении и решение задач.

•   Развивать память, мышление и воображение.

•   Воспитывать самостоятельность, умение работать в

коллективе.

Предварительная работа с детьми: решение логических задач, примеров с использованием числового отрезка; разучивание текста и движение пальцев рук пальчиковой гимнастики. Материал к занятию:

•   Демонстрационный: теремок, звери из пальчикового театра: мышка, заяц, волк, медведь; цифровые карточки от О До10; готовый образец домика для игры «Засели домик», нарисованный ключ, мяч.

•   Раздаточный: цифровые карточки от 0 до 10, линейки, красный карандаш, веер цифровой, схема домика, счетные палочки, знаки «+», «-», «=».

•   Оборудование: доска, магнитофон, наборное полотно. Словарная работа: условие задачи, вопрос, решение, целая и часть.

Методические приемы: наглядный, словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей), игровой (пальчиковая игра, физминутка), самоанализ.

Структура занятия:

1. Разминка (с мячом).

2. Игровая ситуация (чтение письма).

3. Задание №1 (Игра «Придумай задачу»).

4. Задание №2 (Игра «Найди задуманное число»).

5. Задание №3 (Игра «Построй такую же фигуру»).

6. Задание №4 (Игра «Засели домик»).

7. Задание №5 (Графический диктант).

8. Итог занятия.

Организация детей: сидят за столами по 2 ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Заходим в группу, приветствуем приглашенных гостей. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Сегодня будет интересное занятие по математике, вы должны показать свои знания, готовность идти в школу.Для начало проведем игру с мячом «Отвечай, не зевай!».

- Какой сегодня день недели?

- Какой был вчера?

- Какой будет завтра?

- Какой день идет после субботы?

- Сколько дней в неделе?

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяца?

- Какой сейчас месяц?

- Назови времена года?

- Сколько месяцев в году?

_В каком месяце вы пойдете в школу?

Воспитатель: А сейчас сели на свои места. Ребята чуть не забыла.

Сегодня к нам в гости пришли лесные звери. У них очень большая

проблема и они просят вас о помощи.

Лесные звери:

- Дорогие ребята! Мы знаем , что все большие детки учатся в

школе. Мы тоже хотим учиться в школе. А чтобы нас взяли в

лесную школу нам надо пройти тестирование . Задания такие

трудные помогите нам, пожалуйста!

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем лесным зверятам?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Я думай, что вы все справитесь? Тогда сели прямо,

спинки выпрямили. Начинаем выполнять задания . Читаю первое

задание! «Придумайте задачу и решите её!»

Воспитатель: Ребята, вспомните, из каких частей состоит задача?

ребенок: Задача состоит из условия, вопроса и решение её.

Воспитатель: Дети, внимательно рассмотрите картинку и

составьте по ней задачу. Решение выложите с помощью цифровых

карточек. (Дети работают за столами) А кто выполнит задание, тот

поднимет руку.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас к доске выйдет Софья и озвучит свою задачу.

ребенок: На яблоне созрели 10 яблок, 5 из них сорвали. Сколько яблок осталось на дереве? Вопрос: Сколько яблок осталось на дереве? Решение: 10-5=5.

Воспитатель: Молодец. Давайте сейчас послушаем Амира. ребенок: На ветке сидело 5 птичек. Из них 2 птички улетели. Вопрос: Сколько осталось на ветке птичек? Решение: 5-2 = 3 птичек.

Лесные звери: Молодцы справились с заданием. Воспитатель: Да наши ребята готовы идти в школу, они обязательно выполнять все задания. И вас научат, а вы внимательно наблюдайте за ними!

Задание №2. «Угадать задуманное число». Слушайте внимательно. Задуманному числу, если прибавить 3 получится 9. какое число задумано?» На мольберте появляется запись:

* + 3 = 9

Воспитатель: Для того , чтобы вам легче было выполнять это

задание посмотрите на эту таблицу. Ребята будьте внимательны.

Работаем с цифровыми веерами. И так, какое число задумано?

Дети: Задумано число 6.

Воспитатель: А почему ты думаешь, что это число 6?

ребенок: Потому что 9 , это 6 и 3.

Голос говорит: Молодцы, ребята. Слушайте следующий вопрос. Я

задумал число, если от него отнять 2 получится 7. какое число я

задумал?

На мольберте появляется другая запись:

* -2 = 7

Воспитатель: Ребята смотрим на таблицу и показываем

цифровыми веерами. Какое число задумано? (Дети показывают

веерами число 9)

Воспитатель: Сережа, как ты думаешь, какое число задумано?

ребенок: Я думаю, что это число 9. Потому что 9, это 2 и 7.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.

Воспитатель: Озвучиваю задание №3. задание со счетными

палочками. Слушайте внимательно.

- Выложите из четырех палочек квадрат. (Дети работают за столами)

- Возьмите еще одну палочку и поставьте так, чтобы из квадрата получилось 2 треугольника. (Убираем палочки)

- Отсчитайте 11 палочек и составьте 2 квадрата: большой и маленький.

- Отсчитайте 7 палочек. Составьте 3 равных треугольника.

Лесные звери: Ребята, вы такие сообразительные! Мы бы никогда

не додумались бы! Молодцы!

Воспитатель: Да, спасибо! Наши ребята очень смекалистые и это

им очень пригодится в школе.

А сейчас проверю, как вы знаете цифры. Я предлагаю вам поиграть

в игру «Живые цифры».

Карточки — цифры лежат на полу. Дети под музыку танцуют. Как

музыка остановится дети поднимают карточки и смотрят. На

слова воспитателя «Стройся по порядку», дети выстраиваются

вряд, ориентируясь на цифру соседа. Игра повторяется 1 — 2 раза,

при этом дети меняют цифры. Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Продолжаем решать задания! Читаю следующее

задание «Заселите домики числами». У вас на столах лежат домики.

Расселите числа так, чтобы 2 соседние числа в сумме составили

число 10.

Дети делятся на три команды по своему желанию и работают за

столами, заселяют домики числами.

Проверка фронтальная с комментированием.

Воспитатель: Ребята, какие числа вы расположили на первом

этаже?

ребенок: На первом этаже расположились 1 и 9.

Воспитатель: Почему?

ребенок: Потому что, 10 это 1 и 9.

Воспитатель: Молодец. А в втором этаже Дима ты, какие числа

расположил?

ребенок: Во втором этаже 2 и 8.

Воспитатель: У всех так? Почему 2 и 8?

ребенок: Потому что, 2 и 8 = 10.

Воспитатель: А на третьем этаже у Далии какие числа

расположены?

ребенок: На третьем этаже 3 и 7, потому что, 10 это 3 и 7.

Воспитатель: А на четвертом этаже какие числа?

ребенок: На четвертом этаже 4 и 6, потому что, 10 это 4 и 6.

Воспитатель: Молодец. А на пятом этаже какие числа

расположила Софья?

ребенок: На пятом этаже числа 5 и 5, потому что, 10 это 5 и 5.

Воспитатель: Молодцы ребята. И с этим заданием вы справились.

Идем дальше. «Напишите графический диктант».

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем путешествовать по

клеточкам. Сядьте ровно. Положите перед собой листы бумаги и

возьмите карандаш. Путешествие начинается с красной точки. С

этой точки подниметесь на 4 клеточки вверх, одну клеточку вправо.

Две клеточки вниз, одну клеточку вправо. А теперь 2 клеточки

вверх, одну - вправо. Две клеточки вниз, 8 клеток вправо, 4 - вверх.

Будьте очень внимательны. 5 клеток вправо, 10 клеток вниз, 5

клеток влево, 4 клеток вверх и 11 клеток влево. И все положили

карандаши.

- Дима нам скажет, что же у него получилось?

Дима: Это ключ!

Воспитатель: У всех получилось ключ? Молодцы.

Лесные звери: Ребята, спасибо вам за помощь! Все оказывается не

так то и трудно! Мы все поняли. Мы желаем вам , хорошо учиться в

школе! Не ленитесь! Учитесь только на 5-ки и 4- ки.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы преодолели и выполнили все

задания. Воспитатель: Вы, ребята, сегодня помогли лесным зверям, сделали хорошее дело! Вам занятие понравилось? Какие задания

были для вас легкими, а какие трудными? На этом наше занятие

подошло к концу. Все молодцы и всем - спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста.

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому в...

Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ

В данной статье раскрыты вопросы усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх, а также приведена картотека дидактических игр....

Учебно- методическое пособие. Дидактическая игра на закрепление обобщающих понятий "4-й лишний"

Дидактическая игра на закрепление обобщающих понятий .  Рекомендуется детям 4-7 лет.Цели игры:- данная игра учит группировать предметы методом исключения;- активизирует внимание;- развивает мышле...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»

Данный конспект комплекса занятий с использованием дидактических игр  по развиитию речи  предназначен для педагогов ДО. Цель -закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами пр...

Выступление по тем: «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний» игра «Зима – Лето»

            Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природове...

Дидактическая игра на усвоение характера музыки. «Удивительный светофор».

Программное содержание: Внимательно слушать музыку, определять её характер.Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих детей) с изображением светофора, фишки. Внутри кружочков-фонарей на св...