«Дидактические игры, для усвоения элементарных математических понятий»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
«Дидактические игры,
для усвоения элементарных математических понятий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры,
для усвоения элементарных математических понятий»
Программное содержание:
• Закрепить умения определять временные отношения (дни недели, месяцы), умение ориентироваться на плоскости.
• Совершенствовать навык прямого и обратного счёта в
пределах 13, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками («+»,«-», «=»,).
• Способствовать формированию мыслительных операции при составлении и решение задач.
• Развивать память, мышление и воображение.
• Воспитывать самостоятельность, умение работать в
коллективе.
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, примеров с использованием числового отрезка; разучивание текста и движение пальцев рук пальчиковой гимнастики. Материал к занятию:
• Демонстрационный: теремок, звери из пальчикового театра: мышка, заяц, волк, медведь; цифровые карточки от О До10; готовый образец домика для игры «Засели домик», нарисованный ключ, мяч.
• Раздаточный: цифровые карточки от 0 до 10, линейки, красный карандаш, веер цифровой, схема домика, счетные палочки, знаки «+», «-», «=».
• Оборудование: доска, магнитофон, наборное полотно. Словарная работа: условие задачи, вопрос, решение, целая и часть.
Методические приемы: наглядный, словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей), игровой (пальчиковая игра, физминутка), самоанализ.
Структура занятия:
1. Разминка (с мячом).
2. Игровая ситуация (чтение письма).
3. Задание №1 (Игра «Придумай задачу»).
4. Задание №2 (Игра «Найди задуманное число»).
5. Задание №3 (Игра «Построй такую же фигуру»).
6. Задание №4 (Игра «Засели домик»).
7. Задание №5 (Графический диктант).
8. Итог занятия.
Организация детей: сидят за столами по 2 ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Заходим в группу, приветствуем приглашенных гостей. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Сегодня будет интересное занятие по математике, вы должны показать свои знания, готовность идти в школу.Для начало проведем игру с мячом «Отвечай, не зевай!».
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Какой день идет после субботы?
- Сколько дней в неделе?
- Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяца?
- Какой сейчас месяц?
- Назови времена года?
- Сколько месяцев в году?
_В каком месяце вы пойдете в школу?
Воспитатель: А сейчас сели на свои места. Ребята чуть не забыла.
Сегодня к нам в гости пришли лесные звери. У них очень большая
проблема и они просят вас о помощи.
Лесные звери:
- Дорогие ребята! Мы знаем , что все большие детки учатся в
школе. Мы тоже хотим учиться в школе. А чтобы нас взяли в
лесную школу нам надо пройти тестирование . Задания такие
трудные помогите нам, пожалуйста!
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем лесным зверятам?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Я думай, что вы все справитесь? Тогда сели прямо,
спинки выпрямили. Начинаем выполнять задания . Читаю первое
задание! «Придумайте задачу и решите её!»
Воспитатель: Ребята, вспомните, из каких частей состоит задача?
ребенок: Задача состоит из условия, вопроса и решение её.
Воспитатель: Дети, внимательно рассмотрите картинку и
составьте по ней задачу. Решение выложите с помощью цифровых
карточек. (Дети работают за столами) А кто выполнит задание, тот
поднимет руку.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас к доске выйдет Софья и озвучит свою задачу.
ребенок: На яблоне созрели 10 яблок, 5 из них сорвали. Сколько яблок осталось на дереве? Вопрос: Сколько яблок осталось на дереве? Решение: 10-5=5.
Воспитатель: Молодец. Давайте сейчас послушаем Амира. ребенок: На ветке сидело 5 птичек. Из них 2 птички улетели. Вопрос: Сколько осталось на ветке птичек? Решение: 5-2 = 3 птичек.
Лесные звери: Молодцы справились с заданием. Воспитатель: Да наши ребята готовы идти в школу, они обязательно выполнять все задания. И вас научат, а вы внимательно наблюдайте за ними!
Задание №2. «Угадать задуманное число». Слушайте внимательно. Задуманному числу, если прибавить 3 получится 9. какое число задумано?» На мольберте появляется запись:
* + 3 = 9
Воспитатель: Для того , чтобы вам легче было выполнять это
задание посмотрите на эту таблицу. Ребята будьте внимательны.
Работаем с цифровыми веерами. И так, какое число задумано?
Дети: Задумано число 6.
Воспитатель: А почему ты думаешь, что это число 6?
ребенок: Потому что 9 , это 6 и 3.
Голос говорит: Молодцы, ребята. Слушайте следующий вопрос. Я
задумал число, если от него отнять 2 получится 7. какое число я
задумал?
На мольберте появляется другая запись:
* -2 = 7
Воспитатель: Ребята смотрим на таблицу и показываем
цифровыми веерами. Какое число задумано? (Дети показывают
веерами число 9)
Воспитатель: Сережа, как ты думаешь, какое число задумано?
ребенок: Я думаю, что это число 9. Потому что 9, это 2 и 7.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.
Воспитатель: Озвучиваю задание №3. задание со счетными
палочками. Слушайте внимательно.
- Выложите из четырех палочек квадрат. (Дети работают за столами)
- Возьмите еще одну палочку и поставьте так, чтобы из квадрата получилось 2 треугольника. (Убираем палочки)
- Отсчитайте 11 палочек и составьте 2 квадрата: большой и маленький.
- Отсчитайте 7 палочек. Составьте 3 равных треугольника.
Лесные звери: Ребята, вы такие сообразительные! Мы бы никогда
не додумались бы! Молодцы!
Воспитатель: Да, спасибо! Наши ребята очень смекалистые и это
им очень пригодится в школе.
А сейчас проверю, как вы знаете цифры. Я предлагаю вам поиграть
в игру «Живые цифры».
Карточки — цифры лежат на полу. Дети под музыку танцуют. Как
музыка остановится дети поднимают карточки и смотрят. На
слова воспитателя «Стройся по порядку», дети выстраиваются
вряд, ориентируясь на цифру соседа. Игра повторяется 1 — 2 раза,
при этом дети меняют цифры. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Продолжаем решать задания! Читаю следующее
задание «Заселите домики числами». У вас на столах лежат домики.
Расселите числа так, чтобы 2 соседние числа в сумме составили
число 10.
Дети делятся на три команды по своему желанию и работают за
столами, заселяют домики числами.
Проверка фронтальная с комментированием.
Воспитатель: Ребята, какие числа вы расположили на первом
этаже?
ребенок: На первом этаже расположились 1 и 9.
Воспитатель: Почему?
ребенок: Потому что, 10 это 1 и 9.
Воспитатель: Молодец. А в втором этаже Дима ты, какие числа
расположил?
ребенок: Во втором этаже 2 и 8.
Воспитатель: У всех так? Почему 2 и 8?
ребенок: Потому что, 2 и 8 = 10.
Воспитатель: А на третьем этаже у Далии какие числа
расположены?
ребенок: На третьем этаже 3 и 7, потому что, 10 это 3 и 7.
Воспитатель: А на четвертом этаже какие числа?
ребенок: На четвертом этаже 4 и 6, потому что, 10 это 4 и 6.
Воспитатель: Молодец. А на пятом этаже какие числа
расположила Софья?
ребенок: На пятом этаже числа 5 и 5, потому что, 10 это 5 и 5.
Воспитатель: Молодцы ребята. И с этим заданием вы справились.
Идем дальше. «Напишите графический диктант».
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем путешествовать по
клеточкам. Сядьте ровно. Положите перед собой листы бумаги и
возьмите карандаш. Путешествие начинается с красной точки. С
этой точки подниметесь на 4 клеточки вверх, одну клеточку вправо.
Две клеточки вниз, одну клеточку вправо. А теперь 2 клеточки
вверх, одну - вправо. Две клеточки вниз, 8 клеток вправо, 4 - вверх.
Будьте очень внимательны. 5 клеток вправо, 10 клеток вниз, 5
клеток влево, 4 клеток вверх и 11 клеток влево. И все положили
карандаши.
- Дима нам скажет, что же у него получилось?
Дима: Это ключ!
Воспитатель: У всех получилось ключ? Молодцы.
Лесные звери: Ребята, спасибо вам за помощь! Все оказывается не
так то и трудно! Мы все поняли. Мы желаем вам , хорошо учиться в
школе! Не ленитесь! Учитесь только на 5-ки и 4- ки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы преодолели и выполнили все
задания. Воспитатель: Вы, ребята, сегодня помогли лесным зверям, сделали хорошее дело! Вам занятие понравилось? Какие задания
были для вас легкими, а какие трудными? На этом наше занятие
подошло к концу. Все молодцы и всем - спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста.
В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому в...
Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ
В данной статье раскрыты вопросы усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх, а также приведена картотека дидактических игр....
Учебно- методическое пособие. Дидактическая игра на закрепление обобщающих понятий "4-й лишний"
Дидактическая игра на закрепление обобщающих понятий . Рекомендуется детям 4-7 лет.Цели игры:- данная игра учит группировать предметы методом исключения;- активизирует внимание;- развивает мышле...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»
Данный конспект комплекса занятий с использованием дидактических игр по развиитию речи предназначен для педагогов ДО. Цель -закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами пр...
Практическое занятие: разработка слушателями дидактических игр по развитию познавательной деятельности «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний»
Дидактическая игра –важное средство умственного воспитания ребенка....
Выступление по тем: «Дидактическая игра – средство усвоения, закрепления и углубления знаний» игра «Зима – Лето»
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природове...
Дидактическая игра на усвоение характера музыки. «Удивительный светофор».
Программное содержание: Внимательно слушать музыку, определять её характер.Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих детей) с изображением светофора, фишки. Внутри кружочков-фонарей на св...