ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Дорошенко Наталья Васильевна

Данный конспект комплекса занятий с использованием дидактических игр  по развиитию речи  предназначен для педагогов ДО. Цель -закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами просьбы. Сопутствующая цель - фор­мировать грамматическую правильность речи: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей живот­ных во множественном числе, родительном падеже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_na_usvoenie_rechevogo_etiketa.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»

Цель игры - активизировать в речи детей различные варианты выражений, а также  просьбы.

Оборудование к игре: Разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры. В игре может участвовать 5-7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. А почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную фразу воспитателя. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение:  Игра в дальнейшем предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо ...» В игре можно использовать и дополнительные задания.

Воспитатель:  Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок:  Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. В игре необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу.

Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

-  Если тебе не трудно .... Будь добр...

-  Ты не мог бы ...? Я тебя очень прошу, ...

-   Сделай доброе дело, передай....

-    Передай, пожалуйста ...

«Заколдованный гном»

Воспитатель рассказывает: «В одном дальнем – предальнем  лесу жил очень добрый и веселый гном. Он дружил со всеми зверятами в лесу. Звери с удовольствием прибегали к его  домику  потому что гном знал много сказок и смешных историй, он умел играть во все игры на свете. Лесные зверушки любили  его  еще  и за то, что он был удивительно вежливым и приветливым.

Но однажды злой волшебник  Группи – Группи - Ян заколдовал гнома: он забыл все сказки и игры, забыл добрые и вежливые слова. Вместо доброго и веселого гнома в лесу появился сердитый, невоспитанный гном. Он не улыбался  зверятам,  не говорил им вежливых слов, не утешал маленьких и не затевал с ними интересных игр. Он только грубил всем и без конца ссорился со своими друзьями. Все зверята разбежались от дома гнома подальше, и гном заскучал. Шли дни и недели, но друзья не возвращались. Гномик загоревал, загрустил, а вокруг никого - даже пожаловаться некому.

Старая мудрая ворона услыхала его плач, опустилась пониже, внимательно посмотрела на гнома и сказала ему:

- Тебя околдовал кто-то, ты все хорошее забыл. Но забытое можно вспомнить. Иди к людям, они помогут тебе вспомнить все хорошее. Но запомни, что из людей тебе могут помочь только дети. Дети научат тебя всему, что знают сами, они научат тебя добрым и вежливым словам, научат рассказывать сказки, играть. Иди к ним и будь прилежен. Пр-р-рощай !

Ворона улетела, а гном стал собираться в дорогу. Так гном попал в наш детский сад. Давайте, поможем ему снова стать Добрым и веселым, чтобы его снова полюбили зверята» . - Дети вспоминают все формы речевого этикета.

«Справочное бюро»

Цель игры - закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами просьбы. Сопутствующая цель - формировать грамматическую правильность речи: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей животных во множественном числе, родительном падеже.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, что малыши медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. - разбрелись по лесу потеряли свой дом (раскладывает карточки с изображением Малышей лицевой стороной вниз), сидят и плачут, не зная, как  попасть домой. Давайте, поможем малышам, узнаем в справочном бюро, где живут малыши и отведем их к маме.

-  Кто хочет помочь малышам?

Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей (У меня маленькие ежата), воспитатель предлагает ребенку:

-  Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.

В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку - куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка, в справочном бюро дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».  Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

«Волшебный ключ»

Цель - закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры. Игра проводится с детьми 4-6 лет в ходе бытовой деятельности. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (собираться на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверной проем и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь отопрет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так  уже  Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?»

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

-  Разрешите, пройти.

-  Разрешите, пожалуйста.

-  Позвольте пройти.

-  Пропустите меня, пожалуйста. Вы не могли бы пропустить меня? Если можно, пропустите, пожалуйста. Извините, я могу пройти?

«СЕКРЕТ В СУНДУЧКЕ»

Цель - закрепить умения детей 4-6 лет использовать в речи различные варианты просьб-побуждений.

Ход игры. Игра проводится либо фронтально, либо подгруппами, либо индивидуально. Воспитатель сообщает, что у куклы Тани в сундучке что-то спрятано. Если Таню попросить вежливо, то она покажет свой секрет. От лица Тани воспитатель добивается употребления детьми разных вариантов выражения просьбы («Если можно, покажи, что у тебя в сундучке»; «Будь добра, ...» ; «Покажи, пожалуйста, ...»; «Ты можешь показать ...?» и т.п.).

«Вежливые отгадки»

Цель - закрепить у детей 4-6 лет умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирается ведущий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, проговаривая в такт движению:

Раз, два, три, четыре, пять

Постарайся угадать,

Кто тебя сейчас похвалит,

Комплемент тебе подарит?

С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплемент.

«Пряничная избушка»

 Цель игры - закрепить в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Ход игры. Игра предназначена для дошкольников пятого-шестого годов жизни. В игре участвуют от 2 до 3-4 участников. Игра построена по типу «гусак». Играющие по очереди бросают кубик и отсчитывают игровые ходы. Смысл игры в том, чтобы сестра с братом убежали от медведя. Первый ход делает играющий за детей. Далее ходы чередуются. Когда «дети» добегают до красного кружка (до орехового кустика, лисы, уточек), они должны вежливо попросить спрятать их от догоняющего медведя. Дети должны назвать как можно больше вариантов просьбы. За каждый удачно названный вариант   «медведь» делает один ход назад, за неудачный - остается на месте; «если же «дети» не называют ни одного варианта просьбы, то они должны вернуться назад на указанный красной стрелой кружок.

Младшим детям в этой игре может помогать добрая  волшебная сила (ветер, эхо, солнце, фея, лесовичок), подсказывая нужную фразу, которую играющие дети повторяют. В роли волшебной силы выступают старшие дети.

После того, как дети усвоят игру и могут играть без участия воспитателя, назначаются арбитры. Их задача - оценивать ответы играющих объективно. Если мнения арбитров не совпали, они обращаются к педагогу. Арбитры обязаны быть предельно вежливыми и корректными.

«Незнайка знакомится с детьми»!

Воспитатель:  - Здравствуйте, дети. Давайте познакомимся. Меня зовут Анна  Валентиновна (обращаясь к ребенку).

-  А тебя как зовут? ... Очень приятно.

-  А твое имя как? ... Очень красивое имя.

-  А ты кто? ... Я очень рада.

-  А как зовут эту девочку?

-  А мальчика?

-  Как зовут воспитателя? няню? Заведующую?

А сейчас к вам придет знакомиться один сказочный герой (Заходите Незнайка).

Незнайка:  - Здравствуйте, дети! Дети: - Здравствуй, Незнайка.

Незнайка: - Я хочу познакомиться с детьми. Что мне нужно говорить?

Воспитатель: - Дети, кто поможет Незнайке? Что ему нужно говорить? А как еще можно знакомиться?

Воспитатель после ответов детей подводит итог, обращаясь к Незнайке:

-  Нужно подойти и спросить: «Как тебя зовут?» А когда тебе ответят, назвать сове имя: «Меня зовут Незнайка». Так ты познакомишься со всеми детьми.

Незнайка: - А можно наоборот, сначала назвать свое имя, а дотом спросить, как зовут ребенка?

Воспитатель: - Ну, конечно, можно! Знакомиться можно по-разному, например:

-  Меня зовут Незнайка, а тебя как:

-  Мое имя Незнайка. А твое как?

-  Я - Незнайка. А ты кто?

Незнайка знакомится с детьми, используя образцы.

Незнайка: - А как познакомиться со взрослыми? Ведь, чтобы обратиться ко взрослому, нужно знать его имя?

Воспитатель: - Нужно сказать: извините, пожалуйста, как Вас зовут?

Незнайка обращается с эти вопросом к няне, воспитателю.

«Назови имя»

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и говорит: «Как тебя зовут?» (Как твое имя? Ты - кто?). Ребенок ловит мяч и отвечает: «Меня зовут Катя» (Мое имя Света, Я - Костя.)

Далее воспитатель задает следующие вопросы: - Как зовут мальчика рядом с тобой? - Как зовут девочку в красном платье? - Как зовут твою подругу (друга)? - Как зовут твою маму (сестру, брата)? Один вопрос воспитатель задает нескольким Детям подряд. Для тренировки внимания и скорости речевой реакции вопросы задаются вразброс.

«Незнайка привел своих друзей знакомиться»

Незнайка: - Ребята, я рассказал о вас своим друзьям, и они тоже захотели с вами познакомиться.

На столе стоят несколько игрушек (3-4). Столько же детей выходят знакомиться с ними.

Саша: - Как тебя зовут?

Гном: - Меня зовут Вася. Я - Гном. А тебя как? (Роль гнома выполняет воспитатель).

Саша: - А я - Саша. Очень рад познакомиться.

Саша получает в руки гнома. Теперь он исполняет его Роль. Следующий ребенок, который захочет познакомиться с гномом Васей, заменит Сашу. Саша может знакомиться со следующей понравившейся игрушкой. Упражнение длится пока все дети познакомятся с куклами.

«Остановимся - познакомимся»

Дети образуют два круга: маленький и большой. С куклами в руках они перемещаются в двух кругах в разном направлении (вправо-влево) и поют:

Мы бежим, бежим, бежим, Потому, что мы спешим. А теперь мы остановимся И друг с другом познакомимся.

Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большого круга. По сигналу круги опять перемещаются под музыку. Дети знакомят кукол с новыми соседями.

-  «Знакомьтесь, мой друг...» Незнайка приводит своего друга Знайку:

-  Ребята, я хочу представить вам своего друга. Он очень хотел с вами познакомиться. Незнайка подходит к нескольким детям и говорит:

-  Познакомьтесь, пожалуйста. Это - Знайка, а это - Сережа. Дети могут пожать руку Знайке или просто кивнуть головой и отвечают:

-  Очень. Очень приятно. Рад познакомиться и т.д. После того, как Незнайка представил Знайку пяти-шести детям, он вспоминает, что очень спешит по какому-либо делу, и просит этих детей познакомить Зайку с остальными детьми. Теперь роль знакомящего выполняют поочередно дети, представляя своих друзей и товарищей.

«Теремок»

Дети распределяют роли «мышки», «лягушки», «зайца»» «лисички», «волка» и «медведя». Всех зверей может быть по несколько, только «медведь-ловишка» должен быть один. Играющие берутся за руки, идут по кругу и поют:  

 Стоит в поле теремок, теремок

 Он не низок, не высок, не высок.

 Вот по полю, полю мышка бежит,

У дверец остановилась и стучит. «Мышки» вбегают в круг и спрашивают: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Никто не отвечает и мышки остаются в кругу. Дети снова идут по кругу и вызывают других «зверей». Каждый вызванный задает тот же вопрос, что и предыдущий, а ему отвечают дети, стоящие внутри круга. Я - мышка-норушка, Я - лягушка-квакушка и т.д.

Остается один «медведь». Он ходит в круг и на вопрос: «А ты кто?» - кричит : «А я - мишка - всех ловишка». Дети убегают, «медведь» их ловит.

«Страна знакомств»

Воспитатель: - Я расскажу вам об одной сказочной стране. В одной сказочной стране все жители очень любили знакомиться друг с другом. Эта страна так и называлась - Страна Знакомств. Как только жители страны встречали на улице незнакомого прохожего, они тут же говорили: «Давай знакомиться», затем протягивали друг другу руки и называли свое имя. И вот однажды оказалось, что в стране не осталось ни одного незнакомого жителя. Знакомиться стало неинтересно: все знали, как друг друга зовут. И тогда жители Страны Знакомств сделали вот что: они каждый день придумывали себе новое имя. И знакомиться стало опять интересно, ведь теперь уже никто не знал, какие имена у его знакомых. Вот такие веселые жители были в этой стране.

Воспитатель предлагает детям поиграть в жителей Страны Знакомств. По кругу расставляются по 2 стульчика спинками друг к другу. Дети сидят на стульях. Под музыку или бубен внешний друг детей бежит влево, а внутренний - вправо. Когда музыка смолкает, дети занимают стульчики, рядом с которым остановились. Затем поворачиваются к своему соседу и знакомятся.

Правила игры:

1. Бежать и останавливаться по сигналу.Знакомиться с соседом по правилам Страны Знакомств (используя знаковые речевые штампы).

2.При каждом знакомстве придумывать себе новое имя.

«Поговорите с Незнайкой»

Воспитатель:  - Незнайке очень понравился наш детский сад и он хочет больше узнать о нем и о вас, дети. Сейчас он вам позвонит и расспросит обо всем. Не забывайте с ним здороваться и прощаться.

Незнайка звонит каждому ребенку:

-  Алло! Здравствуй, Оля.

-  Здравствуй, Незнайка.

-  Как называется твой детский сад?

-  «Радуга»

-  Спасибо. До свидания, Оля!

-  До свидания, Незнайка.

Примерные вопросы по теме «Детский сад».

-   Как зовут заведующую детского сада?

-   В какую группу ты ходишь?

-   Как зовут вашу воспитательницу?

-    Как зовут няню?

Кто тебя приводит в детский сад?

-   Что ты любишь делать в детском саду?

-    В какие игры вы играете?

-    Что ты не любишь делать в детском саду?

-     Какие у тебя есть игрушки и т.д.

«Как вы скажете?»

Незнайка рассказывает, что с ним сегодня не поздоровался один мальчик. Незнайка хочет проверить, знают ли дети, как нужно здороваться в разных ситуациях. На каждый вопрос, отвечают 3-4 детей.

1.Вы встретили на улице друга или подружку, как вы с ней поздороваетесь?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

2.  К нам в группу пришла заведующая - Людмила Александровна, как вы с ней поздороваетесь?

3.  Как вы прощаетесь с воспитателем, когда идете домой?

4.  Как вы приветствуете маму или папу?

5. У кого есть сестра или брат? Как они с вами здороваются?

6. Как вы прощаетесь с родителями, когда идете спать?

7. Как вы поздороваетесь, если кто-нибудь из взрослых скажет вам «здравствуй»?

8. Что вы говорите утром, когда заходите в группу?

9. К вам вечером пришли гости, как вы с ними поздороваетесь?

10.Если вы здороваетесь со всеми детьми, как вы скажете: «здравствуй» или «здравствуйте»?

В ответах обращать внимание, чтобы дети после приветствия называли имя (отчество) собеседника.

«Исправьте Незнайку»

- Незнайка все перепутал. Послушайте, как он здоровается и прощается:

-   Незнайка пришел утром в детский сад и сказал: «Добрый вечер».

-  Незнайка встретил воспитательницу на улице и сказал: «До свидания, Анна Валентиновна».

-  Незнайка пришел к другу в гости и сказал: «Прощай!»

-  Вечером Незнайка пошел прогуляться и всем прохожим говорил: «Доброе утро!»

- Незнайке сказали: «Здравствуй, Незнайка». А он ответил: «Всего доброго».

- Незнайке сказали: «До свидания», а он забыл, что надо говорить.      

-   Утром Незнайка позвонил по телефону и сказал: «Добрый вечер».

«У кого шарик»

Дети с помощью считалки выбирают водящего, который уходит за дверь или отворачивается и закрывает глаза. Остальные дети рассаживаются на стульчиках или ковре. Воспитатель прячет у кого-нибудь из детей маленький шарик (или Другой мелкий предмет), и зовет водящего: «Найди, у кого шарик».

Дети: «Волшебный шарик спрятал тот, кто скажет все наоборот».

Водящий для того, чтобы узнать, у кого шарик, поочередно с каждым здоровается или прощается. Все дети правильно отвечают на приветствие или прощание, только «заколдованный» ребенок (тот, у кого шарик), должен ответить неправильно, например: - Здравствуй, Ира;

- До свидания, Оля;

-  Привет, Саша - Спокойной ночи, Оля;

-   Добрый вечер, Коля - Доброе утро, Оля и т.д.

По несоответствующей реплике водящий обнаружит шарик: «Шарик у Сережи!» Сережа становится водящим. Игра  продолжается.

«Незнайка учится просить»

Незнайка пришел в группу расстроенный, чуть не плачет.

Воспитатель: - Здравствуй, Незнайка! Что случилось?

Незнайка: - Я хотел принести игрушки детям, а продавец в магазине мне их не дал.

Воспитатель: - Почему? Ты его хорошо попросил?

Незнайка: - Конечно, хорошо! Я спешил и сказал так: « Я опаздываю к детям в детский сад! Немедленно дайте мне игрушки!»

Воспитатель: - Теперь понятно! Незнайка, ведь ты невежливо, грубо попросил. Разве так надо просить?

Незнайка: - Подумаешь, какая разница: вежливо или невежливо?

Воспитатель: - А вот садись к детям и послушай мою сказку, тогда и поймешь, есть разница или нет.

Как петушок и курочка иголку просили. Воспитатель рассказывает.

Жила-была девочка Машенька. И были у нее петушок да курочка. Целый день Машенька по хозяйству управляется, а петушок и курочка рядом ходят, помогают.

Рвала Маша крыжовник с колючего куста да пальчик и уколола. Сидит девочка и плачет: болит пальчик, никак занозу не достать

Прибежала курочка и петушок за ней:

-   Не плачь, Машенька» Чем тебе помочь?

-   Бегите скорее к елочке, просите у нее иголку вытащить занозу. Да просите вежливо!

-    Вот еще! - подумал петушок. - Не буду я вежливо просить, и так даст!

Подбежал он к елочке, ножками затопал, крыльями захлопал и закричал во все горло:

-   Ку-ка-ре-ку! А ну, елка, подавай иголку, да побыстрей!

Обиделась елка, насупилась, выставила колючие иголки - подходи, уколю! А тут и курочка подбежала:

-  Красавица-елочка, зеленая иголочка! Дай, пожалуйста, иголку Машеньке занозу вытащить.

Подобрала елка, опустила свои иголки - бери какую хочешь!

-   Спасибо тебе, елочка!

Взяла курочка иголку и быстрее к Маше. Вытащила Маша занозу и улыбнулась:

-   Спасибо, курочка!

А петушку спасибо не сказала. А почему, как вы думаете? Незнайка: - Как же мне попросить игрушки для детей? Может быть дети мне подскажут?

«Незнайка раздает игрушки»

Незнайка приносит много игрушек и расставляет их по полочкам:

Воспитатель: - Какие красивые игрушки принес Незнайка! Ты дашь рассмотреть их детям, Незнайка?

Незнайка: - Дам тому, кто правильно умеет просить.

Воспитатель: - Незнайка, дай мне, пожалуйста, куклу.

Незнайка: - Возьмите.

Воспитатель: - Спасибо.

Когда все игрушки розданы, дети рассмотрели их, Незнайка просит каждого вернуть игрушки. Затем игра повторяется снова. Дети могут просить другую игрушку. Раздает игрушки кто-либо из детей.

После 2-3 раз дети оставляют игрушки у себя и играют с ними. Дети могут просить игрушки друг у друга, обмениваться ими. Незнайка следит, вежливо ли дети просят, благодарят ли?

«Незнайка помогает накрывать на стол» К кукле должны прийти подружки, а стол не накрыт, чай не готов. Кукла просит Незнайку помочь ей все приготовить. Роль куклы исполняют дети:

-   Незнайка, постели скатерть на стол, пожалуйста.

-   Я постелил.

-   Спасибо!

-   Незнайка, поставь чашки, пожалуйста. Я поставил. Спасибо и т.д.

«Мы идем на прогулку»

Незнайка хвастает, что девочка просила его застегнуть пальто, а он ответил: «Вот еще! Сама застегивай!» Воспитатель стыдит его.

-  Дети, кто не может сам застегнуть пальто или шубу? Завязать шарф, шапку? Завязать шнурки?

-   Света, кого ты попросишь помочь тебе?

-   А ты Вадик?

Как нужно попросить? Как нужно поблагодарить?

-   А теперь, когда мы пойдем одеваться, вы все будьте внимательны друг к другу. Не забудьте правильно просить или благодарить за помощь. А Незнайка послушает и поучится. Дети договариваются, кто кому будет помогать, кому поможет воспитатель. На прогулке Незнайка интересуется:

-    Света, кого ты попросила помочь тебе? Как ты говорила?

-    Вадик, кто тебе помогал одеваться? Как ты просил? Что сказал потом? и т.д.

«Незнайка помогает убирать»

Дети убирают игрушки, наводят порядок в группе. Незнайка решил помочь им, но он не знает, с чего ему начать, что делать. Воспитатель, а затем дети подсказывают ему, что делать:

-  Незнайка, вытри стол, пожалуйста.

-   Я вытер стол.

-  Спасибо.

-  Незнайка, вытри пыль на шкафу, пожалуйста.

-  Я вытер пыль.

-  Спасибо.

-  Сложи кубики, пожалуйста ... Спасибо!

-  Вытри окно, пожалуйста ... Спасибо!

Роль Незнайки исполняет ребенок.

«Незнайка учится извиняться»

Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришли Незнайка и куклы Катя и Света. А. где же Катя и Света? Незнайка, ты не знаешь, где они?

Незнайка: - Они обиделись на меня и ушли.

Воспитатель: - Как же ты их обидел? Ну-ка, рассказывай!

Незнайка: - Мы играли в мяч. Я бросил мяч Свете, а попал в лужу и забрызгал платье. Она и обиделась.

Незнайка: - Я не знаю, как надо извиняться.

Воспитатель: - А как же ты обидел Катю?

Незнайка: - Она сказала, что я плохой мальчик, а я дернул ее за косичку. И она тоже упала.

Воспитатель: - Незнайка, ты и правда будешь плохой мальчик, если не извинишься перед Светой и Катей!

Незнайка: - Ну что же мне нужно им говорить? Может дети подскажут? Кто знает? (спрашивает у детей).

Воспитатель: (подводя итог) - нужно сказать: «Извини, пожалуйста, я не хотел», или можно так: «Простите меня, пожалуйста, я не нарочно». Незнайка: - Анна Валентиновна, как же я скажу, что я не нарочно, если я Катю сам дернул за косичку!

Воспитатель: - Тогда скажи так: «Катя, прости меня, пожалуйста, я больше не буду тебя обижать».

Незнайка: - Хорошо, я попробую...

Воспитатель приносит кукол и Незнайка извиняется:

Незнайка: - Света, извини меня, пожалуйста, я не хотел тебя обрызгать, так получилось...

Света: - Ладно, я не обижаюсь.

Незнайка: - Катя, прости меня, пожалуйста, я больше не буду тебя обижать!

Катя: - Хорошо, я тоже тебя прощаю!

Воспитатель: - Вот и хорошо! А вы, дети, запомните, как нужно говорить, если вдруг нечаянно вы обидите своих друзей? Как ты скажешь, Света? А ты, Коля? и т.д.

Воспитатель: - Дети , а у вас бывали такие ситуации, когда зам приходилось извиняться? Может быть такое случалось с кем-нибудь из ваших друзей? Вспомните и расскажите об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета

Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета размещена в сборнике "Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: про...

Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗ

Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗШатовкина Н. В., областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи дет...

Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.

Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.Актуальность исследования объясняется тем, что на современном этапе общ...

Дидактические игры для обучения детей речевому этикету

Проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна, поскольку именно в этот  возрастной период закладывается фундамент моральных принципов, актив...