Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Андреева Мария Владимировна

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.

Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).

В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.

Наиболее сложно родовые понятия усваивают дети с общим недоразвитием речи. Специалисты выделяют ряд специфических трудностей и ошибок в этом процессе. Они связаны как с бедностью словарного запаса, так и с особенностями формирования семантических языковых связей у дошкольников с ОНР.

Один из самых эффективных методов словарной работы – дидактическая игра.

Рассмотрим, как разные виды дидактических игр способствуют формированию родовых понятий у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rodovye_ponyatiya.doc552.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида №2360 Г.Москвы

«Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста»

подготовила

учитель-логопед

Андреева Мария Владимировна

г. Москва

2012

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.

Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).

В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.

Наиболее сложно родовые понятия усваивают дети с общим недоразвитием речи. Специалисты выделяют ряд специфических трудностей и ошибок в этом процессе. Они связаны как с бедностью словарного запаса, так и с особенностями формирования семантических языковых связей у дошкольников с ОНР.

Один из самых эффективных методов словарной работы – дидактическая игра.

Рассмотрим, как разные виды дидактических игр способствуют формированию родовых понятий у детей.

В дошкольной педагогике все дидактические игры традиционно делят на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Вид дидактической игры

Цели и содержание  дидактической игры

Роль в формировании родовых понятий

Игра с предметами

Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Подготовительный этап, эмпирический, накопление знаний и представлений об окружающем мире

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Создание основы для формирования процессов классификации и обобщения.

 По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Начало формирования классификации и обобщение, появление родовых понятий, усвоение родовых понятий на основе наглядного материала (предметов)

Настольно-печатные игры (разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и пр.)

Нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется обобщение, установление связи между предметами. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры направлены на развитие памяти, внимания, мышления и воображения.

Формирование родовых понятий  на основе наглядного материала (изображения предметов).

Словесные игры (построены на словах и действиях играющих)

Дети решают разнообразные мыслительные задачи:

  • описывают предметы и явления, выделяя характерные, существенные их признаки, а также отгадывают по описанию ("Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет")
  • находят признаки сходства и различия, сравнивают и сопоставляют предметы и явления; находят алогизмы в суждениях ("Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?")
  • группируют предметы по различным свойствам, признакам, обобщают их и классифицируют ("Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом")
  • развитие сообразительности, быстроты мышления, чувства юмора ("Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает")

Формирования родовых понятий  без наглядной опоры, на основе вербального материала.

Дидактические игры на усвоение родовых понятий.

Дидактические игры с предметами.

«Дом куклы Даши» 

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Электроприборы», «Мебель»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование:

Кукольный дом с наполнением.

Содержание игры:

Педагог предлагает детям различные сюжеты, которые требуют называния предметов обстановки кукольного дома и объединение их по родовым признакам.

Например, Даше нужно навести порядок в доме. Достаньте мебель, протрите её тряпочкой. А посуду уберите в коробку. И т.д.

«Сбор урожая» 

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование: 

Две корзины, столик. 

Содержание игры:

Данная игра может носить соревновательный характер – дети делятся на команды. Но на начальных этапах обучения предпочтительнее не торопить детей, дать им время разобраться в правилах, подумать над правильным ответом.

На столике раскладываются муляжи овощей и фруктов (фруктов и ягод; грибов и ягод), даётся задание разложить все предметы по корзинкам – в одну фрукты, в другую - овощи.

«Чудо – дерево»

Цели:

Закреплять знания детей о различных родовых понятиях («Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Продукты»), учить детей дифференцировать родовые понятия.

Оборудование: 

Игрушка – «Чудо-дерево», муляжи овощей, фруктов, ягод, продуктов.

Содержание игры:

На чудо-дерево педагог вешает муляжи двух и более групп предметов, объединённых родовыми понятиями. Произнося «волшебные» слова: «Вереницей мы пойдём, в сад волшёбный попадём, что с него мы соберём?», взявшись за руки, дети подходят и снимают с дерева любой предмет, называя его, относя к определённой группе родовых понятий. Второй вариант: педагог просит собрать предметы, относящиеся к одному родовому понятию. Возможна командная игра.

«Оденем куклу по сезону» 

Цели:

Знакомить детей с родовыми понятиями «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Времена года»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.

Оборудование:

Куклы, кукольные принадлежности (одежда, обувь, головные уборы). 

Содержание игры:

Педагог предлагает детям выбрать и назвать одежду (обувь, головной убор) для куклы в соответствии с выбранным временем года. Игра может носить соревновательный характер.

«Соберём Незнайку в школу»

Цели:

Учить детей различать родовые понятия «Школьные принадлежности», «Игрушки»»; учить употреблять их в собственной речи, обосновывать свой выбор.

Оборудование:

Кукла Незнайка, школьный портфель, школьные принадлежности, игрушки. 

Содержание игры:

Педагог показывает детям портфель, собранный Незнайкой для школы, и просит проверить, всё ли он сделал правильно – не взял ли лишние, ненужные в школе предметы, не забыл ли школьные принадлежности. Дети помогают Незнайке, объясняя свой выбор.

Настольно печатные дидактические игры.

«Идём в магазин» 

Цели:

Закреплять знания детей о различных родовых понятиях («Мебель», «Посуда», «Музыкальные инструменты», «Продукты», «Одежда, обувь, головные уборы», «Игрушки», «Фрукты и овощи»).

Оборудование:

Игра – лото «Магазин» (большие карточки с изображением магазинов и маленькие – с различными предметами)

Содержание игры:

Дети подбирают «товары» к «магазину», относя предметы к тому или иному родовому понятию.

“Назови одним словом”

Цели:

Учить детей выделять существенные признаки родовых понятий, закреплять их названия.

Оборудование:

 Картинки с изображением предметов, соответствующих родовым понятиям.

Содержание  игры:

Необходимо назвать одним словом серию картинок.  Подобрать ещё 2-3 подходящие картинки (или назвать слова).

«Таблицы»

Цели:

Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении предметов, закреплять знания детей о родовых понятиях.

Оборудование:

Таблицы, разделенные на 9 клеток (наполнение зависит от задач занятия)

Содержание игры:

Дети рассматривают таблицу и отвечают на вопросы педагога.

Например:

Таблица№1

Вопросы к таблице №1:

  1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
  2. Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их.

(Воробей, голубь, дятел, снегирь.)

  1. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше насекомых, а не зверей.)
  2. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован на таблице? (На три.)
  3. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать столбик с рядом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)

  1. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое)

Таблица№2

Вопросы к таблице №2:

1. Назовите рыб.

2. Назовите птиц.

3. Кого больше — птиц или рыб?

4. Назовите всех морских животных. Какое самое крупное?

5. Какое животное обитает в холодном Северном море?

6.Сравните животных первого и второго столбиков. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому животному.)

7.Что общего у всех животных? (Все они живут в воде.)

Словесные дидактические игры.

«Да или нет»

Цели: учить детей на слух определять принадлежность предмета к определённой группе родовых понятий, развитие внимания и памяти.

Оборудование:

Нет

Содержание игры:

Педагог предлагает детям говорить «да», когда они услышат названия одной группы предметов (например, одежды, животных, цветов и т.д.), и говорить «нет», если слово не относится к данной группе.

«Загадай-ка»

Цели:

Учить детей выделять существенные признаки родового понятия.

Оборудование:

Нет

Содержание игры:

Первый вариант – педагог загадывает родовое понятие и сообщает его существенные признаки, дети отгадывают. Второй вариант – дети сами загадывают родовое понятие.

«Назови три предмета»

Цели:

Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховую память.

Оборудование:

Мяч

Содержание игры:

Первый вариант – подобрать родовое понятие к трём предметам. Второй вариант – назвать три предмета, подходящих к определённому родовому понятию.

«Внимательные ушки» 

Цели:

Учить детей дифференцировать родовые понятия, развивать речеслуховое внимание и память.

Оборудование:

Нет

Содержание игры:

Для объяснения правил используется рифмовка:

«Если слышишь …(фрукты) – прыгай!

Ну а …(ягоды) – сиди, никуда не уходи!»

Действия могут варьироваться по желанию педагога. В подготовительной группе возможна дифференциация 3 понятий.

«Повторяйка»

Цели:

Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховое внимание и память.

Оборудование:

Мяч

Содержание игры:

Педагог называет детям несколько слов, они повторяют слова, относящиеся к одному родовому понятию. Используется рифмовка:

«Повторяй-ка за мной, не зевай!

Только …(овощи, транспорт и.т.д.) ты выбирай!»

Список использованной литературы:

1. Артемова Л.В. « Окружающий мир в дидактических играх».

«Просвещение», Москва, 1992.

 2.Богуславская  З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,Москва Просвещение, 1991

3. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми».

«Владос», Москва, 1994.

4.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду».

«Мозаика – Синтез», 2007.

Список источников иллюстраций:

1.Клипы и рисунки из коллекции Microsoft Office Word 2007

2.Интернет – ресурсы:

?id=277364569-36-72&n=21thttp://im8-tub-ru. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=625045901-62-72&n=21[1]yandex.net/i?id=277&21p://imru.yandex.net/i?id=2773645672&n=21Размещено на



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

Роль дидактической игры в формировании эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста

Введение............................................................................................................. 3  Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы...................

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...