Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.
Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).
В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.
Наиболее сложно родовые понятия усваивают дети с общим недоразвитием речи. Специалисты выделяют ряд специфических трудностей и ошибок в этом процессе. Они связаны как с бедностью словарного запаса, так и с особенностями формирования семантических языковых связей у дошкольников с ОНР.
Один из самых эффективных методов словарной работы – дидактическая игра.
Рассмотрим, как разные виды дидактических игр способствуют формированию родовых понятий у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rodovye_ponyatiya.doc | 552.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида №2360 Г.Москвы
«Дидактические игры на усвоение родовых понятий у детей дошкольного возраста»
подготовила
учитель-логопед
Андреева Мария Владимировна
г. Москва
2012
В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.
Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).
В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.
Наиболее сложно родовые понятия усваивают дети с общим недоразвитием речи. Специалисты выделяют ряд специфических трудностей и ошибок в этом процессе. Они связаны как с бедностью словарного запаса, так и с особенностями формирования семантических языковых связей у дошкольников с ОНР.
Один из самых эффективных методов словарной работы – дидактическая игра.
Рассмотрим, как разные виды дидактических игр способствуют формированию родовых понятий у детей.
В дошкольной педагогике все дидактические игры традиционно делят на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Вид дидактической игры | Цели и содержание дидактической игры | Роль в формировании родовых понятий |
Игра с предметами | Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. | Подготовительный этап, эмпирический, накопление знаний и представлений об окружающем мире |
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. | Создание основы для формирования процессов классификации и обобщения. | |
По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. | Начало формирования классификации и обобщение, появление родовых понятий, усвоение родовых понятий на основе наглядного материала (предметов) | |
Настольно-печатные игры (разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и пр.) | Нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется обобщение, установление связи между предметами. Запоминание состава, количества и расположения картинок. Эти игры направлены на развитие памяти, внимания, мышления и воображения. | Формирование родовых понятий на основе наглядного материала (изображения предметов). |
Словесные игры (построены на словах и действиях играющих) | Дети решают разнообразные мыслительные задачи:
| Формирования родовых понятий без наглядной опоры, на основе вербального материала. |
Дидактические игры на усвоение родовых понятий.
Дидактические игры с предметами.
«Дом куклы Даши»
Цели:
Знакомить детей с родовыми понятиями «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда», «Электроприборы», «Мебель»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.
Оборудование:
Кукольный дом с наполнением.
Содержание игры:
Педагог предлагает детям различные сюжеты, которые требуют называния предметов обстановки кукольного дома и объединение их по родовым признакам.
Например, Даше нужно навести порядок в доме. Достаньте мебель, протрите её тряпочкой. А посуду уберите в коробку. И т.д.
«Сбор урожая»
Цели:
Знакомить детей с родовыми понятиями «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.
Оборудование:
Две корзины, столик.
Содержание игры:
Данная игра может носить соревновательный характер – дети делятся на команды. Но на начальных этапах обучения предпочтительнее не торопить детей, дать им время разобраться в правилах, подумать над правильным ответом.
На столике раскладываются муляжи овощей и фруктов (фруктов и ягод; грибов и ягод), даётся задание разложить все предметы по корзинкам – в одну фрукты, в другую - овощи.
«Чудо – дерево»
Цели:
Закреплять знания детей о различных родовых понятиях («Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Продукты»), учить детей дифференцировать родовые понятия.
Оборудование:
Игрушка – «Чудо-дерево», муляжи овощей, фруктов, ягод, продуктов.
Содержание игры:
На чудо-дерево педагог вешает муляжи двух и более групп предметов, объединённых родовыми понятиями. Произнося «волшебные» слова: «Вереницей мы пойдём, в сад волшёбный попадём, что с него мы соберём?», взявшись за руки, дети подходят и снимают с дерева любой предмет, называя его, относя к определённой группе родовых понятий. Второй вариант: педагог просит собрать предметы, относящиеся к одному родовому понятию. Возможна командная игра.
«Оденем куклу по сезону»
Цели:
Знакомить детей с родовыми понятиями «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Времена года»; закреплять знания детей по этим родовым понятиям, учить употреблять их в собственной речи, учить детей дифференцировать данные родовые понятия.
Оборудование:
Куклы, кукольные принадлежности (одежда, обувь, головные уборы).
Содержание игры:
Педагог предлагает детям выбрать и назвать одежду (обувь, головной убор) для куклы в соответствии с выбранным временем года. Игра может носить соревновательный характер.
«Соберём Незнайку в школу»
Цели:
Учить детей различать родовые понятия «Школьные принадлежности», «Игрушки»»; учить употреблять их в собственной речи, обосновывать свой выбор.
Оборудование:
Кукла Незнайка, школьный портфель, школьные принадлежности, игрушки.
Содержание игры:
Педагог показывает детям портфель, собранный Незнайкой для школы, и просит проверить, всё ли он сделал правильно – не взял ли лишние, ненужные в школе предметы, не забыл ли школьные принадлежности. Дети помогают Незнайке, объясняя свой выбор.
Настольно печатные дидактические игры.
«Идём в магазин»
Цели:
Закреплять знания детей о различных родовых понятиях («Мебель», «Посуда», «Музыкальные инструменты», «Продукты», «Одежда, обувь, головные уборы», «Игрушки», «Фрукты и овощи»).
Оборудование:
Игра – лото «Магазин» (большие карточки с изображением магазинов и маленькие – с различными предметами)
Содержание игры:
Дети подбирают «товары» к «магазину», относя предметы к тому или иному родовому понятию.
“Назови одним словом”
Цели:
Учить детей выделять существенные признаки родовых понятий, закреплять их названия.
Оборудование:
Картинки с изображением предметов, соответствующих родовым понятиям.
Содержание игры:
Необходимо назвать одним словом серию картинок. Подобрать ещё 2-3 подходящие картинки (или назвать слова).
«Таблицы»
Цели:
Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении предметов, закреплять знания детей о родовых понятиях.
Оборудование:
Таблицы, разделенные на 9 клеток (наполнение зависит от задач занятия)
Содержание игры:
Дети рассматривают таблицу и отвечают на вопросы педагога.
Например:
Таблица№1
Вопросы к таблице №1: |
(Воробей, голубь, дятел, снегирь.)
Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.)
|
Таблица№2
Вопросы к таблице №2: |
1. Назовите рыб. 2. Назовите птиц. 3. Кого больше — птиц или рыб? 4. Назовите всех морских животных. Какое самое крупное? 5. Какое животное обитает в холодном Северном море? 6.Сравните животных первого и второго столбиков. Что вы заметили общего? (По одной рыбе, одной птице, одному морскому животному.) 7.Что общего у всех животных? (Все они живут в воде.) |
Словесные дидактические игры.
«Да или нет»
Цели: учить детей на слух определять принадлежность предмета к определённой группе родовых понятий, развитие внимания и памяти.
Оборудование:
Нет
Содержание игры:
Педагог предлагает детям говорить «да», когда они услышат названия одной группы предметов (например, одежды, животных, цветов и т.д.), и говорить «нет», если слово не относится к данной группе.
«Загадай-ка»
Цели:
Учить детей выделять существенные признаки родового понятия.
Оборудование:
Нет
Содержание игры:
Первый вариант – педагог загадывает родовое понятие и сообщает его существенные признаки, дети отгадывают. Второй вариант – дети сами загадывают родовое понятие.
«Назови три предмета»
Цели:
Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховую память.
Оборудование:
Мяч
Содержание игры:
Первый вариант – подобрать родовое понятие к трём предметам. Второй вариант – назвать три предмета, подходящих к определённому родовому понятию.
«Внимательные ушки»
Цели:
Учить детей дифференцировать родовые понятия, развивать речеслуховое внимание и память.
Оборудование:
Нет
Содержание игры:
Для объяснения правил используется рифмовка:
«Если слышишь …(фрукты) – прыгай!
Ну а …(ягоды) – сиди, никуда не уходи!»
Действия могут варьироваться по желанию педагога. В подготовительной группе возможна дифференциация 3 понятий.
«Повторяйка»
Цели:
Закреплять знания детей о родовых понятиях, развивать речеслуховое внимание и память.
Оборудование:
Мяч
Содержание игры:
Педагог называет детям несколько слов, они повторяют слова, относящиеся к одному родовому понятию. Используется рифмовка:
«Повторяй-ка за мной, не зевай!
Только …(овощи, транспорт и.т.д.) ты выбирай!»
Список использованной литературы:
1. Артемова Л.В. « Окружающий мир в дидактических играх».
«Просвещение», Москва, 1992.
2.Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,Москва Просвещение, 1991
3. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми».
«Владос», Москва, 1994.
4.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду».
«Мозаика – Синтез», 2007.
Список источников иллюстраций:
1.Клипы и рисунки из коллекции Microsoft Office Word 2007
2.Интернет – ресурсы:
?id=277364569-36-72&n=21thttp://im8-tub-ru. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=625045901-62-72&n=21[1]yandex.net/i?id=277&21p://imru.yandex.net/i?id=2773645672&n=21Размещено на
[1] http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=277364569-36-72&n=21
(фрукты и овощи)
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=166210061-63-72&n=21
(чудо-дерево)
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=48135285-36-72&n=21
(рюкзак)
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=471515598-40-72&n=21
(кукла)
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=544524206-04-72&n=21
(кукольный дом)
http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=95604368-29-72&n=21
(«Идём в магазин»)
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=379264592-52-72&n=21
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=532065665-54-72&n=21
(занятия в детском саду)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для родителей по теме «Дидактические игры – как средство формирования правильного произношения детей дошкольного возраста»
Знакомство родителей с использованием дидактических игр...
Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."
Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...
Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.
В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....
Роль дидактической игры в формировании эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста
Введение............................................................................................................. 3 Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы...................
Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"
Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...